Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Некоторые вспомогательные техники.
1. Использование медитативных сказок . Перед чтением медитативной сказки клиент занимает удобную для себя позу лежа или полулежа. Сказкотерапевт обычно сам создает медитативные сказки или использует те, что приведены уже существующие в различных источниках. 2. Сочинение сказок . Клиенту предлагается вспомнить счастливые периоды своей жизни и описать их в форме сказки. 3. Рисование «волшебными» красками. Клиенту предлагается смешать «волшебные краски» (мука, соль, подсолнечное масло, клей ПВА, гуашь), и выполнить рисунки на следующие темы: «Самое счастливое мгновение», «Волшебная страна», «Мой внутренний Источник Жизни» и др. 4. Создание куклы-помощника . Используя необходимые материалы, клиент может создать для себя куклу-помощника, или куклу-волшебника, символизирующую ресурс его личности. 5. Создание волшебной страны в песочнице . С помощью миниатюрных фигурок клиент создает в песочнице страну, в которой он ощущает себя комфортно, где он получает «подпитку» жизненной силы. После обсуждения этой картины клиент забирает с собой любую фигурку по своему выбору, которая будет оказывать ему поддержку, символизируя лучшее в его жизни. Эти и другие техники сказкотерапии облегчат клиенту процесс «вспоминания» лучшего. Использование психотерапевтических сказок на четвертой стадии сказкотерапии зависимостей Психотерапевтические сказки на четвертой стадии используются, с одной стороны, для поддержки клиента, с другой стороны, для стимулирования процесса «вспоминания» им светлых, лучших моментов жизни. Психолог рассказывает психотерапевтические сказки, когда клиенту трудно вспомнить что-то хорошее или он «зациклен» на негативных переживаниях. В таких случаях сказка является своего рода «разрядкой» создавшегося напряжения. По каким признакам можно подбирать сказки для четвертой стадии? 1. Самый важный признак — это светлый эмоциональный фон сказки. Он может проявляться и в юмористическом сюжете, и в описании чудесных детских переживаний, и в линии главного героя, с легкостью и изобретательностью разрешающего проблемы, и в содействии волшебных помощников. В данном случае сказка не «проблематизирует» клиента, а вселяет веру в удачу, счастливую судьбу, в лучшее. 2. Второй важный признак — идея «все, что ни делается, — к лучшему». 3. Третий признак — активный герой-созидатель. Герой любознателен, находчив, не расстраивается из-за возникших трудностей, оказывает помощь другим, творчески активен. Возможные линии обсуждения ▪ Если мы не можем изменить ситуацию, то мы можем выбирать, как на нее реагировать: со знаком «плюс» или со знаком «минус». ▪ Все, что ни делается, — к лучшему, во всяком событии есть смысл, который сразу не уловить. Лишь последующие события докажут благо произошедшего. ▪ Любая проблема является испытанием, любое испытание является вызовом. В каждом вызове находится зародыш будущей удачи. Проходит время, разворачивается цепочка событий, приводящая человека к успеху. ▪ Проблема не в событии, а в отношении к нему, а также в сопутствующих событию нюансах. ▪ Привязанность к чему-либо часто может сделать человека несчастным. Привязанность к желанию, карьере, человеку, месту делает человека несвободным, зависимым. Сковывает его фантазию, делает желания навязчивыми, лишает ощущения комфорта. ▪ Истинно необходимое человеку всегда остается с ним. Проблемные события забирают лишь его иллюзии, привязанности, заблуждения. ▪ Человек, который не имеет привязанности, чувствует себя свободным независимо от обстоятельств. ▪ Жизнь предоставляет человеку множество возможностей, и если он научится в каждый момент времени выбирать для себя наилучшую из них, он будет счастлив. ▪ Не жалеть об утраченном. Возможность, которую выбрал человек в определенный момент, казалась ему тогда наилучшей. Однако прошло время, и он, возвращаясь к прошлым событиям, ощущает себя глупцом. Некоторые события лучше оценивать не с позиции жизненного опыта, а с позиции момента выбора, чтобы не жалеть об утраченном. Профессиональная и человеческая интуиция психолога подскажет, когда можно переходить к пятой стадии консультирования. Важными показателями перехода будут желание клиента совершить реальное созидательное действие и умиротворенное состояние его духа. На пятой стадии сказкотерапии зависимостей основная задача психолога заключается в том, чтобы перенести внимание клиента с его собственной личности и проблематики на личность значимых других. За четыре предыдущие стадии клиент накопил достаточно душевных сил для того, чтобы осознать, в чем он может принести конкретную пользу людям, через какие дела проявить заботу о других. Часто мы дарим другим то, чего желали бы сами. Однако было бы слишком самонадеянно думать, что наши близкие так похожи на нас. Понять, почувствовать, что нужно другому, что принесет ему радость, — это особый дар души. И развивается он только в том случае, если фокус внимания смещается со своих собственных желаний и проблем к чувствам и потребностям другого. Итак, смысл пятой стадии принципиально противоположен предыдущим этапам консультирования. Если прежде консультант «подпитывал» клиента, то теперь он учится «отдавать», быть дарующим. Без развития этой способности невозможно наладить гармоничные взаимоотношения обмена с окружающим миром. Поэтому на пятой стадии сказкотерапии зависимостей важно стимулировать самостоятельные созидательные действия клиента по отношению к другим. Основной принцип подбора сказок и притч для пятой стадии вытекает из ее смысла, — ключевая мысль в сказке должна быть, прежде всего, связана с заботой героя о других. «Недостаточно зрелый» клиент неизбежно задаст психологу вопрос: а что мне сделать? Не нужно торопиться на него отвечать. Только сердце может подсказать, в чем нуждается ближний. Для кого-то существенной поддержкой будет простое дружеское участие в судьбе, для кого-то — творческий подарок, для кого-то — искреннее письмо. На этой стадии сказкотерапии психолог больше наблюдает за делами клиента. А свои мысли и отношение передает через сказку или притчу, ненавязчиво, как намек, как «мысли вслух». Несмотря на то что основная задача этого этапа — забота о других, проявлять ее нужно дифференцированно. Прислушиваясь к своему сердцу, понимая мотивы других. Это особое искусство, осваиваемое человеком годами, приобретаемое за счет множества «шишек». Сказка может только предупредить о крайностях: «от эгоцентризма — к альтруизму». Психотерапевтические сказки пятой стадии необязательно обсуждать с клиентом, только если он будет настаивать. Некоторые идеи для разговора с клиентом. ▪ Служба людям, освещение их пути — вот судьба, которую выбрал главный герой. Однако получив направление и подарки, он уснул, несмотря на предупреждение сторожа. Он проспал свою молодость. Но вместо того чтобы сокрушаться об этом (что было бы понятно), он старается за отпущенный ему срок успеть сделать людям как можно больше добра. И в этом есть символический смысл и большая поддержка для взрослых клиентов, которые жалеют об упущенной молодости, говоря: «Вот если б раньше я об этом узнал, все было бы по-другому…». Конечно, обидно «заснуть» в самом начале Пути. Однако никогда не поздно проснуться и использовать свой шанс реализовать предназначение. ▪ Человек, следующий своему Пути, своей Судьбе, всегда имеет «инструменты» для самореализации. Свои «золотые янтари». Что является «янтарями» для клиента, что ему дано, чтобы следовать своей судьбе? Способность дарить, строить взаимоотношения обмена, с одной стороны, и способность видеть, понимать недостатки других, строить конструктивную линию взаимодействия — с другой, являются важными признаками зрелости клиента и подсказывают психологу, что можно переходить на следующую стадию консультирования. Шестая и седьмая стадии сказкотерапии зависимостей являются завершающими, имеют цель поддержать клиента перед расставанием и поэтому тесно связаны друг с другом. Идея шестой стадии: предупредить о рецидиве (срыве), укрепить психологический иммунитет против зависимости. Профилактика срыва состоит из четырех этапов: ▪ знание проблем, провоцирующих срыв; ▪ распознавание признаков срыва, что позволяет точно определить процесс, ведущий к срыву; ▪ реагирование на появившиеся признаки срыва, умение справляться с мыслями, эмоциями, поступками и ситуациями, угрожающими нарушением трезвости; ▪ обучение тому, как справляться со срывом. Поэтому, не допуская рецидива, важно уметь распознавать его первые признаки. Некоторые признаки срыва Физиологические признаки: 1. Чувство сухости во рту. 2. Преследует запах, вкус предмета зависимости. 3. Бессонница. 4. Отсутствие аппетита или, наоборот, чувство постоянного голода. Сильная жажда. 5. Мышечные боли и ломота костей. 6. Частые головные боли. 7. Постоянное чувство усталости, слабости. 8. Чрезмерная потливость. 9. Дрожь во всем теле. Психологические признаки: 10. Усиление чувства собственной исключительности (Я не такой, как все, я сам разберусь). 11. Иллюзия собственной силы и отрицание зависимости. 12. Желание быстрее «освободиться» от проблем. 13. Мысленное возвращение к прежним временам. 14. Уход в мир фантазий. 15. Чрезмерная жалость к самому себе. На шестой стадии сказки и притчи используются в контексте размышлений о будущей жизни, ее «подводных камнях», искушениях и возможностях сознательной коррекции жизненных ситуаций. В педагогике эта стадия называлась бы «закрепление пройденного материала». Поэтому сказки и притчи подбираются таким образом, чтобы в них отражалась некоторая проблема и способы ее разрешения. К этому времени весь необходимый опыт и потенциал клиент уже накопил. Размышляя о сказке или притче, он как бы «проверяет» себя, силу своей мысли, покой своих чувств. На этой стадии обычно не проявляется ярких эмоциональных противоречивых реакций на сказочный материал. Все сказки и притчи на этой стадии рассматриваются под углом двух вопросов, на основании принципа связи с жизненной практикой: ▪ О чем эта история предупреждает и в каких жизненных ситуациях это может пригодиться? ▪ Чему эта история учит и в каких жизненных ситуациях это может пригодиться? Основная задача заключительной, седьмой стадии сказкотерапии зависимостей: помочь клиенту заново осмыслить основные жизненные ценности и построить созидательную жизненную программу. Важно поговорить с клиентом о его мечте, о том, как он представляет себе свое будущее, какие шаги он сделает в первую очередь. Обсудить, чего он опасается и есть ли у него «инструмент противодействия» этим ситуациям. Здесь уместно провести медитацию, попросив клиента в состоянии релаксации рассмотреть свою мечту исполненной, обратить внимание на мысли, чувства, ощущения, которые он при этом испытывает; на то, какие люди его окружают и какие взаимоотношения между ними построены. В заключение процесса терапевтического консультирования психолог может предложить клиенту три «жизненные ценности», которые будут вести его по жизни и на которые он сможет опереться в трудные моменты. Определения жизненных ценностей лучше перенести на отдельные карточки и постоянно пополнять этот набор, так как каждый клиент забирает три из них. В другом случае, психолог дает клиенту три карточки, просит нанести на них выбранные «путеводные» жизненные ценности и красиво их оформить (раскрасить, украсить рисунками и пр.). Эти карточки с жизненными ценностями клиент забирает с собой как своеобразные «обереги», талисманы. Примеры психотерапевтических сказок для стадий сказкотерапии зависимостей Первая стадия. Рассказ о песках (притча Идриса Шаха). Река, начав путь от источника в далеких горах, миновав разнообразнейшие виды и ландшафты сельской местности, достигла наконец песков пустыни. Подобно тому, как она преодолевала все преграды, река попыталась было одолеть и эту. Но вскоре убедилась, что при продвижении вглубь песков воды в ней остается все меньше и меньше. И хотя не было никакого сомнения, что путь ее лежит через пустыню, положение казалось безвыходным. Но вдруг таинственный голос, исходящий из самой пустыни, прошептал: — Ветер пересекает пустыню, это может совершить и поток! Река тут же возразила, что она лишь мечется в песках и только впитывается, а ветер может летать, и именно поэтому ему ничего не стоит пересечь пустыню. — Тебе не перебраться через пустыню привычными, испытанными способами. Ты либо исчезнешь, либо превратишься в болото. Ты должна позволить ветру перенести тебя к месту твоего назначения. — Но как это может произойти? — Только в том случае, если ты позволишь ветру поглотить себя… Это предложение было неприемлемо для реки. Ведь в конце концов никто и никогда не поглощал ее. Да она и не собиралась терять свою индивидуальность. Ведь потеряв ее однажды, как сможет она вернуть ее снова? — Ветер, — продолжал песок, — именно этим и занимается. Он подхватывает воду, проносит ее над пустыней и затем дает ей упасть вновь. Падая в виде дождя, вода снова становится рекой. — Но как я могу проверить это? — Это так, и если ты не веришь, ты не сможешь стать ничем иным, кроме затхлой лужи, и даже на это уйдут многие годы. А ведь лужа, согласись, далеко не то же самое, что река. — Но как же я смогу остаться той же самой рекой, которой являюсь сегодня? — Ни в том, ни в другом случае ты не сможешь остаться такой же, — ответил песок. — Твоя основная часть перенесется и снова станет рекой. И даже свою нынешнюю форму существования ты только потому принимаешь за саму себя, что не знаешь, какая часть в тебе является главной и существенной. Какой-то неясный отклик вызвали эти слова в мыслях у реки. Смутно припомнила она то состояние, когда она, или какая-то ее часть, уже находилась в объятиях ветра. Она вспомнила также — да и вспомнила ли? — что эта, хотя и не всегда очевидная, но вполне реальная, задача выполнима. И речка воспарила в дружелюбные объятия ветра, легко и нежно подхватившего ее и умчавшего вдаль. Достигнув горной вершины, он осторожно опустил речку вниз. А поскольку у нее были сомнения, она смогла запомнить и запечатлеть в своем уме подробности этого опыта более основательно. — Да, теперь я узнала истинную сущность, — размышляла река. Река узнавала, а пески шептали: — Мы знаем, потому что это день за днем происходит на наших глазах, поскольку из нас, песков, и состоит весь путь от берегов реки до самой горы. Вот почему говорят, что путь, по которому должен следовать поток жизни, написан на песке. Вопросы для размышления и обсуждения. 1. Что мешало реке сразу принять дружелюбные объятия ветра и перелететь пустыню? 2. Благодаря чему она все же приняла решение перелететь пустыню? 3. Чему может нас научить эта притча? Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 795; Нарушение авторского права страницы