Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Самая короткая, в которой автор делает читателю три коротких предупрежденияСтр 1 из 18Следующая ⇒
Андрей Маркович Максимов Не молчи, или Книга для тех, кто хочет получать ответы
«А. Максимов. Не молчи, или Книга для тех, кто хочет получать ответы»: СВР – Медиа; Москва; 2009 ISBN 978-5-91194-012-6 Аннотация
Если вы журналист или собираетесь им стать, книга «Не молчи» необходима для вас профессионально. Но на самом деле, ее должен прочесть любой, и знаете почему? Потому что 80% своего общения вы – вы, а не профессиональный журналист – тратите на то, чтобы задавать вопросы в надежде получить на них ответы. Почему бывает столь нелегко добиться ответа на свой вопрос? Что такое информация и умеем ли мы получать ее в повседневной жизни? Как надо разговаривать с девушкой во время любовного свидания и с продавцом? Со звездой экрана и со своим собственным ребенком? Что такое «полезная новость» и как правильно задавать вопросы? Как понять, что человек, отвечая вам, врет? Это лишь некоторые вопросы, ответы на которые может найти читатель. Автор книги – известный писатель и телеведущий Андрей Максимов, член Российской Академии телевидения, дважды лауреат национальной премии ТЭФИ. В своей новой книге он не только выстраивает четкую систему общения, но и рассказывает о встречах со знаменитыми людьми, у которых ему посчастливилось брать интервью. «Не молчи, или Книга для тех, кто хочет получать ответы» не поучает. Она просто советует, как сделать общение более легким и полезным.
Андрей Максимов Не молчи, или Книга для тех, кто хочет получать ответы
Только спрашивая, можно что-то узнать... Разговор – величайшее изобретение человечества, с его помощью мы налаживаем между собой контакты, и это одно из удовольствий, которые дарит нам жизнь. Считайте, что каждая беседа – это возможность продвинуться вперед. Ларри КИНГ, гений интервью
Что украшает беседу? Умерение, усердие, стыд и молчание. Епифаний СЛАВЕНЕЦКИЙ, педагог и мыслитель XVII века
Эти правила не помогут спасти человеческую жизнь и не научат вас управлять государством... Наши правила – не аксиомы морали. Если они сработают, – значит, сработают. Деклан ДОННЕЛАН, театральный режиссер
ГЛАВА ПЕРВАЯ, Самая короткая, в которой автор делает читателю три коротких предупреждения
Предупреждение первое. Все, что написано в этой книге, проверено автором на собственном опыте. Что не помешало автору прочесть значительное количество книг по психологии общения. Умные книги корректируют опыт, но не отменяют и не заменяют его. Предупреждение второе. Автор ни в коей мере не настаивает на абсолютной правоте своих выводов. Он приглашает читателя к соразмышлениям. Автор считает, что у него есть некая система «брания интервью», однако он далек от мысли считать, что она – единственная и самая лучшая. Автора не надо слушаться. Он был бы признателен, если бы его выслушали. Предупреждение третье. В своей книге автор все время с кем-то разговаривает, но не знает точно, с кем именно: то ли с самим собой, то ли с читателем, то ли с придуманным собеседником. Многие вопросы взяты из общения со студентами или просто слушателями лекций. Однако автор считает, что это не имеет ровно никакого значения. Поэтому ему «в лом» даже выделять эти диалоги, пусть существуют так...
ГЛАВА ВТОРАЯ, ГЛАВА ТРЕТЬЯ, ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ, ГЛАВА ПЯТАЯ, ГЛАВА ШЕСТАЯ, ГЛАВА СЕДЬМАЯ, В которой ГЛАВА ВОСЬМАЯ, В которой ГЛАВА ДЕВЯТАЯ, В которой автор рассказывает про подготовку тела к интервью.
Итак, повторим еще раз: к любому интервью надо готовиться. Поняли мы это. Давайте – по делу. Я повторяю эту мысль не потому что у меня других нет. (Может быть, наивно, но я все-таки надеюсь, что есть). А потому что это очень важно. Нередко вы не можете получить нужной информации от человека только по той причине, что плохо подготовились к разговору. Представляете? Всего и надо-то было: под – го – то – вить – ся. Вы этого не сделали – и все! Кранты, шандец и другие неприятные слова, более или менее интеллигентные. Контакта не вышло, информации не получили, расстроились ужасно, даром потратили время, о себе самом стали думать плохо... И весь этот ужасный ужас и кошмарный кошмар по одной крошечной причине: не под – го – то – ви – лись. Для того чтобы подготовиться к интервью, надо подготовить тело, душу и мысли. Начнем с разговора о подготовке тела. Когда вы идете на серьезный разговор – скажем, выяснять с начальником какие-то проблемы или, например, с любимым человеком – ваше общее физическое состояние чрезвычайно важно. Да что вы говорите?! Это открытие, что ли?! Как же не стыдно такие элементарные вещи писать в книжке?! Да еще выделять их, словно прям действительно чего-то такое открыли? Элементарные? А сколько раз человек начинает какой-нибудь серьезный разговор, когда у него болит голова? Или живот? Или просто он не выспался? Обращать на это внимание? Ерунда! Мы выше этого! Мы же люди! Мы же... типа... одухотворенные создания... При чем тут головная боль? Или живот? Наплюем! Преодолеем! Людям – и не только по молодости – свойственно недооценивать важность своего физического состояния. Нам кажется, что мы можем быть выше, чем, скажем, наша собственная головная боль. И уж тем более стоит ли обращать внимание на недосып? А потом не получается разговор. Не берется интервью. Контакта не случается. Ничего не клеится. И мы начинаем упорно рефлексировать, думать: что, как и где мы сделали не так. А все дело в том, что мы элементарно не выспались. И все? И все. Одного ныне известного музыканта я спросил, как, на его взгляд, лучше всего подготовиться к музыкальному конкурсу? Что самое главное необходимо сделать? Музыкант ответил: «Главное – выспаться». Эх, если бы можно было подсчитать, сколько полезных дел на земле не совершилось, сколько контактов не состоялось, сколько информации недополучено, сколько любовных романов не сложилось, сколько карьер рухнуло по одной причине: перед решающим разговором человек не выспался! А что, организм не может даже в усталом состоянии напрячься и не подвести человека? Может... Можно ли беседовать, скажем, если тебя подвесили вниз головой? В принципе да. Или если тебя избили, возможно ли взять себя в руки и наладить контакт? Конечно... В принципе... Почему – нет? Скажу с большевистской прямотой: если человек вообще никак не готовился к интервью, оно все равно может состояться. А чего тогда весь сыр-бор городить? Книжки писать? Потому что, если вы проводите интервью без подготовки, – вы надеетесь на чудо. Если вы сумели подготовиться – вы надеетесь на себя. Чувствуете разницу? Если во время интервью тело вопиет вам о своих проблемах – болит голова, живот, резко ощущается усталость – у вас есть все шансы на то, чтобы интервью провалилось. Один раз во время «Ночного полета» у меня жутко разболелся живот. До такой степени, что мне стоило невероятных усилий не вскочить с кресла и не умчаться в туалет прямо во время передачи. Моим собеседником тогда был Геннадий Хазанов. Геннадий Викторович очень хорошо говорит и, собственно, в интервьюере особо не нуждается. Это спасло дело. И еще звонки зрителей, которые я выдавал с пулеметной скоростью. Голова у меня не работала совсем. Я занимался одним: смотрел на часы, словно надеясь взглядом ускорить ход стрелок, которые, казалось, застыли. Я – духовный человек! Мыслящий! (Надеюсь.) Оказался совершенно бессилен против позывов живота. Есть люди, которым перед работой важно поесть. (Это я.) Есть те, кому, наоборот, полный живот мешает. (Одна известная в прошлом телеведущая в те дни, когда она садилась в кадр, съедала три бутерброда. За весь день! ) Одному непременно надо сделать зарядку или даже пойти в фитнес-зал. Другому – поплавать в бассейне. Поскольку мы по жизни не идем, а мчимся, нам кажется, что надо обращать внимание только на что-то очень важное, сущностное. Призывы собственного тела, иногда – крик собственного тела мы к этим – важным и сущностным вещам – не относим. Понятно, что иногда это может привести просто к трагическим последствиям. Но речь здесь – не о болезнях, а о необходимости слышать свое тело, когда вы начинаете что-то очень важное, например, интервью. Короче говоря, если вы хотите, чтобы перед важным делом тело вас не подвело, отнеситесь к нему с уважением, выполните все «просьбы» вашего тела, тогда вы сможете на него положиться. А когда мы идем на разговор, одежда имеет значение? Имеет. Когда вы – особенно, если вы женщина – замираете на сутки перед зеркалом, чтобы выбрать ту одежду, в которой пойдете на важный разговор, надо соблюдать два правила. Мне кажется, первое правило я знаю: одежда должна быть модной, да? Не имеет значения. Ну тогда красивой? И это не самое главное. Любимой? Уже теплее. Удобной? Вот. Если вы относитесь к интервью как к задаче, которую надо решать, то одежда ваша всенепременно должна быть удобной. Это самое главное. Вообще, совершая любой выбор в жизни, мы очень редко задаем себе такой, казалось бы, простой вопрос: как мне будет хорошо? Ну неудобно нам быть эгоистами, что тут поделаешь! В результате, нередко мы совершаем массу глупостей, думая, что кому-то делаем хорошо. Мне кажется, что если от ответа на вопрос «как мне будет хорошо? » никому другому не становится плохо, то задавать его необходимо как можно чаще. И, делая выбор, идти по той дороге, которая ведет к счастью, то есть к гармонии с самим собой и с миром. Может быть, для разговора о выборе удобной одежды – это слишком фундаментальные выводы. Но тем не менее они мне кажутся важными. Вы говорили, что есть еще второе правило. Да. Предположим, вы выбрали удобную одежду. То есть не ту, которая, как вам кажется, может понравиться собеседнику; и не ту, которая, на ваш взгляд, будет соответствовать разговору (к начальнику наденем галстук, а к поп-звезде – футболку) и не модную, а ту, в которой вам будет хорошо. Однако вы знаете, что вот эта рубашка вам приносит счастье. А вот за этой подобных чудес не наблюдалось. Коли так, надо обязательно надевать счастливую одежду. Опять, что ли, мистика? Вы еще скажите, что наука когда-нибудь докажет, что одежда действительно бывает счастливой и несчастливой. Нет, это не мистика. Это наука, если угодно. Чего-чего? А того. Как человек верующий, я стараюсь к суевериям относиться иронично (получается, правда, не всегда). Однако мне кажется, история со счастливой одеждой относится не к области суеверий, а к области психологической настройки, другими словами, к науке психологии. Круто! Зато правда. Я знаю огромное количество людей, которые верят в счастливую одежду, но стесняются в этом признаваться подчас даже себе самим. И напрасно. Если вы убеждены, что эта кофточка или эта рубашка приносят вам счастье, значит, в этой одежде вам будет максимально хорошо и, надевая ее, вы планируете позитив. С помощью «счастливой одежды» можно обрести позитивное душевное состояние. Можно настроиться на победу. На хороший результат. Пускай серьезные люди кричат: это, мол, все несерьезно. Пускай несерьезно. Но ведь помогает! Так вообще в жизни повелось: если вы верите во что-то хорошее – это хорошее помогает появиться в вашей жизни хорошему, если верите во что-то плохое – оно «помогает» этого хорошего не достичь. Когда мы одеваемся, нам кажется, что мы готовим к беседе свое тело. Но если мы надеваем «счастливую одежду», мы одновременно готовим и свою психику, свое душевное состояние. Так что я – за счастливую одежду! Мне кажется, она очень способствует тому, чтобы правильно и позитивно настроиться на беседу. Погодите-погодите. Но так ведь можно с ума сойти! Этому помогает настроиться «счастливая рубашка», тому – «счастливые носки», а кто-то начнет разговаривать, только три раза плюнув через плечо и подпрыгнув на одной ножке... Скажите, читатель, вы – нормальный человек? Я – нормальный человек. А вы? И я, надеюсь, тоже. Тогда чего же подозревать и вас, и меня в том, что мы делаем нечто такое, за что людей в Кащенко забирают? Когда я учился в институте, у меня был однокурсник, который не чистил зубы во время сессии, считая, что это приносит ему счастье. Должен сказать, что находиться рядом с ним в это время было весьма и весьма затруднительно. Как и в любом деле, здесь важно чувство меры. Как известно, можно что угодно довести до абсурда. Но зачем? Итак. Во время интервью тело не должно ощущаться. Его словно не должно быть. Любые физические проблемы могут оказать на интервьюера решающее воздействие. Понятно. Пора переходить к более серьезным вопросам. А это серьезный вопрос. Повторю в который раз: то, что мы не считаем подготовку своего тела делом серьезным, нередко порождает массу проблем. И не только когда речь идет об интервью. Ну ладно. Продолжим разговор о настройке души. Души? Это что-то религиозное. Да? Давайте разбираться.
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ, В которой ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ, В которой ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ, В которой автор рассказывает, как составление плана помогает подготовить свои мысли к интервью, и предлагает всем вступить на Дорогу беседы вместе с Думающим и Доказывающим
Очевидно, что подготовка тела, души и мыслей к беседе очень связаны. Так вот нельзя: подготовим сначала тело, потом душу, а потом и до мыслей дело дойдет. Мы выбираем «счастливую одежду» – готовим тело, однако при этом готовим и душу – настраиваемся на удачу. Но если все-таки попытаться разграничить, кто за что отвечает в нашем едином организме, то получится такая картина: разум определяет цель, а двигаться к ней помогают тело и душа. Другими словами, стрелу выпускает разум, а тело и душа помогают ей долететь до цели. Из этого что следует? Что подготовка мыслей к интервью означает определение конкретной цели беседы. Это понятно? Понятно. Но хотелось бы пример. Бытовой пример. Спрашивая у продавца, свежая ли сметана, вы должны понимать, что цель беседы узнать именно это. И тогда ответ: «Из Подмосковья» – вас не удовлетворит. На самом-то деле с продавцом вы наверняка разберетесь сами безо всяких книжек. Но сколько раз человек идет, скажем, к начальнику с целью «серьезно поговорить», не дав труда даже самому себе четко определиться, что главная цель будущего интервью – понять перспективы продвижения по служебной лестнице. Начальник беседует вежливо, интеллигентно, травит анекдоты, рассказывает про семью: говорит о чем угодно, кроме главного. Подчиненный выходит из начальственного кабинета с ощущением приятно проведенного времени и милого разговора. Поскольку цель не была определена, то он даже не сильно расстраивается, что она не достигнута. Когда жизнь ставит перед вами задачу получить некую важную информацию, вы должны помнить, что сможете узнать ответ только на тот вопрос или вопросы (но их не может быть очень много), которые сами для себя предельно четко сформулировали. В сущности, вы утверждаете, что для любой беседы нужен план? Вопрос сложный. Ведь что такое план? План – это попытка сформировать будущее. Составляя план будущей беседы – в голове или на бумаге, – мы представляем, как будет идти разговор. Так это ж здорово! Здорово-то здорово, если бы не одно «но»: человек не отвечает за свое будущее. Как не отвечает? Никак не отвечает. И в этом, если угодно, трагизм нашей жизни. Мы работаем ради будущего, мы вкладываем в него все, что у нас есть – от идей до денег, от таланта до времени. А отвечает за него Господь Бог. Мы всегда мечтаем о прекрасном будущем, но как оно все сложится – сие от нас зависит вовсе не в решающей степени. «Будущее зависит от тебя» – это рекламный слоган. А потом ты выходишь на улицу и – не дай бог! – ломаешь ногу. Или, наоборот, встречаешь девушку своей мечты, и вся твоя запланированная жизнь летит в тартарары. В сущности, тот факт, что в жизни есть любовь, которая всегда возникает неожиданно и всегда переворачивает жизнь с ног на голову, абсолютно и однозначно опровергает оптимистичную мысль о том, что человек хозяин своего будущего. Ужасный ужас и кошмарный кошмар! Нет, не кошмар. И не ужас. Нормальная жизнь. Всем известна замечательная пословица: «Делай, что должно, и будь что будет». По ней, собственно, и надо жить. (Правда, мне больше нравится другой вариант: «Делай, что должно, и доверься Богу».) Все это, конечно, занятные философские мысли, но план-то тут при чем? Как при чем?! Ведь план, повторим, это попытка сформировать будущее. А если мы за будущее не в ответе, то и план не нужен. Так, что ли? Нет, не так. План – это попытка сформировать будущее людьми, понимающими, что будущее им не принадлежит. Другими словами, человек, составляющий план беседы, должен понимать, что это не Конституция, что он может быть нарушен. Но зачем же тогда его составлять? Действительно, зачем? Ну во-первых, чтобы в том самом будущем, которое от нас не зависит, иметь какую-то основу. И если будущее будет развиваться не так, как нам бы хотелось, чтобы было за что зацепиться. У меня на эфире «Ночного полета» был как-то Юрий Михайлович Лужков. Я нервничал, естественно... Как это – нервничал? Вы же так интересно рассказывали, как готовить свою душу, свои нервы к интервью? Самое простое – ответить, что я тогда был молод и неумел. Отчасти это так, но лишь – отчасти. И сейчас, конечно, не всегда получается совладать со своими нервами. Если бы получалось всегда, я был бы идеален. Так вот, у меня, разумеется, был план того, о чем надо говорить с мэром Москвы, тем более что темы все известные: пробки, Церетели, ЖКХ и так далее. Но перед началом эфира Юрий Михайлович вдруг стал рассказывать, как он купал своих маленьких дочек и вообще о том, что такое, с его точки зрения, хороший отец. Мне показалось это ужасно интересным, и, когда включились камеры, мы начали разговор именно с этого. Лужков открывался совершенно неожиданно, и я понимал: зритель узнает такую новость про этого человека, которая ему не известна. Однако в какой-то момент я понял: все-таки это мэр огромного города, и люди ждут от программы не только новостей об этом человеке, но и новостей о жизни города. Тут-то и пригодился план. Кроме того, план – чудесная и уникальная возможность сосредоточиться на будущей беседе. Не забыли еще, что мы хотели говорить о том, как готовить мысли к интервью? Вот для этого план и пригодится. Ведь какова его главная задача? Главная задача плана – помочь четко осознать, какую именно информацию вы хотите получить от вашего собеседника. Что я имею в виду, когда говорю о том, что не надо следовать плану, как Конституции? Что вы имеете в виду, интересно? Я имею в виду, что, если беседа повернется не так, как предполагал ваш план, – ничего страшного! Не всегда стоит задавать все те вопросы, которые вы наметили, и в той последовательности, которая предполагалась. Но получить ту информацию, которую вы намеревались, составляя план, надо всенепременно. Скажем, если вы идете в ДЭЗ узнать, когда, наконец, включат горячую воду, план вашей беседы должен состоять из двух пунктов: 1. Почему воду выключили? 2. Когда включат? Вот два вопроса, которые помогут вам узнать информацию, то есть полезную новость. Вообще, подготовка плана решает огромное количество задач. Люди, которые считают, что план нужен лишь для того, чтобы его выполнять, довольно серьезно ошибаются. Как раз для этого-то он и не нужен. План – подпорка в будущей беседе. План – самая лучшая возможность сосредоточиться на будущем разговоре. План помогает выстроить Дорогу беседы. Дорога беседы... Это еще что такое? Дорога беседы – это наиболее короткий и осознанный путь от начала разговоры к получению информации. Собственно, план и Дорога беседы – это синонимы. Составляя план, вы таким образом выстраиваете эту самую Дорогу. По ходу беседы она, понятно, может петлять. Но главные точки пути определены. Цели есть. И они понятны. План помогает вам настроиться на то, чтобы получать ответы. Это очень важно. Но непонятно. Непонятно? Объясняю. Когда человек идет брать интервью, он должен настраиваться на то, чтобы слушать, а не говорить. Я не только сам постоянно беру интервью, но и у меня его берут тоже. Если бы вы знали, как раздражает, когда в середине беседы интервьюер вдруг говорит ни с того ни с сего: – А вы знаете, у меня вот тоже был случай... Хочется воскликнуть: – А при чем тут, извините, ваш случай? Вы, вообще, зачем пришли? Узнать у меня информацию или рассказать о себе? Несколько раз мне довелось видеть, как перед местными выборами политики встречаются с народом. Это поразительная история! Думаете, люди приходят спросить что-то у человека, дабы решить, голосовать за него или нет? Другими словами, думаете: они приходят взять интервью? Ничего подобного! Они приходят высказаться, поведать про свою нелегкую жизнь. Политик, разумеется, обещает все исправить, и в результате все расходятся довольные друг другом, не получив при этом никакой информации. Можно вопрос? Легко. Вот вы все время говорите: можно настроиться так, настроиться сяк... А что, так легко убедить самого себя в чем угодно? Самого себя можно убедить в чем угодно. Да ладно! Повторяю еще раз для тех, кто не понял: самого себя можно убедить абсолютно во всем, что угодно! Американский психиатр Леонард Орр, придумавший систему уникальных дыхательных упражнений, получивших название «ребефинг» заметил, что человеческий мозг ведет себя так, словно в нем живут два «существа». Один – Думающий, другой – Доказывающий. У «существ» этих совершенно уникальные взаимоотношения: о чем бы Думающий ни подумал, Доказывающий с легкостью необыкновенной это докажет. Если, например, Думающий решит, что Солнце вращается вокруг Земли, – Доказывающий услужливо предоставит миллион доказательств этого «факта». Если Думающий заявит: нет, это Земля крутится вокруг Солнца, Доказывающий без труда докажет и это. Здорово! Меня это тоже в свое время потрясло. Потому что каждый человек из своей жизни твердо знает: мы можем найти доказательства чему угодно. Сколько, например, романов разрушалось только из-за того, что Думающий подумал об измене, а Доказывающий предоставил массу доказательств этого. Сколько раз мы наказывали детей только потому, что Думающий решил: нет, ребенок явно сделал что-то не то, и Доказывающий – тут как тут! – пожалуйста вам: ребенок ваш не прав здесь, здесь и здесь. С одной стороны, то, что в наших головах сидят Думающий и Доказывающий, – штука довольно опасная. Потому что нет ничего такого, во что бы человек ни поверил, если бы только захотел. Но с другой стороны, для настройки наших мыслей эти два «существа» – сущий подарок. Они позволяют не просто подумать, о чем надо вести разговор, но и отыскать доказательства необходимости этого. А любой вывод только тогда способен повлиять на нашу жизнь, если он нами самими доказан. Понятно. Итак, я подготовился к интервью и – вперед! Прям так сразу? А что... Сразу не надо. А как надо? Вот об этом – следующая глава.
ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ, В которой ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ, В которой Как преодолеть первый этап? Для начала поймем? в чем главная проблема этого этапа? В ощущении дикой паники. Абсолютно верно. Значит, для того чтобы его пройти, -надо успокоиться. Легко сказать. А как? Давайте подумаем: что паника любит и чего она боится? Паника очень любит фантазию. Собственно говоря, она и возникает, потому что, сидя в недвижной машине, вы очень хорошо представляете, как она сейчас поедет, врезаясь в другие автомобили и сбивая буквально всех людей. А какой ужас воображает себе неумелый повар вместо блюда? А чего паника боится? Паника боится дела. Недаром говорят: «Глаза боятся – руки делают». Для того чтобы исчезла паника, довольно нелепо уговаривать себя успокоиться. Нелепо и глупо. Для того чтобы исчезла паника, надо как можно быстрей переходить ко второму этапу. Только действие уничтожает боязнь этого действия. Любой человек знает: второй раз делать что-то гораздо легче, чем первый. Понятно, что панику убивает опыт. Но опыт – это не яблоко, которое вдруг падает вам в рот. Опыт – это то, что приобретается постепенно. И когда вы во второй раз садитесь в машину или вторично приступаете к борщу, – это значит, как ни парадоксально, что вы уже приобрели некоторый опыт. Чем раньше вы начнете приобретать опыт, тем быстрей отступит паника. И тем быстрей наступит второй этап обретения ремесла. Как преодолеть? Первым делом надо запомнить как «Отче наш» (и даже лучше): нет на земле такого ремесла, которого бы человек при желании не мог бы освоить. Миллиарды людей умеют варить суп и водить машину. И брать интервью в повседневной жизни, кстати, тоже умеют миллионы. Вы что глупей, хуже, несообразительней? Да, я глупей, хуже, несообразительней! Это комплексы, дорогой друг. Надо с ними бороться. Конечно, почетно быть самым тупым из миллиарда, но это то звание, которое надо заслужить, уж простите. Чаще всего ответ «я хуже всех», означает другое: «я всех ленивей». Это да. Это возможно. Как победить? Понятно как. Во-первых, запретить себе любые сравнения. Глупость несусветная говорить: вот у этого получается лучше, чем у меня. Значит, я – такой весь из себя неудачливый и тупой. Во время освоения любого дела сравнение с кем-либо бессмысленно и даже вредно. Тут надо сравнивать себя... с самим собой. Как это? Просто. Сравнивать свои достижения не с достижениями других, которые все делали быстрей и качественней, а со своими собственными достижениями. Надо быть для самого себя добрым учителем: замечать не промахи, а победы. Не забывать себя хвалить. Когда вы осваиваете любое ремесло, перехвалить себя невозможно: обязательные неудачи и промахи не позволят вам зазнаться. Будьте к самому себе добрей. Поддерживайте самого себя, и дело двинется. Ну, а во-вторых, уж извините, я все о том же: надо работать. Не устану повторять, даже если буду выглядеть занудой: любая паника уничтожается действием. А если я делаю, делаю, а ничего не выходит? Так не бывает. Если делаете – в конце концов получится. Вы же осваиваете ремесло, то есть то, что подвластно любому человеку. Однако не надо торопиться. Навыки любого нового дела всегда осваиваются постепенно. Вы ни с кем не соревнуетесь в скорости. Даже с самим собой. Постепенно у вас получится обязательно. Ведь у всех же получалось. И наградой вам будет наступление третьего этапа освоения ремесла. Как преодолеть? А третий этап преодолевать не надо. Он преодолеется сам. Рано или поздно он сам по себе, мягко и ненавязчиво, перетечет в этап четвертый. ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ, ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ, ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ, В которой ГЛАВА ВОСЕМНАДЦАТАЯ, ГЛАВА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ, В которой ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ, В которой ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ, В которой ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ, В которой автор разбирается в том, к каким группам принадлежат вопросы
Чтобы интервью получилось, вопросы должны быть... Какими? Хорошими! Гениально, потрясающе, невероятно! Шесть баллов по пятибалльной системе. Теперь бы еще понять: а что такое, собственно говоря, хороший вопрос в интервью? Вопрос, который позволяет получить информацию. И опять-таки – поразительно, точно, верно. Ура! Теперь бы еще вспомнить, что такое есть информация? Информация есть полезная новость. Абсолютно точно. Из всего сказанного делаем вывод: хороший вопрос в интервью – это тот вопрос, который позволяет вам получить полезную новость. Из этого вывода следует еще один – быть может, самый главный, когда речь идет о вопросах. Я даже выделяю его особо. Никогда нельзя задавать человеку вопрос, ответ на который вы знаете сами. Никогда!!! Во-первых, спрашивая о том, что вы знаете и так, – вы никакой информации не получите, то есть новости не узнаете – это очевидно. Но есть еще и во-вторых, которое не менее (а глядишь, и более) важно: если вы задаете собеседнику вопрос, ответ на который вам известен, – собеседник убеждается в том, что он вам абсолютно неинтересен. Вы чего хотели сделать с помощью интервью? Вытащить человека из толпы? Показать ему самому его неординарность и самобытность? Не вышло у вас ничего. Задав вопрос с очевидным ответом, вы доказали обратное: человек вам настолько неинтересен, что вы даже не можете использовать его как источник информации. Некто получил награду. К нему подбежал журналист и спросил: «Вы счастливы? » Бред. Бегун прибежал к финишу первым, к нему подлетел репортер: «Вы верили в победу? » Идиотизм. В постели после ночи любви девушка спрашивает у парня: «А ты меня, правда, любишь? » Вопрос с лирической точки зрения объяснимый, но с точки зрения интервью – дурацкий. Подобные вопросы демонстрируют одно: вам собеседник не интересен! Интервьюер должен относиться к собеседнику как к источнику информации и черпать из него максимум в единицу времени. И что, вообще никогда, никогда, никогда нельзя задавать вопросы, ответы на которые знаешь? Никогда. А что, есть возражения? Имеются. Представим себе такую ситуацию: вот например, у меня есть некоторая приятная для собеседника информация и я задам вопрос, который эту информацию подтвердит. Собеседнику будет приятно, и возникнет контакт. Другими словами, вы предлагаете спросить певца: «Вы – один из самых известных певцов нашего времени, не так ли? » Ну, типа того. Что остается певцу? Ответить «да» и выглядеть полным идиотом? Еще у награжденного можно спросить: «Вас только что наградили высокой наградой? » и при этом еще хитро улыбнуться: мол, это ведь так, правда? Все это – глупости. Поэтому подчеркнем еще раз: хороший вопрос в интервью – это вопрос, ответ на который вы не знаете. И все, что ли? А вот еще говорят, что хороший вопрос – «острый» вопрос. Так называемых острых вопросов я лично не люблю. Давайте сразу выясним, что мы называем «острым» вопросом? Острый вопрос – это вопрос, задавая который, мы хотим поставить собеседника в неловкое положение. Если речь идет о теле– или радиоинтервью, то нам кажется, что такая ситуация вызовет интерес зрителя. Это выбор журналиста: чем именно он хочет привлечь внимание к своей передаче – раскрытием собеседника или спором, который периодически переходит в битву. Но и в бытовом интервью нам иногда кажется, что, если поставить собеседника в неловкое положение, он раскроется и выдаст ту информацию, которая нам необходима. Мол, спросишь у инспектора ГИБДД: «Что ж это вы не представились, когда подошли? » – он сразу стушуется и станет мягким. Конечно, бывает по-всякому. Люди ж – разные, они и на острые вопросы реагируют неодинаково. Но все-таки надо помнить: если вы сознательно хотите поставить собеседника в неловкое положение, вы должны помнить, что, скорее всего, он будет не раскрываться, а защищаться. Острый вопрос – это оружие. И, как и при применении любого оружия, используя его, надо быть внимательным и осторожным. Вопросы, которые мы задаем в интервью, можно разделить no-всякому на разные то есть группы. Например, их можно разделить на две большие группы вопросов: те, которые заставляют собеседника думать, и те, которые заставляют собеседника вспоминать. У каждого читателя этой книги, надеюсь, хоть раз в жизни случалась любовь. Что делают влюбленные первым делом? Про это даже как-то неловко говорить. Нет, то, о чем неловко – это не первым делом. Первым делом влюбленные начинают говорить. О чем? О себе. Любовь становится осязаемой, когда два человека рассказывают друг другу о самих себе и понимают, что, когда рассказываешь другому человеку о своей жизни, ему это интересно. О чем это говорит или, даже можно сказать, свидетельствует? О том, что нам вспоминать приятно. Даже если мы вспоминаем что-то ужасное, – мы всегда знаем, что это ужасное закончилось. Причем даже самое ужасное, трагическое все равно всегда заканчивается хорошо: ведь после самых ужасных трагедий мы продолжаем жить и создавать новые воспоминания. Не зря Пушкин утверждал, что «воспоминания есть лучшая способность души нашей». Свои воспоминания мы считаем ценными и этой ценностью хотим поделиться с человеком, который стал нам дорог. Поэтому вопросы, которые заставляют человека вспоминать, приятны. Значит, в начале интервью вопросы, заставляющие собеседника вспоминать, могут помочь наладить контакт. А что, разве нет таких людей, которые вообще не любят вспоминать? Наверное, есть. Люди – они разные. Ну вот. Но я лично не встречал человека, который бы не хотел вспоминать про свое детство, каким бы тяжелым оно ни было. Или про свои успехи. Или про собственные победы. Тут проблема другая. Большинству людей настолько приятны свои воспоминания, что, уж если они окунуться в свое прошлое, их бывает очень нелегко оттуда вытащить. И тут снова надо вспомнить о цели интервью. Если цель – человек как новость, то воспоминания могут многое о нем рассказать. Если цель, скажем, узнать про сегодняшнее дело человека или выявить какую-то актуальную проблему, то в какой-то момент надо переходить к вопросам, которые заставляют думать. Думать – вообще-то это непростое занятие. Надо напрягаться, анализировать, делать выводы... Вспоминать куда легче, а значит, приятнее. Поэтому человеку, прежде чем начать думать, как правило, нужно сделать над собой усилие. И если мы хотим, чтобы наше интервью дало результат, – мы должны собеседнику помочь. Как? Правильный вопрос. Мы должны, хотя бы для начала, заставить человека думать над теми вопросами, над которыми ему думать интересно. Когда в «Ночной полет» приходили актеры, я очень часто говорил с ними о смысле их дела. У меня есть любимый вопрос: «Зачем? » «Зачем вы выходите на сцену? » – например. Я понимаю, что этот вопрос, с одной стороны, заставит человека думать, а с другой, не застанет его врасплох. Когда я беседовал с Мирей Матье, то сначала она долго и очень интересно рассказывала про свое детство, про многодетную маму, про постоянную нехватку денег. А потом я спросил: «Как вам кажется, благодаря чему, самому главному, вы смогли стать мировой звездой? » То есть, оттолкнувшись от воспоминаний, я попробовал заставить певицу думать. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 844; Нарушение авторского права страницы