Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Хотя, в принципе, любая научная теория предполагает наличие разнообразных системных связей, на практике их использование подвержено определенной исторической закономерности.Стр 1 из 39Следующая ⇒
Конт (Comte) Огюст, (1798 - 1857) Известный французский философ и исследователь науки, В юности был секретарем знаменитого французского социалиста А. Сен-Симона. Затем работал в Политехнической школе в Париже. Оставив преподавательскую деятельность, жил в бедности. Умер в Париже. О.Конт явился одним из основоположников позитивизма в науке. Наибольшую известность ему принёс 6-и томный «Курс позитивной философии», вышедший в 1830 - 1842 гг. ТЕРМИНЫ Гносеологическая традиция (от греческого гносис – познание, гносеология - наука о познании) – означает «познавательная» традиция, определяющая на каких принципах основывается познание мира в ту или иную эпоху. Парадигма – признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений Первым видом связей, с помощью которых создаются наиболее ранние для каждой гносеологической традиции теоретические конструкции, как правило, становятся горизонтальные связи между одноуровневыми элементами. Примером таких связей могут служить ассоциации восприятия или мышления. Развитие этих связей и создание на их основе теоретических структур разного системного уровня (например, концепций восприятия и мышления) приводит к необходимости объединения этих структур в более обобщенную научную систему с помощью вертикальных связей. В рассмотренном примере это будет установление связи процессов мышления с процессами восприятия. Переходом к еще более сложному виду системных связей является отказ от их рассмотрения в качестве статических, неизменяемых во времени соотношений между элементами. Альтернативная точка зрения состоит в том, что и горизонтальные, и вертикальные связи всегда являются динамическими соотношениями - функциями времени, возникающими в определенный момент и исчезающими в другой. Смена гносеологической традиции всегда означает глубокую мировоззренческую революцию, затрагивающую все стороны духовной жизни эпохи. В отличие от этого переход к новой парадигме означает научную революцию и не имеет столь драматических социальных эффектов, с которыми сопряжена смена гносеологических традиций. Еще ниже в иерархии факторов развития психологической теории (но не в их значимости в эволюционном процессе развития психологии) лежит тип создаваемой научной концепции. Он отражает направленность характерных для этой концепции системных связей. По этому критерию, среди большинства фундаментальных психологических систем можно выделить две контрастных группы. Одна из них - это, так называемые, «динамические» теории, в основе которых лежит представление о главном внутреннем механизме или исходной первооснове различных психических явлений. Кун (Kuhn) Томас Сэмюэл, (1922 - 1995) Известный американский историк и исследователь науки. Занимался теоретической физикой в Гарвардском университете, позднее работал на отделении философии в Массачусетском технологическом институте. Популярность ему принесла вышедшая в 1962 г. книга «Структура научных революций». В ней Кун вводит понятие «парадигмы», как некоторой совокупности научных теорий, определяющих стиль и характер большинства научных исследований в определенный период времени. Доминирующее положение одной парадигмы, Кун считает периодом «нормальной науки», развивающейся по принятым стандартным образцам. Смена парадигм представляет собой научную революцию. Кун считает, что разные парадигмы не могут подвергаться сравнительному анализу, поскольку их сравнение также ведется с позиций принятой в данный момент парадигмы. Вторая группа теорий может быть названа «структурно-функциональными», поскольку они, главным образом, направлены на изучение структуры и функциональных связей психики, оставляя их причины за пределами своего рассмотрения. Объединение различных типов теорий и создание на их основе целостной и внутренне гармоничной картины мира представляет собой явление чрезвычайно редкое. Оно указывает на завершение предшествующей научной эпохи и неизбежно грядущую новую научную революцию. Накопление теоретического и эмпирического знания тесно связаны друг с другом. Тем не менее, каждый из этих процессов имеет свою особую, отличную от другого динамику, приводящую попеременно то к сближению их линий, то к их относительному расхождению. Сближение процессов в какой-либо исторический период говорит о том, что наличный уровень теоретического анализа позволяет достаточно полно и непротиворечиво объяснить всю совокупность известных к этому времени психологических явлений. Напротив, явное расхождение процессов свидетельствует о кризисе теории, ее неспособности удовлетворительно для современников объяснить действительность. Учитывая, что представление человека о себе самом теснейшим образом связано с духовным состоянием общества, закономерно, что периоды сближения психологического опыта и теории соответствуют периодам гармонического развития не только науки, но и общества в целом. И, наоборот, кризис взглядов на человеческую природу, как правило, совпадает с общественными кризисами. С учетом сделанных замечаний, рассмотрим основные вехи и закономерности пройденного психологией исторического пути, а также важнейшие из причин, определявших особенности развития этой науки на протяжении более чем двадцати пяти веков. ЧАСТЬ 1 Тезис: Психология - часть Философской картины мира ГЛАВА 1 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 613; Нарушение авторского права страницы