Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ролло Мэй – раненый целитель.



Ролло Рис Мэй (21 апреля, 1909 — 22 октября, 1994) — известный американский психолог и психотерапевт, теоретик экзистенциальной психологии. В своих произведениях подвергает тщательному рассмотрению основные проблемы человеческой экзистенции: добро и зло, свобода, ответственность и судьба, творчество, вина и тревога, любовь и насилие. Наиболее известная работа Мэя «Любовь и воля» (англ. Love and Will) стала американским национальным бестселлером.

Ролло Риз Мэй родился 21 апреля 1909 года в городке Ада, штат Огайо. Он был старшим из шести сыновей Эрла Тайтла Мэя и Мэти Баутон Мэй. Всего детей в семье было семеро — самой старшей была сестра. Вскоре после рождения мальчика семья переехала в Марин-Сити, штат Мичиган, где он и провел свои детские годы.

Родители Ролло были людьми малообразованными и никак не поощряли интеллектуальное развитие детей. Неудивительно, что российские переводчики изрядно поломали голову, дабы мало-мальски деликатно перевести те нелестные характеристики, которыми Мэй наградил мать в своих воспоминаниях. Лишенный ощущения душевной близости в семейном кругу, мальчик находил упоение в единении с природой. По окончании университета Р. Мэй много путешествовал по восточной и южной Европе, писал картины и изучал народное творчество, он успел в качестве свободного художника побывать в Турции, Польше, Австрии и других странах.

Вскоре вернувшись на родину, Р. Мэй поступает в семинарию Теологического, чтобы найти ответы на основные вопросы о природе и человеке, вопросы, в решении которых религия играет не последнюю роль. Во время учебы в семинарии Теологического общества Р. Мэй познакомился с известным теологом и философом Паулем Тиллихом, После двух лет служения церкви Р. Мэй разочаровался в выбранном пути и оставил религию.

Дальнейший выбор был сделан под влиянием давнишней встречи с А. Адлером: Р. Мэй решил изучать психоанализ в Институте психиатрии, психоанализа и психологии Алансона Уайта. Возможно, Р. Мэй так и остался бы одним из тысяч рядовых преподавателей или психотерапевтов, если бы с ним не произошло судьбоносное событие — одно из тех, которые, по определению Сартра, способны перевернуть всю человеческую жизнь. Р. Мэй неожиданно заболел туберкулезом и вынужден был провести около двух лет в санатории в Сарнаке, в сельской местности на севере штата Нью-Йорк. Эффективных методов лечения туберкулеза в ту пору не существовало, и эти годы еще далеко не старый человек буквально провел на краю могилы. Сознание полной невозможности противостоять тяжелой болезни, страх смерти, томительное ожидание ежемесячного рентгеновского обследования, всякий раз означавшего либо приговор, либо отсрочку, — все это медленно подтачивало волю, усыпляло инстинкт борьбы за существование.

Осознав, что все эти, казалось бы, вполне естественные переживания приносят страдания не меньшие, чем физический недуг, Р. Мэй попытался сформировать у себя отношение к болезни как к части своего бытия в данный отрезок времени. Он понял, что беспомощная и пассивная позиция усугубляет течение болезни. Заинтересовавшись во время болезни феноменами страха и тревоги, Р. Мэй начал изучать труды классиков, посвященные этой теме, — в первую очередь Фрейда, а также Кьеркегора, датского философа и теолога, прямого предшественника экзистенциализма ХХ века. Мэй высоко ценил Фрейда, но предложенная Кьеркегором концепция тревоги как скрытой от сознания борьбы против небытия затронула его более глубоко. Наиболее известная его книга — «Любовь и воля» — вышла в 1969 году, стала бестселлером и в следующем году была удостоена премии Ральфа Эмерсона. А в 1972 году Нью-Йоркское общество клинических психологов присудило Р. Мэю премию доктора Мартина Лютера Кинга-мл. за книгу «Власть и невинность».

Человек, с точки зрения Мэя, живет настоящим, для него актуально в первую очередь то, что происходит здесь и сейчас. Профессионально самоосуществляясь в рамках экзистенциального подхода Р. Мэй пытается методологически обосновать онтологические корни крепнущей у него на глазах тенденцией к дегуманизации человека, на то что людей можно воспринимать и описывать как некие объекты, тем самым сводя их до уровня вещей.

Р. Мэй подчеркивал основные положения характеризующие основные направление экзистенциальной мысли применительно к психотерапевтической практике:

Во-первых, это идея о том, что существование (existence)предшествует сущности (essence);

Во-вторых, экзистенциализм не признает разрыва между субъектом и объектом.

В-третьих, люди ищут смысл своей жизни.

В-четвертых, экзистенциалисты придерживаются той точки зрения, что каждый из нас в первую очередь сам отвечает за то, что он есть и чем он становится.

В-пятых, экзистенциалисты вообще отвергают принцип объяснения явлений, лежащий в основе всякого теоретического знания. Прежде чем перейти к изложению психологических взглядов Ролло Мэя, кратко рассмотрим два основных понятия, создающих идейный каркас экзистенциализма, а именно — бытие-в-мире и небытие.

Бытие-в-мире.

Для объяснения природы человека экзистенциалисты придерживаются так называемого феноменологического подхода. По их мнению, мы живем в мире, который лучше всего может быть понят с нашей собственной точки зрения.

Основное понятие единства личности и окружающей среды выражается немецким термином Dasein, что означает «существовать в мире» и обычно переводится как бытие-в-мире. Дефисы в этом термине указывают на единство субъекта и объекта, личности и мира.

Небытие.

Бытие-в-мире необходимо вызывает понимание себя как живущего, явившегося в мир существа. С другой стороны, такое понимание приводит к страху небытия или несуществования.

«Чтобы охватить значение своего существования, человеку нужно охватить сперва тот факт, что он может не существовать, что каждую секунду он находится награни возможного исчезновения и не может игнорировать неизбежность смерти, наступление которой невозможно запрограммировать на будущее»

Ролло Мэй говорил: «Мы боимся небытия и от того комкаем наше бытие».

Тревога.

В классическом психиарическом варианте большинство теорий придерживались точки зрения, согласно которой высокие уровни тревожности указывают на наличие невроза или другой формы психопатологии. В книге «Значение тревоги» Р. Мэй утверждал, что движущей силой поведения человека во многих случаях является чувство страха или тревоги, которое появляется у него всякий раз при возрастании чувства неопределенности, неуверенности, зыбкости своего бытия.

Смерть — это безусловная составляющая нашей жизни, и, рано или поздно, каждому придется встретиться с ней.

Свобода не может существовать без тревоги, также как и тревога не может существовать без осознания возможности свободы. Однако тревога может быть как нормальной, так и невротической .

Вина

Мы уже говорили, что чувство тревоги возрастает, когда мы стоим перед проблемой реализации наших возможностей. В случае, когда мы отрицаем сами возможности, когда у нас не получается правильно распознавать нужды близких нам людей или когда мы пренебрегаем нашей зависимостью от окружающего мира, нарастает чувство вины (guilt).

Термин « вина », как и термин «тревога», употреблялся Р. Мэем при описании бытия-в-мире. В этом смысле понятия, описываемые данными терминами, можно счесть понятиями онтологическими, то есть относящимися к природе бытия, а не к чувствам, возникающим в особых ситуациях или в результате каких-то поступков.

Способность делать выбор предполагает наличие некоторой структуры, на основе которой этот выбор производится. Структура, в которой мы осмысляем свой прошлый опыт и соответственно представляем себе будущее, называется интенциональностью. Этим понятием возможно перебросить мост через пропасть между субъектом и объектом. Ведь не смотря на то что «объект» наделен всей мощью бытия для реализации этих возможностей ему необходим «субъкт».

Забота, любовь и воля.

«Забота - это состояние, при котором нечто имеет значение». Заботиться по-настоящему - значит рассматривать другого человека как действительно близкое существо, принимать его боль, радость, сожаление или чувство вины как свои собственные.

Единство любви и воли.

Мэй утверждал, что современное общество страдает от нездорового разделения любви и воли. Понятие любви связывают с чувственным влечением, отождествляют его с сексом, тогда как понятию воли приписывают значение упорной решимости в достижении целей и реализации каких-либо амбиций (хрестоматийным примером является в данном случае так называемая «воля к власти»).

Когда любовь рассматривают как секс, она становится явлением временным и лишается обязательств; воля исчезает и остается одно только желание. Когда понятие воли сужается до воли к власти, возникает эффект самоотчуждения субъекта. Обращая внимание лишь на собственные нужды, он быстро лишается страстности и пыла. Реальная забота уступает место чистому манипулированию.

Публикации:


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1053; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь