Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предмет и методология теории государства права



Предмет и методология теории государства права

Понятие: Теория государства и права (ТГП) – это общественная, базовая, фундаментальная юридическая наука, изучающая общие закономерности возникновения, функционирования и развития государственно-правовых явлений и процессов. ТГП – наука высокого уровня обобщения государственно-правовой действительности. И именно поэтому в ее состав входят не только знания, добытые данной наукой, но и в синтезированном виде знания, накопленные многими другими науками, в той или иной мере исследующими проявления государства и права (например, философия права, изучающая вопросы бытия права, социология права, изучающая вопросы правоотношений, юридическая догматика, изучающая основные правовые категории и др.) И все же, ТГП необходимо рассматривать как самостоятельную науку, так как она представляет собой более конкретную ступень в познании государственно-правовых явлений.

С учетом вышеперечисленных особенностей можно сказать, что предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления по поводу:

1.​ Возникновения, развития и функционирования государства и права;

2.​ Развития правосознания и правовой культуры;

3.​ Соблюдения принципов демократии, законности и правопорядка;

4.​ Использования, применения, соблюдения и исполнения норм права, а также основных государственно–правовых понятий, общих для всех юридических наук в целом;

Функции: Функции теории государства и права – основные направления исследовательской деятельности, которые раскрывают и показывают роль теории государства и права как науки в общественной жизни и юридической практике.

 

Право как социальная ценность. Инструментальная ценность права.

Социальная ценность права состоит в том, что оно, воплощая общую, групповую и индивидуальную волю (интерес) участников общественных отношений, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом.

Оно вносит стабильность и порядок в эти отношения. В обществе, в условиях цивилизации, нет такой другой системы социальных норм, которая смогла бы обеспечить целесообразное регулирование экономических, государственно-политических, организационных и других отношений, реализуя при этом демократические, духовные и нравственные ценности. Обеспечивая простор для упорядоченной свободы и активности, право служит фактором социального прогресса. Его роль особенно возрастает в условиях крушения тоталитарных режимов, развития демократии.

2. Инструментальная ценность права — одно из проявлений его общесоциальной ценности — состоит в том, что право является регулятором общественных отношений, инструментом для решения разнообразных задач, в том числе для обеспечения функционирования других социальных институтов (государства, социального управления, морали и др.) и иных социальных благ. Как инструмент, право используется различными субъектами социальной жизни — государством, церковью, общественными объединениями, коммерческими организациями, гражданами. В цивилизованном обществе именно право является одним из главных инструментов, способных обеспечить организованность и нормальную жизнедеятельность, социальный мир, согласие, снятие социальной напряженности.

3. Собственная ценность права как социального явления состоит в том, что право выступает как мера а) свободы и б) справедливости. В этом качестве право может предоставлять челове-

Юридическая аксиология направлена на различение ценности и оцениваемого факта (явления, объекта, отношения и т.д.) и определение (с позиций и в контексте соответствующей иерархии и системы ценностей) его ценностного значения и смысла.

Утверждая принципы свободы и справедливости, право приобретает глубокий личностный смысл, становится ценностью для отдельного человека, конкретной группы и общества в целом, открывает личности доступ к благам и выступает действенным способом ее социальной защищенности.

 

Субъективное право

Субъективное право – мера возможного поведения субъектов в правоотношении.

Юридическая обязанность – предусмотренная нормами права мера необходимого, должного поведения субъектов в правоотношении.

Субъективное право и юридическая обязанность составляют основное содержание правовых отношений. Понятие «субъективное» означает принадлежность права конкретному субъекту как участнику правоотношения. Норма в абстрактном виде (позитивное право) конкретизируется для человека и конкретной ситуации и таким образом становится субъективным правом.

Субъективное право выступает как производное от объективного права. Его можно использовать по своему усмотрению, от него можно даже отказаться (в отличие от юридической обязанности).

Субъективное право закрепляется в нормах права, имеет формальную определенность. Норма права может предусматривать несколько вариантов возможного поведения или только границы этого поведения (договор).

Элементы субъективного права:

1) право на определенное благо;

2) право на совершение определенных действий;

3) право требовать выполнения юридической обязанности;

4) право обратиться в суд при нарушении субъективного права.

Юридическая обязанность также является мерой должного поведения субъектов в правоотношении.

В ее основе лежит социальная необходимость. Юридическая обязанность порождается как публичным (военный долг, налог), так и частным правом (купля-продажа). Право и обязанность в лице должностных органов совпадают и образуют полномочия этих органов. От юридической обязанности нельзя отказаться, иначе возникает основание для юридической ответственности.

Юридическая обязанность в зависимости от действий, предусмотренных в диспозиции нормы, может быть активной или пассивной.

Элементы юридической обязанности:

1) необходимость совершения определенных действий (активная юридическая обязанность) или воздержания от этих действий (пассивная юридическая обязанность);

2) необходимость отреагировать на субъективное право;

3) наступление юридической ответственности за неисполнение юридической обязанности;

4) обязанность не препятствовать обладателю субъективного права.

Субъективное право представляет собой единство трех возможностей поведения, иными словами, возможностей поведения трех видов, а именно: обладатель субъективного права, т.е. управомоченное лицо располагает, во-первых, возможностью самостоятельно, своими.действиями (бездействием) объективно проявить себя в своем определенном поведении (например, может дать деньги взаймы); во-вторых, может требовать определенного поведения от иных лиц (например, возврата денежной суммы, переданной им заемщику); в-третьих, он может обращаться в соответствующие компетентные органы государства в связи с необходимостью защиты нарушенного права путем применения мер государственного принуждения (например, в суд с исковым заявлением о взыскании заработной платы за работу в выходные дни).

Объективное право

Объективное право не «прикреплено» к какому-либо субъекту, а живет как объективный факт, не что иное, как действующее наличное звание всего общества. По-другому его называют позитивным правом. Объективное право, в отличие от морали, обычаев и особенно требований естественного права, является «позитивным», поскольку установленные нормы поведения специально создаются людьми и властно утверждаются в общественной жизни в качестве неизменного и неопровержимого императивного критерия для обязательного поведения.

Основная особенность объективного (позитивного) права как основы юридических прав и обязанностей состоит в том, что оно является нормативным образованием. Другими словами, оно состоит из юридических норм, из которых складывается право определенной страны.

Под юридической нормой понимают общеобязательное правило поведения, которое проявляется в законах, иных признаваемых государством источниках и выступает в качестве основания и критерия правомерно допустимого с юридической стороны (а также юридически запрещенного и предписанного) поведения субъектов права.

Формирование права реализовывается за счет постепенного раскрытия народного духа в историческом процессе, а уже народный дух определяет особенности народного правосознания, которое становится нормами права. Самый полный и последовательный источник развития народного духа представляют собой народные обычаи. При этом законы также отображают народное правосознание, однако в них народное правосознание выражается постольку, поскольку правильно воспринимается и последовательно проводится законодателем. Вследствие этого главная задача законодателя заключается в раскрытии и утверждении в законах народного духа.

Представители социологической школы права считают, что право не следует искать в законах или психологических переживаниях личности. По их мнению, право и есть реальная жизнь, олицетворенная в конкретных решениях в сфере предпринимательской деятельности, во взаимоотношениях работников и предпринимателей, иных лиц и социальных групп. При этом поиск «живого» права осуществляется в двух направлениях. Этим представителям разумное и точное решение юридических казусов представляется большим правом, чем абстрактные нормы с их абстрактной справедливостью.

 

Правовой обычай

Правово́ й обы́ чай (Обычное право) — исторически сложившийся источник права и правило поведения. Позже часто санкционировалось государством и включалось в его систему правовых норм.

Обычное право представляет собой одно из древнейших явлений в истории человечества. Причем проблемы возникновения, формирования и развития обычного права носят многоплановый характер, поскольку его нормы являются элементами национальной культуры. Изучение обычаев, их соотношения с другими источниками права важно для понимания исторического процесса возникновения права, а также преемственности в развитии правовых норм. В правовой науке, как отечественной, так и зарубежной, обычное право изучалось и изучается в историческом аспекте и в плане сравнения обычной нормы с другими социальными нормами.

Обычаи (обычные нормы) признаются источниками права не во всех государствах, и лишь в ограниченном круге правовых отношений.

Особая роль обычного права отмечается в неотдифференцированных правовых системах, где правовой обычай, доктрина и закон нередко конкурируют между собой. Однако обнаруживается тенденция к закреплению государством разделения сфер влияния (регулирования), нормирования общественных отношений со стороны указанных источников права. Особенно велика значимость обычно-правовых норм в национальных правовых системах Африки и Мадагаскара.

В развитых правовых системах правовой обычай выступает в качестве дополнительного источника права, когда норма правового обычая восполняет пробел, образовавшийся в результате неурегулированности того или иного условия в договоре или пробелы законодательства.

Значительную роль правовой обычай играет в международном праве в форменеписаных норм международного права

Правовые обычаи есть особая разновидность общегражданских обычаев (к которым принято относить обычаи делового оборота и другие обычаи, обыкновения изаведенный порядок), действующих в обществе. Их содержание образуют конкретные правила, предписывающие строго определенную линию поведения в тех или иных ситуациях. Устойчивость, повторяемость социальных отношений и связей вызывают возникновение в индивидуальном, групповом и массовом общественном сознании определенных стереотипов поведения.

Появление обычного права в обществе было обусловлено определенными социально-экономическими и культурными предпосылками.

Существуют различные теории происхождения обычно-правовых норм в человеческом обществе, которые сводятся к определению их авторами наличия или отсутствия детерминирующей роли государства в процессе зарождения правового регулятора в обществе. Первое направление связывает возникновение обычного права с периодом распада первобытного строя и становления государства. Такой позиции придерживались видные российские ученые дореволюционного периода Н. М. Коркунов, Г. Ф. Шершеневич и другие. В настоящее время эту теорию развивают российские ученые-этнографы В. П. Алексеев, А. И. Першиц, а также ученые-юристы А. Б. Венгеров, С. С. Алексеев и другие.

Согласно второму направлению наиболее адекватной характеристикой регулятивной системы первобытности является именно обычное право, которое рассматривается как самостоятельный исторический тип права. В качестве синонима термина «обычное право» используется термин «архаическое право», чем подчеркивается его отличие от современного права. Такой подход образуют несколько самостоятельных концепций, которые развивают российские ученые Д. Ж. Валеев, Ю. И. Семенов, А. И. Ковлер, а также их зарубежные коллеги Н. Рулан, Р. Пэнто и другие.

Взаимосвязь государства и права несомненна, однако этот феномен, наблюдаемый в современной действительности, не означает невозможности возникновения права ранее возникновения государства, поскольку в догосударственном обществе уже существовала достаточно развитая нормативная система регуляции обычно-правового характера. А государство нашло лишь адекватные формы закрепления и интерпретации права в интересах господствующих сил[1].

Неразрывная связь правового содержания и юридической формы позволяет сформулировать два значения термина «обычное право», как в неюридическом смысле «протоправо», так и в чисто юридическом «правовой обычай». Это дает основание считать, что генезис обычного права начинается с обычной нормы, которая на определенном этапе развития общества выступает индикатором важнейших, жизненно необходимых социальных ситуаций, действует в отношении всех, кто подпадает под ее содержание и, что в дальнейшем, она переходит в разряд норм позитивного права.

Для распознания нормы обычного права и установления ее содержания необходимо выделить внутренние формы обычного права, которые можно назвать способами выражения норм обычного права и классифицировать на две группы: способы выражения норм обычного права в виде актов автономной воли участников гражданско-правовых отношений и судебные способы. К первой группе относятся общественные или народные формы выражения норм обычного права (пословицы, поговорки, предания). Более важным способом в пределах данной группы является договор, в особенности, примерные условия договора, которые могут применяться в качестве правовых обычаев, а также своды унифицированных обычаев и правил.

Правовой прецедент.

ПРАВОВОЙ ПРЕЦЕДЕНТ (ПРЕЦЕДЕНТНОЕ ПРАВО) — судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное юридическое значение. Правовой прецедент формируется в процессе рассмотрения государственным органом (административным или судебным) конкретного дела и принятии по нему решения не на основе конкретных юридических предписаний (закона), а по усмотрению правоприминителя с соблюдением установленных процедур и оставаясь при этом на почве права, его принципов.

Исторически прецедентное право возникает в Древнем Риме. Поскольку в традициях римского государственного строя у должностных лиц не было чисто административных функций (большинство имели и судебные), то в круг полномочий претора входили не только «охрана мира и порядка» но и отправление правосудия, и общий контроль за правоприменением, дача рекомендательных указаний судьям. Эти указания документировались в издаваемых им эдиктах и содержали правоположения, обязательные как для всей юридической практики, так и касавшиеся казусных обстоятельств, либо применения права в отношении отдельных личностей. В дальнейшем преторы вследствие их особой роли в судебном процессе (их указаниями не мог пренебречь никакой судья) распространяли свои указания на сферу материального права.

Современное прецедентное право присуще странам с англосаксонской системой права (Англия, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.), для которых судебное право, вырабатываемое судьями в процессе рассмотрения конкретных дел, остается и сейчас одним из основных источников права.

В континентальной Европе дело обстояло иначе. Суды при рассмотрении дела и принятии решения обязаны были руководствоваться не собственными представлениями о праве, а требованиями конкретного закона. Ситуация радикально изменилась после второй мировой войны. Рецепция конституционно-правовых институтов Англии и США способствовало тому, что многие европейские страны становятся на путь судейского права. Так, прецедентами стали признаваться решения федерального Конституционного Суда ФРГ; за Кассационным судом Франции признавалась нормотворческая функция при толковании закона и в случаях восполнения пробела в действующем законодательстве.

Специфично отношение к правовому прецеденту современной отечественной официальной доктрины. Бытовавшее прежде мнение об архаичности этого источника права было основано по меньшей мере на недоразумении и ныне почти не находит сторонников. В то же время по-прежнему остается открытым вопрос о природе выработанных судебной практикой правоположений. Нет сомнения в том, что содержащиеся в обобщениях судебной практики пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ, актах толкования Конституционного Суда правоположения, обладают свойствами нормативности и общеобязательности. Так, на основании решения Конституционного Суда в связи с признанием неконституционными некоторых положений ранее действовавшего (до 1 июля 2002 г.) УПК стало возможным судебное обжалование постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, постановлений, связанных с производством обыска, наложением ареста на имущество, приостановлением уголовного дела, продлением срока расследования дела. Обжалованию в кассационном порядке подлежат определения, вынесенные до приговора и др. Очевидно, что место и роль Конституционного Суда в системе разделения властей, его исключительное право оценивать федеральные (и региональные) законы с точки зрения их конституционности предопределяют его право формулировать правоположения, имеющие общее (нормативное) значение.

Основные права личности

Права человека и гражданина - весьма сложное и многообразное явление. Они могут быть классифицированы на основе следующих критериев:

1) С учетом этапов провозглашения основных прав и свобод - на три поколения

а) первое поколениевключает провозглашенные буржуазными революциями (XVII-XVIII вв.) гражданские и политические права, которые получили название " негативные", т.е. выражающие независимость личности в определенных действиях от власти государства; обозначающие пределы его невмешательства в область свободы и самовыражения индивида (например, право на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновенность жилища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати и т.д.);

б) второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились как таковые к середине XX века под влиянием борьбы народов за улучшение своего социально-экономического положения, за повышение культурного статуса, под воздействием социалистических идей. Данные права иногда называют " позитивными", ибо их реализация, в отличие от реализации прав первого поколения, требует известных целенаправленных действий со стороны государства, т.е. его " позитивного вмешательства" в их осуществление, принятия обеспечивающих мер (например, право на труд и свободный выбор работы, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образование, на здравоохранение, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни общества и т.п.);

в) третье поколение - права коллективные и солидарные, порожденные глобальными проблемами человечества и принадлежащие не только целым нациям, народам (например, права на мир, благоприятную окружающую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономическое развитие и пр.). Данные права стали возникать после Второй мировой войны в процессе освобождения многих стран от колониальной зависимости, усугубления экологических и гуманитарных проблем и находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридически обязательных норм.

Правовая доктрина.

Правовая доктрина — это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции. Правовая доктрина — это теоретические положения, научные теории юридического характера, в которых формулируются важнейшие принципы, юридические категории, понятия, воззрения юристов-ученых. В некоторых странах правовая доктрина выступает источником права. Так, в английских судах при разрешении конкретных дел принято ссылаться на труды известных юристов в обоснование принятого судебного решения. Аналогичная практика существует и в некоторых мусульманских государствах. (Так, основным источником мусульманского права является исламская религиозная правовая доктрина).

В России в юридической практике широко используются научные комментарии к различным кодексам, но они применяются как справочный, консультационный материал, ссылаться же на комментарий при разрешении судебных споров и при обосновании принятых решений нельзя. Роль правовой доктрины как жизненного источника права проявляется в том, что она создает понятия и конструкции, которыми пользуется правотворческий орган. Именно юридическая наука вырабатывает приемы и методы установления, толкования и реализации права. К тому же сами творцы права не могут быть свободны от влияния правовых доктрин: более или менее осознанно, но им приходится становиться на сторону той или иной юридической концепции, воспринимать ее предложения и рекомендации.

Нельзя не сказать и о том, что в отечественной истории некоторые юридические конструкции, созданные юристами, тоже входили в правовую систему, закреплялись правом. Например, творчество выдающегося учённого — А. В. Венедиктова, создавшего конструкцию “оперативного хозяйственного управления”, разграничившую правомочия государства и предприятий при социалистической форме хозяйства.

Подробнее

Закон, виды законов

Закон - нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти, выражающий волю народа, обладающий высшей юр. силой, регулирующий общественные отношения.
Признаки закона:
1. Принимается только органом законодательной власти или референдумом
2. Порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ,
3. В идеале закон выражает волю и интересы народа
4. Обладает высшей юр. силой, все подзаконные акты должны соответствовать ему и не противоречить.
5. Регулирует важные ключевые общественные отношения
Отменить или изменить закон вправе только тот орган, который его принял, и только в строго оговоренном порядке. Принятие закона включает 4 стадии: внесение законопроекта в законодательный орган, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование (обнародование). Законы не подлежат контролю или утверждению к.-л. другими органами Г. Они могут быть отменены или изменены только законодат. вл. Констит. суд может признать закон неконституц., но отменить может только законод. орган. Законы представляют собой ядро всей правовой системы Г, они обуславливают структуру всей совокупности НПА, юр. силу каждого из них, субординацию НПА по отношению др. к др. Ни один поодзаконный акт не может вторгаться в сферу законод. регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен.
Виды законов классифицируются:
По юридической силе:
1.Конституция РФ
2.Федеральный Конституционный закон
3.Федеральный закон
4.Закон субъектов РФ.
По субъектам законотворчества:
-принятые в результате референдума
-принятые законодательным органом
По предмету правового регулирования: конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.д.
По сроку действия: постоянные законы, временные законы
По характеру: текущие, чрезвычайные
По сферам действия: общефедеральные, региональные
По содержанию: экономические, бюджетные, социальные, политические
По степени систематизации: обычные и органические (УК, ГК)
По значимости содержащихся в них норм: конституционные и обыкновенные
По объему регулирования: общие и специальные.

 

Нормы права

Понятие: Социальные нормы – это традиционные правила поведения в обществе, признанные большей частью социума. При этом механизмов по их закреплению и, соответственно, охраны, не существует, так как они необязательны для соблюдения. Ряд социальных норм со временем перешёл в правовые: это касается уголовного, административного, гражданского, семейного права и многих других его отраслей.

Признаки социальных норм:

1. Правила (масштабы, образцы, модели) поведения регулятивного характера — социально-волевые нормы, исторически сложившиеся или целенаправленно установленные. Они направляют поведение людей в соответствии с заложенной в норме идеальной моделью общественных отношений, вносят одинаковость в регулирование общественных отношений и формируют непрерывно действующий механизм типичных масштабов поведения;

2. Правила поведения общего характера, т.е. не имеющие конкретного адресата. Они рассчитаны на то, чтобы направлять поведение людей в рамках отношений данного вида; вступают в действие каждый раз, когда возникают соответствующие общественные отношения;

3. Правила поведения предписывающего характера — общеобязательные. Они устанавливают запреты, дают эталоны поведения;

4. Правила поведения, которые обеспечиваются определенными средствами воздействия на поведение людей (привычкой, внутренним убеждением, общественным влиянием, государственным принуждением).

Виды социальных норм по сферам действия:

1.​ Норма морали (нравственности) – правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.

2.​ Политические нормы – правила поведения, которые сложились в политической системе общества, распространяются на разнообразных субъектов политических отношений и регулируют отношения по поводу осуществления, функционирования государственной власти в данном обществе.

3.​ Корпоративные нормы – правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.

4.​ Нормы обычаев – правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и вошедшие в привычку людей ( исполняются в силу привычки) в результате многократного повторения.

5.​ Традиции – это передаваемые из поколения в поколение порядки, правила поведения.

6.​ Религиозные нормы- совокупность правил поведения, которые выражают определенное мироощущение и мировоззрение, базирующаяся на вере в сверхъестественные силы и существование бога.

7.​ Ритуал – это специфическое оформление сложившихся общественных отношений (ритуалы могут быть брачными, военными и т.д.)

Технические нормы занимают своеобразное место в системе социального регулирования, обусловленное тем, что они регулируют отношения между людьми и природой, техникой (человек и компьютер, человек и орудие труда, человек и производство), тогда как социальные нормы — отношения между людьми и их объединениями.

Технические нормы — правила, указывающие на наиболее экономичные и экологически безвредные методы, приемы и способы воздействия людей на материальный мир, их работу с техническими и естественными объектами. Иначе: это правила целесообразного обращения с предметами природы, орудиями труда и различными техническими средствами. Например, правила выполнения строительных работ, инструкции по эксплуатации машин и механизмов.

Признаки социально-технических норм:

1.​ обусловленность законами природы и техники;

2.​ невыраженность социального характера (не являются чисто социальными);

3.​ невыраженность мер общественного обеспечения (правовых, моральных и иных санкций);

4.​ исключительность использования.

К техническим нормам относятся:

1. Строительные нормы и правила (СНИПы);

2. Государственные стандарты (ГОСТы);

3. Технические условия производства какой-либо продукции;

4. Инструкции по эксплуатации машин и механизмов;

5. Нормы расхода сырья, топлива, электроэнергии и др.

Отличие норм права от социальных норм.

1.​ Происхождение. Социальные правила существовали всегда, и установить момент их зарождения невозможно, а вот законы появились относительно недавно и постоянно изменяются, трактуются, дополняются, отменяются.

2.​ Соблюдение. Социальные нормы необязательны для исполнения, в то время как правовые – носят императивный характер.

3.​ Защита. При несоблюдении социальных норм человеку угрожает общественное порицание. При нарушении законов наступает гражданская, административная, дисциплинарная или уголовная ответственность.

4.​ Развитие. Социальные правила поведения невозможно навязать, поскольку они формируются очень медленно. А вот закон, который бы обязал людей вести себя определённым образом, может быть придуман и принят в кратчайшие сроки.

5.​ Детализация. Правовые нормы чётко очерчивают требования к поведению физических лиц и субъектов хозяйствования, в то время как социальные лишь очерчивают определённые правила существования.

Единство права и морали заключается в следующем:

1.​ право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;

2.​ право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;

3.​ право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;

4.​ право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;

5.​ право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.

Отличие права и морали: право закреплено законодательно, мораль нет.

 

Норма права – исходящее от государства и им же охраняемое общеобязательное, формальноопреде-ленное предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющееся государственным регулятором общественных отношений.

Нужно выделять нормы права из системы общественных отношений, представленных в виде технических (регулирующих отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой) и социальных норм (они регулируют отношения между людьми и их объединениями, социальную жизнь).

Нормы права различаются по своему содержанию. Они могут разрешать, запрещать, предписывать, указывать на тот или иной вид поведения субъектами правоотношений.

Признаки нормы права:

1) это единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением его воли;

2) есть мера свободы волеизъявления и поведения человека;

3) издается в конкретной форме;

4) является формой реализации и закрепления прав и обязанностей участников общественных отношений;

5) поддерживается в своей реализации и охраняется силой государства;

6) независимо от того, в какой формулировке выражена юридическая норма, она всегда есть властное предписание государства;

7) это единственный государственный регулятор общественных отношений;

8) представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т. е. она: указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий; 9) складываются из двух разновидностей общеобязательных правовых предписаний:

а) правил поведения;

б) исходных норм.

Правила поведения – это непосредственно регулятивные нормы, нормы прямого регулирования. Они устанавливают при наличии соответствующих условий вид и меру охраняемых и гарантируемых государством возможного и должного поведения. Исходные нормы – нормы опосредованного регулирования. Они устанавливают общие начала и направления правового регулирования, участвуют в нем опосредованно, действуют в системной связи и единстве с нормами-правилами поведения, дополняя и реализуясь через них.

Норма права имеет следующую структуру:

1) содержание;

2) условия, при которых содержание правовой нормы может и (или) должно осуществляться;

3) правовые последствия нарушения правовой нормы.

Норма права отличается единством, целостностью, неделимостью. Содержание нормы права едино, элементы ее структуры не изолированы, а составляют единое целое.

Соотношение нормы права и нормативного акта:

1) норма права может быть сформулирована в одной статье закона в виде 3 элементов: гипотезы, диспозиции и санкции;

2) одна норма права содержится в нескольких статьях, она разделена по разным статьям закона и даже по разным законам, в содержании статьи может быть сформулировано несколько правовых норм.

В современных условиях идет совершенствование норм права по двум направлениям:

1) улучшается содержание норм;

2) упорядочивается структура норм и правовая система в целом.

Пробелы в праве

Пробелом в праве считают полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве юридических норм, которые необходимы для решения дел по существу или урегулирования общественных правоотношений на основании законности и справедливости.

Важно соблюдать два условия при выявлении пробела в праве:

1) фактические обстоятельства должны находиться в области правового регулирования;

2) определенная норма права, которая призвана регулировать конкретные фактические обстоятельства, должна отсутствовать.

Различают объективные и субъективные причины пробелов в праве. Их необходимо своевременно устранять и преодолевать. Устранить пробел можно только с помощью правотворческого процесса через принятие новой нормы права. С помощью правоприменительного процесса можно преодолеть пробел. Хотя в этом случае новых норм права уже не создается, а правоприменителю необходимо каждый раз пополнять отсутствующее нормативное предписание через аналогии права, аналогии закона.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-03; Просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.079 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь