Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИЗУЧЕНИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ



МЕТОДИКИ

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ

(Моторная проба Шварцландера)

Цель: диагностика уровня притязаний.

Задание дается как тест на моторную координацию. Испытуемому предлагается бланк с четырьмя прягмоугольными секциями по количеству проб в эксперименте. В инструкции субъекту формулируется задача проставить крестики (х) в максимальном числе маленьких квадратов одного из прямоуголъников, выполняя эту задачу за определенное время. Испытуемого просят назвать количество квадратов, которое он сможет заполнить за 10 секунд. Свой ответ субъект заносит в верхнюю большую ячейку I прямоугольника. После пробы, начинающейся и заканчивающейся по команде экспериментатора, испытуемый подсчитывает количество проставленных элементов и отмечает его в нижней большой ячейке I прямоугольника. Далее по той же схеме осуществляются следующие пробы, на третьей время выполнения задания уменьшается до 8 ь бсекунд – с целью создать ситуацию неуспеха.

Интерпретаия

1.Уровень притязаний определяется по формуле целевого отклонения (ЦО). Сопоставляется число графических элементов, намечаемое для исполнения (УП), с реализуемым (УД) в каждой пробе. Средняя величина целевого отклонения (ЦО) подсчитывается по формуле, предполагающей сравнение УП и уровня достижений (УД):

/УП(II) - УД(I)/ + /УП(III) - УД(II)/ + /УП(IV) - УД(III)/

ЦО = -----------------------------------------------------------------------

Стандарты целевого отклонения:

(5) и выше - нереалистично высокий УП

(3)-(4, 59) - высокий УП

(1)-(2, 99) v умеренный УП (внутри нормальных границ)

(-1, 49)-(0, 99) - низкий УП

(-1, 50) и ниже - нереалистично низкий УП.

 

1. Адекватность УП определяется путем сравнения УП средний и УД средний. Если расхождение меньше двух – притязания адекватные.

УП(П)+УП(Ш)+УП(1У) УД(1)+УД(П)+УД(1У)

УП ср.=------------------------------------ УД ср.=-----------------------------------

3 3

4.Если УП(1У) равен или больше УП(Ш) – ярко выражен мотив достижения успеха.

Если УП(1У) равен или меньше УД(Ш) – ярко выражен мотив избегания неудач.

Протокол

Испытуемый:

Экспериментатор:

Дата:

Время:

Состояние испытуемого до опыта:

+----------------------------------------------------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦УП (I) ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+----+----+----+----+----+----+----+----¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦_______¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦УД (I) ¦

+----+----+----+----+----+----+----+----+----¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----------------------------------------------------+

+----------------------------------------------------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦УП (II)¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+----+----+----+----+----+----+----+----¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦_______¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦УД (II)¦

+----+----+----+----+----+----+----+----+----¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----------------------------------------------------+

+----------------------------------------------------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦УП(III)¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+----+----+----+----+----+----+----+----¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦_______¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦УД(III)¦

+----+----+----+----+----+----+----+----+----¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----------------------------------------------------+

+----------------------------------------------------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦УП (IV)¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+----+----+----+----+----+----+----+----¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦_______¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦УД (IV)¦

+----+----+----+----+----+----+----+----+----¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----------------------------------------------------+

 

 

ОДАРЕННОСТЬ

Методика оценки общей одаренности

 

Общая характеристика

Методика разработана А.И.Савенковым и адресована родите­лям (может также применяться педагогами). Её задача - оценка общей одаренности ребенка его родителями.

Методика должна рассматриваться как дополни­тельная к комплекту методик для специалистов (психо­логов и педагогов).

 

Инструкция

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у ода­ренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь сле­дующей шкалой:

5 — оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

4 — свойство заметно выражено, но проявляется не­постоянно, при этом и противоположное ему проявляет­ся очень редко;

3 — оцениваемое и противоположное свойства лич­ности выражены нечетко, в проявлениях редки, в пове­дении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 — более ярко выражено и чаще проявляется свойст­во личности, противоположное оцениваемому;

1 — четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фикси­руется в поведении и во всех видах деятельности;

0 — сведений для оценки данного качества нет (не имею).

 

Любознательность (познавательная потребность).

Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию но­вого, неизвестного. Проявляется в поиске новой инфор­мации, новых знаний, в стремлении задавать много во­просов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и мн. др.).

 

Сверхчувствительность к проблемам. Познание на­чинается с удивления тому, что обыденно (Платон). Спо­собность видеть проблемы там, где другие ничего не­обычного не замечают — важная характеристика творчески мыслящего человека. Проявляется в способюэсти вы­являть проблемы, задавать вопросы.

 

Способность к прогнозированию. Способность пред­ставить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последст­вия действия до его осуществления. Выявляется не толь­ко при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий неотдаленных во времени, относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.

 

Словарный запас. Большой словарный запас — ре­зультат и критерий развития умственных способностей ребенка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) «строить» сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.

 

Способность к оценке. Способность к оценке ~ пре­жде всего результат критического мышления. Предпола­гает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.

Проявляется в способности объективно характеризо­вать решения проблемных задач, поступки людей, собы­тия и явления.

 

Изобретательность. Способность находить ориги­нальные, неожиданные решения в поведении и различ­ных видах деятельности. Проявляется в поведении ре­бенка, в играх и самых разных видах деятельности.

 

Способность рассуждать и мыслить логически. Спо­собность к анализу, синтезу, классификации явлений, событий, процессов, умение стройно излагать свои мыс­ли.

Проявляется в умении формулировать понятия, вы­сказывать собственные суждения.

 

Настойчивость (целеустремленность). Способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели. Умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности несмотря на наличие помех.

Проявляется в поведении и во всех видах деятельно­сти ребенка.

 

 

Требовательность к результатам собственной дея­тельности (перфекцонизм), Стремление доводить про­дукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.

 

Обработка результатов

Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.

Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок не­скольких взрослых) отложим на графике. Идеальный ре­зультат — правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается «звездочка» сложной конфигурации.

 
 

Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую вос­питательную работу (график 3).

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Внимательно изучите вопросы и дайте оценку вашему ребенку пользуясь следующей шкалой:

+ + – если оцениваемое вами свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

+ – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

0 – оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки в поведении и деятельности уравновешивают др. др.;

– – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Время выполнения: 10-15 минут

Если затрудняетесь, то оставьте место пустым.

1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3. Учится новым знаниям очень быстро, всё «схватывает на лету».

4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.

8. Интересуется механизмами и машинами.

9. Инициативен в общении со сверстниками.

10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную вещь).

15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

17. Интересуется актерской игрой.

18. Может чинить легко испорченные приборы, использованные старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, открыток, марок и т.д.

25. Хорошо поет.

26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».

29. Легко общается с детьми и взрослыми.

30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32. Способен увлечься, с «головой» уйти в интересующее его занятие.

33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков и т.п.

35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, всё несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

40. Бегает быстрее всех в классе.

41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

44. Охотно рисует, лепит, создаёт композиции, имеющие художественное назначение, в свободное время, без побуждений взрослых.

45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48. Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

49. Часто руководит играми и занятиями др. детей.

50. Движется легко и грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.

54. Обращается к рисунку или к лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

55. Хорошо играет на каком-либо инструменте.

56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые для понимания собы-тия, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

57. Стремится вызвать эмоциональные реакции у др. людей, когда о чём-то с увлечением рассказывает.

58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

63. Умеет делать выводы и обобщения.

64. Любит создавать объёмные изображения, работать с глиной, бумагой и клеем, пластилином.

65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чём-то уже знакомом и известном всем.

67. С большой лёгкостью драматизирует, передаёт чувства и эмоциональные переживания.

68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов и т.п.).

69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям.

70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных спортивных играх.

71. Имеет широкий круг интересов, задаёт много вопросов о происхождении и функциях предметов.

72. Продуктивен, чем бы не занимался, способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

73. В свободное время любит читать научно-популярную литературу (детскую), делает это с большим удовольствием, чем читает художественные книги.

74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передаёт их характер, чувства, настроения.

77. Любит игры драматизации.

78. Быстро и легко осваивает компьютер.

79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80. Физически выносливее сверстников.

Обработка результатов \

Сосчитайте количество плюсов и минусов по каждому виду одаренности (плюс и минус взаимно сокращаются).

Полу­ченные суммы баллов характеризуют вашу оценку степе­ни развития у ребенка следующих видов одаренности:

1. Интеллектуальная: 1, 11, 21, 31, 41, 51, 61, 71.

2. Творческая: 2, 12, 22, 32, 42, 52, 62, 72.

3. Академическая (научная): 3, 13, …

4. Художественно-изобразительная: 4, 14, …

5. Музыкальная: 5, 15, …

6. Литературная::, 16,..

7. Артистическая: 7, 17, …

8. Техническая: 8, 18, …

9. Лидерская: 9, 19,..

10. Спортивная: 10, 20, ….80.

Тест «Рисунок семьи»

(Общая психодиагностика. М.: МГУ, 1987.

Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.)

Цель. Диагностика внутрисемейных отношений.

Тест помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает каждого из них и свою роль в семье, а также те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

Ситуация в семье, которую родители оценивают положительно, может быть воспринята ребенком совершенно противоположно. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их решении.

Материалы. Белый лист бумаги, цветные карандаши, ластик.

Исследование может проводиться как в группе, так и индивидуально.

Структура рисунка

Относительно основной структуры рисунка можно сказать, что у самых рациональных натур преобладают изолированные фигуры, не входящие между собой в контакт, в то время как наиболее восприимчивые, чувствительные дети склонны изображать семью с большей динамикой, например занятой какой-нибудь деятельностью, находящейся в движении.

Отношения между персонажами

Следует обратить внимание на следующий вопрос: существует ли взаимосвязь между тем, что изобразил ребенок, и реальной жизнью семьи. Если, например, персонажи держатся за руки или, наоборот, стоят спиной друг к другу, это может соответствовать или противоречить реальной ситуации в семье. Если два персонажа изображены рядом, это не должно быть понято иначе как его восприятие их особой близости, которой он придает значение и которая может соответствовать или не соответствовать действительности. Если какой-то персонаж, ценимый им или нет, удален на рисунке от других фигур, это может говорить о дистанции, которую ребенок замечает в жизни и выделяет.

Иногда ребенок рисует себя гораздо ярче и детальнее, чем родителей, которые как бы создают ему фон. Такие риснки часто проявляют отношение ребенка к самому себе как к какому-то важному, уникальному, а к другим – как к менее существенным и привлекательным. Это может быть связано с тем, что родители, будучи неудовлетворенными собой, жизнью и окружающим миром, стремятся реализовать свои надежды через своего ребнка, ставя себя на второстепенную позицию по отношению к нему. Ничтожно маленькая, безвольная фигурка в окружении родителей, в которой ребенок признает себя, может выражать его беспомощность, необходимость заботы о нем. Это может быть связано с тем, что он привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки, которая окружает его в семье, поэтому чувствует себя слабым и даже может злоупотреблять этим, манипулируя родителями и постоянно требуя от них помощи и внимания.

К рисунку семьи ребенок может добавить как людей, так и животных для заполнения пустот, которые он чувствует в реальной жизни. Так, единственные дети, например, очень часто включают в свой рисунок двоюродных сестер или братьев, кошек, собак, что выражает недостаток близкого общения с другими детьми и потребность иметь постоянного спутника в играх, с которым можно было бы общаться на равных.

Фигура человека, расположенная рядом с фигурой отца, указывает на сильное чувство соперничества и желание ребенка занять такое же прочное и авторитетное место в семье, как ир отец. Кот, изображенный рядом с одним из членов семьи, говорит о желании большой любви и привязанности со стороны изображенного рядом с котом персонажа.

Родители

Обычно родители изображаются парой, отец выше и слева, мать ниже и справа, за ними следуют другие фигуры в порядке значимости. Необходимо помнить, что изображение семейной пары может иметь разный смысл в зависимости от того, объединена пара или нет. Ребенок, живущий с одним из родителей, но изображающий их вместе, выражает таким образом свое желание того, чтобы их союз восстановился. Если ребенок рисует одного родителя, с которым живет, это означает принятие им реально существующей ситуации, к которой ребенок более или менее адаптировался, поскольку явление отдельного проживания родителей в нашем обществе широко распространено, и дети к этому привыкают.

Посредством изолированного расположения фигур родителей ребенок выражает свое неосознанное желание. Скажем, в том случае, когда в стороне изображена фигура родителя одного с ним пола, То это можно интерпретировать как желание ребенка находиться с родителем противоположного пола. Ревность, вызванная эдиповым комплексом, является вполне нормальным явлением для ребенка до достижения им периода полового созревания. Обратное явление, когда фигура самого ребенка и родителя противоположного пола удалены друг от друга, может рассматриваться как нарушение, хотя и незначительное. Проявлений нормальных чувств и желаний, выраженное в отказе от предпочтительных отношений именно с родителем другого пола.

Иногда мать, которая для постороннего наблюдателя и в своих собственных глазах выглядит заботлиой, высокоморальной, любящей, для ребенка является психотравмирующим фактором, так как воспринимается им как человек подавляющий, не позволяющий ребенку быть самостоятельным. Если у ребенка сложился образ одного из родителей как доминирующего, подавляющего, агрессивного, пугающего человека, то он склонен придать его фигуре большие размеры по сравнению с фигурами других членов семьи, без учета их реальных физических размеров. Если родитель воспринимается угрожающим, то его образ дополняется большими руками, и наоборот: слабый, не принимающий всерьез родитель рисуется с маленькими руками или вообще без них.

Идентификация

Ребенок способен относительно просто отождествлять себя с изображаемыми им персонажами. Обычно это персонаж, в котором он себя признает, его возраста, его пола и расположен согласно возрастному порядку в семье.

Кроме того, он может отождествлять себя и с другим персонажем – отцом, матерью, старшим или младшим братом. Идентификация с родителем своего пола соответствует реальной ситуации и желанию иметь предпочтительные отношения с родителем противоположного пола. Идентификация со старшим братом независимо от пола также является нормальным явлением, особенно если есть ощутимая разница в возрасте.

Обратите внимание на следующий факт: ребенок может отождествлять себя и с дополнительными персонажами, не входящими в состав семьи.

Когда ребенок изображает на рисунке наименее ценимый персонаж (рисуется обычно в стороне от всех, имеет нечеткие очертания фигуры, стирается ластиком после начала рисования), это не означает, что он не идентифицирует себя с ним, не становится на его место. Эту ошибку часто допускают даже психологи, полагая, что ребенок может идентифицировать себя с четко выведенными завершенными фигурами персонажей, но не с теми, которые как бы находятся в тени. Если вы внимательно понаблюдаете за его рисунками, послушайте его объяснения, то вы увидите, что он может идентифицировать себя даже с наименее ценимыми им персонажами. Именно здесь и кроется проблема: ребенок, идентифицирующий себя с изолированным от всех персонажем, нечетко изображенным или стертым, испытывает большие затруднения и напряженность во взаимоотношениях с семьей и самим собой.

Манера рисования

Под манерой подразумевается способ обращения ребенка с листом бумаги и персонажем независимо от их тематического значения. Типичной манерой рисования является деление листа бумаги на квадратные или прямоугольные пространства и заполнение их по принципу комиксов или использование других приемов, как, например, изолирование персонажа посредством предмета, имеющего отношение к его деятельности, - веревки или стены, которую красит отец, гладильной доски, которой пользуется мама. Когда в рисунок вводится только один персонаж, это значит, что ребенок переживает этот случай как особый, как проблему, отличную от других.

Ребенок, чувствующий себя в семье неуверенно, пользуется для передачи своей неуверенности самой простой техникой: под всеми фигурами он проводит линию, как бы придавая им опору. Чем сильнее нестабильность в чувственных отношениях в семье, тем больше ребенок чувствует необходимость придания рисунку семьи прочной и надежной опоры часто в виде жирной линии.

Если, напротив, ребенок проводит линию только под одним персонажем, то, очевидно, чувство нестабильного, неуверенного состояния проявляется именно у этого персонажа, с которым ребенок может идентифицировать самого себя.

Метод «отрицания», сравнимый с методом «наименее ценимого персонажа» в тесте Кормана, используется ребенком для «маргинализации персонажа», изоляции его посредством расположения на полях листа или запирания в квадрат. Такой техникой пользуются в большинстве случаев более робкие дети, которые обычно не проявляют агрессивности по отношению к другим и стараются держаться в стороне.

Линии, облака или дождь в верхней половине листа свидетельствуют о тревожности и страхе из-за грозящей опасности.

Если ребенок складывает лист, чтобы разделить его на несколько частей по количеству персонажей, которых собирается нарисовать, это также свидетельство тревожного состояния и беспокойства, которые впоследствии могут подтвердиться элементами рисунка.

В целом сходные чувства (тревожность, страх, депрессия) отражают защитную реакцию детей, которые не соблюдают правила задания, определенные с самого начала, и делают фигуры недорисованными и стилизованными или ограничиваются лишь изображением фигур, не обозначив их деятельности, а только указав их позу. В этом случае вам не следует беспокоиться, так как вы, видимо, просто выбрали неудачный момент. Отложите выполнение теста на другой день.

Символы

Речь здесь идет о тех элементах, которые имеют двойной смысл - один видимый, а другой скрытый, требующий расшифровки. Это обычные предметы, которые на рисунке приобретают совершенно другой смысл, отличающийся от действительного в реальной жизни.

Мы уже упоминали о мяче и гладильной доске - но относительно их функций, связанных с деятельностью персонажа. Здесь же, напротив, речь идет о предметах, выполняющих функции безотносительно к кому-либо из персонажей. Они присутствуют, можно сказать, случайно, для заполнения пустот на листе (что, впрочем, не совсем случайно). Ниже приведен перечень некоторых предметов и явлений, символизирующих собой определенное душевное состояние ребенка.

Если на рисунке появляются источники света и тепла (огонь, лампочки, свечи и так далее), это надо интерпретировать как подчеркнутое выражение желания ребенка иметь наставника, человека, ведущего его по жизни, а также потребность в тепле и любви, поскольку ребенок чувствует ее слабое проявление со стороны персонажа, изображенного с источником света. Довольно часто изображается картина семейной жизни, где отец курит трубку или зажигает камин, а мама гладит. Типичен также мотив огромного красно-желтого солнца на небе или горящей лампочки над головами в комнате.

Изображение грязи во всех возможных вариантах (сваленные в кучу грязные тарелки, куча грязных листьев в саду, грязные пятна на полу и так далее) указывает на внутреннее беспокойство ребенка из-за неприятных для него моментов: внутренняя дисгармония, действия и поведение, вызывающее у него чувство стыда и вины. Вода, лед, дождь, звезды, холодильник и все, что касается холода, являются признаками депрессивного настроения в данный момент или в потенциале.

То же самое имеет место, если ребенок рисует кровати и лежащих на них спящих больных людей, недвусмысленно идентифицируя себя с ними.

Символы соперничества - изображение спортивных игр и любого оборудования, имеющего отношение к спорту. То же самое относится и к изображению кошки и собаки, особенно если они вовлечены в игру. Цветы и бабочки свидетельствуют обычно о реальном или желаемом спокойствии и безмятежности.

Шарики и воздушные змеи, напротив, означают чувство давления, от которого он пытается избавиться. Детская кроватка или клетка указывает на агрессивность, пленение, если можно так выразиться, возможно, даже в отношении младшего брата: кроватка и клетка являются в действительности символами лишения свободы, наказания.

Агрессивность передается также посредством изображения таких предметов, как барабан, оружие, молот, мотыга или просто грабли, а также диких животных (например, посещение зоопарка), которых ребенок помещает в клетку, то есть за барьер, за которым находятся также маленькие дети.

Дорожные знаки отражают сдерживание эмоциональности, подчинение правилам, навязанным ребенку в большей степени школой, чем семейным или религиозным влиянием.

Символы власти и угрозы - метла, выбивалка для одежды, пылесосы, грузовики, промышленная техника (экскаваторы, краны), поезда и огромные, нависшие над головой здания.

 

-----------------------------------------------------------------

Симтомокомплекс ¦No ¦ Симптом ¦Балл

-----------------+---+-------------------------------------+-----

I. Благоприятная ¦1. ¦ Общая деятельность всех членов семьи¦ 0, 2

семейная ситу-¦2. ¦ Преобладание людей на рисунке ¦ 0, 1

ация ¦3. ¦ Изображение всех членов семьи ¦ 0, 2

¦4. ¦ Отсутствие изолированных членов ¦

¦ ¦ семьи ¦ 0, 2

¦5. ¦ Отсутствие штриховки ¦ 0, 1

¦6. ¦ Хорошее качество линии ¦ 0, 1

¦7. ¦ Отсутствие показателей враждебности ¦ 0, 2

¦8. ¦ Адекватное распределение людей на ¦

¦ ¦ листе ¦ 0, 1

-----------------+---+-------------------------------------+-----

II. Тревожность ¦1. ¦ Штриховка ¦ 0, 1;

¦ ¦ ¦ 2, 3

¦2. ¦ Линия основания - пол ¦ 0, 1

¦3. ¦ Линия над рисунком ¦ 0, 1

¦4. ¦ Линия с сильным нажимом ¦ 0, 1

¦5. ¦ Стирание ¦ 0, 1;

¦ ¦ ¦ 2

¦6. ¦ Преувеличенное внимание к деталям ¦ 0, 1

¦7. ¦ Преобладание вещей ¦ 0, 1

¦8. ¦ Двойные или прерывистые линии ¦ 0, 1

¦9. ¦ Подчеркивание отдельных деталей ¦ 0, 1

-----------------+---+-------------------------------------+-----

III. Конфликт- ¦1. ¦ Барьеры между фигурами ¦ 0, 2

ность в ¦2. ¦ Стирание отдельных фигур ¦ 0, 1;

семье ¦ ¦ ¦ 2

¦3. ¦ Отсутствие отдельных частей тела у ¦

¦ ¦ некоторых фигур ¦ 0, 2

¦4. ¦ Выделение отдельных фигур ¦ 0, 2

¦5. ¦ Изоляция отдельных фигур ¦ 0, 2

¦6. ¦ Неадекватная величина отдельных ¦

¦ ¦ фигур ¦ 0, 2

¦7. ¦ Несоответствие вербального описания ¦

¦ ¦ рисунка ¦ 0, 1

¦8. ¦ Преобладание вещей ¦ 0, 1

¦9. ¦ Отсутствие на рисунке некоторых ¦

¦ ¦ членов семьи ¦ 0, 2

¦10.¦ Член семьи, стоящий спиной ¦ 0, 1

-----------------+---+-------------------------------------+-----

IV. Чувство не- ¦1. ¦ Автор рисунка непропорционально ¦

полноценности¦ ¦ маленький ¦ 0, 2

в семейной ¦2. ¦ Расположение фигур на нижней части ¦

ситуации ¦ ¦ листа ¦ 0, 2

¦3. ¦ Линия слабая, прерывистая ¦ 0, 1

¦4. ¦ Изоляция автора от других ¦ 0, 1

¦5. ¦ Маленькие фигуры ¦ 0, 1

¦6. ¦ Неподвижная по сравнению с другими ¦

¦ ¦ фигура автора ¦ 0, 1

¦7. ¦ Отсутствие автора ¦ 0, 2

¦8. ¦ Автор стоит спиной ¦ 0, 1

-----------------+---+-------------------------------------+-----

V. Враждебность ¦1. ¦ Одна фигурка на другом листе или на ¦

в семейной си-¦ ¦ другой стороне листа ¦ 0, 2

туации ¦2. ¦ Агрессивная позиция фигуры ¦ 0, 1

¦3. ¦ Зачеркнутая фигура ¦ 0, 2

¦4. ¦ Деформированная фигура ¦ 0, 2

¦5. ¦ Обратный профиль ¦ 0, 1

¦6. ¦ Руки раскинуты в стороны ¦ 0, 1

¦7. ¦ Пальцы длинные, подчеркнутые ¦ 0, 1

-----------------------------------------------------------------

При интерпретации кинетического рисунка семьи основное вни-

мание обращается на следующие аспекты:

1. Анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реаль-

ной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов

семьи на рисунке).

2. Анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (раз-

личия в стиле рисования, количество деталей, схема тел отдельных

членов семьи).

3. Анализ процесса рисования (последовательность рисунка,

комментарий, паузы, эмоциональные реакции во время рисования.

 

(Р.В.Овчарова. Справочная книга школьного психолога-М.1993, с.138)

 

Инструкция:

Каждую окружность с помощью дополнительных элементов превратите в интересные, необычные рисунки.

Для лучшего понимания инструкции на доске был разобран пример с треугольником. Когда инструкция была понята детьми, они принялись за выполнение задания. Задание выполнялось в течение тридцати минут.

Обработка результатов:

Каждый рисунок получил оценку в баллах:

1 балл - круг – фигура (пуговица, тарелка, яблоко), не выходящая за пределы окружности.

2 балла - круг – часть фигуры (голова, серединка цветка и тому подобное).

3 балла - круг – часть рисунка.

4 балла - оригинальное изображение.

Результаты по девяти окружностям (рисункам) суммируются и распределяются по следующим уровням:

Н (низкий) - 5-10 баллов

НСр (ниже среднего) - 11-15 баллов

Ср (средний) - 16-20 баллов

ВСр (выше среднего) - 21-25 баллов

В (высокий) -более 25 баллов

 

 

МЕТОДИКИ

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ

(Моторная проба Шварцландера)

Цель: диагностика уровня притязаний.

Задание дается как тест на моторную координацию. Испытуемому предлагается бланк с четырьмя прягмоугольными секциями по количеству проб в эксперименте. В инструкции субъекту формулируется задача проставить крестики (х) в максимальном числе маленьких квадратов одного из прямоуголъников, выполняя эту задачу за определенное время. Испытуемого просят назвать количество квадратов, которое он сможет заполнить за 10 секунд. Свой ответ субъект заносит в верхнюю большую ячейку I прямоугольника. После пробы, начинающейся и заканчивающейся по команде экспериментатора, испытуемый подсчитывает количество проставленных элементов и отмечает его в нижней большой ячейке I прямоугольника. Далее по той же схеме осуществляются следующие пробы, на третьей время выполнения задания уменьшается до 8 ь бсекунд – с целью создать ситуацию неуспеха.

Интерпретаия

1.Уровень притязаний определяется по формуле целевого отклонения (ЦО). Сопоставляется число графических элементов, намечаемое для исполнения (УП), с реализуемым (УД) в каждой пробе. Средняя величина целевого отклонения (ЦО) подсчитывается по формуле, предполагающей сравнение УП и уровня достижений (УД):

/УП(II) - УД(I)/ + /УП(III) - УД(II)/ + /УП(IV) - УД(III)/

ЦО = -----------------------------------------------------------------------

Стандарты целевого отклонения:

(5) и выше - нереалистично высокий УП

(3)-(4, 59) - высокий УП

(1)-(2, 99) v умеренный УП (внутри нормальных границ)

(-1, 49)-(0, 99) - низкий УП

(-1, 50) и ниже - нереалистично низкий УП.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-03; Просмотров: 808; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.202 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь