Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 4. Значение методических положений искусства эпохи Возрождения
· Художники эпохи Возрождения и их вклад в методику преподавания рисования. · Художественные мастерские эпохи Возрождения — боттеги, Ченнино Ченнини, Альберти, Леонардо да Винчи, А. Дюрер, Леонардо да Винчи, Микеланджело. · Начало научного метода преподавания. · Методические установки Леонардо да Винчи. · Основа методики обучения рисунку - рисование с натуры, изучение анатомии. · Метод обрубовки как метод обобщения формы. · Метод завесы. · Теория цвета, перспективы, оптики – теория света, рефлексы, отражение.
Эпоха Возрождения открывает новую эру не только в истории развития изобразительного искусства, но и в области методов обучения рисованию. Мастера эпохи Возрождения активно вступают на путь реалистического мировоззрения, стремятся раскрыть законы природы и установить связь между наукой и искусством. В своих изысканиях они опираются на достижения оптики, математики, анатомии. Учения о пропорциях, перспективе и пластической анатомии находятся в центре внимания теоретиков и практиков искусства. В эпоху Возрождения было восстановлено высокое уважение к рисунку. Рисунок должны были изучать все, кто занимался искусством. Художественные мастерские эпохи Возрождения — боттеги — были своеобразными научными лабораториями. Обучение рисованию в боттегах было тесно связано с композицией. Мастер учил, как надо делать зарисовку и затем переводить рисунок в материал, как использовать рисунок в качестве картона. Если позднее в академиях рисунок стал самоцелью и изучался как самостоятельный учебный предмет в отрыве от композиции, то в мастерских художников Возрождения ученик овладевал рисунком в связи с композиционной работой. Вот почему рисунки художников этого времени часто имеют незавершенный внешний вид. Учитель, удостоверившись, что ученик правильно понял конструкцию формы предмета, грамотно передал анатомическое строение человеческого тела, не заставлял его оттушевывать рисунок, а разрешал оставлять его в стадии аналитического построения. Одним из самых ранних теоретических трудов по обучению изобразительному искусству было « Руководство мастерству» Ченнино Ченнини, написанное в 1390 году. В этом значительном для тех времен учебнике практически нет научного обоснования теоретических положений изобразительного искусства. Он почти полностью посвящен практическим советам, которым должен следовать художник. Ченнини справедливо считает, что для овладения искусством от ученика требуется ежедневная работа, большое внимание уделяет копированию рисунков мастеров. Следующая по времени работа о рисунке - «Три книги о живописи», созданная величайшим флорентийским зодчим Леоном Баттистом Альберти. Это самый замечательный труд из всего, что было написано по теории рисования в эпоху Возрождения. Трактат о рисунке и основных правилах построения изображения на плоскости. Альберти рассматривает рисование как серьезную научную дисциплину, обладающую столь же точными и доступными для изучения законами и правилами, как и математика. Особую ценность труд Альберти представляет с педагогической точки зрения. В своем трактате он дал целый ряд методических положений и установок для обучения рисунку. Он пишет, что эффективность обучения искусству заключается, прежде всего, в научном обосновании. Большое значение Альберти уделяет изучению анатомии. Весь процесс обучения Альберти предлагает строить на рисовании с натуры. Он первый стал открыто говорить о глубоком смысле искусства, осознал необходимость обогатить искусство опытом науки, приблизить науку к практическим задачам искусства. Следующей по времени работой в области теории рисунка является «Книга о живописи» Леонардо да Винчи. В этой книге собраны самые различные сведения: о строении Вселенной, о возникновении и свойствах облаков, о скульптуре, о поэзии, о воздушной и линейной перспективе. Здесь есть указания и о правилах рисования. Леонардо да Винчи не выдвигает новых методов и принципов, в основном он повторяет уже известные положения. Леонардо да Винчи, как и Альберти, считает, что основой методики обучения рисунку должно быть рисование с натуры. Натура заставляет ученика внимательно наблюдать, изучать особенности строения предмета изображения, думать и размышлять, что в свою очередь повышает эффективность обучения и вызывает интерес к познанию жизни. Большое значение придает Леонардо да Винчи научному образованию. Сам Леонардо занимался серьезными научными исследованиями. Так, изучая анатомическое строение человеческого тела, он производил многочисленные вскрытия трупов и пошел в этом деле значительно дальше своих современников. Справедливые методические установки дает Леонардо да Винчи и для рисования предмета с натуры. Он указывает, - что рисунок надо начинать с целого, а не с частей. Особое внимание Леонардо уделяет рисунку фигуры человека. Представляет интерес и метод закрепления пройденного материала путем, рисования по памяти Среди художников эпохи Возрождения, занимавшихся проблемами обучения, видное место принадлежит немецкому художнику Альбрехту Дюреру. Его теоретические труды представляют большую ценность, как в области методики обучения, так и в области постановки проблем искусства. Сочинения Дюрера во многом способствовали дальнейшему развитию методики преподавания рисования. Дюрер считал, что в искусстве нельзя полагаться только на чувства и зрительное восприятие, а в основном необходимо опираться на точные знания; его волновали и общие вопросы педагогики, вопросы обучения и воспитания детей. Среди художников эпохи Возрождения мало кто задумывался над этим. При обучении рисованию и законам построения реалистического изображения предметов на плоскости Дюрер на первое место выдвигал перспективу. Второе, наиболее значительное сочинение Дюрера, - «Учение о пропорциях человека» - плод трудов почти всей его жизни. Дюрер обобщил все известные данные по этому вопросу и дал им научную разработку, приложив огромное количество рисунков, схем и чертежей. Художник пытался найти правила построения человеческой фигуры через геометрическое доказательство и математические расчеты. Особенно большую ценность для художественной педагогики представляет разработанный Дюрером метод обобщения формы (позднее получивший название обрубовки). Метод обрубовки помогает начинающему рисовальщику правильно решать тональные задачи рисунка. Метод анализа и построения изображения, предложенный Дюрером, оказал поразительный эффект в обучении и был использован и развит дальше в педагогической практике художников-педагогов. Художники Возрождения, по сути дела, явились творцами новой науки - перспективы, которая помогала справиться с труднейшей проблемой построения трехмерной формы предметов на плоскости. Они доказали правильность и обоснованность своих положений как теоретически, так и практически. На принципе строгого соблюдения законов перспективы основан метод рисования с натуры при помощи завесы. Альберти предлагал пользоваться специальным прибором – завесой, для того чтобы художник имел возможность строго соблюдать постоянный уровень зрения, а в рисунке - постоянную точку схода. Много внимания уделяли живописцы Возрождения также изучению пластической анатомии. Почти всех рисовальщиков интересовали законы пропорционального соотношения частей человеческого тела. В каждом трактате тщательно анализировались пропорции человеческого лица, а также других частей тела. Мастера Возрождения умело использовали данные своих наблюдений в практике изобразительного искусства. Их произведения поражают зрителя глубоким знанием анатомии, перспективы, законов оптики. Положив в основу изобразительного искусства данные науки, художники Возрождения особое внимание уделили рисунку. Рисунок, заявляли они, содержит в себе все самое главное, что требуется для успешной творческой работы. Тема 5. Модели художественного образования Нового времени в Западной Европе
· Методические установки Болонской академии художеств. · Традиционность как характерная черта академической системы. · Значение частных школ (мастерская Рубенса). · Педагогические идеи Я. А. Коменского, Д. Локка, Ж. Ж. Руссо. · Роль И.Г. Песталоцци в становлении рисования как общеобразовательного предмета. · Современные западные модели художественного образования. Академическая система художественного образования в XVI - XII веках В конце XVI века появляются новые направления в области художественного образования и эстетического воспитания, новые педагогические принципы и установки. Иначе стала строиться и методика преподавания рисования. 17 век в истории методов обучения рисованию следует рассматривать как период становления рисования как учебного предмета и развития новой педагогической системы преподавания - академической. Самой характерной особенностью этого периода является создание специальных учебных заведений – академий художеств и художественных школ, где было серьезно поставлено преподавание рисунка. Самой прославленной была Болонская академия художеств, основанная братьями Карраччи. Ученики Академии основательно изучали анатомию - не по книгам, а рассекая трупы. Карраччи детально разработали методику преподавания, считая рисунок основой изобразительного искусства. В своих методических установках они указывали, что художник должен опираться на данные науки, на разум, ибо ум обогащает чувство. Академии ставили своей целью дать серьезную подготовку в области изобразительного искусства. Они воспитывали молодежь на примерах высокого искусства античности и Возрождения. Характерной чертой всех последующих академий стала традиционность. Изучая наследие и воспринимая художественную культуру своих предшественников, академии несли все это следующему поколению художников, строго оберегая ту великую и незыблемую основу, на которой создалась эта традиция. Наряду с государственными академиями продолжали существовать и частные школы, где учащиеся получали достаточно прочную профессиональную подготовку. Самой крупной и богато оснащенной учебными пособиями была мастерская фламандского художника Питера Пауля Рубенса. В XVII веке среди частных мастерских это была самая лучшая школа рисунка. Особенно большое значение при обучении рисунку Рубенс придавал научным доказательствам законов перспективы, светотени, пластической анатомии. Мысль о пользе рисования как общеобразовательного предмета была высказана в 17 веке великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским в его «Великой дидактике». Он опирается на уже сложившуюся систему обучения рисунку в академиях художеств, на оправдавшие себя методы обучения.
В XXI главе «Великой дидактики», названной «Метод искусств», указывается, что для обучения искусству необходимо соблюдать три требования: правильного употребления; разумного направления; частого упражнения. Почти одновременно с Коменским общеобразовательную ценность рисования стал отстаивать английский педагог и философ Джон Локк. Однако методических указаний о преподавании рисования Дж. Локк не дает, он ограничивается лишь общими рассуждениями о пользе обучения рисованию. Более обстоятельно о рисовании как общеобразовательном предмете высказался французский философ энциклопедист 18 века Жан Жак Руссо. В своей книге «Эмиль» Руссо пишет, что для познания окружающей действительности большое значение имеют органы чувств, которые можно развить у ребенка, обучая его рисованию с натуры. Руссо совершенно верно указывает, что занятия рисованием следует проводить среди природы, так как на природе ученик может наглядно увидеть явления перспективы и понять ее законы. Кроме того, наблюдая природу, ученик воспитывает свой вкус, приучается любить природу, начинает понимать ее красоту. Руссо считает, что обучение рисованию должно проходить исключительно по натуре. В этом отношении Руссо смотрит на методику преподавания рисования серьезнее, чем его предшественники.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 3712; Нарушение авторского права страницы