Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Представления о душе и душевных явлениях лучшего ученика Платона Аристотеля отличаются меньшей поэтичностью, но большим рационализмом. Аристотель анализирует



Реально существующие явления, избегая фантазий на тему о переселении душ и их связях с астральным миром.

Аристотель подверг критике учение Платона об идеях, заменив его учением об отношении общего и единичного. Единичное – это то, что существует только «где-либо» и «теперь», оно чувственно воспринимаемо. Общее - это то, что существует в любом месте и в любое время («повсюду» и «всегда»), проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно познаётся. Общее составляет предмет науки и постигается умом.

Мир материален и находится в движении, первоисточником (перводвигателем) которого является Бог. Движение, по Аристотелю, есть переход чего-либо из возможности в действительность. При этом выделяются четыре рода движения: качественное, или изменение; количественное — увеличение и уменьшение и перемещение в пространстве или собственно движение. Всякая реально существующая единичная вещь есть единство материи и формы, причём «форма»» - это присущий самому веществу «вид», принимаемый им. Материей жизни является тело, а ее формой – душа.

Изучению души, ее видов и функций посвящен ряд работ Аристотеля, из которых наиболее известны трактат “О душе” и тесно примыкающие к нему, так называемые, “малые психологические произведения”. В более широком смысле отдельным аспектам душевной жизни посвящено и одно из самых знаменитых его произведений - “Аналитики”, содержащее непревзойденную по глубине и ясности теорию умозаключений – силлогизмов. В сущности - теорию психологических механизмов человеческого мышления. Таким образом, Аристотель создает свод психологических знаний, который без преувеличения представляет первую в мире «содержательную» систему психологии.

Душа, по Аристотелю, есть энтелехия - форма или функция живого тела. Исходя из философского анализа категорий материи и формы, Аристотель выстраивает пирамиду душевных явлений, покоящуюся своим основанием на простейших биологических функциях и уходящую вершиной в мир творческого мышления.

Простейшим видом души является «растительная» душа. Ее главными функциями являются рост, питание и

Аристотель (Aristoté lç s)

(384—322 гг. до н. э.)

Великий древнегреческий философ и психолог. Родился в северном греческом г. Стагире семье врача. В 367 пришел в Афины и стал учеником и другом Платона, членом его Академии. После смерти Платона покидает Афины. С 343 г. до н. э. Аристотель, по приглашению царя Македонии Филиппа II, руководил образованием и воспитанием его сына - будущего великого завоевателя Александра Македонского. В 335 г. до н. э. Аристотель возвращается в Афины. Здесь он, по примеру Платона, покупает близ города рощу Аполлона Ликейского и создает в ней знаменитую школу - Лицей. В Лицее он преподает и работает в течение 8 лет. После смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. Аристотель был вынужден бежать из Афин на о. Эвбею, где скончался в 322 г. до н. э.

Аристотель оставил выдающиеся сочинения практически во всех областях знания. Они оставались научным каноном более двух тысяч лет. Особенной ценностью обладают его работы по логике, биологии, политике и теории искусства. К наиболее важным психологическим произведениям Аристотеля относится трактат «О душе».

Рис. 1

Виды и функции души по Аристотелю

Размножение. Но если рост и питание имеют свои аналоги в мире неживой материи, то размножение – воспроизведение самого себя в новом организме, есть то, безусловно, новое, что приносит с собой жизнь. Следующим видом является «животная» душа. При переходе к ней действует общее для всех видов правило: все функции присущие низшим формам жизни присущи и ее высшим формам. Главным отличием животной души от предыдущего вида является появление функции движения как перемещения в пространстве.

Однако наряду с движением внешним, появляется возможность и внутреннего движения, из которого развивается новая функция - ощущение.

Повторяющиеся ощущения обеспечивают привыкание, благодаря чему возникает важнейшая функция, «краеугольный камень психики» - память. В то же время, ощущения делятся на приятные и неприятные. Желание получать приятные и избегать неприятные ощущения становятся основой развития еще одной функции - стремления. Самой сложной функцией животной души становится функция воображения, возникающая как синтез памяти и стремления.

Дальнейшая линия развития связана с появлением высшего вида души – разумной, свойственной только человеку. Среди функций разумной души Аристотель выделяет волю, как синтез стремления и воображения, и мышление, как синтез памяти и воображения.

Анализ видов мышления и проблемы бессмертия души – это еще один образец последовательности мысли самого Аристотеля. Платон считал душу бессмертной по ее определению. У Аристотеля ситуация представляется более сложной: ведь то, что направлено на смертное, само смертно. Поэтому, растительная и животная души всегда смертны: их функции направлены на обеспечение их смертных тел.

Большинство функций разумной души также направлено на смертные предметы. Во Вселенной, есть бесчисленное множество материальных вещей, имеющих преходящую форму. Следовательно, та часть человеческого мышления, которая направлена на познание этих вещей, сама смертна.

Это есть «практическое» мышление, и не важно, направлено ли оно на какой-либо бытовой предмет или же на целое царство. Но, вместе с тем, рассуждает Аристотель, есть предметы бессмертные. Это всеобщие законы, по которым развивается мир. В том числе и законы самого мышления. Мысль об этих предметах Аристотель относит к «теоретическому» мышлению. Направленное на познание бессмертных законов и создающего эти законы Бога, теоретическое мышление есть частица бессмертного в человеческой душе. У одних, она мала и становится незаметной уже вскоре после смерти. У других, напротив, она достигает такой величины, что продолжает быть узнаваемой спустя столетия. Сам Аристотель и минувшие тысячелетия, казалось бы, подтверждает эту мысль. Его тело и все, связанные с ним, функции души давно прекратили свое существование. Более двадцати трех веков Аристотель ничего не ощущает, ничего не помнит и ни к чему не стремится. Но его мысли продолжают жить в умах сотен тысяч людей: в чем-то его существование не только не прекратилось, но стало еще более полным.

В системе Аристотеля все связано, и отдельные части логически дополняют друг друга. Не до конца ясным, по-видимому, и для самого автора, остался лишь ответ на один вопрос: зачем, с какой целью, приводится в движение сложный механизм душевной жизни. Тем не менее, система Аристотеля продолжает оставаться не только первой содержательной научной системой, но и одной из самых всеобъемлющих и внутренне совершенных теорий, гармонично сочетающих вертикальные связи между разноуровневыми структурами с сетью горизонтальных связей внутри этих структур.

Завершенность системы Аристотеля способствовала приобретению ей в последующие столетия статуса научного канона. В то же время она затрудняла дальнейшее развитие психологии в рамках рационалистической философии. Новые поколения философов были вынуждены либо посвящать свое время комментариям к этой грандиозной системе и обсуждениям ее отдельных положений (как это многие годы практиковалось в созданном Аристотелем Ликее), либо, подобно Эпикуру, сменить натурфилософскую традицию на поиск решений нравственно-этических вопросов. Последние годы жизни Аристотеля приходятся на бурное время создания его воспитанником Александром Македонским великой мировой державы, подчинившей греческому

ТЕРМИНЫ__________________________________________


Поделиться:



Популярное:

  1. XII. Большинство приемлемых для организма способов поведения совместимы с представлениями человека о самом себе.
  2. Аристотель. О частях животных
  3. Глубочайшая основа нашего бытия - индивидуальность.. Все виды животных, может быть, не так сильно отличаются друг от друга, как один человек от остальных. Иоганн Готфрид Гердер
  4. Государство и право: современные представления об их соотношении
  5. График выполнения и представления выпускной квалификационной (бакалаврской) работы
  6. Даже чрезмерная доброта, усердие, беспокойство, опека может быть не по душе ребёнку. Это своеобразная форма подавления, которая не даёт малышу возможности приобретать собственный опыт.
  7. Диалектико-материалистические представления о взаимосвязи материи, движения, пространства и времени подтверждает
  8. Древние представления о воле
  9. Злостное уклонение от представления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах (ст. 185.1 УК РФ).
  10. Знакомьтесь как можно с большим числом людей
  11. И несколько шестигранных кубиков. По меньшей мере два кубика на всех, но лучше по два каждому.
  12. Как можно изменить эти ложные представления?


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 682; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь