Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные исторические типы отношения философии и науки



Наука ХХ века поубавила оптимизма у человечества Оказалось, что она способна приносить не только пользу, но и вред: новые виды вооружения, экологические катастрофы и пр. Наука оказывается беззащитной перед непродуманными действиями самого же человека.

Философия науки рассматривает внутреннее, логическое функционирование научного механизма. Кроме того, в ее задачу входят определение роли теории познания в осмыслении человеком своих ощущений и представлений о мире, выявление их соотношения с реальностью, а также исследование воздействия науки на этическую сторону человеческих взаимоотношений.

Натурфилософия. До XVIII века наука и философия составляли единое знание. Натурфилософия являлась разделом философии, изучавшим устройство мира и природу мироздания путем логических построений (гипотез) или на основе опыта (эксперимента). Однако на протяжении XVIII—XIX веков в науке сложились особые подходы к изучению предмета, когда эмпирическая и экспериментальная сферы стали отдаляться от более отвлеченной, теоретической области философии. Исследователю стало все труднее овладевать специальными знаниями по всем направлениям науки, не говоря уже о философии. Начался процесс размежевания между учеными и философами, причем роль последних постепенно ограничивалась вспомогательными функциями по проверке основополагающих начал, которыми руководствовались в своих изысканиях ученые.

Упоминание о философии науки как о самостоятельной дисциплине впервые встречается у Уильяма Юэлла (1794—1886) в трудах по истории наук и философии индуктивных наук, основанной на их истории.

Наука оказала существенное влияние на философию и мировоззрение большинства ученых. Ф. Бэкон (1561—1626), Д. Локк (1632—1704) и другие ставили цель подвести под научный метод прочную философскую базу. Д. Юм (1711—1776) в своей оценке ощущений как основы познания испытывал влияние научного метода. Гоббс (1588— 1679) рассматривал мир как пребывающую в движении материю. Его концепция с математической точностью нашла свое воплощение в физике И. Ньютона.
Даже И. Кант (1724—1804), философию которого обычно считают отвлеченной и крайне умозрительной, в своей «Всеобщей естественной истории и теории неба» описал возможное происхождение Солнечной системы. Его метод различения вещей, которые мы наблюдаем (феномены, или явления), и вещей, которые существуют сами по себе (ноумены, или «вещи-в-себе»), оказался чрезвычайно важным для понимания философии науки, особенно для определения связи между собственно ощущениями и реальностью, вызывающей у нас эти ощущения.

Но была и обратная связь. Некоторые философские направления (например, логический позитивизм начала ХХ века) особенно поддерживались теми, кто занимался наукой. Стремление подкреплять теоретические суждения фактами подтверждает их признание научного подхода к исследованиям.

Функции философии в научном познании

Роль философии науки. Философия науки - это область общей философии, изучающая научные методы, которые используют ученые для выдвижения гипотез и формулирования законов на основе собранных фактов, а также посылки (отправные точки исследований), отталкиваясь от которых они строят доказательства верности своих взглядов на мир.В то время как ученые все больше замыкались в кругу своих конкретных интересов, философы, не вникая в подробности конкретных исследовательских программ, а стремясь нарисовать общую картину мира, сосредоточивали усилия на поиске единых принципов и начал в науке, определении их соотношения между собой.

Философия науки исследует и сам процесс появления и изменения научных теорий по мере развития науки.

Выдвигая теории, ученые неизбежно сталкиваются с проблемами языка: как описать то или иное явление, чтобы быть правильно понятыми? Этот аспект тоже представляет интерес для философии науки. Разумеется, наука не может существовать без соответствующих языковых и понятийных средств. Поэтому всякий, кто проявляет интерес к философии или науке, должен овладеть понятийным аппаратом, которым пользуются ученые, и методологией, которую они применяют в своей работе.

Философия науки связана с другими, не менее важными областями общей философии: метафизикой (общей картиной мира), эпистемологией (теорией познания, или гносеологией) и семиотикой (анализом способов передачи информации).

Подходы к пониманию связи между философией и наукой:

¾ Наука и философия - сферы знания, имеющие различный подход к изучаемому предмету. Наука поставляет данные о мире, философия же имеет дело с критериями, оценками и понятиями. Философия разъясняет язык, который использует наука для построения своих аргументаций, прослеживает логику, на которой они основываются, помогает понять направление научных изысканий. Это довольно распространенный взгляд на роль философии и науки.

¾ Сложно разграничить суждения о фактах какого-либо явления («синтетические» суждения, относительно которых наука может высказывать свое мнение) и суждений о смысле этого явления («аналитические» суждения, относительно которых философия может утверждать, что они истинны по определению). Суждения о смысле вещей часто сводятся к «наименованию» этих вещей и обязательно должны соотноситься с внешним миром. Философия как бы расширяет научный подход, имея дело с вопросами, касающимися реальной базы научных изысканий. В науке существует множество концепций, которые можно по-разному истолковывать. Она не просто описывает факты, а пытается выстраивать теории - вот почему трудно провести границу между наукой и философией.

¾ Философия описывает реальность и способна признавать ненаучные истины, касающиеся того, что такое бытие. Эти истины хотя и не зависят от науки, но столь же верны. Подобный взгляд характерен для философов, изучающих природу языка и его связи с опытом и эмпирическими данными.

Главный вопрос состоит в том, участвует ли философия в познании реального мира? В середине ХХ века считалось, что исключительное предназначение этой областизнаний - объяснять, но сейчас роль философии существенно повысилась.

Этика научной деятельности

Научная этика - это совокупность официально опубликованных правил, нарушение которых ведёт к административному разбирательству.

Этические правила научной деятельности:

¾ Перед лицом истины все исследователи равны, никакие прошлые заслуги не имеют значения, если речь идёт о научных доказательствах.

¾ Требование научной честности при изложении результатов исследования. Учёный может ошибаться, но не имеет права подтасовывать результаты, он может повторить уже сделанное открытие, но не имеет права заниматься плагиатом. Ссылки как обязательное условие оформления научной монографии и статьи призваны зафиксировать авторство тех или иных идей и научных текстов, и обеспечивать чёткую отбор уже известного в науке и новых результатов. Существуют детально разработанные правила о том, каким условиям должны отвечать соавторы научной статьи.

Пример правил, разработанных в Гарварде

- Каждый, кто перечислен в качестве автора, должен внести существенный прямой интеллектуальный вклад в работу. Например, должен внести вклад в концепцию, дизайн и/или интерпретацию результатов. «Почетное» соавторство запрещено.

- Предоставление финансирования, технической поддержки, пациентов или материалов, как бы это ни было важно для работы, само по себе не является достаточным вкладом в работу для того чтобы стать соавтором.

- Каждый, кто внес существенный вклад в работу, должен быть соавтором. Каждый кто внес менее значительный вклад в работу должен быть перечислен в списке людей, которым выносится благодарность в конце статьи.

Как всякие правила, нормы научной этики время от времени нарушаются.

В различных научных сообществах может устанавливаться различная жёсткость санкций за нарушение этических принципов науки. Снижение «качества знания» при нарушении этики науки ведёт к макулатурной науке, идеологизации науки, и ее коммерциализации (когда основной целью является гонка за финансированием). Одним из рычагов контроля за выполнением научной этики является анонимное рецензирование научных статей, проектов и отчетов.

Научная этика - это так же и совокупность моральных принципов, которых придерживаются учёные в научной деятельности и которые обеспечивают функционирование науки.

Роберт Мертон сформулировал четыре моральных принципа:

1. Коллективизм - результаты исследования должны быть открыты для научного сообщества.

2. Универсализм - оценка любой научной идеи или гипотезы должна зависеть только от её содержания и соответствия техническим стандартам научной деятельности, а не от социальных характеристик её автора, например, его статуса.

3. Бескорыстность - при опубликовании научных результатов исследователь не должен стремиться к получению какой-то личной выгоды, кроме удовлетворения от решения проблемы.

4. Организованный скептицизм - исследователи должны критично относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигающимся их коллегами.

Основной вопрос этики науки - проблема соотношения научного познания и ценностного мышления.

Существует распространенная точка зрения, называемая тезисом ценностной нейтральности науки. Она состоит в утверждении, что научная деятельность сама по себе безразлична к ценностям. Поэтому ценностные суждения о науке касаются не ее самой, а различных внешних факторов. С этой точки зрения ответственности за применение науки в деструктивных целях (или с непредвиденными деструктивными последствиями) подлежат другие сферы общественной жизни - власть, промышленность, бизнес. Тезис ценностной нейтральности восходит к известному принципу Д. Юма, согласно которому утверждения о том, что существует, и утверждения о том, что должно быть, — логически разноплановы; из суждений о фактах не следуют какие-либо суждения о должном. Другим выражением тезиса ценностной нейтральности является заявление о том, что наука имеет только инструментальный смысл, т.е. занимается только средствами, а вопросы о целях и смысле человеческих действий следует относить к совершенно другим областям — религии, философии, этике и т.п.

Будучи последовательно проведенным, тезис ценностной нейтральности науки должен был бы обеспечить полную автономию науки и освободить ученых от обсуждений этических вопросов. Но этот тезис является дискуссионным. Существует ряд аргументов против него.

1. Этот тезис стал своеобразным идеологическим прикрытием, позволяющим эксплуатировать научное познание подчас в морально неприглядных целях. Если же подойти к науке исторически, то оказывается, что, наоборот, становление науки Нового времени было тесно связано с нравственными принципами.

2. Принцип Д. Юма весьма уязвим. Существуют контексты, для которых характерно переплетение нормативных и описательных утверждений. Ссылки на факты вполне могут использоваться в моральных дискуссиях. Так, Р. Хеар подчеркивает, что факт может быть основанием для этических рассуждений для всякого, кто принимает некоторый моральный принцип, из которого в соединении с фактами может быть логически выведено моральное суждение.

3. Само научное познание насыщено ценностными установками, ведь когнитивные регулятивы тоже в некотором смысле могут считаться параметрами ценностного мышления. Сама научная рациональность регулируется когнитивными ценностями, такими как простота, проверяемость, широкая применимость.

4. Не соответствует действительности отождествление ученого с неким абстрактным субъектом чистого познания. Он выступает не только как исследователь, но и как преподаватель, эксперт, просветитель, общественный деятель и т.п. Никто не освобождает его от общечеловеческих обязанностей гражданского и нравственного характера.

5. Сама попытка выстроить концепцию ценностной нейтральности не только в науке, но в любой области человеческой деятельности морально неприемлема, поскольку всегда маскирует собой попытку добиться какого-то привилегированного положения в виде некоей ограниченной, суженной ответственности перед обществом.

6. Инструментальное мышление не может быть строго изолировано от рассмотрения целей и ценностей. Если даже допустить, что это возможно в отношении достаточно узких вопросов, то применительно к каким научной деятельность и в целом, это допущение не срабатывает.

7. Научный и этический разум не отгорожены непреодолимой стеной. Именно разум является их объединяет. Принципы и предпосылки любого рационального рассуждения универсальны, вне зависимости от того, обсуждается теоретическая или практическая проблема; моральные вопросы, как и когнитивные, тоже подлежат рациональному обсуждению и обоснованию. Поэтому рациональность в расширенном смысле совмещает обсуждение как познавательных вопросов, так и их этического контекста.

Крупный ученый - талантливый и увлеченный исследователь, отдающий себя без остатка науке и в своих исследованиях, и в подготовке научной молодежи, - это, как правило, человек духовно развитый, мыслящий, с широким кругозором. Моральное разложение находит благодатную почву там, где нет духа настоящей науки, где царствует бездарность и праздность.

Деонтология. Термин предложил в XIX в. английский философ И. Бентам для названия теории морального поведения. Она специализирована, нацелена на рассмотрение конкретной профессии и ее внутренних аспектов.

Деонтологические требования составляют профессиональный кодекс чести ученого. От ученого требуется повышенное стремление к точности, скрупулезности и аккуратности, выражаемое даже в некотором педантизме. Это сочетание строгого отношения и одновременно известной терпимости к мнениям других ученых. Ученый должен уметь относиться максимально беспристрастно и к своим собственным, и к чужим взглядам. Это означает и способность отделять идеи от личностей: умение без обиды выдерживать и принимать критику в свой адрес, критиковать других только уважительно и только конструктивно

Основные темы этического обсуждения научно-технической деятельности:

1. Цели науки.

2. Средства научной деятельности. (Например, этические требования к проведения биомедицинских исследований). На науке лежит обязанность отчитываться перед обществом в том, какими средствами она собирается достигать свои познавательные цели.

3. Последствия научной деятельности. «Мы ответственны за последствия наших действий, даже если они не предусматривались осознанно нашей волей». Проблема в том, насколько ученые в состоянии предвидеть последствия своих открытий, изобретений. Эго касается не только исследований явно прикладного характера, но и фундаментальных. Обязанность предвидеть, чем обернется для человечества та или иная фундаментальная разработка, для ученых переднего края науки является сегодня особенно актуальной.

4. Смысл научной деятельности. Какие высшие цели ставит перед собой наука? Если наука нацелена на власть, на господство, то является ли этот проект морально ценным? Куда идет та цивилизация, которая ориентирована преимущественно на науку и связывает с ней свой проект наращивания власти? Все это требует осознания и обсуждения.

Вышесказанное подводит к вопросу о контроле научной деятельности. С одной стороны, научный поиск предполагает свободную интеллектуальную атмосферу, а с другой, наука - часть общественной жизни, и она не может быть изолирована от нее. В эпоху становления новой науки существовал длительный (охватывавший XVI-XVIII вв.) период борьбы ученых за обретение автономии от других сфер общественной жизни (прежде всего от религии). Но и теперь, в условиях глобального реформирования российской науки и образования, проблема вновь становится актуальной, поскольку усиливается внешнее давление на эти социальные институты со стороны, власти и, отчасти, бизнеса (но это уже не вопрос этики науки, а вопрос этики власти). Особенности современных общественно-цивилизационных процессов таковы, что без постоянного и пристального публичного контроля сегодня не должна оставаться ни одна сфера социальной жизни, будь то наука или промышленность, государственные структуры или бизнес, здравоохранение или военное дело. Все должно подвергаться перекрестной легитимации, взаимной критике и взаимному ограничению претензий. В этой ситуации требование свободы научного исследования реально может означать лишь требование максимально возможных в данных конкретных обстоятельствах и связанных с широким социальным контекстом необходимых условий научной деятельности.

Острой остается проблема объективной оценки исследовательских проектов.

Современное сообщество ученых - не замкнутая в своем познавательном интересе привилегированная социальная группа, а активно участвующая в публичных обсуждениях, в общественных структурах и мероприятиях профессиональная элита. Благодаря обладанию специальными знаниями и возможностями ученые являются субъектами повышенной ответственности перед обществом.

 

 

.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 751; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь