Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Часть 1. Что стоит между вами и успехом?Стр 1 из 11Следующая ⇒
Инна Викторовна Гуляева Арт‑ коучинг на практике. Как EMDR, танец и рисование могут легко изменить жизнь женщины за 21 день
«Арт‑ коучинг на практике. Как EMDR, танец и рисование могут легко изменить жизнь женщины за 21 день»: Весь; Санкт‑ Петербург; 2015 ISBN 978‑ 5‑ 9573‑ 2918‑ 3
Аннотация
Семейное счастье, уютный дом, любимая работа, радостные встречи с друзьями, путешествия… Иногда кажется, что так бывает только в кино. Но чтобы изменить свою жизнь, совсем не обязательно менять себя. Достаточно позволить себе быть настоящей, принять свои особенности и научиться ими пользоваться. И этого можно достичь всего за 21 день. Инна Гуляева предлагает вашему вниманию экспресс‑ программу арт‑ коучинга, которая включает в себя самые эффективные практики – EMDR, интуитивную живопись и танец FreedomDance. Всего за 3 недели вы сможете коренным образом изменить свои бессознательные установки, которые мешали вам реализовывать свои цели, обнаружите свои сильные стороны и научитесь активнее задействовать их в жизни. Вы на своем опыте убедитесь, что можно развиваться, достигать успеха и испытывать радость каждый день, вместо того чтобы заставлять и мучить себя планами, сроками и словом «надо». Для широкого круга читателей.
Инна Гуляева Арт‑ коучинг на практике. Как EMDR, танец и рисование могут легко изменить жизнь женщины за 21 день
Книга посвящается моему папе, Гуляеву Виктору Александровичу, с глубокой благодарностью за его любовь, энергию и поддержку
В книге идет речь о трех очень эффективных методиках, которые помогают женщине легко изменить свою жизнь. Интеграция этих техник в 21‑ дневную систему арт‑ коучинга поможет вам пройти путь перемен, оставляя все, что вам мешало достичь целей, в прошлом, меняя свои ограничивающие установки на творчество и свободу.
Вы хотите, чтобы у вас было больше энергии для: • выполнения всех своих планов? • самореализации, развития креативности, нахождения своего пути? • взаимопонимания с родителями, детьми и мужем?
Иногда на пути наших желаний встают психофизиологические блоки, которые, как стена, не пускают нас в желаемое будущее.
Техника EMDR помогает убрать эти блоки, освободиться от обид и претензий и начать легко достигать своих целей. С помощью танца и интуитивного рисования вы задействуете ресурсы бессознательного, находя легкий способ реализации своих желаний.
Пошаговая 21‑ дневная система поможет вам день за днем пройти путь преобразований: • определить, чего вы хотите; • выстроить план реализации желания; • найти энергию и ресурсы; • отпустить обиды и претензии; • перестать жить в прошлом; • построить успешное, благополучное будущее.
Стратегия изменения жизни, изложенная на страницах книги, может применяться для решения любого важного для вас вопроса. Она универсальна, как любая женщина. Каждой из нас приходится играть много ролей: матери, жены, бизнес‑ леди, студентки, художницы и т. д. Перед женщиной встает множество проблем, которые она сможет решить, применяя систему арт‑ коучинга, в том числе одну из самых важных задач для любой женщины – быть счастливой и дарить любовь своим близким.
Как вам работать с книгой?
Дорогие читательницы! Вы можете прочитать книгу от начала до конца и только потом приступить к практическим заданиям. Женщинам, желающим быстрее перейти от теории к практике , я рекомендую обратиться сразу к третьей части. В ней представлена 21‑ дневная система по изменению жизни при помощи EMDR, танцев и интуитивного рисования. О технике EMDR вы можете прочитать в главах 1 и 2 первой части. Также я даю упражнения на снятие финансовых ограничений с помощью EMDR в главе 20 третьей части. Тем, кому очень сложно придерживаться системы – иррационалам , – я рекомендую прочесть главы 1 и 4 первой части, а затем приступать ко всем остальным. Эти две главы помогают ответить на вопросы «чего я хочу» и «где взять энергию», что, в свою очередь, поможет вам легко выполнить все остальные практические упражнения.
Кто такие рационалы и иррационалы, насколько по‑ разному они выстраивают систему достижения цели, вы можете прочитать в главе 2 третьей части.
Эту книгу желательно читать с блокнотом или рабочей тетрадью, куда лучше сразу записывать все свои мысли и действия, которые вы решили предпринять, читая ту или иную главу данной книги.
В конце книги всех читательниц ждут дополнительные бонусы – загляните в этот раздел книги. Я также буду рада вашему мнению о книге, его вы можете оставить у меня на сайте Artcoach.biz.
Благодарности
Я очень благодарна своим родителям, Гуляеву Виктору Александровичу и Гуляевой Тамаре Петровне, которые заложили во мне упорство в достижении целей, за их любовь, терпение и принятие меня, а также сестре Кшондзер Ларисе, помогающей мне быть более осознанной. Я хочу выразить благодарность своему мужу Мамаеву Андрею за его поддержку и своему сыну Мамаеву Андрею, который вдохновляет и радует меня каждый день. Я очень благодарна своему учителю FreedomDance Алексу Никифорову за его вдохновляющее преподавание, а также постоянной группе «Близкие люди», танцуя в которой я «написала» половину этой книги, находя в танце ответы на многие мои вопросы. Я хочу сказать спасибо организатору всех мероприятий FreedomDance Наталье Цирлиной за ее работу, за чуткость и дружеское участие. Также всем преподавателям 5 ритмов и FreedomDance, на чьих занятиях мне повезло присутствовать: Emma Roberts, Alexa Rani Schmid, Deborah Jay‑ Lewin, Bodhi Nick Hunt, Cathy Ryan, Ruth Hirst, Sue Rickards. Я глубоко благодарна своей подруге и коллеге Конаревой Лилии за ее любовь и поддержку. Также моей подруге Дмитриевой Лилии, чьи вопросы постоянно продвигают меня идти дальше. Те, кто хочет потанцевать в Новосибирске, можете обращаться к ней. Выражаю благодарность организатору FreedomDance в Санкт‑ Петербурге, а также тренингов Европейской Ассоциации EMDR Юлии Малик. Особая благодарность моим учителям EMDR Udi Oren и Наталье Белявской. Я глубоко признательна всем своим клиентам, ученикам и участникам моих тренингов, мастер‑ классов по живописи и занятиям FreedomDance – именно вы помогли мне стать профессиональным психологом, арт‑ коучем и писателем. Ваши вдохновляющие истории преобразований помогают мне писать свои статьи и книги. Без многочисленных часов, проведенных в работе с вами, не было бы того опыта, которым я делюсь в этой книге.
EMDR
Эту технику используют в МЧС России и службе спасения США. Ее иногда называют психологическим оружием. Она помогает быстро «разобраться» с негативным прошлым опытом и выстроить желаемое будущее. За кажущейся легкостью этой техники скрывается работа с различными областями мозга (билатеральное воздействие) – именно благодаря этому происходит такое быстрое и мощное воздействие. Появляется много энергии, вас перестает волновать прошлое, начинает интересовать будущее, происходит творческий и эмоциональный подъем.
FreedomDance
Практика FreedomDance Алекса Никифорова позволяет вам в танце совершить открытие, трансформацию и интеграцию телесного опыта в вашу картину мира, тем самым давая вам возможность обучаться через тело, лучше узнавать себя, свои желания и потребности. Вы начинаете понимать себя, свои возможности и ограничения, уметь принимать то, что изменить невозможно, и менять то, что реально изменить.
Интуитивная живопись
Интуитивная живопись имеет мощное влияние на бессознательное человека. Эта техника раскрывает творческий потенциал, дает возможность узнать о своих неиспользуемых ресурсах. Интуитивно выкладывая красками свое настроение, мечты и планы, участники легко получают доступ к скрытым ресурсам и энергии. Полученная цветовая гамма этой творческой импровизации позволяет человеку не только испытывать различные чувства, но также удивительным образом воздействовать на ход событий.
Глава 7. Скажите себе «да»
Существует мнение, что мужчина развивается, выполняя желания его женщины. Попробуйте рассматривать себя как совокупность женской и мужской энергии. У каждой женщины есть внутренний мужчина, а у мужчины – внутренняя женщина. Разрешите своей женской энергии желать, а мужской – исполнять (вне зависимости от пола). Понятно, что в идеальном мире у каждой женщины есть мужчина, выполняющий ее желания, а у мужчины есть женщина, которая открыто говорит обо всех своих желаниях, а не ждет, когда он, наконец‑ то, поймет, чего она хочет. Возможно, такой мир мог бы и существовать, если бы вы научились быть честной с собой – уметь желать и выполнять для начала свои мечты. Попробуйте быть для своей женской части «безотказным» мужчиной – таким, которому не страшно высказывать все свои желания, который не скажет «у нас на это нет сейчас ресурсов, времени и т. д.», который сам спрашивает «чего ты хочешь, говори, я все сделаю для тебя, детка».
Многим женщинам, которые обращаются ко мне, сложно понять, чего они хотят. Отчасти это происходит потому, что они боятся желать, они привыкли себе во всем отказывать, ставить во главу угла интересы семьи, мужа, детей, родителей, начальников и т. д.
Их внутренний мужчина все время говорит им «нет», «подожди, сейчас не время», «не все сразу», «ты слишком многого хочешь». Представляете, если бы вы приходили к реальному мужчине и он вам так отвечал? Со временем вы бы сделали вывод: «Зачем высказывать свои мечты, если они не осуществляются? Что с ним разговаривать, толку все равно не будет никакого! » – и перестали бы говорить вслух о том, чего хотите. Примерно такой же механизм работает и внутри. Ваша женская часть, все время получая отказ, «перестает высказывать» желания.
Постарайтесь стать внимательной к себе, начните с мелочей. Что вы хотите сегодня на завтрак? Получив ответ, постарайтесь выполнить. Даже если вы хотите орехов, которых нет в доме. Найдите для себя время и возможность выполнить желаемое.
Именно так рождается доверие к своему внутреннему мужчине – если он выполняет ваши пожелания. В реальной жизни отношение человека к вам можно понять через его поступки. Если ваш мужчина твердит вам: «Я тебя люблю», – но, когда вы заболели, он ничего не делает для вас, становится понятно, что его слова – это просто слова, которые не имеют под собой никаких оснований. То же самое с внутренним мужчиной. Вы можете твердить себе сколько угодно: «Я люблю и обожаю себя», – но на действиях ущемлять свои интересы, «забивать» на свои потребности. Сразу видно, что на словесном уровне вы говорите одно, а через поступки выражаете безразличие или даже ненависть к себе. Часто такое отношение – следствие воспитания в семье, где мама жертвовала своими интересами. Возможно, такое поведение имело смысл в сложное время, в котором жили наши бабушки и мамы, когда речь шла о выживании, а не о жизни. Трудные времена давно позади, мы живем в прекрасный период, в котором нет проблем с едой и водой, нет угрозы для жизни в виде войны или голода, но мы продолжаем «выживать». Это выражается в покупке большого количества еды, половина которой потом выбрасывается, в ощущении небезопасности мира, во внутреннем ощущении обязательного «жертвования». Многие женщины испытывают чувство вины, когда все же позволяют себе «пойти у себя на поводу» и выполнить то, чего они хотят.
Мало кто из них задумывается о том, что образ вечно нервной, жертвующей, встревоженной и ожидающей угрозы женщины только вредит семейной жизни, тем более что дети усваивают на бессознательном уровне такую вашу установку.
Даже если вы были воспитаны жертвующей мамой или бабушкой, это не повод всю жизнь придерживаться подобного стиля поведения. Вы всегда можете поменять ваши привычки. Начинайте с малого. Что вы хотите съесть на ужин? Творог с медом? Даже если этого нет у вас, позвольте себе сходить в магазин и купить то, что вы хотите. Учитесь находить время и силы на свои желания. Не ставить их в конце списка дел на день. Не отмахиваться, говоря себе, что «сейчас не до себя». Поймите, когда вы поступаете таким образом, вы учите своих детей тому же – что свои потребности можно отложить в угоду чего‑ то более важного, что вы и ваши желания не настолько ценны. Учите их ориентироваться на внешний мир, не обращать внимания на устремления внутреннего мира.
Попробуйте написать список «Моя душа хочет» и постепенно выполнять свои желания. Шаг за шагом, вы выстроите новую нейронную цепь, которая будет отвечать за то, чтобы «слышать» сигналы вашего внутреннего «Я», и не только слышать, но и воплощать их в жизнь.
Блок № 1. Глаза
Глазной психофизиологический блок включает в себя мышцы вокруг глаз, лоб, брови, верхнюю, боковую и заднюю часть головы, верхние части щек. Глазной защитный сегмент формируется тогда, когда ребенок растет в тяготящей атмосфере, где окружающие ссорятся, кричат, испытывают друг к другу негативные эмоции. Ребенок пытается бессознательно закрыться от этой энергии, не желает видеть, что происходит вокруг. Внутри растет ощущение – со мной что‑ то не так или что‑ то не так в моих отношениях с людьми. Формируются страхи совершить ошибку, страх обидеть другого человека, страх оценки других людей. Выражается этот блок в бегающем или, наоборот, неподвижно долгом взгляде, наморщивании лба, скрещенных бровях или широко распахнутых глазах с нарочно наивным выражением. Люди, имеющие блок в глазном отделе, могут жаловаться на резь в глазах, «больно смотреть», снижение зрения, близорукость, а также на головную боль, невозможность плакать (сухость в глазах) или излишнюю слезливость. Блок в глазах снижает не только внешнее, но и «внутреннее» зрение, женщина не доверяет своей интуиции, своему чувствованию мира.
Блок № 2. Челюсти
Второй участок панциря характера – челюсти. Они сдерживают сильный гнев внутри человека. При работе с этим блоком часто возможны непроизвольные движения челюсти из стороны в сторону, широкое открытие рта. Вначале это явление очень удивляет и настораживает женщину, проходящую сессию, потому что это очень необычное ощущение – когда не ум управляет движением тела, а тело само начинает «сбрасывать» накопленное годами напряжение в блоке через такие спонтанные движения. Люди впервые встречаются с настоящим «управляющим» – своим бессознательным. Обычно мы самодовольно думаем, что наш ум «рулит» всем процессом, и столкновение с неконтролируемыми со стороны ума движениями впервые дают возможность увидеть силу нашего бессознательного в действии. При этом теряются все искусственные улыбки и наработанное годами фальшивое обаяние. У женщин, которые прошли процесс освобождения от данного блока, со временем появляется искренняя улыбка, связанная с их подлинными искренними чувствами, «заражающая любовью и радостью».
Блок № 3. Шея
Этот сегмент включает глубокие мышцы шеи и язык, затылочную часть головы. Люди, имеющие блок в этой части тела – «ходячие головы». Они доверяют лишь своему уму, всячески игнорируя чувства, как свои, так и других людей. Им очень трудно выражать свои эмоции и ощущения. Дыхание в основном происходит через открытый рот, оно поверхностное, не глубокое. Женщины, имеющие горловой зажим, боятся «опускаться» в низ тела, относятся к своему телу, как к чему‑ то опасному и чувствуют тяготы по поводу того, что надо о теле заботиться. «Ну почему нельзя быть чистым разумом?! » – спросила меня клиентка на одной сессии. Многие женщины совершенно необоснованно боятся своего тела, не доверяют ему, относятся к нему, как к чему‑ то опасному, как к проявлению «дремучей, необузданной» силы. Все эти ощущения происходят из‑ за блока в горле, и они естественным образом проходят после снятия блока. Данный зажим достаточно часто формируется, когда родители говорят детям, чтобы те прекратили немедленно плакать или кричать. Ребенок старается зажать крик, «задушить» поднимающуюся энергию плача или крика, тем самым напрягая мышцы шеи и горла. Здесь важно научиться давать себе возможность прокричаться (я даю специальные задания прокричать, будучи наедине с собой, все, что женщина чувствует в тот момент), продышаться, пропеться. Почувствовать свое горло, ощутить, наконец, связь между умом и телом, понять, что вы являетесь единым целым, что в вас все взаимосвязано и каждая часть вашего организма одинакова важна.
Блок № 4. Грудной отдел
Он включает в себя широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, всю грудную клетку и руки с кистями. Руки и кисти в системе Райха являются «продолжением» сердца. Именно с помощью рук мы выражаем свою любовь и привязанность, обнимая человека. Также руки помогают нам определить свои границы, когда мы отталкиваем кого‑ то от своего тела, выражая нежелание взаимодействовать. Руки помогают выразить нам все качества любящего сердца – нашу нежность, заботу, сочувствие и т. д. Блок в грудном отделе может сформироваться тогда, когда женщина сдерживает свою страстность, свои эмоции. Также психофизиологический зажим формируется из‑ за сдерживания или поверхностного дыхания. Когда человек хочет скрыть свои эмоции – он задерживает дыхание, – тем самым подавляя свои ощущения. У грудного блока тесная связь с горловым зажимом. Сдерживая дыхание в груди, не выпуская крик, плач из горла, люди способствуют формированию блоков в этих двух отделах. Женщине, у которой наблюдается блок в грудном отделе, трудно выразить свою любовь, страсть, свою сексуальность.
Если присутствует желание отделить свое сердце от сексуального центра, разделить сердечную любовь и сексуальное влечение – тем самым женщина лишает свое сердце «топлива», без которого угасают чувства в сердечном центре.
Многие женщины позволяют себе только один тип любви – материнский, а потом удивляются, почему их мужья теряют к ним интерес и начинают смотреть на сторону. Снова обращу ваше внимание на то, что в человеческом теле все взаимосвязано, нет хороших и плохих частей – все части тела важны. Чем больше вы пытаетесь контролировать те или иные проявления вашего тела, тем больше они будут выходить из‑ под контроля. Научитесь понимать себя, проявлять свои стремления и желания, только так вы научитесь управлять собой. Сдерживание страха приводит к формированию сплющенной, вдавленной грудной клетки. Постоянно скрываемый и удерживаемый гнев проявляется в жестко расправленной грудной клетке, мышцы грудного отдела становятся ригидными, женщина не в состоянии расслабиться, постоянно готова «взорваться». Зажим в грудном отделе также проявляется в закостенелости и неуклюжести рук, в крайних проявлениях – кисти рук становятся холодными и ватными, иногда даже болезненными. Блок в груди выражается сильной жесткостью, иногда он настолько «железнобетонный», что грудь почти неподвижна. Такую броню женщины «наращивают», чтобы сдержать свой гнев, ярость и боль. Этот панцирь помогает носить маску милой, очаровательной женщины, которая никогда не поддается своим эмоциям, не злится, не испытывает страх. В обществе присутствует стереотип «нечувствующей» женщины, ведь она всегда должна быть мягкой, милой и улыбчивой. Многие женщины так и говорят: «Я же женщина, я не должна злиться, выражать агрессию, я не имею на это права».
Женщине важно понять, что ее эмоции – показатель того, что с ней происходит. Если вы чувствуете негативные эмоции, желательно не пытаться их запрятать подальше в себя, а остановиться и понять: о чем это вам сигнализирует, что в вашей жизни не так, что нужно исправить?
Один из главных способов избавления от зажима – это дыхание, вдох и выдох – восстановление важнейшего жизненного цикла. Также важно больше пользоваться своими руками, заниматься деятельностями, связанными с мелкой моторикой. Рисование, вязание, вышивание, кулинария и т. д. дают возможность развить руки и кисти, сделать их более «живыми». Блок в грудном отделе лишает женщин чувствительности в области сосков, снижает качество сексуального удовлетворения, также возможны приступы отвращения во время грудного кормления, за что женщины себя очень ругают, редко в этом признаются и всячески избегают обсуждать подобные темы. Грудной психофизиологический блок является центральной частью всего мышечного панциря характера. Он формируется во время сильных конфликтов, происходящих в жизни ребенка. Во время работы с этим зажимом часто всплывают различные негативные воспоминания – о том, что не любили в детстве или к чему плохо относились, претензии к родителям (особенно к матери), разочарования в близких, желание спрятаться от ощущения ненужности. Спонтанный танец может помочь выразить все эти эмоции, через движение и дыхание убрать постепенно блок в области груди. Танцуя свою боль, свои обиды и разочарования, вы отпускаете все пережитое вами как на эмоциональном, так и на физическом уровне.
Блок № 5. Диафрагма
Данный блок включает в себя группу мышц, которая находится под легкими и пребывает в постоянном движении. Каждый раз, при вдохе, мышцы диафрагмы сокращаются и смещаются вниз, создавая тем самым пространство для поступления воздуха в легкие. При выдохе диафрагма смещается вверх, тем самым выталкивая воздух наружу. Дыхание – одна из важнейших функций организма, которая не останавливается ни на минуту, все время в движении. Это движение вверх и вниз дает энергию всему организму, поэтому так важно не иметь зажимов в этой части тела. Именно с помощью диафрагмы мы останавливаем поток своих эмоций, сдерживаем их, тем самым формируя психофизиологический блок. Формируя зажим в диафрагме, мы отсекаем себя от желаний нашего внутреннего ребенка (живот) и сексуальных желаний. Таким образом, люди создают эмоциональное расщепление, где одна часть тела выражает некое стремление к чему‑ то или кому‑ то, а другая борется с этим импульсом, отторгает его и вытесняет. И это расщепление происходит именно в диафрагме.
У некоторых женщин можно наблюдать следующую картину: сердце, которое расположено над диафрагмой, «пылает» одним желанием, в то время как сексуальный центр, расположенный под диафрагмой, может хотеть совершенно иного.
В данной ситуации женщине бывает очень трудно определиться, чего же она на самом деле хочет, пока не будет убран мышечный зажим диафрагмы и не налажена связь сердца и сексуального центра. В диафрагментальном зажиме удерживаются все три базовые эмоции – страх, гнев, боль, – и это создает сильнейшую закрепощенность человека. Например, если начать активно смещать диафрагму вниз, активно дыша, можно добраться до страха, который, как правило, расположен в животе. Живот начинает пульсировать, и в этот момент женщина может испытать тот самый сильный страх, который она сдерживает и не осознает. Я сама однажды испытала подобные ощущения. Я была на занятии спонтанного танца FreedomDance. Мы танцевали не как обычно под музыку, а под гонг. Гонг – это ударный инструмент, обладающий определенной высотой звучания, его часто используют в медитациях йоги кундалини. Танцуя, я в определенный момент заметила, как тело само завибрировало в области живота и начались частые сокращения, одновременно с этим я почувствовала, как внутри все съеживается от страха, хотя на это нет никакой причины. После этого танца я достаточно быстро начала худеть в области живота, заметила, что намного чаще делаю более глубокие вдохи и выдохи, дышу более свободно, чувствую себя заземленной, связанной со своими ногами и стопами.
Часто страх выражается в худощавости и плоском животе, так как вся энергия людей, удерживающих страх, отведена от периферии, сведена и сжата в их центре.
Таким образом люди пытаются избежать воспоминаний о пережитых угрозах и опасностях. Когда вся энергия оттянута к центру, уже нет сил стоять на ногах, нет энергии в руках для защиты, не видят глаза. Вся периферия тела становится малоэффективной. Способ избавления от страха – дыхание в живот. Через дыхание и освобождение диафрагмы женщина получает доступ к своей жизненной энергии, которая хранится в нижней части тела, обретает свою настоящую силу. Также страх может удерживаться в области спины. Женщина постоянно втягивает голову, как бы в ожидании удара со спины. Это результат пережитого шока, неожиданного нападения, когда все идет хорошо, а потом вдруг происходит что‑ то очень неприятное. Вспомните выражение «по спине холод от страха пробежал». Темы, удерживаемые в спине, – это нечто тайное, именно поэтому мы скрываем их сзади.
Диафрагма связана со многими вещами, которые мы «проглотили», то, что нам неприятно и вызывает отвращение, что вызывает тошноту.
Один раз я работала с этим блоком у клиента. Ее очень сильно тошнило, настолько, что мы решили остановить работу, дать ей отдышаться, оставить часть работы для бессознательного, а клиентке отдохнуть. На следующую встречу она пришла, смеясь: «Инна, я иду к вам, совершенно спокойная, вдруг вижу, открывается дверь, и вы выходите из кабинета. Меня тут же начало снова мутить, очень сильно, я снова вспомнила предыдущую нашу сессию». Я ей ответила: «Дожила до того, что клиентов тошнит от встречи со мной. Но я надеюсь, что сегодня мы доработаем с вашим блоком, и вас перестанет мутить как от меня, так и от тех воспоминаний, с которыми мы работаем». В ее случае бессознательное включило все, что происходило на сессии, в том числе и меня, в зажим, с которым мы работали, и, соответственно, перенесло все чувства, которые она испытывала внутри своего психофизиологического блока, и на меня тоже. После второй сессии, когда мы переработали зажим, я тошноту у нее больше не вызывала, как и ощущения над которыми мы работали. Во время переработки этого страха возможны всплески ярости: «Как так со мной могли поступить? » или «Почему это произошло? ». Вместе с тошнотой и яростью выходит страх, диафрагма расслабляется, и нам становится доступно то, от чего мы так долго прятались, на сокрытие чего тратили так много сил.
Чем ниже блок, тем сильнее и интенсивнее будут эмоции, сдерживаемые в нем, тем больше освобождается энергии.
Блок в диафрагме в случае, если сдерживается гнев, может привести к полному бесчувствованию. Достаточно часто на занятиях у меня присутствуют женщины, которые говорят о том, что ничего у себя в теле не ощущают, и им непонятно само словосочетание «послушайте свое тело». «Что слушать, если ничего не слышно?! » – спросила меня одна участница тренинга. Такая эмоциональная «глухота» возникает именно из‑ за сдерживания гнева в диафрагме.
Блок № 6. Живот
Живот является источником многих наших импульсов и чувств. Они в нем возникают, а затем поднимаются вверх по телу. Именно живот откликается на впечатления, приходящие извне, хотя «приемниками» данных являются более высокие сегменты тела. В животе располагаются чувства, относящиеся к взаимосвязи «мать‑ младенец», – питание, поддержка, удовлетворение первичных потребностей. Эти чувства «не имеют словесного обозначения», потому что относятся к доречевому периоду, редко по‑ настоящему осознаваемы и находятся глубоко под слоями последующих переживаний. Именно поэтому многие женщины ощущают в области живота что‑ то глубинное, неведомое, «покрытое пылью и мраком». Отчасти они правы, потому что именно в животе хранятся самые ранние воспоминания и старые травмы, которые формируют психофизиологический зажим в области живота. Работа с областью живота связана с такими переживаниями, как беспомощность, желание спрятаться или убежать, бессилие. Именно от этих чувств женщины прячутся в живот еще глубже, вместо того, чтобы позволить выйти чувствам наружу и освободиться от мышечного спазма в данной области. Это отсекает их от подобных чувств, но не решает их проблемы, из‑ за которых эти эмоции возникли. Это тактика беспомощного ребенка, который не может никуда деться или противостоять взрослому, ему остается единственный выход – спрятаться в себя.
С блоком в области живота надо работать крайне бережно и осторожно, потому что скрываемые там эмоции – очень сильные и повторное переживание их может привести в состояние шока, то есть не помочь, а навредить.
Техника EMDR позволяет достаточно мягко пройти «сквозь» эту мышечную преграду и переработать негативные эмоции. Важно оставаться в контакте со своими переживаниями и наблюдать свои эмоции, мысли, чувства, не вовлекаясь в них, как бы со стороны. Чувства, скрываемые внутри живота, такие как глубочайшее разочарование, сильнейшая ярость, бессилие, постепенно, сессия за сессией растворяются, давая женщине доступ к ее глубинной жизненной силе. Как сказала одна моя клиентка: «После работы с вами в моей жизни появилась глубина». Это произошло потому, что женщина нашла контакт со своим телом и своей энергией. Блок в области живота связан с темами «мать‑ младенец», а также родовыми травмами, переданными матерью через ее тело, позы и бессознательные установки. Надо понимать, что младенец в первые месяцы своей жизни ориентируется на запах матери, на то, как она его держит, как к нему прикасается, что она транслирует ему при этом. Одна моя клиентка в работе с глубинной травмой увидела спину матери и почувствовала запах, идущий от нее, – запах ненужности. Это было ее воспоминание, когда ей было 6 месяцев. Представляете, насколько глубоко и бессознательно в ней сидит эта установка?! Стоит отметить, что я не подвергаю сомнению то, что клиент видит и чувствует. В США воспоминания, полученные в ходе сессий EMDR, принимаются в суде как достоверные свидетельства. То, что приходит во время сессии, является настоящими, реальными событиями, происходившими с клиентом. Теперь вы имеете представление о том, насколько глубокими и бессознательными могут быть травмы, составляющие психофизиологический блок в животе. Но есть и позитивные моменты. Живот – это источник наслаждения. Он хранит в себе воспоминания о том, как младенец сосет грудь матери и испытывает чувство сытости, ее объятия, чувство защищенности. После того, как убирается брюшной блок, женщина испытывает чувство глубочайшего расслабления и спокойствия. Также переживается ощущение единения и целостности.
Блок № 7. Таз
Тазовый психофизиологический блок включает в себя таз, гениталии, анус, мышцы в области бедер, ягодицы, ноги и стопы. Зажим возникает вследствие подавления сексуального влечения из‑ за осуждения как дома, так и в обществе. Для женщины тазовый блок чреват тем, что для нее исчезает связь со своей женской земной энергией, которая осуществляется через стопы. Внешнее выражение блока в этом сегменте – это асексуальный таз, который двигается только по прямой. Сложно «крутить» бедрами, «выписывать круги». Это особенно видно во время танца. В системе работы с блоками – тазовый зажим является последним, с которым надо работать. Желательно, чтобы были сняты или хотя бы ослаблены блоки в предыдущих шести психофизиологических зажимах. Сексуальность настолько табуирована, и травмы в области таза часто передаются из поколения в поколения, образуя родовую трансперсональную травму, что работа с данным блоком требует особой деликатности. Здесь на помощь может прийти спонтанный танец FreedomDance. Любое занятие данной практики начинается с работы со стопами, ногами и бедрами.
Если в системе В. Райха проработка идет сверху вниз, то в спонтанных танцах – снизу вверх. Объединяя эти две системы, я получила интегрированный способ проработки глубоких психофизиологических блоков, где одна практика прекрасно дополняет другую.
При работе с данным блоком освобождаются такие эмоции, как стыд, чувство вины, смущение. Приходит понимание и принятие себя. Все тело свободно от зажимов, в теле женщины много физической и психологической энергии. Вы выходите на уровень управления своим телом и жизнью, оставляя позади негативный прошлый опыт и травмы. EMDR и спонтанные танцы, словно ластик, стирают из тела ограничения, усвоенные с бессознательного возраста, которые мы впитали, копируя тела наших родителей. Глубинные убеждения, прописанные в нашем теле, которые не дают двигаться вперед, заставляют «залипать» на непонятных нашему разуму ситуациях, проживать не «свои» чувства и опыт – все это уходит, растворяется, исчезает… И тут появляется возможность познакомиться с собой настоящей – где каждая клеточка вашего тела любит вас безусловно, где нет места правилам и страхам, где вы чувствуете принятие, исходящее из самой глубины вашего существа. Вот тогда становится понятно, что такое настоящая любовь к себе, и это уж точно не эгоизм и не «перетягивание одеяла» на себя. Вы уже не готовы стараться быть как все, кому‑ то что‑ то доказывать, с кем‑ то в чем‑ то соревноваться.
Экспрессия. Во время второго ритма вы учитесь не только воспринимать все, что происходит, но и выражать себя в этом мире. Проявлять через свои движения все, что чувствуете, ощущаете на данный момент. Активное проявление себя через бедра: Я существую и выражаю это в своем танце. Я ощущаю свое пространство, свои границы, и показываю это через резкие, четкие движения. Ощущение проявленности, уверенности во всем теле. Это этап партнерства, совместного «зажигательного» танца с кем‑ то еще, возможность увидеть, как выражает себя на этом этапе другой человек.
Ритм танца становится все более интенсивным, энергия поднимается выше, и наступает этап Освобождения. Это время мягкого позвоночника, снятие всех блоков в спине, шее, животе. Освобождение от концепций, правил, старых знаний и своих ограничений. Вы позволяете танцу следовать за ритмом. Отпускаете знания о том, как надо танцевать и как не надо. Быстрый темп музыки, расслабленная шея и голова, танцует все тело, скидывая с себя «налет» усталости, ограничений и повседневности. Вы погружаетесь в ритм, позволяющий музыке стряхнуть с вас привычки.
И когда «осядет пыль» от старых ментальных и телесных ограничений, настанет время следующего этапа – Обновления. Во время этого этапа все еще достаточно быстрый темп танца, но вы чувствуете, как в вас зарождается что‑ то новое. У вас появляется место для креативности, спонтанности. Вы просто становитесь танцем – через вас танцует ритм свободы, ритм, зажигающий ваше сердце, поднимающий ваши руки, ритм, приводящий вас к следующему этапу…
Расширение.
Вы чувствуете, как энергия танца подхватывает и раскрывает вас, ваше тело. Хочется руками обнять весь этот мир, дотронуться до него всем своим сердцем. Вы чувствуете единение со всем миром, вас как бы «становится больше». Расправляются плечи, светятся глаза, слов в голове почти нет…
Глава 2. День второй. Планирование для рационалов и иррационалов
Выше я уже рассказывала о рационалах и иррационалах. В этой главе я расскажу, как применять упражнение Колесо развития рационалам и иррационалам. Упражнение желательно выполнять письменно.
Краткий план для рационалов Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 625; Нарушение авторского права страницы