Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Краткий обзор исторических типов философствования



Содержание лекционного курса

ЛЕКЦИЯ № 1

ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРОБЛЕМАТИКА И ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ.

Философия, как явление человеческой культуры и как одна из форм духовной жизни общества возникла в 7 в. до н.э. на территория Др. Греции и Др. Рима, Др. Индии и Китая, а также в странах Арабского Востока.

Фил-ому типу мышления предшествовали мифологический и религиозный типы мировоззрения. В общем, мировоззрение можно определить как совокупность чувств, эмоций, переживаний, а также знаний, верований, убеждений, ценностей и идеалов, определяющих отношение человека к миру и дающих возможность понять, осмыслить место, самого человека в мире, смысл и назначение его жизни.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Человечество в форме мифов, т.е. сказаний, преданий, легенд пыталось ответить на вопросы о происхождении и устройстве мироздания, возникновении явлений природы, животных и людей, причем в мифологии признается существование реального и ирреального (сверхъестественного) миров, между которыми нет непроходимой грани. Для мифологического мировоззрения характерно чувственно-наглядное восприятие и познание мира.

В религиозном мировоззрении естественный и сверхъестественный миры уже несопоставимы. Здесь единый Бог является первопричиной и первоисточником всего существующего и происходящего в мире. Для религиозного мировоззрения источником познания является вера.

Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, т.е. всю совокупность вопросов о происхождении митра, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире, а также она унаследовала все знания, накопленные человечеством. Но философия основана не только на чувственно-эмоциональном восприятии мира как мифология и не на вере как религия, а на доводах разума и логике человеческого рассудка. Следовательно, философия – это теоретически сформулированное мировоззрение, которое носит систематический и упорядоченный характер, что сближает философию и науку. Но, в отличие от отдельно взятой науки, которая является лишь фрагментом знания, ф-ия интегрирует все знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот интеграл строит систему знаний о мире как о целом.

Мифологический, религиозный, философский и научный типы мировоззрения являются общественными формами сознания, которые исторически сменяли друг друга, не искореняя предшествующие типы.

Т. о., философия – это исторически изменяющаяся система фундаментальных идей и общих теоретических взглядов на мир в целом и место в нем человека, а также учение об общих принципах бытия и познания, это уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку.

Сам термин «философия» в переводе с греч. означает «любовь к мудрости». Слово «философ» впервые употребил Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни.

Функции философии:

1. Мировоззренческая – дает человеку общий, целостный взгляд на мир, позволяет определить ему свое место и роль в мире.

4. Гносеологическая – ориентирует познавательное отношение человека на раскрытие своей природы и сущности, на раскрытие природы и сущности мира, его общей структуры, связей и законов его развития, вооружает людей знаниями о мире.

Философия включает в себя следующие разделы:

- история философии (содержание самой философии с момента ее зарождения до наших дней)

- онтология (учение об общих принципах бытия)

- гносеология (теория познания)

- социальная философия и философия истории (учение о сущности и развитии человеческого общества)

- философская антропология (учение о человеке и его бытии в мире)

- этика (учение о морали и нравственности) и эстетика (учение о прекрасном)

- теория культуры

Исходя из перечисленных разделов можно определить основные вопросы и направления философии.

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного решения зависит построение целостного знания о мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

Краткий обзор исторических типов философствования

Философия древней Индии

Философия в Индии возникла во II – нач. I тыс. до н.э. Древнейшим памятником древнеиндийской мысли являются Веды (I-II тыс. до н.э.).

В переводе с санскрита «Веды» означает «знание». Веды состоят из гимнов, молитв, заклинаний и т.д. Веды дают представление о мировоззрении древних; это первое философское учение о мире, человеке, нравственности.

Важным понятием в Восточной философии является Сансара – концепция круговорота науки. С ней тесно связан закон воздания – Карма. Учение о Сансаре человеческая жизнь понимается как определённая форма бесконечной цели цепей перерождения. Закон Кармы устанавливает последующую жизнь человека в зависимости от его нравственно-духовных ценностей, поэтому тот кто совершил в прошлой жизни достойные поступки и благие действия родится в качестве представителя высшего сословия (Варны), либо священнослужителей (Брахмана). А те кто вёл не правильный образ жизни родится как Шудры (масса зависимого населения), либо попадёт в тело животного.

Буддизм

Философия буддизма вошла в мировую культуру. В учении Будды не было Бога, в том понимании, которое присущее другим религиям. Его общение – была железная дисциплина к глубинным знаниям, которой допускался не каждый, а лишь те, кто полностью преодолел чувства собственника, уничтожил страх и дошёл до источника зла, которые находятся в не естестве людей принимающих иллюзию за реальность в погоне за ничтожными ценностями, пренебрегая тем, что в действительности является наибольшими ценностями: знанием человеческого бытия и судьбы.

4 благородных истины: 1. Страдание воплощенного бытия проистекает из постоянно возобновленных возрождения и смерти; 2. Причина этих страданий – жажда земных присвоений влекущих за собой не прекращаемого повторного не совершенства бытия; 3. Прекращение страданий заключается в достижении состояния просвещения и тем самым создание возможности сознательного представления кругов бытия на земле; 4. Путь к прекращению этих страданий состоит в постижении совершенства человека и приближение его к великой истине.

Китайская философия

Возникла в IX-VI вв. до н. э. и была представлена практической и допустимой магией «И-Цзин» - «Книги перемен».

Единым корнем всех философских китайских учений является культ Дао-Дао – дитя мира, которое рождается благодаря делению космоса на два противоположных начала: Ян – мужское, светлое, активное начало и Инь – женское начало тьмы и зла.

Дао – мировой закон, источник всего существующего, хотя он является непознаваемым и недосягаемым. Дао может проявляться в человеке в виде благородства души, великодушия, честности и добропорядочности и обозначается – «дэ».

Даосизм (основатель Лао-Цзы ) – утверждает, что с появлением человеческой цивилизации нарушилась гармония природы, т.е. гармоническое взаимоотношение сил Инь и Ян. А так как мир, возникший и Дао, по своей сути оценивается даосами как гармония, добро и благо, то и от человека требуется следование естественности и недеяние (у-вэй).

Основателем конфуцианства является Конфуций. В своем главном произведении «Лунь-юй» (Беседы и поучения), сборнике афоризмов, жизненных ситуаций, бесед с учениками, он пытался найти ответ на вопрос: «Как лучше управлять людьми: с помощью насилия или на основе добродетели? »

Конфуций был ярым защитником «мягкого» управления с опорой на мораль и правила поведения, поэтому его школа носит социально-этический характер.

Таким образом, если даосизм стремится гармонии человека с природой, то конфуцианство – человека с обществом.

Античная философия

Античная философия – совокупность философских учений, созданных в период античности, то есть греческой и греко-римской древности. Период античности связан с очень серьёзными социальными изменениями. Это было связано с воссозданием античной культуры, с войнами Александра Македонского, и с красотой природы, которая окружала людей в то время.

Античная философия тесно связана со всеми сторонами античной культуры. Введение термина «философия» приписывают Пифагору.

В период существования античной философии были заложены основы всех философских направлений, сформированы все основные стили, способы философствования. Античная философия стала источником развития всей последующей западноевропейской культуры.

В своем развитии античная философия прошла три периода:

Досократический (раннегреческая натурфилософия), VII – V века до н.э.

Классический (сократический), середина V – конец IV века до н.э.

Римско-эллинистический, III век до н.э. – VI век н.э.

Самой характерной чертой раннегреческой философии является ярко выраженный космоцентризм, то есть в центре внимания первых греческих философов находились проблемы мироздания – природы, Космоса, мира в целом. Главная заслуга философов раннего этапа заключается в том, что они сформулировали фундаментальный философский вопрос: что есть начало всех вещей? В основе этого вопроса лежит следующее философское открытие: существует множество вещей, они зарождаются и гибнут, то есть они преходящи; но тем не менее есть единая, неуничтожимая, вечная основа всех вещей, из которой они возникают и в которую возвращаются. Эта первооснова всего сущего, всеобщее основание бытия получила название субстанця. Все раннегреческие философы и пытаются найти это онтологическое основание всего сущего.

Средневековая философия

Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, находящего своё отражение в богословии. Богословие или теология Богословие, или теология - это систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо религии. Представляет собой комплекс дисциплин, занимающихся изучением, изложением, обоснованием и защитой учения о Боге, его деятельности в мире и его откровении, а также связанных с ним учениях о нравственных нормах и формах.

Философия становится служанкой богословия. Её основная функция — истолкование и обоснование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога.

Основные принципы Средневековья:

1. Принцип абсолютной личности - наиболее фундаментальная идея философского значения.

2. Теоцентризм - принцип, согласно которому Бог является центром, фокусом средневековых философских и религиозных представлений; конкретизирует принцип абсолютной личности.

3. Монотеизм - Бог един, уникален, а не множественен.

4. Креационизм - учение о сотворении мира Богом из ничего. Символизм - понимание земного как инобытия, мира Бога.

5. Провиденциализм (провидение) — историко-философский метод, рассмотрение исторических событий с точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения, высшего Промысла, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана спасения человека. Провиденциалистское понимание исторического процесса как пути эсхатологическому царству Божию легло в основу всей средневековой христианской церковной историографии.

6. Персонализм – принцип указывающий на личностные характеристики Бога. Бог создал человека по своему образу и подобию, наделив его душой, разумом, волей и свободой выбора. Бог является судьёй души человека.

7. Первородный (прародительский) грех — христианский богословский термин, означающий первый грех, совершенный в Эдеме прародителями Адамом и Евой. В формальном понимании грех заключается в ослушании Божьей воли, нарушении запрета, злоупотребление свободой выбора. Адам и Ева, искушаемые дьяволом, вкусили от запретного плода по своей воле. Последствиями нарушения запрета стали поврежденность мироздания и природы человека, изгнание из рая, утрата доступа к древу жизни и смерть.

8. Теодицея (богооправдание) - религиозно-философское учение, цель которой сводится к оправданию представлений о Боге как абсолютном добре, сняв с него ответственность за наличие зла в мире.

9. Эсхатологические представления – религиозные учения о конечных судьбах мира и человечества, в основе которых лежит концепция о нарушении человеком своих обязательств перед Богом и последующей расплате за это: гибели Вселенной (Страшный Суд в христианстве), отделении грешников от праведников, наказании первых в потустороннем мире, воскрешении(спасении) вторых и т.д.

Философия эпохи Возрождения

На смену теоцентризму приходит антропоцентризм (антропологи – наука о человеке). Постановка человека в центр рассмотрения отодвинула идею о Боге как о центре в сторону. Исследователей занимающихся проблемами человека называли гуманистами.

Философия Возрождения – атропоцентрична и гуманистична (в отличие от космоцентризма античности и теоцентризма средневековья) – человек как творец собственной жизни и судьбы становится центром философского мировоззрения. Творческая деятельность человека приобретает сакральный (божественный) характер. Он творец, подобный Богу, он созидает новый мир и самого себя. Человек становится универсальным, причастным ко всем знаниям и видам деятельности. Искусство и эстетическая направленность эпохи Возрождения помогли человеку освободиться от религиозного аскетизма, осознать себя личностью, проявить свои духовные интересы. Поэтому задача философии - это не противопоставление в человеке божественного и природного, духовного и материального, а раскрытие их гармонического единства.

Появление антропоцентризма и гуманизма повело за собой разрыв многовековой связи человека с Богом. Такое отделение человека от Бога в идеальном плане называется секуляризацией.

Первым способом секуляризации был пантеизм – представление о тождествовании Бога и природы. При таком рассмотрении исключается акт творения. Если Бог и природа одно и тоже, значит, он не может быть первичен по отношению к ней, а если природа не сотворена и не подлежит уничтожению она становится бесконечной, то есть в пантеизме возрастает роль природы и уменьшается роль Бога.

Вторым способом секуляризации был деизм – представление по которому Бог создал мир, поделил его законами и самоустранился. Они считали, что мир совершенен и влияние Бога на человеческую жизнь не обязательно.

Третьим способом секуляризации был атеизм – он утверждал, что Бога никогда не было, нет, и быть не может. Главные идеи атеизма проявились в XVII-XVIII в.

Николай Коперник

Николай Коперник (1473-1543 г.) Этот польский учёный-астроном совершил переворот в мировоззрении людей всей планеты. Переворот заключался в том, что он разработал гелиоцентрическую систему (гелиос – солнце). Он утверждал, что не Земля, а Солнце является центром мироздания. В этой системе были недостатки: 1. Солнце – центр вселенной и является неподвижным; 2. Если у вселенной есть центр значит у неё есть границы.

Джордано Бруно

Джордано Бруно (1548-1600 г.) Исправил недостаток Коперника. Он утверждал, что вселенная бесконечна, а количество миров в ней бесчисленно. Говорил, что Земля и небо состоят из одних и тех же элементов. В вопросе о соотношении материального и духовного. Он разделял точку зрения пантеизма. Говорил о возможности жизни на других планетах.

Ф и л о с о ф и я н о в о г о в р е м е н и

Новое время – большой исторический период, охватывающий XVII-XIX вв. Началом новой истории считается английско-буржуазная революция 1640 г. Именно этот период ознаменован началом новой эры капитализма и началом индустриальной цивилизации. Это был период когда наука набрала большую силу, когда человек обращал внимание прежде всего на свой разум. Безграничная вера в прогресс, науку и разум, это главная отличительная особенность этого периода. Главная задача философии в это время – это познание окружающего мира с целью увеличения власти над природой.

Бэкон Френсис

Бэкон Френсис (1561-1626 г.) являлся родоначальником философии нового времени. Он считал, что наука должна быть построена заново, т.к. прежние данные науки не имеют истины. Он разделял истину на две части: истина религиозная и научная. Он создал учение об идолах, которые мешают получать объективные истинные науки и препятствуют познанию природы, засоряют сознание людей, искажают знания сложными представлениями.

Философия Просвещения

Борьба с религиозными идеями за утверждение роли человеческого разума, начатая философами XVI-XVII вв., была продолжена в XVIII в. Этот век получил в истории название эпохи Просвещения. Борьба между религией и наукой, верой и разумом вступила, таким образом, в новый этап – этап утверждения атеизма. Борьба старого и нового проявилась так или иначе во всех европейских странах.

Содержание лекционного курса

ЛЕКЦИЯ № 1

ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРОБЛЕМАТИКА И ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ.

Философия, как явление человеческой культуры и как одна из форм духовной жизни общества возникла в 7 в. до н.э. на территория Др. Греции и Др. Рима, Др. Индии и Китая, а также в странах Арабского Востока.

Фил-ому типу мышления предшествовали мифологический и религиозный типы мировоззрения. В общем, мировоззрение можно определить как совокупность чувств, эмоций, переживаний, а также знаний, верований, убеждений, ценностей и идеалов, определяющих отношение человека к миру и дающих возможность понять, осмыслить место, самого человека в мире, смысл и назначение его жизни.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Человечество в форме мифов, т.е. сказаний, преданий, легенд пыталось ответить на вопросы о происхождении и устройстве мироздания, возникновении явлений природы, животных и людей, причем в мифологии признается существование реального и ирреального (сверхъестественного) миров, между которыми нет непроходимой грани. Для мифологического мировоззрения характерно чувственно-наглядное восприятие и познание мира.

В религиозном мировоззрении естественный и сверхъестественный миры уже несопоставимы. Здесь единый Бог является первопричиной и первоисточником всего существующего и происходящего в мире. Для религиозного мировоззрения источником познания является вера.

Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, т.е. всю совокупность вопросов о происхождении митра, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире, а также она унаследовала все знания, накопленные человечеством. Но философия основана не только на чувственно-эмоциональном восприятии мира как мифология и не на вере как религия, а на доводах разума и логике человеческого рассудка. Следовательно, философия – это теоретически сформулированное мировоззрение, которое носит систематический и упорядоченный характер, что сближает философию и науку. Но, в отличие от отдельно взятой науки, которая является лишь фрагментом знания, ф-ия интегрирует все знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот интеграл строит систему знаний о мире как о целом.

Мифологический, религиозный, философский и научный типы мировоззрения являются общественными формами сознания, которые исторически сменяли друг друга, не искореняя предшествующие типы.

Т. о., философия – это исторически изменяющаяся система фундаментальных идей и общих теоретических взглядов на мир в целом и место в нем человека, а также учение об общих принципах бытия и познания, это уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку.

Сам термин «философия» в переводе с греч. означает «любовь к мудрости». Слово «философ» впервые употребил Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни.

Функции философии:

1. Мировоззренческая – дает человеку общий, целостный взгляд на мир, позволяет определить ему свое место и роль в мире.

4. Гносеологическая – ориентирует познавательное отношение человека на раскрытие своей природы и сущности, на раскрытие природы и сущности мира, его общей структуры, связей и законов его развития, вооружает людей знаниями о мире.

Философия включает в себя следующие разделы:

- история философии (содержание самой философии с момента ее зарождения до наших дней)

- онтология (учение об общих принципах бытия)

- гносеология (теория познания)

- социальная философия и философия истории (учение о сущности и развитии человеческого общества)

- философская антропология (учение о человеке и его бытии в мире)

- этика (учение о морали и нравственности) и эстетика (учение о прекрасном)

- теория культуры

Исходя из перечисленных разделов можно определить основные вопросы и направления философии.

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного решения зависит построение целостного знания о мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

Краткий обзор исторических типов философствования

Философия древней Индии

Философия в Индии возникла во II – нач. I тыс. до н.э. Древнейшим памятником древнеиндийской мысли являются Веды (I-II тыс. до н.э.).

В переводе с санскрита «Веды» означает «знание». Веды состоят из гимнов, молитв, заклинаний и т.д. Веды дают представление о мировоззрении древних; это первое философское учение о мире, человеке, нравственности.

Важным понятием в Восточной философии является Сансара – концепция круговорота науки. С ней тесно связан закон воздания – Карма. Учение о Сансаре человеческая жизнь понимается как определённая форма бесконечной цели цепей перерождения. Закон Кармы устанавливает последующую жизнь человека в зависимости от его нравственно-духовных ценностей, поэтому тот кто совершил в прошлой жизни достойные поступки и благие действия родится в качестве представителя высшего сословия (Варны), либо священнослужителей (Брахмана). А те кто вёл не правильный образ жизни родится как Шудры (масса зависимого населения), либо попадёт в тело животного.

Буддизм

Философия буддизма вошла в мировую культуру. В учении Будды не было Бога, в том понимании, которое присущее другим религиям. Его общение – была железная дисциплина к глубинным знаниям, которой допускался не каждый, а лишь те, кто полностью преодолел чувства собственника, уничтожил страх и дошёл до источника зла, которые находятся в не естестве людей принимающих иллюзию за реальность в погоне за ничтожными ценностями, пренебрегая тем, что в действительности является наибольшими ценностями: знанием человеческого бытия и судьбы.

4 благородных истины: 1. Страдание воплощенного бытия проистекает из постоянно возобновленных возрождения и смерти; 2. Причина этих страданий – жажда земных присвоений влекущих за собой не прекращаемого повторного не совершенства бытия; 3. Прекращение страданий заключается в достижении состояния просвещения и тем самым создание возможности сознательного представления кругов бытия на земле; 4. Путь к прекращению этих страданий состоит в постижении совершенства человека и приближение его к великой истине.

Китайская философия

Возникла в IX-VI вв. до н. э. и была представлена практической и допустимой магией «И-Цзин» - «Книги перемен».

Единым корнем всех философских китайских учений является культ Дао-Дао – дитя мира, которое рождается благодаря делению космоса на два противоположных начала: Ян – мужское, светлое, активное начало и Инь – женское начало тьмы и зла.

Дао – мировой закон, источник всего существующего, хотя он является непознаваемым и недосягаемым. Дао может проявляться в человеке в виде благородства души, великодушия, честности и добропорядочности и обозначается – «дэ».

Даосизм (основатель Лао-Цзы ) – утверждает, что с появлением человеческой цивилизации нарушилась гармония природы, т.е. гармоническое взаимоотношение сил Инь и Ян. А так как мир, возникший и Дао, по своей сути оценивается даосами как гармония, добро и благо, то и от человека требуется следование естественности и недеяние (у-вэй).

Основателем конфуцианства является Конфуций. В своем главном произведении «Лунь-юй» (Беседы и поучения), сборнике афоризмов, жизненных ситуаций, бесед с учениками, он пытался найти ответ на вопрос: «Как лучше управлять людьми: с помощью насилия или на основе добродетели? »

Конфуций был ярым защитником «мягкого» управления с опорой на мораль и правила поведения, поэтому его школа носит социально-этический характер.

Таким образом, если даосизм стремится гармонии человека с природой, то конфуцианство – человека с обществом.

Античная философия

Античная философия – совокупность философских учений, созданных в период античности, то есть греческой и греко-римской древности. Период античности связан с очень серьёзными социальными изменениями. Это было связано с воссозданием античной культуры, с войнами Александра Македонского, и с красотой природы, которая окружала людей в то время.

Античная философия тесно связана со всеми сторонами античной культуры. Введение термина «философия» приписывают Пифагору.

В период существования античной философии были заложены основы всех философских направлений, сформированы все основные стили, способы философствования. Античная философия стала источником развития всей последующей западноевропейской культуры.

В своем развитии античная философия прошла три периода:

Досократический (раннегреческая натурфилософия), VII – V века до н.э.

Классический (сократический), середина V – конец IV века до н.э.

Римско-эллинистический, III век до н.э. – VI век н.э.

Самой характерной чертой раннегреческой философии является ярко выраженный космоцентризм, то есть в центре внимания первых греческих философов находились проблемы мироздания – природы, Космоса, мира в целом. Главная заслуга философов раннего этапа заключается в том, что они сформулировали фундаментальный философский вопрос: что есть начало всех вещей? В основе этого вопроса лежит следующее философское открытие: существует множество вещей, они зарождаются и гибнут, то есть они преходящи; но тем не менее есть единая, неуничтожимая, вечная основа всех вещей, из которой они возникают и в которую возвращаются. Эта первооснова всего сущего, всеобщее основание бытия получила название субстанця. Все раннегреческие философы и пытаются найти это онтологическое основание всего сущего.

Средневековая философия

Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, находящего своё отражение в богословии. Богословие или теология Богословие, или теология - это систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо религии. Представляет собой комплекс дисциплин, занимающихся изучением, изложением, обоснованием и защитой учения о Боге, его деятельности в мире и его откровении, а также связанных с ним учениях о нравственных нормах и формах.

Философия становится служанкой богословия. Её основная функция — истолкование и обоснование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога.

Основные принципы Средневековья:

1. Принцип абсолютной личности - наиболее фундаментальная идея философского значения.

2. Теоцентризм - принцип, согласно которому Бог является центром, фокусом средневековых философских и религиозных представлений; конкретизирует принцип абсолютной личности.

3. Монотеизм - Бог един, уникален, а не множественен.

4. Креационизм - учение о сотворении мира Богом из ничего. Символизм - понимание земного как инобытия, мира Бога.

5. Провиденциализм (провидение) — историко-философский метод, рассмотрение исторических событий с точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения, высшего Промысла, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана спасения человека. Провиденциалистское понимание исторического процесса как пути эсхатологическому царству Божию легло в основу всей средневековой христианской церковной историографии.

6. Персонализм – принцип указывающий на личностные характеристики Бога. Бог создал человека по своему образу и подобию, наделив его душой, разумом, волей и свободой выбора. Бог является судьёй души человека.

7. Первородный (прародительский) грех — христианский богословский термин, означающий первый грех, совершенный в Эдеме прародителями Адамом и Евой. В формальном понимании грех заключается в ослушании Божьей воли, нарушении запрета, злоупотребление свободой выбора. Адам и Ева, искушаемые дьяволом, вкусили от запретного плода по своей воле. Последствиями нарушения запрета стали поврежденность мироздания и природы человека, изгнание из рая, утрата доступа к древу жизни и смерть.

8. Теодицея (богооправдание) - религиозно-философское учение, цель которой сводится к оправданию представлений о Боге как абсолютном добре, сняв с него ответственность за наличие зла в мире.

9. Эсхатологические представления – религиозные учения о конечных судьбах мира и человечества, в основе которых лежит концепция о нарушении человеком своих обязательств перед Богом и последующей расплате за это: гибели Вселенной (Страшный Суд в христианстве), отделении грешников от праведников, наказании первых в потустороннем мире, воскрешении(спасении) вторых и т.д.

Философия эпохи Возрождения

На смену теоцентризму приходит антропоцентризм (антропологи – наука о человеке). Постановка человека в центр рассмотрения отодвинула идею о Боге как о центре в сторону. Исследователей занимающихся проблемами человека называли гуманистами.

Философия Возрождения – атропоцентрична и гуманистична (в отличие от космоцентризма античности и теоцентризма средневековья) – человек как творец собственной жизни и судьбы становится центром философского мировоззрения. Творческая деятельность человека приобретает сакральный (божественный) характер. Он творец, подобный Богу, он созидает новый мир и самого себя. Человек становится универсальным, причастным ко всем знаниям и видам деятельности. Искусство и эстетическая направленность эпохи Возрождения помогли человеку освободиться от религиозного аскетизма, осознать себя личностью, проявить свои духовные интересы. Поэтому задача философии - это не противопоставление в человеке божественного и природного, духовного и материального, а раскрытие их гармонического единства.

Появление антропоцентризма и гуманизма повело за собой разрыв многовековой связи человека с Богом. Такое отделение человека от Бога в идеальном плане называется секуляризацией.

Первым способом секуляризации был пантеизм – представление о тождествовании Бога и природы. При таком рассмотрении исключается акт творения. Если Бог и природа одно и тоже, значит, он не может быть первичен по отношению к ней, а если природа не сотворена и не подлежит уничтожению она становится бесконечной, то есть в пантеизме возрастает роль природы и уменьшается роль Бога.

Вторым способом секуляризации был деизм – представление по которому Бог создал мир, поделил его законами и самоустранился. Они считали, что мир совершенен и влияние Бога на человеческую жизнь не обязательно.

Третьим способом секуляризации был атеизм – он утверждал, что Бога никогда не было, нет, и быть не может. Главные идеи атеизма проявились в XVII-XVIII в.

Николай Коперник

Николай Коперник (1473-1543 г.) Этот польский учёный-астроном совершил переворот в мировоззрении людей всей планеты. Переворот заключался в том, что он разработал гелиоцентрическую систему (гелиос – солнце). Он утверждал, что не Земля, а Солнце является центром мироздания. В этой системе были недостатки: 1. Солнце – центр вселенной и является неподвижным; 2. Если у вселенной есть центр значит у неё есть границы.

Джордано Бруно

Джордано Бруно (1548-1600 г.) Исправил недостаток Коперника. Он утверждал, что вселенная бесконечна, а количество миров в ней бесчисленно. Говорил, что Земля и небо состоят из одних и тех же элементов. В вопросе о соотношении материального и духовного. Он разделял точку зрения пантеизма. Говорил о возможности жизни на других планетах.

Ф и л о с о ф и я н о в о г о в р е м е н и

Новое время – большой исторический период, охватывающий XVII-XIX вв. Началом новой истории считается английско-буржуазная революция 1640 г. Именно этот период ознаменован началом новой эры капитализма и началом индустриальной цивилизации. Это был период когда наука набрала большую силу, когда человек обращал внимание прежде всего на свой разум. Безграничная вера в прогресс, науку и разум, это главная отличительная особенность этого периода. Главная задача философии в это время – это познание окружающего мира с целью увеличения власти над природой.

Бэкон Френсис

Бэкон Френсис (1561-1626 г.) являлся родоначальником философии нового времени. Он считал, что наука должна быть построена заново, т.к. прежние данные науки не имеют истины. Он разделял истину на две части: истина религиозная и научная. Он создал учение об идолах, которые мешают получать объективные истинные науки и препятствуют познанию природы, засоряют сознание людей, искажают знания сложными представлениями.

Философия Просвещения

Борьба с религиозными идеями за утверждение роли человеческого разума, начатая философами XVI-XVII вв., была продолжена в XVIII в. Этот век получил в истории название эпохи Просвещения. Борьба между религией и наукой, верой и разумом вступила, таким образом, в новый этап – этап утверждения атеизма. Борьба старого и нового проявилась так или иначе во всех европейских странах.


Поделиться:



Популярное:

  1. Triangle t; square s; circle c(10); // объекты производных типов
  2. V. Краткий конспект учебного курса
  3. V. Краткий конспект учебного курса.
  4. Аварии на химико-технологических объектах: характеристика разрушительного воздействия, типовая модель развития аварии, поражающие факторы.
  5. Виды, этиология и патогенез периодических типов дыхания.
  6. Внешние отличительные особенности психотипов клуба «Социалы».
  7. Вопрос 18. В типовой конфигурации постоянные разницы в оценке активов и обязательств
  8. Вопрос 23. В типовой конфигурации для ежемесячного расчета амортизации ОС для целей бухгалтерского и налогового учета
  9. Вопрос 26. Обзоры архивных документов
  10. Вопрос 32. В типовой конфигурации Счет-фактура на полученный аванс вводится в систему
  11. Вопрос 35. В типовой конфигурации операция получения наличных денежных средств из банка регистрируется при помощи документа
  12. Вопрос 4. Типовая конфигурация обеспечивает ведение бухгалтерского учета для нескольких организаций, входящих в состав предприятия, за счет


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 948; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.073 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь