Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Античная натурфилософия (милетская и пифагорейская школы).Стр 1 из 3Следующая ⇒
Предмет философия. Проблема сущности и роли философии появилась с момента ее возникновения., Само слово «философия» /любовь к мудрости/ впервые встречается у Гераклита, но предмет философии формировался на протяжении всего периода развития древнегреческой философии /VII -1 в.в. до н.э./ и всей последующей философии вплоть до середины XIX в.. поискам «начала, лежащего в основании», имеющего значение первоначала, «вечной основы», сущности, первопричины - субстанции. Всем управляет Логос - закон, который приводит мир к гармонии через связь и борьбу противоположностей В учении Парме-нида /VI - V вв. до н.э./ вводится одно из самых основополагающих философских понятий - «бытие», соединяющее в себе, как заметил Аристотель, «универсум как одну субстанцию», «все сущее» /существующее, единое, совокупное/. Своим суж-дением: «То же самое-мысль и то, о чем мысль возникает» - Парменид положил начало основному вопросу философии - об отношении мышления и бытия, сознания и материи, - разделившему философов на два лагеря - материалистов, и идеалистов. Сократ вводит понятие «идеального» /нематериального/ бытия и обращает философию к человеку.В философии атомистов IV -1 вв. до н.э. поиски основы как начала и причины всего существующего приводят к обоснованию принципов /основоположений/философии, ведущим среди которых стал принцип причинности: «Ни одна вещь не происходит попусту, но все в силу, причинной связи и необходимости».Аристотель назовет философию наукой, «которая носит название мудрости» и предметом которой является «сущее, начало и причины существующей реальности».
Античная натурфилософия (милетская и пифагорейская школы). Античность - (от лат. antiquus - древность) - совокупность исторических форм общественного сознания, религии, мифологии, философии, науки, искусства и т. д., в странах Передней Азии, в Древней Греции и Древнем Риме. Эпоха античности началась Олимпийскими играми в 776 до н. э., а завершилась падением Рима в 476 год н. э. Поскольку античность охватывает достаточно продолжительный отрезок времени и человеческой истории, её принято подразделять на несколько этапов. Также в античности следует искать истоки многих ценностей, которые составили впоследствии европейскую культуру. Античная философия - философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним - Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.
Высокая классика античной философии (Платон, Аристотель). " Политика" Аристотеля как бы продолжает его " Этику". В ней рассматривается проблема практического разума, политической практичности и рассудительности. Политика призвана служить достижению общего блага в условиях законопослушания. Государство - это особая форма общежития граждан, включенных во власть. Государству предшествует институт семьи, где прослеживаются три вида отношений: господина и раба, мужа и жены, отца и детей. Эти отношения обеспечивают (обусловливают) господскую власть и власть домохозяина.Этика Платона построена, исходя из идеалистического понимания души. Ее основой является осознание врожденных добродетелей, характерных для отдельных общественных сословий. Соблюдение этих добродетелей ведет к справедливости. Кроме этого Платон подчеркивает значение набожности и почитания богов. Важное место, которое в Платоновых социальных концепциях занимает религия, определено уже в его иерархии идей, ибо идея набожности стоит весьма близко к идее добра и красоты.Социальной функции и общественному призванию идеального государства соответствует и предложенная Платоном система воспитания. Она направлена, прежде всего, на воспитание стражей и правителей. Важное место в ней занимает гимнастика — телесное воспитание. Следующим элементом воспитания является обучение чтению, письму и мусическим предметам (до того уровня, который позволен в области искусства идеальным государством). Вся система завершается изучением арифметики, геометрии, астрономии и теории музыки. Это тот уровень образования, который достаточен для воспитания стражей. Те же, кто предопределен к тому, чтобы стать правителями, должны изучать также философию, и в частности «диалектику».
Философия поздней античности. Поздняя античность - I в. до н. э.-V в. н. э. - римская философия начала активно развиваться под сильным влиянием греческой к середине I в. до н. э. Наряду с римлянами, к римской философии относятся также греки - представители римских школ. Эклектизм, римский эпикуреизм, Поздняя Стоя.I в. до н. э.-V в. н. э. - греческая философия периода влияния Древнего Рима также развивалась под сильнейшим влиянием классики, а позже - зарождавшегося христианства. Основные школы: неопифагореизм, средний и поздний платонизм, скептицизм, перипатетики, неоплатонизм, раннехристианская философия (Климент Александрийский, Августин Блаженный, Боэций). Средневековая философия, ее особенности. Истоки средневековой философии усматриваются в раннехристианском периоде. Отличительным признаком является тесная связь с теологическим учением христианства, которое с возникновением феодализма становится господствующим мировоззрением в Западной Европе. Через отношение " бог — человек" рассматриваются различные вопросы: устройство мироздания, место в нем человека, система морально-ценностных представлений. Поэтому средневековая философия носит теоцентрический характер (гр. theos — бог), а основной ее функцией становится обоснование религиозных постулатов. По мнению просвещенных кругов того времени, философия приобретает статус " служанки богословия". Но и в этих условиях осуществляется такая собственно философская функция как сомнение, т.е. установка на рационалистический анализ различных толкований вероисповедных положений с целью нахождения истины. В развитии средневековой философии выделяются два основных периода: патристика и схоластика. Патристика (лат. pater — отец) — совокупность теологических, философских, политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII вв. (т.н. отцов церкви). Схоластика (лат. scholastica — школьный, ученый) — усматривала главную роль философии в обосновании теологических догматов методами рационалистического мышления (IX-XII вв.). Противоположные позиции патристики и схоластики проявляются в споре об универсалиях — реализм, номинализм. Подоплекой, внутренней причиной этих противоречий было все более проявляющееся противостояние веры и знания.
Понятие истины Истина и ее критерии. Истина – правильное представление о действительности, об окружающем мире. Понятие истины – это соответствие знаний действительности. Критерии истины (от греч. мерило для оценки) – средства проверки истинности или ложности утверждения. Критерии истины: очевидность, проверяемость на опытах и экспериментах (эксперимент – исследование путем активного действия, выдвижения гипотезы, наблюдения и измерения). Согласно прагматической философской концепции истинными являются только ценные знания (Ч. Пирс, Y Джемс). Для сторонников «теории конвенции» (А. Пуанкаре, П. Дюгем) нет ничего истинного, а истина – это всего лишь соглашение (конвенция) между учеными о том, что считать истинным и ложным. Существует разделение на объективную и абсолютную истину. Абсолютная истина – исчерпывающее, полное и достоверное знание о природе, человеке и обществе. Объективная истина – неполное или недостоверное знание о чем-либо, которое соответствует уровню развития общества. Объективная истина – это знания, которые когда-то считались истинными, но в дальнейшем были опровергнуты (например, средневековые представления о небе как стеклянном куполе и вращении звезд вокруг Земли). Философская антропология. Философская антропология — философская концепция, опирающаяся на труды Макса Шелера, которая охватывает реальное человеческое существование во всей его полноте, определяет место и отношение человека к окружающему миру.Человек является сложной целостной системой, которая, в свою очередь, является компонентом более сложных систем — биологической и социальной. Философская антропология является весьма влиятельным течением философской мысли в XX в. В центре внимания этого течения — проблема человека, а основная идея — создание интегральной концепции человека. Яркие представители: М. Шелер; А. Гелен; Г. Плеснер; Э. Ротхаккер. Философская антропология, объявив себя основополагающей философской дисциплиной, пытается на основе тех или иных особенностей человека найти способы постановки и решения всех философских проблем.В отличие от рационалистических учений, философская антропология вовлекает в сферу исследования душевно-духовную жизнь человека, что зачастую приводит к иррационализму: представители данного направления абсолютизируют эту сторону внутреннего мира человека, умаляя разумное начало. Основная линия этого течения — поиски антропо-биологических оснований человеческой жизнедеятельности, культуры, нравственности, права, социальных институтов. Общественная жизнь сводится к межличностным отношениям, которые основаны на естественных симпатиях людей. С точки зрения философской антропологии человек: уникален и универсален; является соотношением внутреннего и внешнего; это единство, состоящее из частей; это существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедриться в будущее; ему не избежать бремени ответственности перед самим собой. Предмет философии истории Философия истории — философская оценка и истолкование результатов исторических исследований и изложений истории. История — это человеческая общественная память, самопознание и самосознание людей: исчезнувшее в действительности живет в сознании. Важнейшие системы философии истории: теологическая философия истории; метафизическая философия истории; идеалистическая философия истории; натуралистическая философия истории; материалистически-экономическая философия истории. Как наука философия истории возникла в Новое время, этот термин ввел великий мыслитель Вольтер. Предпосылкой появления философии истории стала база христианства с его новаторской общечеловеческой устремленностью.Принципы понимания истории с точки зрения философии: принцип различения прошлого, настоящего, будущего времени жизни; принцип устремленности к определенному желаемому состоянию, который определяет смысл всего предшествующего развития; принцип накопительного характера человеческой деятельности, который формирует новое качество жизни.В истории философии существует множество концепций, которые можно разделить на три группы: концепции однолинейного прогрессивного развития; концепции многолинейного развития; концепции циклического развития. Объективный фактор в истории — это в основном труд, производство и формы общественных отношений, которые в значительной мере являются кристаллизацией предшествующей деятельности людей. Субъективный фактор называется так, потому что раскрывает деятельность субъекта истории, каковым являются массы, социальные группы и отдельные люди.
Понятие свободы Свобода - в самом общем смысле, наличие возможности выбора, вариантов исхода события. Отсутствие выбора, вариантов исхода события равносильно отсутствию свободы.Свобода — возможность поступать так, как хочется. Иногда подразумевается, что свобода — это свобода воли. Воля по своей сущности всегда свободная воля. Проблема свободы в истории философии усложнялась тем, что многие мыслители пытались вывести из сущности свободы долг человека, стремились или вообще не употреблять понятия свободы, или употреблять, ограничив его определенным образом. Представления о свободе в различных философских системах. В истории развития понятия свободы понятие творческой свободы постепенно вытесняет понятие свободы от препятствий. Карл Маркс определяет свободу как осознанную необходимость. Согласно экзистенциализму Ясперса, человек свободен, преодолеть бытие мира в выборе самого себя и достигнуть трансценденции. Человек не может отличаться от своей свободы, свобода не может отличаться от ее проявлений. Человек, так как он свободен, может проецировать себя на свободно выбранную цель, и эта цель определит, кем он является. Вместе с целеполаганием возникают и все ценности, вещи выступают из своей недифференцированности и организуются в ситуацию, которая завершает человека и к которой принадлежит он сам. Следовательно, человек всегда достоин того, что с ним случается. У него нет оснований для оправдания.
30. Проблема человека и его свободы (Н.А. Бердяев) В центре творчества Н. А.Бердяева стояла проблема свободы. В своем персоналистическом учении о свободе человека Бердяев отличает личность от индивида. Индивид есть категория натуралистическая, биологическая, социологическая, несвободная, а личность - категория духовная, свободная. Личность есть свобода и независимость человека в отношении к природе, к обществу, к государству. Неотчуждаемые права человека выступают в трактовке Бердяева как форма выражения и существования в земном мире личной свободы. При этом он трактует неотчуждаемые права человека как именно духовные, а не естественные права. Бердяев признает определенные достоинства правового государства в его соотношении с абсолютистским государством, но тут же добавляет: " Правовое государство - вещь очень относительная... Права и свободы человека безмерно глубже, чем, например, всеобщее избирательное право, парламентский строй и т.п., в них есть священная основа" .Но эта " священная основа" права из-за своей нестыкуемости с грешным миром не становится и в принципе не может стать реальной основой для земного государства и закона. Предмет философия. Проблема сущности и роли философии появилась с момента ее возникновения., Само слово «философия» /любовь к мудрости/ впервые встречается у Гераклита, но предмет философии формировался на протяжении всего периода развития древнегреческой философии /VII -1 в.в. до н.э./ и всей последующей философии вплоть до середины XIX в.. поискам «начала, лежащего в основании», имеющего значение первоначала, «вечной основы», сущности, первопричины - субстанции. Всем управляет Логос - закон, который приводит мир к гармонии через связь и борьбу противоположностей В учении Парме-нида /VI - V вв. до н.э./ вводится одно из самых основополагающих философских понятий - «бытие», соединяющее в себе, как заметил Аристотель, «универсум как одну субстанцию», «все сущее» /существующее, единое, совокупное/. Своим суж-дением: «То же самое-мысль и то, о чем мысль возникает» - Парменид положил начало основному вопросу философии - об отношении мышления и бытия, сознания и материи, - разделившему философов на два лагеря - материалистов, и идеалистов. Сократ вводит понятие «идеального» /нематериального/ бытия и обращает философию к человеку.В философии атомистов IV -1 вв. до н.э. поиски основы как начала и причины всего существующего приводят к обоснованию принципов /основоположений/философии, ведущим среди которых стал принцип причинности: «Ни одна вещь не происходит попусту, но все в силу, причинной связи и необходимости».Аристотель назовет философию наукой, «которая носит название мудрости» и предметом которой является «сущее, начало и причины существующей реальности».
Античная натурфилософия (милетская и пифагорейская школы). Античность - (от лат. antiquus - древность) - совокупность исторических форм общественного сознания, религии, мифологии, философии, науки, искусства и т. д., в странах Передней Азии, в Древней Греции и Древнем Риме. Эпоха античности началась Олимпийскими играми в 776 до н. э., а завершилась падением Рима в 476 год н. э. Поскольку античность охватывает достаточно продолжительный отрезок времени и человеческой истории, её принято подразделять на несколько этапов. Также в античности следует искать истоки многих ценностей, которые составили впоследствии европейскую культуру. Античная философия - философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним - Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.
Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 946; Нарушение авторского права страницы