Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Распределение часов по видам учебной работы



История и философия науки

 

Конспект лекций

 

Подготовлен кафедрой организации работы с молодежью

 

 

Екатеринбург

Конспект лекций составлен на основе рабочей программы подготовки магистров, разработанной в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 040104 «Организация работы с молодежью» (регистрационный номер 767 гум/сп. от 27.12.2005) и учебным планом специальности 040104 «Организация работы с молодежью»

Конспект лекций составлен автором:

  Фамилия Имя Отчество Уч.звание Уч.степень Должность Подпись
1.              

 

Конспект лекций одобрен на заседании кафедры:

  Наименование кафедры Дата заседания Номер протокола Решение кафедры ФИО зав.каф.
Организация работы с молодежью       Пономарев А.В.
Организация работы с молодежью       Пономарев А.В.
Организация работы с молодежью       Пономарев А.В.

 

Аннотация содержания конспекта лекций.

Курс» «История и философия науки» посвящен изучению развития науки как социального института, как исследовательского процесса получения нового знания, роли науки в решении актуальных задач эффективной профилактики девиации в молодежной среде.

Целью данного пособия является развитие творческого потенциала магистрантов на основе формирования целостного представления об основных закономерностях и этапах развития науки, ее формах и методах, как основы овладения навыками исследовательской и аналитической деятельности, которые составляют основу профессиональных компетенций специалиста, работающего в сфере молодежной политики.

В конспекте лекций представлен категориальный аппарат истории и философии науки, анализируются ее формы и методы, характеризуются основные закономерности и этапы ее развития. Рассматриваются вопросы этики и аксиологии.

Рабочая программа рассчитана на обучение студентов-магистрантов специальности 040104 «Организация работы с молодежью» по программе «Управление мотивацией и профессиональной карьерой молодежи».

.

Оглавление

 

Введение. . 4

Раздел 1. Специфика и формы научного знания. . 5

1.1. Наука как система знаний, как процесс получения нового знания, как социальный институт и как особая область культуры. . 5

1.2. Проблема сциентизма и антисциентизма. 7

2.2. Функции философии в научном познании. 11

2.3.Этика научной деятельности. 13

3.1. Средства и методы эмпирического познания. 19

4. Общекультурное значение истории науки, её роль в понимании сущности науки. . 22

4.1. История науки. 22

4.2. Этапы развития западной научной мысли. 22

5. Традиции и новации в развитии науки. . 29

5.1. Многообразие и многосторонность научных революций. 29

5.2. Преемственность в развитии знания и проблема соотношений научных теорий друг с другом. . 31

6. Логико-гносеологические и аксиологические проблемы науки. . 34

Рекомендованная литература. . 35

Основная. 35

Дополнительная литература. 35

Электронные ресурсы. . 36

Введение

Изучение истории и методологии науки является основой для дальнейшего углубления специальных знаний по дисциплине «Духовно-нравственные ценности и социокультурные аспекты превентологии» и «Социальные проблемы молодежи». Изучение общих теоретико-методологических основ для этих двух дисциплин закладывается в дисциплине «Социальные теории и социальное развитие в современном мире». Вместе эти три дисциплины обеспечивают формирование необходимых для выпускника данной магистерской программы исследовательских и проектных компетенций. Кроме того, данная дисциплина является общеметодологической базой для всех гуманитарных и специальных дисциплин магистерской программы в целом. /Таблица 1/

Таблица 1.

Распределение часов по видам учебной работы

Очная форма обучения

Виды учебной работы, формы контроля Всего часов Семестр обучения
Аудиторные занятия
Лекции
Практические занятия
Лабораторные работы    
Самостоятельная работа студентов, включая все виды текущей аттестации
Промежуточная аттестация З З
Общий объем по учебному плану, час.
Общий объем по учебному плану, з.е.

Раздел 1. Специфика и формы научного знания

Наука как система знаний, как процесс получения нового знания, как социальный институт и как особая область культуры

Наука представляет собой особый вид познавательной деятельности, направленный на получение объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Она ставит своей целью выявить законы, причинные связи явлений и процессов, что позволяет человеку преобразовывать объекты в ходе практической деятельности.

Предметом научного познания выступают природные и социальные, материальные и духовные явления и процессы, а также сам человек.

Наука взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира.

Наука отличается от обыденного постижения мира по нескольким позициям. Важнейшие признаки научного знания: системная организация; обоснованность; доказанность. /Таблица 2/

Таблица 2.

Сравнение научного и обыденного знания

 

Наука Обыденное знание
· Предметный и объективный способ рассмотрения мира. · Не ограничивается отражением только тех объектов, их свойств и отношений, которые в принципе могут быть освоены в практике соответствующей эпохи. Она способна выходить за пределы исторически определенного типа практики и открывать новые предметные миры, которые становятся объектами практического освоения лишь в будущем. · Науке необходима особая практика – эксперимент, для проверки истинности знаний. Другая часть знаний связывается между собой логически: истинность переносится с одного высказывания на другое. · Наука предполагает применение особых средств, в том числе научного языка, и методов деятельности. · Познающий субъект должен быть обучен применению этих специальных средств и методов. · Формируется особая система ценностей ученого, включающая поиск истины, получение нового знания и др. Они составляют этику науки   · Знание не выходит за рамки наличной практики. · Обыденное познание создает совокупность знаний, предписаний, верований, из которых лишь отдельные связаны между собой. · Истинность знаний проверяется в повседневной практике. · Субъект познания формируется в процессе социализации.

 

 

В качестве средств научного познания выступают:

¾ научный язык – категориальный аппарат науки;

¾ материальные / особые приборные комплексы;

¾ математические;

¾ логические;

¾ информационные средства.

Все средства познания создаются специально, их конструируют, разрабатывают, подбирают для тех или иных познавательных целей.

В процессе развития института науки можно выделить 2 основных этапа. /Таблица 3/

Таблица 3.

Этапы институализации науки

 

Время Этапы институализации науки Функции науки
17-18 в.   19 в. Начало формирования науки как социального института. В Европе возникают научные общества, академии, журналы. До 17 в. Наука отстаивает свое право на участие в формировании мировоззрения.   Становление науки как производительной силы.
20 в. Появление крупных научно-исследовательских коллективов, особой экспертизы исследовательских программ, финансирования, специальной промышленной базы, целенаправленной подготовки кадров. Наука становится социальной силой, регулятором человеческой деятельности. Становление нового типа рациональности.

 

 

Сравнение позиций сциентизма и антисциентизма

Раздел 2. Взаимосвязь философии и науки

Этика научной деятельности

Научная этика - это совокупность официально опубликованных правил, нарушение которых ведёт к административному разбирательству.

Этические правила научной деятельности:

¾ Перед лицом истины все исследователи равны, никакие прошлые заслуги не имеют значения, если речь идёт о научных доказательствах.

¾ Требование научной честности при изложении результатов исследования. Учёный может ошибаться, но не имеет права подтасовывать результаты, он может повторить уже сделанное открытие, но не имеет права заниматься плагиатом. Ссылки как обязательное условие оформления научной монографии и статьи призваны зафиксировать авторство тех или иных идей и научных текстов, и обеспечивать чёткую отбор уже известного в науке и новых результатов. Существуют детально разработанные правила о том, каким условиям должны отвечать соавторы научной статьи.

Пример правил, разработанных в Гарварде

- Каждый, кто перечислен в качестве автора, должен внести существенный прямой интеллектуальный вклад в работу. Например, должен внести вклад в концепцию, дизайн и/или интерпретацию результатов. «Почетное» соавторство запрещено.

- Предоставление финансирования, технической поддержки, пациентов или материалов, как бы это ни было важно для работы, само по себе не является достаточным вкладом в работу для того чтобы стать соавтором.

- Каждый, кто внес существенный вклад в работу, должен быть соавтором. Каждый кто внес менее значительный вклад в работу должен быть перечислен в списке людей, которым выносится благодарность в конце статьи.

Как всякие правила, нормы научной этики время от времени нарушаются.

В различных научных сообществах может устанавливаться различная жёсткость санкций за нарушение этических принципов науки. Снижение «качества знания» при нарушении этики науки ведёт к макулатурной науке, идеологизации науки, и ее коммерциализации (когда основной целью является гонка за финансированием). Одним из рычагов контроля за выполнением научной этики является анонимное рецензирование научных статей, проектов и отчетов.

Научная этика - это так же и совокупность моральных принципов, которых придерживаются учёные в научной деятельности и которые обеспечивают функционирование науки.

Роберт Мертон сформулировал четыре моральных принципа:

1. Коллективизм - результаты исследования должны быть открыты для научного сообщества.

2. Универсализм - оценка любой научной идеи или гипотезы должна зависеть только от её содержания и соответствия техническим стандартам научной деятельности, а не от социальных характеристик её автора, например, его статуса.

3. Бескорыстность - при опубликовании научных результатов исследователь не должен стремиться к получению какой-то личной выгоды, кроме удовлетворения от решения проблемы.

4. Организованный скептицизм - исследователи должны критично относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигающимся их коллегами.

Основной вопрос этики науки - проблема соотношения научного познания и ценностного мышления.

Существует распространенная точка зрения, называемая тезисом ценностной нейтральности науки. Она состоит в утверждении, что научная деятельность сама по себе безразлична к ценностям. Поэтому ценностные суждения о науке касаются не ее самой, а различных внешних факторов. С этой точки зрения ответственности за применение науки в деструктивных целях (или с непредвиденными деструктивными последствиями) подлежат другие сферы общественной жизни - власть, промышленность, бизнес. Тезис ценностной нейтральности восходит к известному принципу Д. Юма, согласно которому утверждения о том, что существует, и утверждения о том, что должно быть, — логически разноплановы; из суждений о фактах не следуют какие-либо суждения о должном. Другим выражением тезиса ценностной нейтральности является заявление о том, что наука имеет только инструментальный смысл, т.е. занимается только средствами, а вопросы о целях и смысле человеческих действий следует относить к совершенно другим областям — религии, философии, этике и т.п.

Будучи последовательно проведенным, тезис ценностной нейтральности науки должен был бы обеспечить полную автономию науки и освободить ученых от обсуждений этических вопросов. Но этот тезис является дискуссионным. Существует ряд аргументов против него.

1. Этот тезис стал своеобразным идеологическим прикрытием, позволяющим эксплуатировать научное познание подчас в морально неприглядных целях. Если же подойти к науке исторически, то оказывается, что, наоборот, становление науки Нового времени было тесно связано с нравственными принципами.

2. Принцип Д. Юма весьма уязвим. Существуют контексты, для которых характерно переплетение нормативных и описательных утверждений. Ссылки на факты вполне могут использоваться в моральных дискуссиях. Так, Р. Хеар подчеркивает, что факт может быть основанием для этических рассуждений для всякого, кто принимает некоторый моральный принцип, из которого в соединении с фактами может быть логически выведено моральное суждение.

3. Само научное познание насыщено ценностными установками, ведь когнитивные регулятивы тоже в некотором смысле могут считаться параметрами ценностного мышления. Сама научная рациональность регулируется когнитивными ценностями, такими как простота, проверяемость, широкая применимость.

4. Не соответствует действительности отождествление ученого с неким абстрактным субъектом чистого познания. Он выступает не только как исследователь, но и как преподаватель, эксперт, просветитель, общественный деятель и т.п. Никто не освобождает его от общечеловеческих обязанностей гражданского и нравственного характера.

5. Сама попытка выстроить концепцию ценностной нейтральности не только в науке, но в любой области человеческой деятельности морально неприемлема, поскольку всегда маскирует собой попытку добиться какого-то привилегированного положения в виде некоей ограниченной, суженной ответственности перед обществом.

6. Инструментальное мышление не может быть строго изолировано от рассмотрения целей и ценностей. Если даже допустить, что это возможно в отношении достаточно узких вопросов, то применительно к каким научной деятельность и в целом, это допущение не срабатывает.

7. Научный и этический разум не отгорожены непреодолимой стеной. Именно разум является их объединяет. Принципы и предпосылки любого рационального рассуждения универсальны, вне зависимости от того, обсуждается теоретическая или практическая проблема; моральные вопросы, как и когнитивные, тоже подлежат рациональному обсуждению и обоснованию. Поэтому рациональность в расширенном смысле совмещает обсуждение как познавательных вопросов, так и их этического контекста.

Крупный ученый - талантливый и увлеченный исследователь, отдающий себя без остатка науке и в своих исследованиях, и в подготовке научной молодежи, - это, как правило, человек духовно развитый, мыслящий, с широким кругозором. Моральное разложение находит благодатную почву там, где нет духа настоящей науки, где царствует бездарность и праздность.

Деонтология. Термин предложил в XIX в. английский философ И. Бентам для названия теории морального поведения. Она специализирована, нацелена на рассмотрение конкретной профессии и ее внутренних аспектов.

Деонтологические требования составляют профессиональный кодекс чести ученого. От ученого требуется повышенное стремление к точности, скрупулезности и аккуратности, выражаемое даже в некотором педантизме. Это сочетание строгого отношения и одновременно известной терпимости к мнениям других ученых. Ученый должен уметь относиться максимально беспристрастно и к своим собственным, и к чужим взглядам. Это означает и способность отделять идеи от личностей: умение без обиды выдерживать и принимать критику в свой адрес, критиковать других только уважительно и только конструктивно

Основные темы этического обсуждения научно-технической деятельности:

1. Цели науки.

2. Средства научной деятельности. (Например, этические требования к проведения биомедицинских исследований). На науке лежит обязанность отчитываться перед обществом в том, какими средствами она собирается достигать свои познавательные цели.

3. Последствия научной деятельности. «Мы ответственны за последствия наших действий, даже если они не предусматривались осознанно нашей волей». Проблема в том, насколько ученые в состоянии предвидеть последствия своих открытий, изобретений. Эго касается не только исследований явно прикладного характера, но и фундаментальных. Обязанность предвидеть, чем обернется для человечества та или иная фундаментальная разработка, для ученых переднего края науки является сегодня особенно актуальной.

4. Смысл научной деятельности. Какие высшие цели ставит перед собой наука? Если наука нацелена на власть, на господство, то является ли этот проект морально ценным? Куда идет та цивилизация, которая ориентирована преимущественно на науку и связывает с ней свой проект наращивания власти? Все это требует осознания и обсуждения.

Вышесказанное подводит к вопросу о контроле научной деятельности. С одной стороны, научный поиск предполагает свободную интеллектуальную атмосферу, а с другой, наука - часть общественной жизни, и она не может быть изолирована от нее. В эпоху становления новой науки существовал длительный (охватывавший XVI-XVIII вв.) период борьбы ученых за обретение автономии от других сфер общественной жизни (прежде всего от религии). Но и теперь, в условиях глобального реформирования российской науки и образования, проблема вновь становится актуальной, поскольку усиливается внешнее давление на эти социальные институты со стороны, власти и, отчасти, бизнеса (но это уже не вопрос этики науки, а вопрос этики власти). Особенности современных общественно-цивилизационных процессов таковы, что без постоянного и пристального публичного контроля сегодня не должна оставаться ни одна сфера социальной жизни, будь то наука или промышленность, государственные структуры или бизнес, здравоохранение или военное дело. Все должно подвергаться перекрестной легитимации, взаимной критике и взаимному ограничению претензий. В этой ситуации требование свободы научного исследования реально может означать лишь требование максимально возможных в данных конкретных обстоятельствах и связанных с широким социальным контекстом необходимых условий научной деятельности.

Острой остается проблема объективной оценки исследовательских проектов.

Современное сообщество ученых - не замкнутая в своем познавательном интересе привилегированная социальная группа, а активно участвующая в публичных обсуждениях, в общественных структурах и мероприятиях профессиональная элита. Благодаря обладанию специальными знаниями и возможностями ученые являются субъектами повышенной ответственности перед обществом.

 

 

.

История науки

Сложилось несколько подходов в понимании процесса развития науки.

1. Эмпирическое и теоретическое объяснение истории науки.

2. Европоцентризма и антиисторизм в понимании сущности и происхождения науки.

3. Неопозитивистская модель развития науки.

4. Концепция развития научного знания К. Поппера.

5. Концепция смены парадигм Т. Куна.

6. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

7. Реконструкция истории науки П. Фейерабендом.

8. Эволюционистская модель

Классическая наука

В своем главном труде Математические начала натуральной философии Исаак Ньютон (1643—1727) исследовал мир с помощью математики. Введением понятий абсолютного пространства, времени, массы, силы, скорости, ускорения и открытием законов движения физических тел он заложил основу для развития физики. Его теории господствовали в науке вплоть до революционных открытий ХХ века. Значимость мировосприятия И. Ньютона заключается не только в открытых им основополагающих законах движения, но и в общих взглядах на мир как разумное и умопостигаемое пространство, где любое действие можно начертать и выразить математически. С утверждением мировоззрения И. Ньютона философия изменила свое предназначение, перейдя от метафизических рассуждений о природе реального к исследованию и доказательству логическими научными методами формулируемых принципов. А после появления трудов Иммануила Канта стало ясно, что законы И. Ньютона не были «привнесены» в мир, они лишь подтвердили то, как человеческий разум воспринимает и осмысливает свой опыт.

Вместе с развитием научных теорий утверждалась и сама наука. XVII век стал свидетелем образования Лондонского королевского общества в Англии и Академии наук во Франции.

Открытия 19 в.

Это использованием пара на железных дорогах, фабриках, пароходах, в насосах. С тридцатых годов в технику внедряется электричество. Сначала появились динамо-машины и двигатели, затем электрический телеграф, обеспечивший мгновенную международную связь с помощью трансатлантического кабеля, проложенного по дну океана в 1866 году. После изобретения Александром Беллом (1847—1922) телефона в 1876 году и радио Гульельмо Маркони (1874—1937) в 1895-м мир оказался на пороге невиданных перемен в общении между людьми.

С появлением телефона, телеграфа, почтовой службы, паровозов, заводов, железобетонных конструкций и автомобиля (1885) мир изменился коренным образом. В конце XIX века аспирин и рентгеновские лучи стали на защиту здоровья человека; с другой стороны, изобретение пулемета и электрического стула создало угрозу его жизни. Несмотря на романтическое противление индустриальной революции («мрачным фабрикам преисподней»), к концу XIX века уже невозможно было отрицать ту пользу, что принесли наука и техника, — они полностью изменили образ жизни в развитых странах.

Наука о человеке и обществе. Важнейшая перемена, коснувшаяся самопознания человека, была в XIX столетии связана с теорией эволюции. (Ч. Дарвин, П. Ламарк, Томас Мальтус37 (1766-1834).

Развитие статистики и социологии привлекло внимание к изучению человека.Его поведение стало предметом научного исследования, а ключевым понятием оказалось понятие свободы.

В ХХ веке мир оказался более сложным, чем он представлялся, например, в XIX веке. (Открытия Эйнштейна, развитие термодинамики, квантовой теории, принцип неопределенности Гейзенберга)

Генетика. Трудно представить себе важность переворота, который совершили в 1953 году своим открытием структуры ДНК англичанин Фрэнсис Крик (р. 1916) и американец Джеймс Уотсон (р. 1928). Оно позволило не только изучать и сопоставлять живые организмы, но и (что вызывает неоднозначную реакцию) манипулировать ими. Генетический базис существования является структурой, содержащей в себе те команды, на основе которых строится все живое. Возможное же практическое использование генетики затронуло вопросы более общего, метафизического и нравственного порядка.

Следствием генетического переворота в биологии явилось превращение теории эволюции из теории с недостающими данными об ископаемых организмах в неопровержимый научный факт. Все живое обладает одинаковым генетическим базисом.

Информационная революция. Первые шаги на пути создания современных вычислительных средств предпринял в 1820 году Чарлз Бэббидж (1791—1871), который решил создать механическое устройство для математических расчетов. Настоящий прорыв в этой области совершил англичанин Алан Тьюринг (1912-1954). Серьезным отличием его работ от попыток Ч. Бэббиджа явилось использование простой цифровой технологии в виде двоичного (вкл./ выкл.) устройства наподобие телефонного реле. Тьюринг предложил разбить сложную математическую задачу на ряд двоичных выборов (да/нет), чтобы машина могла выполнять каждое из этих действий и на основе логики решать поставленную задачу. (Компьютеры, компьютерные сети, интернет и т.д.)

Основная

1. Гусева, Е.А. Леонов В.Е. Философия и история науки: учебник / Е.А. Гусева, В.Е. Леонов. - М.: НИЦ ИНФРА-М., 2013. - 128 с.

2. Никифоров, А.Л. Философия науки: история и методология: учебное пособие. А.Л. Никифоров. - М.: Идея-Пресс, 2010. - 344 с.

3. Степин, В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / В. С. Степин. - М.: Гардарики, 2012. - 384 с.

Дополнительная литература

1. Ахундов, М.Д. Научная революция и постнеклассическая наука / М.Д. Ахундов // Проблемы методологии постнеклассической науки. - М., 1992. – С. 41-48.

2. Гайденко, П.П. Научная рациональность и философский разум / П.П. Гайденко. - М.: Прогресс-Традиция, 2003.- 528 с.

3. Канке, В.А. Философия науки: краткий энциклопедический словарь / В.А. Канке. - М.: Омега-Л, 2009. - 328 с.

4. Кузнецова, Н.И. Социальный эксперимент Петра I и формирование науки в России / Н.И. Кузнецова // Вопросы философии. 1989. № 3. – С. 49-64.

5. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. - М.: ВЛАДОС, 2012. – 310 с.

6. Лебедев, С. А. Уровни научного знания / С.А. Лебедев // Вопросы философии. 2010. № 1. - С. 62– 75.

7. Леглер, В.А. Наука, квазинаука, лженаука / В.А. Леглер // Вопросы философии. 1993. № 2. – С. 49-55.

8. Лешкевич, Т.Г. Философия науки: учебное пособие для вузов / Т.Г. Лешкевич. - М.: ПРИОР, 2012. - 428 с.

9. Мареева, Е.В Философия науки: учебное пособие для аспирантов и соискателей / Е.В. Мареева, С.Н. Мареев, А.Д. Майданский. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 333 с.

10. Надточаев, А.С. Философия и наука в эпоху античности / А.С. Надточаев. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 286 с.

11. Степин, В.С. Человеческое познание и культура / В.С. Степин. – СПб.: СПбГУП, 2013. – 140 с.

12. Огородников, В.П. История и философия науки / В.П. Огородников. - СПб.: Питер, 2011. – 352 с.

13. Поппер, К. Объективное знание / К. Поппер. - М.: Эдиториал УРСС, 2002. 384 с.

14. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. - М.: Республика, 1998. – 413 с.

15. Рожанский, И.Д. Античная наука / И.Д. Рожанский М.: Наука, 1980. - 200 с.

16. Русская мысль в век Просвещения / Н.Ф.Уткина, В.М.Ничик, П.С.Шкуринов и др. - М.: Наука, 1991. – 280 с.

17. Самоорганизация и наука: Опыт философского осмысления. - М.: Ин-т философии РАН, 1994.- 350 с.

18. Сачков, Ю.В. Вероятность на путях познания сложности / Ю.В. Сачков //Философия науки. Вып. 18. Философия науки в мире сложности. - М.: ИФ РАН, 2013. С. 145-161.

19. Свиридов, В.В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие / В.В. Свиридов. - СПб.: Питер, 2005. – 349 с.

20. Томпсон, М. Философия науки / Пер. с англ. А. Гарькавого / Мел Томпсон. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 304 с. Введение.

21. Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. – М.: Прогресс, 1986. – 544 с.

22. Холтон, Дж. Что такое «антинаука»? / Дж. Холтон // Вопросы философии. - 1992. № 2. - С. 26-58.

23. Эпистемология и постнеклассическая наука: Сб. ст. / отв. ред. В.И.Аршинов. – М..: ИФРАН, 1992.

24. Яковлев, В.А. Бинарность ценностных ориентаций науки: Проблемы аксиологии в науке / В.А. Яковлев // Вопросы философии. 2001. № 12. - С. 77-86.

25. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования / В.А. Ядов. - М.: ОМЕГА-Л, 2009. - 567 с.

Электронные ресурсы

http: //www.istina.rin.ru

htpp: //www.philosophy.ru

htpp: //www.auditorium.ru

htpp: //www.elenakosilova.narod.ru


 

 

Конспект лекций

 

 

Качайнова Надежда Борисовна

 

 

Историяи философия науки

 

 

Редактор

Подготовка к публикации

 

Рекомендовано Методическим советом

Разрешено к публикации

Электронный формат –

Объем уч.-изд. л.

 

 

620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19

 

 

Информационный портал УрФУ

http: //www.urfu.ru


[1] Степин В.С. Наука //Социология. Энциклопедия. Мн.: Книжный Дом, 2003. С.614.

История и философия науки

 

Конспект лекций

 

Подготовлен кафедрой организации работы с молодежью

 

 

Екатеринбург

Конспект лекций составлен на основе рабочей программы подготовки магистров, разработанной в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 040104 «Организация работы с молодежью» (регистрационный номер 767 гум/сп. от 27.12.2005) и учебным планом специальности 040104 «Организация работы с молодежью»

Конспект лекций составлен автором:

  Фамилия Имя Отчество Уч.звание Уч.степень Должность Подпись
1.              

 

Конспект лекций одобрен на заседании кафедры:

  Наименование кафедры Дата заседания Номер протокола Решение кафедры ФИО зав.каф.
Организация работы с молодежью       Пономарев А.В.
Организация работы с молодежью       Пономарев А.В.
Организация работы с молодежью       Пономарев А.В.

 

Аннотация содержания конспекта лекций.

Курс» «История и философия науки» посвящен изучению развития науки как социального института, как исследовательского процесса получения нового знания, роли науки в решении актуальных задач эффективной профилактики девиации в молодежной среде.

Целью данного пособия является развитие творческого потенциала магистрантов на основе формирования целостного представления об основных закономерностях и этапах развития науки, ее формах и методах, как основы овладения навыками исследовательской и аналитической деятельности, которые составляют основу профессиональных компетенций специалиста, работающего в сфере молодежной политики.

В конспекте лекций представлен категориальный аппарат истории и философии науки, анализируются ее формы и методы, характеризуются основные закономерности и этапы ее развития. Рассматриваются вопросы этики и аксиологии.

Рабочая программа рассчитана на обучение студентов-магистрантов специальности 040104 «Организация работы с молодежью» по программе «Управление мотивацией и профессиональной карьерой молодежи».

.

Оглавление

 

Введение. . 4

Раздел 1. Специфика и формы научного знания. . 5

1.1. Наука как система знаний, как процесс получения нового знания, как социальный институт и как особая область культуры. . 5

1.2. Проблема сциентизма и антисциентизма. 7

2.2. Функции философии в научном познании. 11

2.3.Этика научной деятельности. 13

3.1. Средства и методы эмпирического познания. 19

4. Общекультурное значение истории науки, её роль в понимании сущности науки. . 22

4.1. История науки. 22

4.2. Этапы развития западной научной мысли. 22

5. Традиции и новации в развитии науки. . 29

5.1. Многообразие и многосторонность научных революций. 29

5.2. Преемственность в развитии знания и проблема соотношений научных теорий друг с другом. . 31

6. Логико-гносеологические и аксиологические проблемы науки. . 34

Рекомендованная литература. . 35

Основная. 35

Дополнительная литература. 35

Электронные ресурсы. . 36

Введение

Изучение истории и методологии науки является основой для дальнейшего углубления специальных знаний по дисциплине «Духовно-нравственные ценности и социокультурные аспекты превентологии» и «Социальные проблемы молодежи». Изучение общих теоретико-методологических основ для этих двух дисциплин закладывается в дисциплине «Социальные теории и социальное развитие в современном мире». Вместе эти три дисциплины обеспечивают формирование необходимых для выпускника данной магистерской программы исследовательских и проектных компетенций. Кроме того, данная дисциплина является общеметодологической базой для всех гуманитарных и специальных дисциплин магистерской программы в целом. /Таблица 1/

Таблица 1.

Распределение часов по видам учебной работы

Очная форма обучения


Поделиться:



Популярное:

  1. II. Обучение сторонам речи и видам речевой деятельности на английском языке
  2. Блок 15. Сложное предложение с различными видами связи. Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях. Сочетание знаков и последовательность их расположения
  3. Больная 24 лет жалуется на тошноту и рвоту, боли в области пупка длительностью около 5 часов. В течение последнего по-лучаса боли переместились в правую подвздошную область,
  4. Больной оперируется по поводу острой кишечной непроходи-мости через 12 часов с момента заболевания. На операции об-
  5. В поликлинику поступил больной 32 лет с сильными болями в верхней половине живота. Что не типично для прободной яз-вы 12-перстной кишки в первые 6 часов после перфорации?
  6. Виды и значение контроля учебной деятельности
  7. Виды сотрудничества в учебной деятельности
  8. Виды сотрудничества в учебной деятельности
  9. Возрастная периодизация как основа дифференциации субъектов учебной деятельности
  10. Всего часов на изучение 288 из них 152
  11. Выбор учетной политики и распределение накладные расходов по ЦФО
  12. ВЫИГРЫШ ОТ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ И ЕГО РАСПРЕДЕЛЕНИЕ


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.139 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь