Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Как правильно писать сочинения-рассуждения части “С” ЕГЭ по русскому языкуСтр 1 из 2Следующая ⇒
Как правильно писать сочинения-рассуждения части “С” ЕГЭ по русскому языку Сочинение по данному тексту (задание уровня «С»)
Речевые образцы Как начать сочинение Можно начать: 1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту. Например: К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) – один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире. Вот и прочитанный мною текст переносит меня в … Но в данном тексте автор выступает в неожиданной для меня роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и природы. 2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста). Например: Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) – без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что… 3) с двух – трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы). Например: Как в наш век противоречий и социальных потрясений не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает, губит ее? Как отличить культуру от «псевдокультуры»? Над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье… 4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме. Например: Я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно бывает объяснить словами. Любовь, вера, счастье – без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли… Комментарии - В тексте говорится (повествуется, описывается, автор размышляет, рассуждает и т.п.) о … - В небольшой по объему статье автор затрагивает несколько важных проблем: … - В рецензируемом тексте можно отметить высокую «плотность мысли»: автор говорит не только о …, но и о …. Такой смысловой емкости автор достигает при помощи …. - Автор не формулирует основную мысль своей статьи, но всем ходом рассуждений подводит нас к выводу: …. - Прочитав текст, я пришел к выводу (я понял, я пришел к заключению, я понял позицию автора). - Содержание текста значительно шире его темы. Рассказывая о …, автор подразумевает … Как прокомментировать позицию автора Речевые образцы для комментирования авторской позиции
Авторскую позицию можно прокомментировать, умело используя частичное цитирование. Например: а) Автор приходит к интересному, неожиданному выводу: «шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе». б) С. Соловейчик делится с читателями своими размышлениями о том, что вера — это «важнейшая функция души». Автор ненавязчиво, без чрезмерной назидательности доказывает, что без этого «передаточного механизма» между умом и сердцем «высохнет душа» человека. Речевые образцы для выражения собственного мнения о прочитанном Ключевые фразы к тексту на актуальную, злободневную тему:
Ключевые фразы к научно-популярному тексту:
известных …, как …
Ключевые фразы к тексту на тему, далекую от интересов ученика:
Поэтому я вынужден согласиться с автором, которому удалось доступно рассказать о … Речевые образцы для окончания сочинения по данному тексту Закончить сочинение надо фразой, которая подводит итог всему сказанному и логически связывает творческую работу ученика с прочитанным текстом. Вот несколько удачных, на наш взгляд, заключительных фраз из сочинений выпускников. 1) Прочитанный текст В. Астафьева помог мне утвердиться во мнении, что дружба в сочетании с любовью и заботой близких формирует личность человека. Кроме того, автор «заразил» меня своим оптимизмом: мне тоже хочется верить, что добрых людей в жизни больше, чем злых. 2) Прочитав статью, я понял, как хрупок этот музейный мир, недолговечны его «экспонаты», которые часто подвергаются «потребительскому» отношению. Так давайте вместе позаботимся о том, чтобы эти вековые ценности сохранили свою значимость и для будущих поколений. 3) Статья С. Соловейчика задела меня за живое, побудила задуматься о том, что я благодарна своим родителям за мое воспитание: они привили мне веру в лучшее, и я надеюсь, что эта «функция души» поможет мне в жизни. I. Философско-нравственные проблемы
Проблема утраты (обретения) цели в жизни
" Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар. Вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства свободного духа", - писал А.П. Чехов. Жизнь без цели есть существование бессмысленное. Но цели бывают разные, такие как, например, в рассказе «Крыжовник». Герой его - Николай Иванович Чимша-Гималайский - мечтает приобрести свою усадьбу и посадить там крыжовник. Эта цель поглощает его целиком. В итоге он достигает её, но при этом почти теряет человеческий облик (" располнел, обрюзг... - того и гляди, хрюкнет в одеяло" ). Ложная цель, зацикленность на материальном, узком, ограниченном уродует человека. Ему нужны для жизни постоянное движение, развитие, волнение, совершенствование...
II. Человек и государство
Проблема художника и власти
Проблема художника и власти в русской литературе, пожалуй, одна из самых болезненных. Особым трагизмом она отмечена в истории литературы ХХ века. А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам, М.Булгаков, Б.Пастернак, М.Зощенко, А.Солженицын (список можно продолжить) - каждый из них ощутил " заботу" государства, и каждый отразил её в своём творчестве. Одним ждановским постановлением от 14 августа 1946 года могла быть зачёркнута писательская биография А.Ахматовой и М.Зощенко. Б.Пастернак создавал роман «Доктор Живаго» в период жестокого давления правительства на писателя, в период борьбы с космополитизмом. Травля писателя возобновилась с особой силой после присуждения ему Нобелевской премии за роман. Союз писателей исключил Пастернака из своих рядов, представив его внутренним эмигрантом, человеком, порочащим достойное звание советского писателя. И это за то, что поэт рассказал народу правду о трагической судьбе русского интеллигента, врача, поэта Юрия Живаго.
Творчество - единственный способ бессмертия творца. " Для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи" - это завещание А.С. Пушкина («Из Пиндемонти») стало определяющим в выборе творческого пути истинных художников.
Проблема эмиграции
Не покидает ощущение горечи, когда люди оставляют Родину. Одних высылают насильно, другие уезжают сами в силу каких-то обстоятельств, но ни один из них не забывает своё Отечество, дом, где родился, землю родную. Есть, например, у И.А. Бунина рассказ «Косцы», написанный в 1921 году. Этот рассказ, казалось бы, о малозначительном событии: идут в берёзовом лесу пришлые на Орловщину рязанские косцы, косят и поют. Но именно в этом незначительном моменте удалось Бунину разглядеть безмерное и далёкое, со всей Россией связанное. Небольшое пространство повествования наполнено лучезарным светом, чудными звуками и тягучими запахами, и получился не рассказ, а светлое озеро, какой-то Светлояр, в котором отражается вся Россия. Недаром во время чтения «Косцов» Буниным в Париже на литературном вечере (было двести человек), по воспоминаниям жены писателя, многие плакали. Это был плач по утраченной России, ностальгическое чувство по Родине. Бунин прожил в эмиграции большую часть своей жизни, но писал только о России.
Эмигрант третьей волны С.Довлатов, уезжая из СССР, прихватил с собой единственный чемодан, " старый, фанерный, обтянутый материей, обвязанный бельевой верёвкой", - с ним он ещё в пионерский лагерь ездил. Никаких сокровищ в нём не было: сверху лежал двубортный костюм, под ним - поплиновая рубашка, далее по очереди - зимняя шапка, финские креповые носки, шофёрские перчатки и офицерский пояс. Эти вещи стали основой для коротких рассказов-воспоминаний о родине. Они не имеют материальной ценности, они - знаки бесценной, по-своему абсурдной, но единственной жизни. Восемь вещей - восемь историй, и каждая - своеобразный отчёт о прошлой советской жизни. Жизни, которая останется навсегда с эмигрантом Довлатовым.
Проблема интеллигенции
По мнению академика Д.С. Лихачёва, " основной принцип интеллигентности - интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория". Несвободен интеллигентный человек только от своей совести. Звание интеллигента в русской литературе заслуженно носят герои Б.Пастернака («Доктор Живаго») и Ю.Домбровского («Факультет ненужных вещей»). Ни Живаго, ни Зыбин не пошли на компромисс с собственной совестью. Не принимают они насилие в любом проявлении, будь то Гражданская война или сталинские репрессии. Есть и другой тип русского интеллигента, который предаёт это высокое звание. Один из них - герой повести Ю.Трифонова «Обмен» Дмитриев. У него тяжело больна мать, жена предлагает обменять две комнаты на отдельную квартиру, хотя взаимоотношения невестки и свекрови складывались не лучшим образом. Дмитриев поначалу возмущается, критикует жену за бездуховность, мещанство, но затем соглашается с ней, считая, что она права. В квартире становится всё больше вещей, еды, дорогих гарнитуров: плотность быта нарастает, вещи замещают духовную жизнь. В связи с этим вспоминается другое произведение - «Чемодан» С.Довлатова. Скорее всего " чемодан" с ветошью, вывезенный журналистом С.Довлатовым в Америку, вызвал бы у Дмитриева и его жены только чувство брезгливости. Вместе с тем для героя Довлатова вещи не имеют материальной ценности, они - напоминание о прошедшей юности, друзьях, творческих поисках.
Что есть справедливость? Человеком, живущим по высшим критериям справедливости, является герой «закатного романа» «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова Иешуа Га-Ноцри. Всю свою жизнь он, любя людей, мечтал и добивался того, чтобы они стали лучше. Он смело говорил «свирепому чудовищу», прокуратору Иудеи Понтию Пилату о том, что «настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдёт в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».
Какая «красота спасет мир»? А какой пример доброго отношения к людям представлен в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Иешуа Га - Ноцри безгранично добр к людям и сострадает им. Для него нет плохих людей, он каждого называет «добрым человеком». Он прощает и прокуратора Иудеи Понтия Пилата, который отправил Иешуа на казнь, хотя был уверен в его невиновности; трусость, самое страшное чувство, победило в Пилате. М.Булгаков уверен в том, что жизнь Иешуа дала свои плоды: у него есть верный последователь Левий Матвей, который поведает людям о своем учителе. Разве можно не проникнуться уважением к простой деревенской женщине Матрене из рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» за кротость, старание помочь людям, терпеливость, трудолюбие и всепрощение? Вся ее жизнь – трудная работа на благо государства, не позаботившегося отблагодарить таких же Матрен по всей стране, молодость и зрелые годы которых совпали со страшным испытанием нашего народа – Великой Отечественной войной. Очень больная, Матрена как-то ухитряется выживать и еще старается помогать родственникам, считая себя обязанной быть там, где трудно. И погибла она, пытаясь помочь мужчинам при перевозке части своего дома воспитаннице.
«Какой лексикой насыщена наша речь? » Еще Д.И.Фонвизин, драматург 18 века, считал, что у тех людей, которые произносят грубые и грязные слова, и душа черная. Такими предстают в комедии «Недоросль» Скотинин и Простакова, отрицательные герои пьесы, люди, недостойные ни малейшего уважения. Этой же мысли поддерживался знаменитый академик Д.С.Лихачев в своей книге «Земля родная». В главе «Учиться говорить и писать» он говорит, что «самая большая ценность народа – его язык». Академик Лихачев утверждает, что «важнейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Он также считает, что люди, которые «плюются словами», - в большом количестве используют «жаргонные выражения», трусливы, робки и не уверенны в себе. Словами-плевками они показывают, что им все нипочем, что они выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих, над всем смеются, ничего не боятся. И как тут не согласиться с утверждением Б.Шефнера, известного поэта: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…» Добрые, кроткие слова Сони Мармеладовой помогли убийце Родиону Раскольникову понять свою неправоту и стать на путь раскаяния. Слова Иешуа Га-Ноцри, полные любви к людям, заставили Левия Матвея идти за ним и верить в него, а Понтия Пилата мучатся и после смерти. Ободренные словами полковника: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, как наши братья умирали…» - артиллеристы на Бородинском поле «умереть…обещали и клятву верности сдержали…в Бородинский бой». Так об этом написано в стихотворении М.ЮЛермонтова «Бородино». Вот какова сила слова!
Проблема нравственной стойкости (нравственного падения: трусости, предательства, лицемерия, зависти, гордыни, накопительстваМ. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (трусость Понтия Пилата, предательство Иуды).
Проблема воспитания А. С.Пушкин. «Капитанская дочка» (наказ отца Петру Гринёву). Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» (воспитание Павлуши Чичикова).
Проблема совести. Как правильно писать сочинения-рассуждения части “С” ЕГЭ по русскому языку Сочинение по данному тексту (задание уровня «С»)
Речевые образцы Как начать сочинение Можно начать: 1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту. Например: К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) – один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире. Вот и прочитанный мною текст переносит меня в … Но в данном тексте автор выступает в неожиданной для меня роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и природы. 2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста). Например: Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) – без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что… 3) с двух – трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы). Например: Как в наш век противоречий и социальных потрясений не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает, губит ее? Как отличить культуру от «псевдокультуры»? Над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье… 4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме. Например: Я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно бывает объяснить словами. Любовь, вера, счастье – без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли… Комментарии - В тексте говорится (повествуется, описывается, автор размышляет, рассуждает и т.п.) о … - В небольшой по объему статье автор затрагивает несколько важных проблем: … - В рецензируемом тексте можно отметить высокую «плотность мысли»: автор говорит не только о …, но и о …. Такой смысловой емкости автор достигает при помощи …. - Автор не формулирует основную мысль своей статьи, но всем ходом рассуждений подводит нас к выводу: …. - Прочитав текст, я пришел к выводу (я понял, я пришел к заключению, я понял позицию автора). - Содержание текста значительно шире его темы. Рассказывая о …, автор подразумевает … Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 934; Нарушение авторского права страницы