Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Явление Бога Аврааму у дубравы Мамре ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
«И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него» (Быт 18, 1). В 18 главе описывается Богоявление (Теофания) Аврааму. Господь объявил Аврааму и Сарре о рождении в течение года обещанного наследника. Кроме того, Бог сообщил о Своем намерении уничтожить Содом и Гоморру, по поводу чего Авраам заключил с Богом соглашение (Быт 18, 22-33). Авраам, будучи пророком, молится за народ. Ходатайство пророка перед Богом неоднократный момент в Библии. В 18-19 стихах повторяется обещание Бога об Аврааме. «Я избрал его (Авраама) для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд». Образ жизни народа, которого создает Бог, должен быть иным, чем у прочих народов. Эти слова произнесены в контексте неотвратимого суда Бога над Содомом и Гоморрой, нечестие которых вызвало такой вопль, что Бог должен был вмешаться. В отличие от того общества, в котором жил Авраам, Бог требовал, чтобы сообщество, зарождающееся ныне от самого Авраама, характеризовалось совершенно иными ценностями. Они должны стать народом, подражающим Богу Творцу, и тем самым стать светом для гибнущих народов, чтобы в итоге все народы и все творение обрели благословение Господне. Святитель Амвросий Медиоланский считал, что в этом событии в виде трех ангелов явились три Лица Святой Троицы.
Жертвоприношение Авраама
Возможно, в свое время этот рассказ объявлял «жертвоприношения детей» вне закона. Это рассказ об «искушении Авраама»: Быт 22, 1. В данном случае «искушение» должно пониматься как «испытание». Рассказанное с совершенным мастерством, это западающее в память таинственное повествование о ситуации, требующей от Авраама почти невероятной веры: от него требуется послушание, которое нарушает патриархальное обещание как в случае, если он окажется неверным, так и случае, если он отдаст жизнь своего единственного сына. Авраам может пройти испытание только с помощью полной и безоговорочной веры Богу, Который обещал ему Исаака и выполнил Свое обещание, когда оно не могло быть исполнено никакими человеческими силами (Быт 11, 30; 18, 11-14). Но теперь Бог требует принести Исаака в жертву! Это жертва именно самого дорогого, к тому же того, с кем связаны были все данные ранее обещания о великом будущем рода Авраама, который должен был вырасти в народ. Это воспринимается как уничтожение обещания, данного при Завете. Приказание Бога так же твердо, как первое, с которым Бог обратился к Аврааму в начале, в Быт 12, 1: «пойди из земли твоей… [и иди] в землю, которую Я укажу тебе» (12, 1) // «пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (22, 2). Авраам был заинтересован в рождении потомства, ибо отсутствие детей на Востоке считалось отсутствием Божьего благословения (ср. Быт 30, 1; 1 Цар 1, 10). Однако, он должен был бесконечно доверять Богу, соглашаясь на то, что, по логике вещей, должно было бы положить конец едва лишь начавшим осуществляться планам. Авраам выдерживает испытание и становится образцом той веры-доверия, какую Бог требует от Своего народа. Размышляя над историей жертвоприношения Исаака, в которой можно увидеть границу веры человека в Бога, Израиль должен был понимать, что в тех ситуациях, когда Бог, кажется, противоречит Сам Себе (как в случае, когда Он отнимал Свой собственный дар у Авраама) и повергает Свой народ в глубину богооставленности (например, египетское рабство), Он тем самым испытывает веру Своего народа. Соотношение «дар-испытание» является одной из фундаментальных библейских тем. Действительно, каждый дар – это одновременно и испытание того, кто его получил. Станет ли он собственником полученного дара, уже не соотнося этот дар с Тем, Кто его ему дал. Или наоборот, он пойдет дальше того, что ему дано, чтобы распознать Саму ту личность, которая в этом даре отдает Себя. Поведение, которое человек избирает, принимая дар, чаще всего раскрывает сущность того, который получает. Именно это показано в истории Авраама. Рассказ выявляет полное послушание Авраама Богу. А это послушание – явный знак доверия Авраама Богу. Бог поясняет в 22, 12: «ты…не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня». Иначе говоря, вера делает Авраама способным принять Исаака как дар вплоть до того, что он готов отдать его обратно Тому, Кто его дал. Через это испытание Бог дает Аврааму немыслимую возможность сделать Ему (Богу) дар, равный тому, который он получил от Бога. Так становится доступной взаимность в отношениях с Богом. Авраам не пожалел сына своего единственного для Бога, но вместе с сыном был готов отдать Богу и самого себя. То же самое сделал Бог, Который Своего Сына «предал (отдал) за всех нас» (Рим 8, 32).
Имена Божии в Ветхом Завете Основой для каждого имени является Откровение. Бог открывает Себя в том или ином качестве, и в каком-то событии. Это запечатлевается в имени. Ветхий Завет использует много имен Бога. Это нарицательные имена. Наиболее широко встречаются в Писании имена, имеющие корень «Эл». Эл – это древнейшее семитское именование Бога. Его этимология не вполне ясна. Принято считать, что это понятие связано с мощью, властью, включающую в себя первенство, превосходство, преимущество. Элогим. Множественное число. Эта форма выражает полноту Божественности Бога, о котором говорит Писание: Быт 1, 1. В подавляющем большинстве случаев форма множественного числа используется так, как если бы это было существительное в единственном числе. Это необычное обстоятельство, что множественное число существительного выступает для обозначения единственного Бога Израиля, получило различные объяснения. Христианское объяснение заключается в том, что это является намеком на Троичность Бога. Эл Эльон. Быт 14, 19. Прилагательное, имеющее значение «более высокий», «возвышенный» и «высший». Когда оно используется применительно к Богу, то его будет правильно перевести как «Всевышний». Адонай. Еврейское слово «адон» может быть переведено как «господин». В Библии оно часто используется применительно к любому человеку, имеющему власть, как, например, правитель страны (Быт 42, 30), хозяин раба (Быт 24, 96) или муж жены (Быт 18, 12). В формальной, вежливой речи к любому человеку, не обязательно наделенному властью, было принято обращение «мой господин» (Быт 23.6, 15; 24, 18). Поскольку Бог – это «Господин всей земли», к Нему обращаются и о Нем говорят как о «моем Господине», по-еврейски «Адонай» (Быт 15.2, 8; 18.3, 27, 30, 31; 19, 18; 20, 4). Эл Рои́. Быт 16, 13. «Бог, видящий меня». Другое возможное понимание: «Бог, которого я видела». Эл Шаддай. Быт 17, 1; 28, 3; 35, 11; 43, 14. «Бог Всемогущий», «Бог Всесильный». Бог, сила Которого безмерна. Эл Ола́ м. Быт 21, 33. «Бог Вечный». Саваоф. 2 Цар 5, 10; Иер 5, 14; Ам 3, 13; 4, 13. « Цевао́ т » по-еврейски означает «множества», т. е. все вещи: Господь Бог множеств. Речь идет о власти Господа над всеми вещами, а потому и о Его господстве над ходом исторических событий. Наши переводчики восприняли слово «множества» как личное имя «Саваоф», что абсолютно лишено смысла. Древние переводчики на греческий язык перевели «цевао́ т» по смыслу, как «Пантократор», Вседержитель. Это обозначение Бога («Вседержитель») говорит о реальном контроле Бога над всеми вещами, о владычестве над всем творением. Но были и другие понимания. Так, у архим. Феофана (Быстрова) читаем: «В буквальном переводе имя это значит: Господь сил» (Феофан (Быстров), архим. Тетраграмма или Ветхозаветное Божественное Имя. СПб., 1905. С. 213). Или, существует замечание, что ветхозаветный образ здесь изображает Бога воином, главнокомандующим небесных воинств, т. е. ангельской армии в Священной Войне.
История Исаака
Объем библейского повествования об Исааке сравнительно невелик. Это Быт 25, 19 – 28, 5; 35, 27-29. Исаак был наследником Авраамова Завета (Быт 17.19, 21; 21, 12; 26, 1-5); его имя было указано Богом (Быт 17, 19), и первым в восьмидневном возрасте он подвергся обрезанию, согласно велению Бога (Быт 17, 12; 21, 4). Роль Исаака как единственного наследника Авраама подчеркивается изгнанием его сводного брата Измаила (Быт 21, 9 слл). Испытывая веру Авраама в обещание, данное Богом, сделать его потомков «народом великим», а потомство его — «как песок земной» (Быт 12, 2; 13, 16), Бог приказывает ему принести Исаака в жертву, однако в последнее мгновение ангел Божий велит Аврааму «не заносить руки на отрока», и жертвенный овен заменяет Исаака (Быт 22, 1-13). В возрасте 40 лет Исаак женился на Ревекке, дочери племянника Авраама, Вафуила. Рассказ о женитьбе Исаака изложен в Библии очень подробно (Быт 24) и указывает на вмешательство Господа в ход событий. В течение первых 20 лет брака Ревекка оставалась бесплодной, но, в отличие от других патриархов, Исаак не брал вторую жену и не имел наложниц. После вознесенных Исааком молитв Ревекка зачала и родила двойню – Исава и Иакова (Быт 25, 21-26). Исаак вел полукочевой образ жизни, однако никогда не покидал Ханаан. В отличие от других патриархов, Исаак успешно занимался земледелием (Быт. 26, 12) и, разбогатев, владел многочисленными стадами и челядью. Богатство и влияние Исаака были таковы, что царь Герара Авимелех явился в Вирсавию к Исааку для заключения с ним союза (Быт 26, 26-31). Предвидя близкую кончину, Исаак вознамерился благословить как наследника старшего сына, Исава, однако при содействии Ревекки Иакову хитростью удалось получить предназначавшееся Исаву благословение первенца (Быт 27, 1-29). Исаак умер в возрасте 180 лет «старым и насыщенным жизнью» (Быт 35, 28-29) и был похоронен в пещере Махпела рядом с женой Ревеккой, родителями Авраамом и Саррой (Быт 49, 31).
История Иакова
История Иакова, изложенная в Быт 25, 19 – 37, 1; 45, 25 – 50, 13, начинается с того, что Бог открыл беременной Ревекке, жене Исаака, что она родит близнецов Исава и Иакова, которым предназначено стать родоначальниками двух народов, причем народ, который произойдет от старшего из братьев, будет подвластен потомкам младшего. Божественное обещание, данное Аврааму и Исааку подтверждается также и Иакову в Вефиле, когда он покидает Ханаан, опасаясь Исава за то, что он украл у того первородство (Быт 28, 13 слл); затем снова подтверждается в Вефиле после его возвращения (Быт 35, 11 слл). В то время как повествование об Аврааме рисует человека, своей верой поднимающегося на вершины доверия к Богу, Который призвал его, рассказ об Иакове представляет человека с небезупречным характером. Он с помощью Ревекки обманным путем получает у Исаака благословение, предназначавшееся первенцу (Быт 27, 1-29). Однако, Иаков изображен человеком, все же способным к духовному росту: жизненные испытания смягчают его, делают чище и мудрее. Также он настойчив в достижении поставленных целей. Три события, происшедшие с Иаковом в его жизни, являются очень важными для его истории, – это Богоявления: 1) Быт 28, 10-22; 2) Быт 32, 22-32; 3) Быт 35, 9-15.
Быт 28, 10-22: Во время ночлега на пути в Харран спящему Иакову явился Бог и повторил данные ранее Аврааму и Исааку обещания. Иаков видел, очевидно, традиционный для древней Палестины алтарь, обычно представлявший собой возвышение, на вершине которого находилась площадка, где располагался жертвенник и куда нужно было подниматься по ведущей с земли лестнице. В видении лестница эта протянулась от земли до неба, которое и играет роль верхней площадки, а на месте жертвенника Иаков видит стоящего Бога своих отцов. Слово, обращенное Богом к Иакову, в сущности, повторяет обещания, данные Им еще Аврааму. Очевидно, это не что иное, как церемония обновления союза, заключенного Богом с Авраамом. Такие церемонии на древнем Востоке имели юридически обязывающее значение, так как любой договор считался действующим лишь до тех пор, пока были живы заключившие его стороны. После смерти же одной из сторон, если договор распространялся на наследников, его необходимо было подтвердить и, если необходимо, обновить, и лишь после этой процедуры он считался действующим. Здесь Бог и подтверждает Иакову все прежние обещания, давая ему тем самым понять, что договор, заключенный еще с Авраамом, остается в силе. Иаков посвятил это место Богу, дав ему новое название Вефиль («дом Бога»). Быт 32, 22-32: В этом событии Иаков после описанной встречи и борения получает благословение и новое имя. Бог сделал его, подобно Аврааму, другим человеком. Перемена имени свидетельствует о его внутренней перемене и об избранничестве. Иаков теперь носитель силы Божьей. И без активного участия самого Иакова этого бы произойти не могло. Имя «Израиль» созвучно словам «бороться» («сара́ ») и «Бог» («эл»). Существует интерпретация этого имени как «Бог будет бороться». Иаков посвятил это место Богу, дав ему новое название Пенуэль («лицо Бога»).
История Иосифа См. Быт 37, 2 – 50, 26 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-03; Просмотров: 779; Нарушение авторского права страницы