Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 11. Устройства ввода-вывода информации
Монитор. Монитор (дисплей) — устройство, предназначенное для вывода на экран текстовой и графической информации. Мониторы бывают цветными и монохромными. Они могут работать в одном из двух режимов: текстовом или графическом. Текстовый режим. В текстовом режиме экран монитора условно разбивается на отдельные участки — знакоместа, чаще всего на 25 строк по 80 символов (знакомест). В каждое знакоместо может быть выведен один из 256 заранее заданных символов. В число этих символов входят большие и малые латинские буквы, цифры, символы а также псевдографические символы, используемые для вывода на экран таблиц и диаграмм, построения рамок вокруг участков экрана и т.д. В число символов, изображаемых на экране в текстовом режиме, могут входить и символы кириллицы (буквы русского алфавита). На цветных мониторах каждому знакоместу может соответствовать свой цвет символа и свой цвет фона, что позволяет выводить красивые цветные надписи на экран. На монохромных мониторах для выделения отдельных частей текста и участков экрана используются повышенная яркость символов, подчеркивание и инверсное изображение (темные символы на светлом фоне). Графический режим. Графический режим монитора предназначен для вывода на экран графиков, рисунков и т.д. Разумеется, в этом режиме можно также выводить и текстовую информацию в виде различных надписей, причем эти надписи могут использовать произвольный шрифт, размер букв и т.д. В графическом режиме экран монитора состоит из точек, каждая из которых может быть темной или светлой на монохромных мониторах или одного из нескольких цветов - на цветном. Разрешающей способностью монитора называется количество точек по горизонтали и вертикали в данном режиме. Например, выражение " разрешающая способность 640х480" означает, что монитор в данном режиме выводит 640 точек по горизонтали и 480 точек по вертикали. Следует заметить, что разрешающая способность не зависит от размера экрана монитора, подобно тому как и большой, и маленький телевизоры имеют на экране 625 строк развертки изображения. Наиболее широкое распространение для ПК получили мониторы типов MGA, CGA, Hercules, EGA, VGA и SVGA. В настоящее время мониторы MGA и CGA используются уже очень редко, так как они не обладают надлежащей разрешающей способностью, что приводит к быстрому утомлению глаз. Кроме того, они не имеют возможности программной загрузки шрифтов символов, поэтому для изображения букв кириллицы в текстовом режиме приходится заменять электронные схемы, хранящие шрифты (знакогенераторы) Иногда, впрочем, можно не заменять знакогенератор, а за писать в него с помощью специальных приборов нужные шрифты символов. Большинство компьютеров, выпущенных в конце 80-х годов, оснащались мониторами типа VGA. Они обеспечивают достаточное качество изображения в текстовом и графическом режиме экрана при работе с DOS-программами Несколько хуже мониторы EGA, они считаются еще более устаревшими. Но для современных программ, использующих графический интерфейс взаимодействия с пользователем, разрешение VGA (640х480 точек) уже явно недостаточно. Поэтому практически все современные компьютеры оснащаются мониторами типа Super-VGA, обеспечивающими разрешающую способностью 1024х768 и 800х600. В некоторых случаях требуются мониторы с более высокой разрешающей способностью (1600х1200 или даже выше), а также оснащенные специальными средствами для точной настройки цветовоспроизведения. Скорость работы. Важной характеристикой адаптера монитора является скорость работы. В текстовом режиме все адаптеры работают достаточно быстро, но при выводе графических изображений с высокой разрешающей способностью скорость работы может быть довольно существенна. В приложениях с интенсивным использованием графики (обработка изображений, анимация, конструирование и т.д.) может оказаться необходимым применение видеоускорителя или графического процессора. На компьютерах с микропроцессорами выше Intel-80486 адаптеры часто подключаются через быстродействующую шину: специальную локальную видеошину (video local bus ), шину VESA или PCI. Разумеется, все эти средства (особенно графические процессоры) увеличивают стоимость компьютера. Видеопамять. Монитор по отношению к процессору выступает в той же роли, что телевизор по отношению к телецентру он показывает изображение, формируемое процессором компьютера. Но телевизор непрерывно получает видеосигнал из телецентра, а монитор компьютера на это " рассчитывать" не может. Дело в том, что процессор должен заниматься многими другими задачами, а не только передавать картинку на монитор. Поэтому монитор, а точнее его адаптер, должен иметь специальную память (она называется видеопамятью) в которую процессор записывает картинку. А уже затем видеоадаптер независимо от процессора может выводить содержимое этой видеопамяти на экран, позволяя процессору заниматься другими задачами. В графическом режиме монитора в видеопамяти для каждой точки экрана должен быть записан тот цвет, которым эта точка бу дет изображаться. Так что чем больше разрешающая способность монитора и чем больше может одновременно изображаться цветов на экране, тем больший размер должна иметь видеопамять. Обычный размер видеопамяти мониторов EGA и VGA 256 Кбайт. Для режимов 800х600 с 256 цветами и 1024х768 с 16 цветами требуется видеопамять размером 512 Кбайт, а для 1024х768 с 256 цветами 1 Мбайт. Размер точки (зерна) экрана. На четкость изображения на экране монитора существенное влияние оказывает размер точки (зерна или пикселя) экрана. Чем меньше размер точки (зерно), тем более четким получается изображение. На мониторах стандартного размера (14-дюймов или 35, 5 см по диагонали) при максимальном разрешении 640х480 удовлетворительное изображение получается при размере зерна 0, 39 мм, а хорошее при зерне 0, 31 мм. При разрешении 800х600 необходимо зерно 0, 31 мм, а для режима 1024х768 — 0, 28 или 0, 25 мм. На мониторах с большим зерном изображение получается нечетким (расплывчатым) Качество изображения Если на компьютере приходится работать не по 10-15 мин в сутки, а часами или даже весь день, следует обратить особое внимание на качество изображения (не мерцает ли экран, нет ли на нем каких либо цветовых пятен или полос, насколько чисты цвета, правильно ли настроена фокусировка (особенно по краям экрана), одинаковы ли ширина и яркость вертикальных и горизонтальных линий и т.д.) Полезно проверить, насколько длительным является послесвечение поверхности монитора если оно слишком большое, то при появлении нового изображения еще некоторое время на экране остаются следы старого, что очень неприятно. Нежелательно также, если справа от ярких или темных горизонтальных линий появляется их " тень". Учтите что мониторы с дефектным изображением привадят к быстрому утомлению людей, которые с ними работают Такие мониторы лучше не использовать в работе. Понижает качество изображения также и " чересстрочная" развертка, используемая в некоторых мониторах для реализации разрешающей способности 1024х768 или 1280х1024 точек. При этом некоторые детали изображения на экране (особенно закрашенные в " смешанные' цвета, те цвета, моделируемые смесью точек чистых цветов) заметно " дрожат", что приводит к утомлению глаз. Лучше приобретать мониторы и адаптеры, обеспечивающие нужную. Вам разрешающую способность с построчной (поп interlaced) разверткой.
Клавиатура. Клавиатура — устройство предназначенное для ввода в компьютер информации и команд управления. Клавиатура компьютера представляет собой самостоятельный конструктивный блок. Стандартные клавиатуры имеют 101-104 клавиши и различаются незначительными вариациями расположения и форм некоторых служебных клавиш. Предназначенные для российского рынка клавиатуры имеют на буквенных клавишах двойную маркировку - латинские буквы и буквы кириллицы. Вся совокупность клавиш клавиатуры условно разбита на несколько групп. • буквенно-цифровые клавиши, • клавиши управления курсором, • специальные клавиши управления, • функциональные клавиши, • клавиши малой цифровой клавиатуры. Буквенно-цифровые клавиши занимают центральную часть клавиатуры Основное их назначение занесение в компьютер (ввод) текста букв, цифр, специальных символов. Расположение букв и цифр на клавишах соответствует их стандартному расположению на клавиатуре пишущей машинки, Латинские буквы на клавиатуре расположены по стандарту QWERTY, а русский шрифт по стандарту ЙЦУКЕН, что соответствует последовательности первых шести букв в верхнем ряду буквенной клавиатуры. Для буквенно-цифровых клавиш существует понятие регистра, т.е. режима их использования. Имеются две пары регистров верхний/нижний и латинский/русский. На верхнем регистре находятся прописные (заглавные) буквы, а на нижнем - строчные буквы. Часть клавиш содержит специальные символы и цифры, помещенные соответственно на верхней и нижней частях клавиш. Выбор регистра верхний/нижний может производиться при помощи клавиши < Caps Lock> (фиксация прописных букв) и < Shift> (сдвиг, замена). Клавиша < Caps Lock> закрепляет режим ввода прописных или строчных букв. В режиме прописных букв светится индикатор Caps Lock в верхней правой чисти клавиатуры. Клавиша < Shift> изменяет режим клавиатуры на противоположный только пока она нажата. Клавиши управления курсором расположены в правой части панели клавиатуры. Назначение данных клавиш описано ниже в таблице. Курсором называется символ, указывающий позицию на экране монитора, в которой будет отображаться очередной вводимый на экран символ. Курсор — это, обычно, мерцающий прямоугольник или жирная черта Клавиши малой цифровой клавиатуры могут использоваться в двух режимах: 1) в режиме управления курсором (смотри соответствующие обозначения на клавишах);
таблица 3.4. Клавший управления курсором. 2) в режиме ввода цифр, знаков математических операций и точки: Выбор соответствующего режима производится при помощи клавиш < Num Lock> и < Shift>. Первая клавиша закрепляет режим ввода цифр, при этом в режиме ввода цифр светится индикатор " Num Lock" в верхней правой части клавиатуры. Клавиша < Shift> изменяет режим клавиатуры на противоположный, пока она нажата. Любой ASCU-код можно ввести с клавиатуры путем набора на малой цифровой клавиатуре (клавиша < Num Lock> нажата) десятичного кода, равного шестнадцатеричному ASCII-коду, с одновременным нажатием и удержанием на время набора клавиши < Alt>. Специальные клавиши управления (служебные) расположены вокруг группы алфавитно-цифровых клавиш и имеют следующее назначение:
таблица 3.5. Специальные клавиши управления (служебные).
Функциональные клавиши (< F1> — < Fl2> ) расположены в верхней части клавиатуры. Эти клавиши предназначены для выполнения различных специальных действий. Для каждого программного продукта они имеют свое назначение (функции этих клавиш программируются). Например, в большинстве программ принято, что клавиша < F1> предназначена для вызова справки. Для расширения функциональных возможностей клавиатуры применяют особые комбинации клавиш. В этих комбинациях, как правило, используются клавиши < Ctrl>, < Alt> и < Shift>. Если в инструкции написано, например < Ctrl> + < С>, то это означает, что необходимо первоначально нажать клавишу < Ctrl>, а затем, не отпуская ее нажать клавишу < С>.
Манипуляторы. Мышь — это манипулятор для ввода информации в компьютер. Мышь представляет собой небольшую коробочку с двумя или тремя клавишами, легко умещающуюся в ладони. Вместе с проводом для подключения к компьютеру это устройство действительно напоминает мышь с хвостом. Чтобы изменить положение указателя мыши (обычно — стрелки) на экране монитора, пользователь перемещает мышь по столу или другой поверхности (специального коврика для мыши). Когда необходимо выполнить то или иное действие, например выполнить пункт меню, на который установлен указатель мыши, пользователь нажимает ту или иную клавишу мыши. Некоторые прикладные программы рассчитаны только на работу с мышью, но большинство программ, использующих мышь, допускают замену её командами, вводимыми с клавиатуры. Однако часто при такой замене работа с программой весьма затрудняется. Трекбол — манипулятор в форме шара на подставке. Трекбол используется для замены мыши, особенно часто в портативных компьютерах. Также до недавнего времени был весьма популярен и другой манипулятор — джойстик, который представлял собой рычаг с одной или несколькими кнопками, соединённый с ПК кабелем. Чаще всего джойстик использовался в играх. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1013; Нарушение авторского права страницы