Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Лекция 3. ПАТОПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ
Понятие о мышлении и его нарушениях Выделяют следующие нарушения мышления: o нарушение операционной стороны мышления; o нарушение динамики мышления; o нарушение мотивационного компонента мышления; o нарушения критичности мышления. Виды нарушений мышления Нарушение операциональной стороны мышления. Известно, что мышление опирается на систему понятий, которые дают возможность отразить действие в обобщенных и отвлеченных формах. Согласно С. Л. Рубинштейну, обобщение есть следствие анализа, вскрывающего существенные связи между явлениями и объектами. Л. С. Выготский считал, что обобщение дано в системе языка, который помогает передать общечеловеческий опыт, и позволяет выйти за пределы единичных впечатлений. При некоторых формах патологии психической деятельности больные теряют возможность использовать систему операций обобщения и отвлечения. Нарушения операционной стороны мышления могут иметь следующие варианты: o снижение уровня обобщения; o искажение процесса обобщения. Снижение уровня обобщения выражается в том, что в суждениях испытуемых доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях, устанавливаются сугубо конкретные связи между предметами. Особенно наглядно это можно представить на примере анализа результатов, полученных при использовании методики классификации предметов. Например, больные объединяют в группы разнородовые понятия: тетрадь и стол (потому что в тетради можно писать только на столе), книгу и диван (так как читать книгу удобно на диване). Анализируемые предметы объединяются больными на основе второстепенных, а именно латентных (от лат. latens - " скрытый", " тайный" ) или частных признаков. При ярко выраженном снижении уровня обобщения классификация как мыслительная операция оказывается недоступной больным. Испытуемыми устанавливаются конкретно-ситуационные связи. Аналогичные результаты могут быть получены и при выполнении младшими школьниками заданий по методике " Четвертый лишний". Например, из ряда коза, курица, кошка и корова выделяется кошка, так как " она живет в квартире, и поэтому она домашняя, а все остальные живут в сарае (на улице); они уличные, а не домашние животные". Экспериментальные данные показывают, что операция классификации, в основе которой лежит выделение ведущего свойства предмета, отвлечение от множества других конкретных свойств и особенностей предметов, вызывает затруднения. Именно это обстоятельство и является причиной того, что больные прибегают к конкретно-ситуационному образованию групп. Например, при предъявлении предметных карточек с изображениями термометра, часов, весов и очков больной эпилепсией предложил убрать весы, так как " их в карман не положишь, а все остальное можно". Особенно четко выступает непонимание условности и обобщенности предлагаемого образа при объяснении больными пословиц и метафор. Истинный смысл пословицы становится понятным только тогда, когда человек отвлекается от конкретных фактов, которые приводятся в пословице, и конкретные единичные явления приобретают характер обобщения. Только при этом условии осуществляется перенос содержания пословицы на другие ситуации. Такой перенос сходен с переносом способа решения с одной задачи на другую. За переносом стоит обобщение, за ним - анализ, взаимосвязанный с синтезом. Наиболее грубым и часто встречающимся нарушением является буквальное понимание пословицы, приводящее к потере ее обобщенного смысла. Например, пословицу " Куй железо, пока горячо" больной эпилепсией интерпретирует так: " Железо нельзя ковать, когда оно холодное". При работе с методикой " Отнесение фраз к пословицам" испытуемым предлагаются отдельные пословицы и карточки, на которых раскрывается их точный или приближенный смысл. Например, к пословице " Шила в мешке не утаишь" предлагаются следующие фразы: " Сапожник чинил шилом сапоги"; " Правду скрыть невозможно"; " Сапожник по неосторожности уронил шило в мешок". Трудность задания здесь переносится в другую плоскость: нужно не только понять абстракцию, но и исключить то, что не соответствует смыслу пословиц. Снижение уровня обобщения проявляется и при исследовании больных методикой пиктограмм. Так, рисунки больных шизофренией отличаются большой схематичностью и пустой символикой. Образы, создаваемые больными эпилептической болезнью и умственно отсталыми лицами, носят конкретно-ситуационный характер и свидетельствуют о непонимании ими переноса и условности. Именно эти особенности проявляются в их педантизме, обстоятельности и вязкости. Необобщенный характер ассоциаций у больных, страдающих эпилепсией, и у умственно отсталых лиц обнаруживается и при проведении заданий по установлению последовательности событий. При разложении серии сюжетных картинок больные руководствуются частными деталями картинки, не увязывая их в единый сюжет. Возникающие ассоциации обусловливаются лишь отдельными, изолированными элементами предъявленной картинки. Смысловые взаимосвязи между элементами воспринимаемой больным ситуации не играют никакой роли в возникновении ассоциации. Проблема опосредованности впервые была поставлена Л. С. Выготским. Овладевая в процессе своего развития значениями слов, человек обобщает объективные связи и отношения, управляет своим поведением. Слово как средство общения и обобщения образует в своем развитии единство и служит основой опосредования. Патопсихологические исследования показывают, что мыслительная деятельность психически больных несовершенно отражает предметный и человеческий миры и взаимосвязи в них. В то же время полноценный процесс отражения объективных свойств и закономерностей явлений предполагает умение абстрагироваться от конкретных деталей. Искажение обобщения - это нарушение операционной стороны мышления является антиподом процесса снижения обобщения. Оно наблюдается чаще всего у больных шизофренией. Искажение обобщения выражается в " отлете" от конкретных связей в чрезвычайно утрированной форме. Если у больных эпилепсией уровень обобщений характеризуется конкретно-ситуативными связями (и это означает снижение уровня обобщения), то больные шизофренией отражают в своих обобщениях лишь случайную сторону явлений, предметное содержание которых ими не учитывается и искажается. При решении заданий у больных шизофренией актуализируются лишь случайные ассоциации. Связи, которыми оперируют больные, не отражают ни содержания явлений, ни смысловых отношений между ними. Например, больные могут объединять вилку, стол и лопату по принципу твердости в одну группу. Задания на классификацию они выполняют либо на основе столь общих признаков, что это выходит за пределы содержательной стороны явлений, либо на основании чисто внешних, несущественных признаков. Например: жук и лопата объединяются в одну группу по причине того, что " лопатой роют землю, а жук тоже роется в земле". Особенно отчетливо бессодержательный характер суждений выступает при выполнении пиктограмм. В них больные устанавливают лишь формальные, бессодержательные или выхолощенные связи. Условность выполненных рисунков может доходить до абсурда и полной схематизации. Например, для запоминания слова " сомнение" рисуется сом, а для слова " разлука" - лук. Другой больной, для того чтобы запомнить слово " сомнение", изображает ком глины, так как " у Глинки есть романс " Сомнение", нарисуем глину". В суждениях больных шизофренией доминируют связи, неадекватные конкретным жизненным отношениям. Возникает симптом выхолощенного резонерства. Особенно явно он проявляется при сравнении и определении понятий. Например, слово " часы" определяется как " импульс или пульс жизнедеятельности всего человечества". А сравниваемые одним из больных " сани и телега" определяются им как " видоизменение видимости". И. П. Павлов отмечал, что пользование речью - это преимущество человека, но оно вместе с тем таит в себе возможность отрыва от действительности, ухода в бесплодную фантазию, если за словом не стоят " ближайшие" проводники действительности. Из-за отсутствия проверки практикой мыслительная деятельность больных становится неадекватной, а их суждения превращаются в " умственную жвачку". Парадоксально, но речь не облегчает выполнения задания, а затрудняет его, гак как произносимые слова вызывают новые, часто случайные ассоциации, которые больными шизофренией не оттормаживаются. Резонерские суждения больных определяются не столько нарушениями их представлений, сколько стремлением подвести любое незначительное явление под определенную " концепцию". Нарушение динамики мыслительной деятельности. Признание рефлекторной природы мышления означает признание его как процесса. С. Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что свести мышление к операциональной стороне и не учитывать его процессуальную сторону означает устранить само мышление. Истинным проявлением мышления как процесса является цепь умозаключений, переходящая в рассуждение. Встречающиеся нарушения мышления в большинстве случаев не сводятся к распаду понятий, а являются динамическими нарушениями мышления. К ним относят лабильность и инертность мышления. Лабильность мышления. Нарушения динамики мыслительной деятельности могут выражаться в лабильности или неустойчивости способа выполнения задания. Лабильность мышления - эго чередование адекватных и неадекватных решений. Уровень обобщения в основном может не страдать, однако адекватный характер суждений может быть неустойчивым. Достигая в отдельных случаях высоких уровней обобщения, больные эпизодически сбиваются на путь неправильных или случайных сочетаний. Лабильность мышления может выражаться в: o чередовании обобщенных и конкретно-ситуационных сочетаний; o подмене логических связей случайными сочетаниями; o образовании одноименных групп (например, представителей рабочих профессий). Лабильность мышления часто проявляется у больных маниакально-депрессивным психозом в маниакальной фазе болезни. Маниакальные состояния характеризуются повышенным аффективным состоянием и психомоторным возбуждением. Больные беспрерывно громко говорят, смеются, шутят, сопровождая свою речь экспрессивной жестикуляцией и мимикой. Иногда выкрикивают отдельные слова. Характерна чрезвычайная неустойчивость и разбросанность внимания. Возникающие ассоциации носят хаотический характер и не оттормаживаются. Понимая смысл пословицы, больные не могут на ней сосредоточиться. Нередко какое-нибудь слово в пословице вызывает цепь ассоциаций, которые далеко уводят больного от начальной темы. У больных возникает повышенная " откликаемость" - чуткое реагирование на любой раздражитель, не направленный на них. Одновременно характерно появление " вплетений", т.е. введение в контекст заданий слов, обозначающих находящиеся перед ними предметы. Любая фраза может вызвать действия больных, неадекватные содержанию их деятельности. Инертность мышления. Затрудненность переключения с одного способа работы на другой носит название инертности мышления. Это нарушение мышления противоположно по смыслу предыдущему. Изменение условий затрудняет возможности обобщения материала. Инертность связей прежнего опыта приводит к снижению операций обобщения и отвлечения (например, при осуществлении предметной классификации). Больные эпилепсией, с последствиями тяжелых травм, а также умственно отсталые демонстрируют вязкость мышления и своеобразное резонерство, проявляющееся в обстоятельности и излишней детализации. Они обнаруживают замедленность и тугоподвижность интеллектуальных процессов и трудности переключения. При этой форме нарушения мышления характерны запаздывающие ответы, когда следовый раздражитель сохраняет свое значение. Следовый раздражитель приобретает большее сигнальное значение, чем актуальный. Например, при выполнении задания " Назовите противоположное слово" больной к слову " пение" подбирает слово " молчание", а к слову " колесо" - слово " тишина". Аналогично подбираются антонимы к словам " обман" - " вера" и " голоса" - " ложь". Нарушение мотивационного компонента мышления. Мышление является сложной саморегулирующейся формой деятельности, которая определяется целью и поставленной задачей. Существенным этапом мыслительной деятельности является сличение результатов с условиями задачи и предполагаемыми итогами. Утеря целенаправленности мышления приводит не только к поверхностности и незавершенности суждений, но и к тому, что мышление перестает быть регулятором действия человека. Источником человеческого действия является осознанная потребность. Такая потребность для человека выступает в виде конкретных жизненных целей и задач. Реальная деятельность человека, направленная на достижение этих целей и задач, регулируется и корригируется мышлением. Мысль, пробужденная потребностью, становится регулятором действия. Для того чтобы мышление могло регулировать поведение, оно должно быть целенаправленным, критичным, личностно-мотивированным. П. Я. Гальперин в разработанной им теории поэтапного формирования умственных действий указывал на необходимость формирования прежде всего мотива действия. Нарушение мотивационного компонента мышления выражается в искажении уровня обобщения, если больные опираются в своих суждениях на нереальные признаки и свойства предметов (ложка может быть объединена с автомобилем " по принципу движения", а шкаф - с кастрюлей, потому что " у обоих есть отверстия" ). Особенно ярко нарушение мотивационного компонента обнаруживается в разноплановости мышления и резонерстве. Разноплановость мышления. Под разноплановостью мышления понимается протекание суждений в разных руслах. Классификация, выполненная больным, страдающим разноплановостью суждений, не имеет единого характера. Во время выполнения одного и того же задания больные объединяют карточки на основании то свойств самих изображенных предметов, то личных вкусов и установок. Процесс классификации протекает у испытуемых в разных руслах. Г. В. Биренбаум указывала на тот факт, что мышление у таких лиц течет как бы по различным руслам одновременно. Она определяла этот симптом как " минование сущности". Например, больной объединяет в группу карточки со следующими изображениями: лопата, кровать, ложка, автомобиль, самолет, корабль и дает им объяснение: " Железные. Предметы, свидетельствующие о силе ума человеческого". Больные часто подменяют выполнение задания выявлением субъективного к нему отношения. Например, тот же больной, объединив шкаф, стол, этажерку, уборщицу и лопату в одну группу, объясняет это таким образом: " Мебель. Это группа выметающих плохое из жизни. Лопата - эмблема труда, а труд несовместим с жульничеством". Парадоксальность установок, смысловая смещенность приводят к глубокому изменению структуры любой деятельности. В качестве существенного при этом выступает то, что соответствует измененным парадоксальным установкам больных. Резонерство - это бесплодное мудрствование, непродуктивные многоречевые рассуждения. Более подробно описан в характеристике синдромов нарушений мышления. Нарушение критичности мышления. Нарушения мышления могут возникнуть и в тех случаях, когда выпадают постоянный контроль над своими действиями и коррекция допущенных ошибок. Выделяя качества ума, Б. М. Теплов указывал на критичность и характеризовал ее как умение строго оценивать работу мысли, тщательно взвешивать все доводы за и против. При выполнении больными экспериментальных заданий обнаруживается группа ошибок, связанная с: o бездумным манипулированием предметами; o безразличным отношением к собственным ошибкам. И. И. Кожуховская отмечает, что именно градация отношений больного к допускаемым ошибкам может служить в какой-то степени показателем критичности мыслительной деятельности больных. Больные шизофренией в основном безучастны к собственным ошибкам. Это объясняется нарушением мотивации их мышления. Больные эпилепсией, напротив, чрезвычайно остро переживают свои неправильные ответы и ошибки, однако оценить качество ответа они не могут. Их болезненная реакция, скорее, связана с оценкой их ответа экспериментатором, чем с содержанием ответа. Синдромы нарушений мышления Расстройства мышления разделяются на патологию ассоциативного процесса и патологию суждений. Патология ассоциативного процесса. Ускорение мышления выражается в том, что условно за единицу времени образуется больше ассоциаций, чем в норме, при этом страдает их качество. Быстро сменяющие друг друга образы, представления, суждения, умозаключения крайне поверхностны. Обилие и легкость новых ассоциаций, спонтанно возникающих от любого зрительного, звукового, обонятельного и других раздражителей, отражается в речевой продукции, которая может напоминать так называемую пулеметную речь. От беспрерывного говорения больные иногда даже теряют голос или же он становится хриплым, шепотным. Для этого варианта нарушения мышления характерна повышенная отвлекаемость, мешающая больному довести до конца любое начинание. В голове так много мыслей, что они нередко принимают характер скачки идей (fuga idearum). При этом мыслительный процесс и речевая продукция как бы имитируют бессвязность. Однако если эту речь записать на магнитофон и воспроизвести в медленном темпе, то можно определить в ней некий смысл, цель, чего никогда не бывает при бессвязности мышления. Другим вариантом ускорения темпа мышления является ментизм (мантизм), который представляет собой возникающий помимо воли больного наплыв мыслей. Поток образов, представлений, воспоминаний обрушивается на больного в таком стремительном темпе, что он не может справиться с ними, теряется от их обилия, чувствует себя беспомощным. Некоторые исследователи считают ментизм вариантом идеаторного автоматизма синдрома Кандинского - Клерамбо при шизофрении или при органических психозах. Ускорение ассоциативного процесса является обязательной производной маниакального синдрома различного генеза (аффективные расстройства, шизофрения, наркомания и т.д.). Замедление мышления проявляется в заторможенности и бедности ассоциаций. Наиболее выражено замедление ассоциативного процесса в абсолютно " пустой голове, в которой мысли вообще не появляются". На вопросы больные отвечают односложно и после длительной паузы (латентный период речевых реакций возрастает по сравнению с нормой в семь-десять раз). Подобное нарушение обычно характерно для депрессивного синдрома, но может отмечаться при апатических и астенических состояниях, а также при легких степенях помрачения сознания. Полная остановка течения мыслей (шперунг - термин немецких авторов, блокировка мыслей - англоговорящих) происходит, когда на фоне ясного сознания и при отсутствии галлюцинаций больной на какое-то время теряет нить беседы, при этом в голове возникает ощущение пустоты, он перестает говорить и как бы приходит в себя лишь через некоторое время. Это расстройство весьма характерно для шизофрении. Насильственное мышление характеризуется тем, что в сознании больного помимо его воли и желания возникают случайные, малозначимые для него мысли или поток мыслей, от которого он избавиться не может. В таком случае говорят о " наплыве мыслей", или ментизме. Патологическая обстоятельность мышления - это чрезмерная вязкость, тугоподвижность ассоциативного процесса, застревание на несущественных признаках, трудность переключения с одной темы на другую. Речь больных изобилует множеством ненужных деталей, так как они не в состоянии отличить главное от второстепенного, им кажется важной каждая мелочь или оттенок обсуждаемой проблемы. Кроме того, нередко речь приобретает особые интонации, растягиваются слова, используются уменьшительно-ласкательные суффиксы. Патологическая обстоятельность особенно характерна для эпилепсии (так называемое лабиринтное мышление), однако возможна при травмах головного мозга, сосудистых психозах и других видах психической патологии. Персеверация мышления - застревание на одних и тех же представлениях, выражается в постоянном повторении какого-то слова или группы слов. Обычно это - правильный ответ на первый заданный больному вопрос. На все последующие вопросы он дает тот же первичный ответ. Так, на вопрос: " Сколько вам лет? ", больной правильно отвечает: " 65". И далее: " Как вас зовут? " - " 65", " Где вы живете? " - " 65" и т.д. Это состояние (так называемые стоячие симптомы) весьма характерно для атрофических процессов головного мозга (болезнь Пика, болезнь Альцгеймера), но может отмечаться при травматических и сосудистых психозах. Вербигерация - спонтанное и стереотипное повторение каких-то слов, звуков или простых предложений. Возникает непроизвольно, чаще всего отмечается при шизофрении. Парциализация мышления характерна только для шизофрении. Выражается в том, что, по мнению больных, мыслить могут абсолютно все части тела. Больной Б. научился распределять мыслительный процесс по всему телу, " чтобы мозг отдыхал". Когда он встречался с неприятным для себя человеком, он думал только ягодицами, когда ему нравилась какая-нибудь девушка, он начинал думать половым членом, когда занимался физическим трудом, думали руки, спина и живот, при чтении думали глаза и мышцы шеи и т.д. Резонерство - склонность к пустому, бесплодному рассуждательству с отсутствием конкретных идей. Крайнюю бессодержательность и бедность суждений больной облекает в грамматически правильную, но пространную, порой витиеватую словесную форму с использованием высокопарных выражений и обилием научных и философских терминов. В качестве примера приведем высказывание больной С., математика по образованию, проходившей лечение по поводу приступа шизофрении: " Если рассмотреть такое философское понятие, как личность и народ, можно прийти к следующему умозаключению: народ и личность неразрывно связаны между собой. Народ выдвигает из своих рядов личностей, которые развивают свой ум так, что додумываются до разрешения проблем, доселе неизвестных. В свою очередь, народ сам создает устное народное творчество, которое, в свою очередь, дает весомый вклад в разрешение законов жизни. Рассмотрим, например, труд Энгельса " Превращение обезьяны в человека", где он выдвигает идею - труд создал человека. А на протяжении многих веков человек придумал себе бога, и даже бытовало понятие - бог создал человека. Так, можно отождествить: труд - бог. Аналогично рассуждая, можно прийти к выводу: мир - бог, свобода - бог и т.д." В англоговорящих психиатрических школах часто вместо термина " резонерство" используют понятия " интеллектуализация мышления" или " тангенциальное мышление". Например, больной на вопрос врача о самочувствии отвечает: " Смотря что вы имеете в виду под самочувствием. Оно зависит не только от магнитного возмущения земной коры, но и от солнечной активности, которая подчиняется более общим космическим законам, и количества " черных дыр" в нашем участке Млечного пути. Кроме того, мое самочувствие напрямую зависит от эмоционального состояния микроорганизмов, обитающих в моем кишечнике". В норме нечто, формально напоминающее резонерство, называется демагогией. Наличие в мышлении резонерства обычно свидетельствует о несвежем шизофреническом процессе. Символическое мышление присуще всем людям - и здоровым, и больным. Есть символы, которые понятны если не всем, то большинству. Например, белый халат - символ врача, черная одежда - символ траура. При патологии ассоциативного процесса в виде символического мышления символы всегда сугубо индивидуальны и понятны только самому больному. Нет двух больных с одинаковой символикой. Источником символического мышления может быть любой предмет, сказанная кем-то нейтральная фраза, любой цвет одежды, явление природы. Например, больная З. расценивала дождь как слезы Вселенной по поводу ее загубленной жизни, а красный цвет галстука - как намек на то, что она скоро будет гореть в " геенне огненной". Символическое мышление также свидетельствует о несвежем шизофреническом процессе. Больной Б. доказывал врачу, что на СССР напали американцы, они жгут напалмом наши города и деревни, убивают стариков и детей. Видя недоумение врача, он добавил: " Вот газета, где об этом подробно написано. Все, что здесь описано, относится к нам" (в газете крупными буквами было напечатано: Вьетнам). Первая часть этого слова больным отбрасывалась, а оставшаяся часть являлась символом того, что все изложенное (а статья была действительно о жестокости американских солдат, но не в нашей стране, а во Вьетнаме) относится непосредственно к нам. Больной Ж. в состоянии психоза с особым пристрастием смотрел на номера телефонов во время телевизионной рекламы. Если в телефонном номере была цифра 8, это сулило ему счастье в настоящем и будущем. Цифра 2 предвещала горе, несчастье, тяжелую болезнь и неверность жены. Чтобы это не сбылось, нужно было в течение пяти секунд выключить " виновный" канал и не включать его ровно пять часов. Паралогическое мышление развивается по законам кривой логики и понятно только самому больному. В мышлении отсутствует логическая связь, выводы, к которым приходит больной, нелепы и неадекватны. Чаще всего отмечается при шизофрении. Например, больной заявляет: " Я плохо вижу, так как за окном глубокая осень". Далее разъясняет: " Осень - это предтеча зимы, увядания и гибели растительного мира. У меня снизилось зрение, это признак старости. Значит, я скоро умру вместе со всеми растениями страны". Другой больной заявил, что он маленького роста, так как его росту помешали военные действия в Индонезии. Разорванность мышления - это утрата логической связи между представлениями, понятиями и идеями, хотя мысль при этом иногда облекается в правильную грамматическую форму. Например: " Богемность космической фантасмагории мешает замедлению учения Мичурина". Или: " Мечта сформировалась из остаточных продуктов полей орошения с завтрашним распределением крайней облачности над всей Испанией". Крайним вариантом разорванности является шизофазия, или " словесная окрошка", когда речевая продукция выражается в не связанных между собой отдельных словах или простых предложениях с обилием неологизмов (новые слова, составленные из приставки одного и корня, суффикса или окончания другого слова). Разорванность мышления типична для шизофрении. Бессвязность мышления характеризуется полной хаотичностью и бессмысленностью ассоциативного процесса, речь состоит из отдельных, не связанных между собой слов. Несколько напоминая шизофазию, бессвязность отличается от нее тем, что всегда возникает на фоне нарушенного сознания, в частности при аменции любого генеза. Патология суждений. К патологии суждений относятся навязчивые состояния, сверхценные, бредоподобные и бредовые идеи. Навязчивые состояния (обсессии). Так называют разнообразные мысли, влечения, страхи, сомнения, представления, непроизвольно вторгающиеся в сознание больного, который прекрасно понимает всю их нелепость и в то же время не может с ними бороться. Обсессии как бы навязываются человеку, избавиться от них усилием воли он не может. Навязчивые мысли могут эпизодически появляться и у психически здоровых. Они часто связаны с переутомлением, иногда возникают после бессонной ночи и обычно носят характер навязчивых воспоминаний (какой-либо мелодии, строчки из стихотворения, числа, имени и т.д.). Навязчивые явления условно разделяются на две группы: o отвлеченные, или аффективно-нейтральные, т.е. протекающие без аффективных реакций навязчивости - навязчивый счет, бесплодное мудрствование, навязчивые действия; o образные, или чувственные навязчивости, протекающие с выраженным аффектом - контрастные представления (хульные мысли, навязчивые чувства антипатии к близким людям, навязчивые влечения), навязчивые сомнения, навязчивые страхи (фобии) и т.д. Навязчивый счет заключается в непреодолимом стремлении считать встречные машины определенного цвета, прохожих, светящиеся окна, собственные шаги и т.д. Навязчивые мысли (бесплодное мудрствование) заставляют человека постоянно думать, например, о том, что было бы, если бы Земля по форме оказалась кубом, где в таком случае находился бы юг или север, или как бы передвигался человек, если бы у него было не две, а четыре ноги. Навязчивые действия выражаются в непроизвольном, автоматическом выполнении каких-либо движений. Например, во время чтения человек механически накручивает на палец прядь волос или покусывает карандаш, или автоматически поедает одну за другой лежащие на столе конфеты. Отвлеченные навязчивости, особенно навязчивые действия, часто встречаются не только у больных, но и у психически совершенно здоровых людей. Навязчивые воспоминания проявляются в постоянном непроизвольном воспоминании какого-то неприятного, компрометирующего факта из жизни больного. Эта актуализация всегда сопровождается отрицательно окрашенными эмоциями. Контрастные навязчивости включают в себя, как уже указывалось, хульные мысли, чувство антипатии и навязчивые влечения. Хульные мысли - это навязчивые, циничные, оскорбительные представления в отношении определенных лиц, религиозных и политических деятелей, других людей, к которым больной в действительности относится с большим уважением или даже пиететом. Например, во время церковной службы у глубоко религиозного человека возникает непреодолимое желание выкрикнуть оскорбление в адрес Бога или ангелов. Или во время встречи первокурсников с ректором института у одного студента возникает непреодолимое желание крикнуть, что ректор - дурак. Это желание было столь интенсивным, что студент, зажав себе рот, пулей выскочил из актового зала. Хульные мысли всегда сопровождаются выраженным аффектом, они чрезвычайно тягостны для больных. Следует подчеркнуть, однако, что хульные мысли, как и все контрастные навязчивости, никогда не реализуются. Навязчивое чувство антипатии заключается в том, что у больного помимо его желания возникает мучительно-непреодолимое чувство острой неприязни и ненависти к наиболее близким и любимым людям, например к матери или собственному ребенку. Эти навязчивости протекают с особенно выраженным аффектом страха. Навязчивые влечения выражаются в появлении у пациента острого желания ударить уважаемого им человека, выколоть глаза своему начальнику, плюнуть в лицо первому встречному, помочиться на виду у всех. Больной всегда понимает нелепость и болезненность этих влечений и активно борется с их реализацией. Эти навязчивости протекают с выраженным страхом и тревожными опасениями. Навязчивые сомнения - крайне неприятное тягостное чувство, которое переживает пациент, сомневаясь в законченности того или иного действия. Так, врач, выписавший больному рецепт, длительное время не может избавиться от постоянно гложущего его сомнения в том, правильно ли он в рецепте указал дозу, не будет ли эта доза смертельной и т.д. Люди с навязчивыми сомнениями, уходя из дома, неоднократно возвращаются, чтобы проверить, выключен ли газ или свет, хорошо ли закрыт кран в ванной комнате, плотно ли закрыта дверь и т.п. Несмотря на многочисленные проверки, напряженность сомнений не снижается. Овладевающие представления - это принятие неправдоподобного за действительность вопреки сознанию. На высоте развития овладевающих представлений критическое отношение к ним и осознание их болезненности исчезают, что сближает такие расстройства со сверхценными идеями или бредом. Навязчивые страхи (фобии) - мучительное и чрезвычайно интенсивное переживание чувства боязни тех или иных обстоятельств или явлений при критическом отношении и попытках бороться с этим чувством. Фобий достаточно много. Наиболее часто встречаются: o агорафобия - навязчивый страх открытых пространств (площадей, улиц); o акрофобия (гипсофобия) - навязчивый страх высоты, глубины; o алгофобия - навязчивый страх боли; o антропофобия - навязчивый страх контактов с людьми вообще, независимо от пола или возраста; o астрофобия - навязчивый страх грома (молнии); o вертигофобия - навязчивый страх головокружения; o вомитофобия - навязчивый страх рвоты; o гелиофобия - навязчивый страх солнечных лучей; o гематофобия - навязчивый страх крови; o гидрофобия - навязчивый страх воды; o гинекофобия - навязчивый страх контактов с женщинами; o дентофобия - навязчивый страх зубных врачей, стоматологического кресла и инструментов; o зоофобия - навязчивый страх контактов с животными; o кайтофобия - навязчивый страх перемены обстановки; o клаустрофобия - навязчивый страх замкнутых пространств, помещений (квартира, лифт и т.д.); o ксеноскопофобия - навязчивый страх чужого взгляда; o мизофобия - навязчивый страх загрязнения; o некрофобия - навязчивый страх мертвых, трупов; o никтофобия - навязчивая боязнь темноты; o нозофобия - навязчивый страх заболеть (СПИДофобия - страх заболеть СПИДом, кардиофобия - страх любого сердечно-сосудистого заболевания, канцерофобия - страх заболеть онкологическим заболеванием, сифилофобия - страх заболеть сифилисом, фтизиофобия - страх заболеть туберкулезом легких, в том числе - чахоткой); o оксифобия - навязчивый страх острых предметов; o перофобия - навязчивый страх священников; o петтофобия - навязчивый страх общества; o ситиофобия (октофобия) - навязчивый страх приема пищи; o сидеродромофобия - навязчивый страх езды в поезде; o танатофобия - навязчивый страх смерти; o трискайдекфобия - навязчивый страх числа 13; o тафефобия - навязчивый страх быть погребенным заживо; o урофобия - навязчивый страх неодолимого позыва к мочеиспусканию; o фобофобия - навязчивый страх страха у человека, когда-либо пережившего эпизод навязчивого страха, это страх повторения фобии; o хроматофобия - навязчивый страх ярких красок. Существует множество других, менее известных, фобий (всего их более 350 видов). Фобии всегда сопровождаются выраженными вегетативными реакциями вплоть до возникновения панических состояний. Тогда же, на высоте страха, может на некоторое время исчезать критическое отношение к фобиям, что усложняет дифференциальную диагностику навязчивостей от бредовых идей. Больной И., 34 лет, страдающий синдромом раздраженной толстой кишки (психогенный понос и психогенная боль в толстой кишке), длительное время подозревал, что его проблемы со стулом обусловлены раком толстой кишки (канцерофобия), или сифилитическим поражением (сифилофобия), или СПИДом (СПИДофобия). По поводу подозреваемых заболеваний неоднократно обследовался в соответствующих медицинских учреждениях; однако, несмотря на негативные результаты анализов, врачам не верил. Лечился у ясновидящих, знахарок, которые охотно подтверждали его подозрения, пока он был в состоянии платить. Попав в санаторное отделение психиатрической больницы, он каждый день просил, чтобы лекарство набирали в одноразовый шприц в его присутствии, так как панически боялся заразиться СПИДом через шприц. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 2778; Нарушение авторского права страницы