Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Функционализм как направление в социологической теории (Парсон, Мертон)



Парсонс попытался произвести синтез теорий действия и функционализма, то есть связать воедино как аспекты активности индивида, так и его зависимость от социальной и других типов систем. Ключевым в его теории как раз и стало понятие «элементарное действие», которое включает в себя действующее лицо («актора»), цель, ситуацию (ситуационные условия действия и средства), нормативную ориентацию и принятие решения.

· действующее лицо рассматривается как целеустремленная личность;

· неподконтрольные элементы ситуации — ситуационные условия,

· подконтрольные элементы — средства.

Каждая система должна удовлетворять четырем функциональным требованиям: адаптации, целедостижения, интеграции, поддержания образца. Особое место здесь занимает функция поддержания образца, которую в живых организмах осуществляет генетические коды, а в социальных системах – символические системы.

Четыре первичные подсистемы, выполняющие названные функциональные требования: организм, личность, социальная и культурная подсистемы. Общество является особым типом социальной системы, достигшей наивысшего уровня дифференциации и самодостаточности. Его функциональное единство обеспечивается подсистемами экономики (адаптация), политики (целедостижение), культуры (поддержание образца). Функцию же интеграции общества выполняет система «социетальной общности», которая содержит в себе главным образом структуры нормативов.

Р.Мертон (род.в 1910 г.). Он показал, в частности, что «постулат функционального единства общества» спорен, поскольку отдельные социальные явления отнюдь не способствуют этому. Поэтому нужно вести речь о степени функционального единства, а какова она – уже определяется конкретными исследованиями.

Подверг критике Мертон и «постулат универсальности функционализма», утверждающий позитивность функций всех стандартизированных или культурных форм. Социолог, по его мнению, должен исходить из того, что социальное явление может быть функциональным, дисфункциональным или нефункциональным. В силу этого Мертон предложил считать сетевой баланс функциональных последствий каждого социального явления.

Сомнению со стороны Мертона подвергся и «постулат обязательности», провозглашающий универсальную необходимость уже существующих институтов и структур для функционирования общества. С его точки зрения, необходимые для общества функции могут выполнять так называемые «функциональные альтернативы-эквиваленты».

Еще одну известную социологическую концепцию девиантного поведения предложил в середине 19 века американский социолог Роберт Мертон. Он рассмотрел несколько типов поведения с точки зрения соответствия или несоответствия целей поведения и средств их достижения к существующим в данном обществе нормам.

Первый тип, который выделил Мертон, конформизм — такое поведение, когда и цели и средства достижения целей одобряются обществом. Такое поведение не является девиантным.

Следующий тип — инновация. Здесь принятые в обществе цели достигаются путем использования каких-либо нелегальных, незаконных средств. К этой категории относятся различные экономические преступления. Новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные).

Третий тип — ритуализм. В ритуализме средства вполне допустимые, но при этом забывают о цели какой-либо деятельности. Примером может служить поведение должностных лиц в бюрократической организации, когда исполнение формальных правил превращается для них в самоцель, и они забывают о подлинных целях организационной деятельности.

Ретритизм предполагает отказ как от одобряемых обществом целей, так и от общепринятых средств их достижения. К данному типу относятся такие формы девиантного поведения, как алкоголизм и наркомания. изолированный тип отходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения (сюда можно отнести, например, алкоголиков, наркоманов, т.е. любых людей вне группы)

Еще один тип, выделенный Мертоном — мятеж. Для него характерен отказ от целей и средств, предлагаемых обществом, с одновременной заменой их принципиально новыми целями и средствами. Примерами могут служить религиозные сектыи революционные партии.

 

13.Социологические теории конфликта (Козер, Дарендорф, Боулдинг)

Говоря о социологических теориях социального конфликта, следует остановиться на 3 основных, фундаментальных концепциях:

1) концепция позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера;

2) конфликтная модель общества Ральфа Дарендорфа;

3) общая теория конфликта Кеннета Боулдинг

1) Согласно концепции Л. Козера:

· социальный мир можно рассматривать как систему разнообразное взаимосвязанных частей;

· любой социальной системе, поскольку она состоит из разнообразное связанных частей, присущие дисбаланс, напряжение, столкновения интересов;

· процессы, происходящие в составных частях системы и между ними, при определенных условиях способствуют сохранению, изменению, росту или ослаблению интеграции, ее адаптивности;

· многие процессы, обычно считаются разрушительными для системы (например, насилие, споры, отклонения и конфликты), при определенных условиях можно рассматривать как средства, укрепляющие основы интеграции системы, повышают потенциал ее приспособляемости к среде.

2) Конфликтная модель общества Р. Дарендорфа:

Р. Дарендорф в своем понимании социальной действительности исходит из того, что конфликтность наблюдается всегда и везде, она играет важную роль и ее нельзя лимитировать. Конфликты являются главными пружинами изменений в обществе. «Мы не сможем понять общество, если не представим его с точки зрения диалектики стабильности и изменения, интеграции и конфликта, функций и мотивов, согласия и принуждения», - отмечает Р. Дарендорф.

Дарендорф кладет в основу своей концепции, портрет социальной реальности с такими определяющими чертами:

· социальные системы находятся в постоянном состоянии конфликтности;

· конфликтующие интересы сосредотачиваются на оппозиционных полюсах и сказываются на социальной структуре;

· противоречивость интересов является следствием разделения властей, деления на властвующих и подвластных;

· существует тенденция к поляризации интересов;

· диалектичность конфликтности заключается в том, что решение одного конфликта создает почву для следующего, порождает новое противостояние;

· социальные изменения присущие любой системе, существует определенная цикличность конфликтных противостояний.

3) Общая теория конфликта Кеннета Боулдинга

· все конфликты имеют общие образцы развития = их подробное изучение и анализ предоставляет возможность создать обобщающую теорию — «общую теорию конфликта», которая позволит обществу контролировать конфликты, управлять ими, прогнозировать их последствия;

· Боулдинг утверждает, что конфликт неотделим от общественной жизни (в природе человека — стремление к борьбе с себе подобным);

· Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны;

· 2 аспекта социального конфликта: статический и динамический. Статический — анализ сторон (субъектов) конфликта (личности, организации, группы) и отношения между ними = классификация: этнические, религиозные, профессиональные). Динамический — изучает интересы сторон как побудительные силы в конфликтном поведении людей. = определение динамики конфликта = есть совокупность ответных реакций сторон на внешние стимулы.

 

 

14.Символический интеракционизм (Мид)

Символический интеракционизм - одна из социологических парадигм, основывающаяся на том, что все формы взаимодействия людей в обществе подразумевают общение, базирующееся на чтении опр. соц. символов.

Люди не реагируют на внешний мир и других людей непосредственно, а осмысливают реальность в неких символах и соответственно продуцируют эти символы в ходе общения. С.И. целиком основывается на интерпретациях человеческого поведения, в котором " прочитываются" значимые символы, несущие соц. информацию.

Крупнейшим представителям С.И. был американский социолог Джордж Герберт Мид (1863-1931).

Концепция «межиндивидуального взаимодействия» Мида основывается на том, что восприятие индивидом окружающей соц. действительности обусловлено его опытом общения с другими, особенно его способностью воспринимать мир и себя таким образом, чтобы это соответствовало видению других и значению символов. Символ обозначает предмет или событие, предполагая определенную реакцию на него, выражающуюся в соответствующих соц. действиях. Кроме того, символы обеспечивают средства, с помощью которых люди могут значимо общаться в своей естественной и соц. среде.

Поведение человека определяется структурой его личности, его соц. ролью. Важной заслугой Мида является разработка им ролевой теории личности, согласно которой сущность личности, ее богатство и своеобразие определяются и проявляются прежде всего через выполняемые ею соц. роли, а сама соц. деятельность личности представляется как совокупность ее соц. ролей, зафиксированных в систеие языковых и других символов. Через процесс принятия роли индивиды развивают самость - способность людей представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли. Социолог различает 2 аспекта формирования самости (целостности человека):

· я (соотв. английскому " i" ) - спонтанное, внутреннее, субъективное представление индивидом себя

· я (соотв. английскому " me" ) - это то, как люди видят себя, но глазами других.

2 стадии развития самости:

· стадия игра (play) - ребенок играет роли, которые не являются собственно его (отец, доктор);

стадия соревнования (game) - принимая участие в соревновании (футбол), дети видят себя со

· стороны других участников.

Любое организованное сообщество, которое обеспечивает индивиду организованность, Мид называет обобщенным другим. Индивиды видят себя с точки зрения обобщенного другого. (труд " Сознание, самость и общество" ).

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-03; Просмотров: 813; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь