Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Восприятие дошкольником художественных произведений
Советские психологи рассматривают художественное восприятие как результат развития личности. Оно не дается человеку от рождения. Не сразу воспринимает ребенок произведение искусства в качестве такового; на первых ступенях развития для ребенка характерно действенное, утилитарное отношение к нему (дети щупают, трогают изображение на картине, гладят его и т. п.). Однако зачатки художественного восприятия уже проявляются в дошкольном возрасте. Решающую роль в развитии этой человеческой способности советские психологи и педагоги (П. П. Блонский, А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина, С. Л. Рубинштейн, Е. А. Флерина, П. М. Якобсон и др.) отводят воспитанию и обучению. Иначе рассматривают этот вопрос буржуазные психологи. По мнению некоторых из них, восприятие красоты является врожденным, биологически присущим человеку; психоаналитики связывают художественное восприятие с половыми инстинктами. Значительная группа психологов, искусствоведов, придавая пониманию эстетического развития интеллектуальный характер, считает, что в дошкольном возрасте ребенок еще не способен к эстетическому восприятию, эту способность он приобретает лишь в 10—11 лет. Формалистический подход к данной проблеме является одной из тенденций буржуазных психологов. Французский психолог А. Бине и немецкий психолог В. Штерн установили чисто возрастные стадии восприятия детьми картин, которые якобы сменяют друг друга в неизменной, раз навсегда данной последовательности. А. Бине выделяет следующие стадии восприятия: 1) стадия перечисления разрозненных предметов (от 3 до 7 лет); 2) стадия описания, на которой ребенок отмечает восприятие им на картине связи между предметами (от 7 до 11—12 лет); 3) стадия интерпретации, для которой характерно восприятие картины в целом (с подросткового возраста). Аналогичные стадии выявил и В. Штерн. Экспериментальные исследования советских психологов подвергли критике установленные А. Бине и В.Штерном стадии восприятия. Дошкольникам предлагали рассмотреть и затем описать разнообразные сюжетные картинки. Оказалось, что один и тот же ребенок воспринимает картины на разных уровнях в зависимости от их содержания. На высоком уровне (истолковывает восприятие как единое целое) — картины с близким для него сюжетом; на более низкой стадии (перечисления, описания) — картины, сюжет и содержание которых далеки от опыта детей, являются сложными. Восприятие детьми картины нельзя рассматривать в отрыве от ее смыслового содержания. Л. С. Выготский экспериментальным путем установил, что стадии восприятия, выявленные В. Штерном, характеризуют не развитие восприятия картин, а соотношение между восприятием и речью на определенных ступенях развития. Большое значение в художественном восприятии, в понимании смысла изображенного имеет композиция произведения, степень совпадения смыслового и структурного центров картины. Восприятие художественного произведения — сложный психический процесс. Оно предполагает способность узнать, понять изображенное; но это не только познавательный акт. Необходимым условием художественного восприятия является эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему (Б. М. Теплов, П. М. Якобсон, А. В. Запорожец и др.). А. В. Запорожец отмечал: «...эстетическое восприятие не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности, хотя бы очень важных и существенных. Оно требует, чтобы воспринимающий как-то вошел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях»[103]. В исследованиях, проведенных под руководством А. В. Запорожца, было выявлено своеобразное отношение дошкольников к художественным произведениям — сопереживание. Дошкольники активно относятся к воспринятому, пытаются сами непосредственно воздействовать на ход событий сказки и т. д. Н. А. Менчинская так описывает первое восприятие театральной постановки своим сыном Саней.
«3, 0. Впервые был в театре, смотрел в театре Образцова «Терем-теремок» и «Гусенок». Смотрел на сцену с огромным напряжением, называл зверей, которые появляются на сцене, — «миська», «лягуська» и т. д. Временами начинал восторженно кричать и хлопать в ладони (например, когда на мишку лили воду). Задал по ходу действия вопрос: «Поцему езь выбрясывал соль? » (Почему еж выбрасывал сор? ) (из дневника Н. А. Менчинской).
К концу дошкольного возраста, в младшем школьном возрасте отношение к воспринятому меняется — появляется способность занять позицию вне изображаемого, позицию зрителя (Н. Д. Николенко и др.). В процессе развития художественного восприятия зарождается и оценка воспринятого. Особая, ни с чем не сравнимая воспитательная сила искусства «в том прежде всего и заключается, что оно дает возможность войти «внутрь жизни», пережить кусок жизни, отраженный в свете определенного мировоззрения, — говорил крупнейший советский психолог Б. М. Теплов.— И самое важное то, что в процессе этого переживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки просто сообщаемые или усваиваемые»[104]. Вначале эти оценки, возникающие в результате внутренней активности человека, выражаются в предпочтении того, что просто нравится: вместе с художественным развитием человека они совершенствуются, приобретают характер высоких суждений об искусстве с точки зрения эстетического идеала. Оценочные суждения детей дошкольного возраста еще примитивны, но они свидетельствуют о зарождении умения не только почувствовать красивое, но и оценить («как красиво», «очень красиво» и др.). При восприятии художественных произведений имеет значение не только общее отношение ко всему произведению, но и характер отношения, оценка ребенком отдельных героев. Изучая восприятие дошкольниками юмористических картин, Е. А. Бондаренко использовала специальный экспериментальный прием с «подменой героя». Для рассмотрения, последующего сравнения и выбора самого смешного сюжета детям предлагались юмористические картинки и экспериментальные варианты к каждой из них. В экспериментальных картинках при сохранении в целом характера ситуации заменялся один или несколько героев, к которым у детей на основе предшествующего знакомства сложились определенные отношения. В подавляющем большинстве дети отдавали предпочтение тому варианту картинки, где изобретательность и находчивость проявлял герой, к которому у них ранее сложилось положительное отношение. Так, например, к рассказу в картинках «Дорогому другу окажу услугу», где змея, проявляя доброту и находчивость, достает кустик земляники, растущий у основания скалы, своему другу — обезьянке, был создан экспериментальный вариант, в котором змея была заменена добродушным слоненком, доставшим своим хоботом землянику обезьяне. Последнему варианту при рассматривании отдали свое предпочтение («самая смешная», «самая веселая», «больше нравится») 86 % детей старшей группы, 93 % — средней, 100 % — младшей. Ребенку небезразлично, по отношению к кому проявляются хитрость и обман. Эта особенность заметна не только при восприятии сказки, но и при восприятии самостоятельной, не связанной с каким-то определенным литературным произведением, картины. Имеет значение в художественном восприятии и степень близости, доступности образа. Так, например, младшие дети в ролях находчивых, юмористических персонажей чаще всего предпочитают видеть животных с антропоморфическими признаками, проявивших себя положительно в знакомых им сказках; средние дошкольники — животных, сказочных человечков, детей-ровесников; старшие — чаще просто наиболее занимательного и находчивого, наиболее веселого персонажа. Дети старшего дошкольного возраста значительно чаще младших оказываются способными воспринять в художественном произведении не только внешний, но и внутренний комизм, юмор, иронию.
«6, 5, 3. Читаем прелестную сказку Киплинга «Кошка, гулявшая сама по себе». Хорошая реакция у Кирюши на последний абзац сказки. Читаю: «И тотчас же, не теряя ни минуты, кинул Мужчина в Кошку двумя сапогами да кремневым топориком... и с того самого дня, мой мальчик, и поныне трое Мужчин из пяти — если они настоящие Мужчины — швыряют разными предметами в Кошку, где бы она ни попалась им на глаза...» Кирилл: «Нет, нет! Они не настоящие мужчины. Киплинг просто так шутит» (из дневника В. С. Мухиной).
В процессе развития художественного восприятия у. детей появляется понимание выразительных средств произведения искусства, что ведет к более адекватному, полному, глубокому его восприятию. «Художественное полноценное восприятие искусства, — как верно отмечал Б. М. Теплов, — это активная деятельность, мало того, это — «умение», которому надо учить»[105]. Большую и плодотворную работу ведут советские психологи и педагоги в поисках методов и приемов обучения, которые бы помогли поднять уровень художественного восприятия дошкольника на более высокую ступень. Необходимо расширять и укреплять знания, представления детей об окружающей действительности, развивать их речь, мышление.' Значительное место в этом процессе занимает развитие эмоциональной чувствительности, отзывчивости к красивому, без чего вообще нельзя говорить об эстетическом восприятии. Умелое применение музыки, художественного слова положительно сказывается на понимании дошкольниками картин, помогая глубже воспринять художественные образы, воплощенные в них. Интересные приемы, развивающие эмоциональную отзывчивость, наблюдательность, пробуждающие художественный вкус, использовала, например, Н. М. Зубарева в работе с дошкольниками над пейзажными картинками и натюрмортом[106]. Детям предлагалось мысленно «войти в картину», «осмотреться» вокруг, «прислушаться»; обращалось внимание на выразительные средства произведения («Что интересного заметил художник? Как он рассказал нам в своей картине об этом? » и т. д.). Эмоциональное отношение к воспринятому со стороны взрослых также способствует активизации детского восприятия. Важно сформировать у детей правильную оценку героев художественного произведения. Эффективную помощь в этом могут оказать беседы, особенно с использованием вопросов проблемного характера. Они подводят ребенка к пониманию ранее скрытого от них «второго», истинного лица персонажей, мотивов их поведения, к самостоятельной переоценке их (в случае первоначальной неадекватной оценки). Восприятие художественных произведений дошкольником будет более глубоким, если он научится видеть элементарные средства выразительности, применяемые автором для характеристики изображаемой действительности (цвет, цветовые сочетания, форма, композиция и др.). Развитие эстетического восприятия происходит во всех видах художественной и бытовой деятельности ребенка. При грамотном руководстве со стороны взрослых оно уже в дошкольном возрасте может достичь относительно высокого уровня. Восприятие человека
Сложный психический процесс, каким является восприятие человека человеком, формируется вместе с развитием самого воспринимающего, с изменением его потребности в общении, познании и в труде. Уже в конце первого — начале второго месяца жизни ребенок начинает выделять взрослого из окружающей среды, сначала улыбкой, потом — комплексом оживления реагировать на него. Активно развивается этот социально-перцептивный процесс уже в младенчестве и раннем детстве. Восприятие ребенком человека является необходимым актом проявления и удовлетворения важнейшей социальной потребности — потребности в общении. В то же время именно в процессе общения со взрослым особенно интенсивно развивается восприятие его ребенком. Развитие общения со взрослым, изменение его содержания дает возможность ребенку не только тоньше дифференцировать внешний облик окружающих людей, но и воспринимать их с разных сторон, вычленять их существенные функции. Так, уже в процессе делового общения (с 10—11 месяцев) взрослый выступает для ребенка не только как человек, способный удовлетворить его органические потребности, но и как организатор знакомства с общественным опытом действий с предметами, как руководитель ориентировки его в окружающем мире. Чрезвычайно важно, что в этот ранний этап, период сензитивный для развития речи, взрослый выступает для ребенка и как носитель речевых форм общения. Овладение речью оказывает значительное влияние на процесс формирования у ребенка восприятия человека. Именно благодаря этому человек начинает выступать в восприятии ребенка как лицо, обладающее не только непосредственными чувственно данными свойствами, но и сигнализируемыми ими психическими свойствами1. В дошкольный период восприятие человека продолжает активно формироваться, чему в значительной степени способствует овладение ребенком новыми видами деятельности (особенно — коллективными), расширение круга общения и появление внеситуативного личностного общения. Активной формой отражения дошкольником человека является игра, в которой он воссоздает образы родных людей, отношения между ними. Особенности отражения ребенком человека выявляет и детское изобразительное творчество. По тому, каких людей изображает ребенок, как раскрывает их образы, можно в определенной степени судить о его отношении к ним, о том, что в человеке запечатлевается им легко, на что он обращает большее внимание. Наиболее яркую положительную оценку дети дают тем из окружающих взрослых, к которым испытывают доверительное отношение, привязанность. В восприятии человека всегда, как справедливо отмечает А. А. Бодалев, «отражается положение, которое вообще занимает человек в той системе ценностей, на которую познающий субъект ориентируется в своем повседневном поведении»[107]. Замечено, что дети с высоким социометрическим статусом в группе чаще «непопулярных» положительно оценивают воспитателя по признаку личного отношения педагога к ребенку. Положение ребенка в группе сверстников проявляется и в восприятии детьми друг друга. В специальных исследованиях было выявлено, что чем выше положение ребенка в группе, тем выше оценивают его сверстники, и наоборот. По данным Р. А. Максимовой, с большей степенью объективности (79—90 %) дети оценивают сверстников, занимающих лидирующее и среднее положение в межличностных отношениях. Менее адекватно оцениваются дети с низким социометрическим статусом (степень объективности здесь составляет лишь 40—50 %). Влияет на восприятие дошкольниками друг друга и характер их взаимоотношений. Оценивая ребят, к которым они проявляют симпатию, дети называют в подавляющем большинстве лишь их положительные качества. В числе основных положительных качеств сверстника дошкольники отмечают умение хорошо играть, доброту, товарищество, отсутствие агрессивности, трудолюбие, способность, аккуратность.
«Женя (6, 10): «Жора мой самый лучший друг. Он, когда мы в футбол играли, говорил, что не хочет играть в той команде, где меня нет. Он такой маленький, а лучше всех мяч водит, Жора и читать умеет. Он хороший» (по материалам Е. А. Панько).
Дети, которые не вызывают симпатии у говорящего, характеризуются им, как правило, только с отрицательной стороны. Наиболее часто дошкольники указывают на такие отрицательные качества, как жадность, неаккуратность, непослушание, отсутствие хороших знаний, умений, способностей («плохо отвечает на занятии», «не умеет рисовать», «бьется», «плохо играет» и т. п.). К концу дошкольного возраста у детей появляется способность при оценке окружающих, восприятии их «освобождаться» в некоторой степени от непосредственного к ним отношения. Характеризуя знакомых им людей, дети при положительной в целом характеристике отмечают иногда и отрицательные их качества.
«5, 5, 4. Наутро Кирилл с восторгом вспоминает об Алеше, о его шалостях. «Как ты можешь его хвалить, если он плохой товарищ? » — возражаю я. Кирилл заступился: «Он мне очень нравится, он хороший мальчик. Правда, он совершает плохие поступки». Задумывается на минуту над явным противоречием, потом подтверждает: «Так бывает! Сам хороший, а поступки его плохие» (из дневника В. С. Мухиной).
Во взаимооценке дошкольников обнаруживаются и некоторые половые различия. Так, например, оценивая девочек при позитивном к ним отношении, представители обоего пола отмечают у них большее число положительных качеств, чем при оценке мальчиков, к которым также проявляют симпатию. Характеризуя мальчиков при негативном к ним отношении, девочки во всех возрастных группах в целом отмечают у них больше отрицательных качеств, чем у представителей своего пола при аналогичном отношении к ним. Выявлено, что разные качества человека осознаются и адекватно оцениваются дошкольниками далеко не одновременно. Так, по данным Н. Е. Анкудиновой, физические качества, возможности сверстника дети дошкольного возраста воспринимают и оценивают более верно, нежели моральные. На протяжении дошкольного периода восприятие ребенком человека существенно изменяется. Если оценочные суждения об окружающих людях младшего дошкольника как правило недифференцированны, неустойчивы, изменчивы, ситуационны, то с возрастом они становятся все более полными, развернутыми, адекватными, касаются не только внешних, физических данных воспринимаемого, но и его личностных, внутренних качеств. Имеет свои отличительные черты восприятие дошкольниками родителей. Психологические особенности восприятия детьми родителей, процесс идентификации был исследован рядом психологов (А. И. Захаровым, В. С. Мухиной и др.)[108]. В одном из исследований испытуемым в возрасте 3—16 лет предъявлялись 10 вопросов, затрагивающих значимые стороны отношений мальчиков или девочек с родителями[109]. На основе анализа полученных данных ученый пришел к выводу, что начиная с 5 лет ролевую идентификацию детей с родителями можно рассматривать как относительно сложный, многоуровневый социально-психологический феномен, детерминированный возрастной потребностью приобретения навыков идентичного полу поведения посредством принятия соответствующей родительской роли. Возраст наиболее выраженной идентификации с родителями того же пола у мальчиков 5—7 лет, у девочек — 3—8 лет. Максимально выражены у девочек в 3 года — выбор профессии матери и откровенность с ней (то же у мальчиков в отношении отца), в 4 года — откровенность с матерью; в 6 лет — выбор роли матери (у мальчиков — выбор роли отца). Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки — у мальчиков и бабушки — у девочек). Идентификация связана с эмоционально теплыми отношениями с родителями другого пола. Так, например, мальчики чаще идентифицируют себя с отцом, если не боятся наказания со стороны матери. При этом, как показало исследование, родитель того же пола выступает для ребенка не в качестве объекта зависти и враждебности, как считал 3. Фрейд, а напротив, в качестве объекта предпочтения. Способность увидеть и оценить личностные качества окружающих помогает ребенку воспринять и героев художественных произведений. Исследуя восприятие детьми дошкольного возраста выразительной стороны рисунка, Т. А. Репина выявила, что наиболее доступны дошкольнику эмоции, отраженные непосредственно в мимике изображенного персонажа. Значительно труднее (особенно для младших дошкольников) воспринять эмоциональное содержание, переданное в позе и жестах, и особенно когда оно воплощается посредством изображения взаимоотношений. Были установлены следующие уровни восприятия: 1) не понимается ни эмоция, выраженная в картине, ни ее сюжет; 2) правильно воспринимается эмоция, хотя сюжет ясно не понимается; 3) осознается сюжет картины и адекватно воспринимается ее эмоциональное содержание. Немаловажное значение имеет и то, какое эмоциональное состояние воспринимают дети: эмоцию радости и гнева, выраженную в мимике персонажей на картине, дошкольники улавливают легче, нежели выражение грусти и печали. Важную роль в развитии социальной перцепции ребенка играет взрослый. В процессе руководства деятельностью детей, их общением, восприятием ими художественных произведений взрослый (родитель, воспитатель) обращает внимание на разные стороны поведения дошкольника, его внешний вид, проявление личностных, интеллектуальных, волевых качеств. Оценивая и фиксируя их, взрослый не только помогает детям лучше понять окружающих людей, но и формирует у них «точки зрения на людей», «эталоны», с которыми они должны «сверять» свое поведение и которыми они должны «мерить» поведение своих товарищей. Очень значимо в этом процессе поведение и внешний облик самого взрослого, сложившиеся взаимоотношения в его личностной микросреде[110]. Итак: — Сенсорика не дана ребенку от рождения в готовом виде, она формируется в процессе его жизни. Органической предпосылкой сенсорного развития является созревание анализатора. Однако для сенсорных процессов необходима не только готовность анализаторов; совершенствование ориентировки ребенка в свойствах и отношениях предметов окружающего мира невозможно без приобретения им сенсорного опыта. — Развитие ощущения и восприятия тесно взаимосвязано с общим уровнем умственного развития ребенка, с овладением им речью. Слово обобщает, очеловечивает восприятие ребенка, поднимая его на более высокий уровень. Особо важное значение в развитии сенсорики имеет освоение ребенком общественного сенсорного опыта. — Развитие сенсорики ребенка связано и с овладением им действиями восприятия. На протяжении дошкольного возраста характер перцептивных действий меняется. Чрезмерно развернутые на первом этапе перцептивные действия постепенно свертываются за счет интериоризации отдельных операций к концу дошкольного периода. Увеличивается точность и быстрота осуществления перцептивного действия. На протяжении раннего и дошкольного детства развиваются основные виды чувствительности ребенка (зрительная, слуховая, обонятельные, кинестетические, тактильные и др.). Существенные изменения происходят в восприятии пространства, времени, движения. — В дошкольном возрасте начинают складываться зачатки художественного восприятия. Уровень развития его определяется не только способностью ребенка понять изображенное, проникнуть в его смысл, но и эмоциональной отзывчивостью на воспринятое. Важное значение в восприятии дошкольником художественного произведения имеет содержание произведения, его доступность, близость ребенку, композиция произведения и т. п. Для дошкольника характерно сопереживание по отношению к героям художественного произведения. На протяжении дошкольного периода при условии грамотного педагогического воздействия уровень восприятия и оценки художественного произведения повышается. — Активно развивается в дошкольном возрасте и социальная перцепция ребенка. С возрастом дошкольники обучаются не только тоньше дифференцировать внешний облик людей, но и полнее, глубже воспринимать их с разных сторон, вычленять их существенные функции. Восприятие определяется как особенностями объекта, так и субъекта. В социальной перцепции ребенка находят отражение его взаимоотношения с окружающими людьми, положение среди них, возрастные, индивидуальные особенности и т. д. — Важная роль в развитии сенсорики ребенка принадлежит взрослому. Он помогает детям овладеть выработанной человечеством системой сенсорных эталонов. Педагог должен сформировать у своих воспитанников перцептивные умения, которые дадут возможность успешно и быстро овладеть как важными свойствами новых для них предметов и явлений, так и воспринять изменяющиеся свойства уже известных им. — Сенсорика ребенка развивается в процессе деятельности. Воспитателю следует учитывать, что наиболее успешно она формируется внутри содержательных, широких видов деятельности (манипуляция с предметами, игровая, изобразительная, конструктивная, музыкальная, трудовая и др.).
Литература Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1964. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. Бондаренко Е. А. Восприятие комического дошкольниками. Мн., 1968. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М., 1969. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения //Избр. психологические труды. М, 1986. Т. 1. С. 66-77. Запорожец А. В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве //Избр. психологические труды. М., 1986. Т. 1. С. 85—90. Мухина В. С. Детская психология М., 1985. Гл. 14. Полуянов Ю. А. Формирование целостного восприятия цвета у детей//Вопр. психологии. 1980. № 1. Сенсорное воспитание в детском саду/Под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. 2-е изд. М., 1981. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду/Под ред. А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной. М., 1965. Вопросы для повторения
1. Каковы психологические основы советской системы сенсорного воспитания? 2. Как развивается восприятие ребенком пространства? 3. Охарактеризуйте развитие ориентировки дошкольника во времени. 4. В чем заключается специфика художественного восприятия дошкольника? 5. Как развивается социальная перцепция дошкольника? Практические задания
1. Продумайте и проведите эксперименты для выявления уровня развития основных видов чувствительности дошкольника. 2. Продумайте и проведите эксперимент с целью изучения развития восприятия детьми картины. Будет ли различаться уровень восприятия картин с разным содержанием одним и тем же ребенком? Одинаков ли будет уровень восприятия одной и той же картины у всех детей конкретной возрастной группы? Примерные темы рефератов
1. Развитие сенсорики в процессе конструктивной деятельности дошкольника. 2. Восприятие дошкольниками сказки. 3. Восприятие дошкольниками своих родителей. 4. Восприятие комического дошкольниками. Г л а в а XI. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 1962; Нарушение авторского права страницы