Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Команды работы с адресами и указателями памяти



При написании программ на ассемблере производится интенсивная работа с адресами операндов, находящимися в памяти. Для поддержки такого рода операций есть специальная группа команд, в которую входят следующие команды:

lea назначение, источник — загрузка эффективного адреса;

lds назначение, источник — загрузка указателя в регистр сегмента данных ds;

les назначение, источник — загрузка указателя в регистр дополнительного сегмента данных es;

lgs назначение, источник — загрузка указателя в регистр дополнительного сегмента данных gs;

lfs назначение, источник — загрузка указателя в регистр дополнительного сегмента данных fs;

lss назначение, источник — загрузка указателя в регистр сегмента стека ss.

Команда lea похожа на команду mov тем, что она также производит пересылку. Однако, обратите внимание, команда lea производит пересылку не данных, а эффективного адреса данных (то есть смещения данных относительно начала сегмента данных) в регистр, указанный операндом назначение.

Часто для выполнения некоторых действий в программе недостаточно знать значение одного лишь эффективного адреса данных, а необходимо иметь полный указатель на данные. Вы помните, что полный указатель на данные состоит из сегментной составляющей и смещения.

Все остальные команды этой группы позволяют получить в паре регистров такой полный указатель на операнд в памяти. При этом имя сегментного регистра, в который помещается сегментная составляющая адреса, определяется кодом операции. Соответственно, смещение помещается в регистр общего назначения, указанный операндом назначение.

Но не все так просто с операндом источник. На самом деле, в команде в качестве источника нельзя указывать непосредственно имя операнда в памяти, на который мы бы хотели получить указатель.

Предварительно необходимо получить само значение полного указателя в некоторой области памяти и указать в команде получения полного адреса имя этой области. Для выполнения этого действия необходимо вспомнить директивы резервирования и инициализации памяти.

При применении этих директив возможен частный случай, когда в поле операндов указывается имя другой директивы определения данных (фактически, имя переменной). В этом случае в памяти формируется адрес этой переменной. Какой адрес будет сформирован (эффективный или полный), зависит от применяемой директивы. Если это dw, то в памяти формируется только 16-битное значение эффективного адреса, если же dd — в память записывается полный адрес. Размещение этого адреса в памяти следующее: в младшем слове находится смещение, в старшем — 16-битная сегментная составляющая адреса.

Например, при организации работы с цепочкой символов удобно поместить ее начальный адрес в некоторый регистр и далее в цикле модифицировать это значение для последовательного доступа к элементам цепочки. В листинге 1 производится копирование строки байт str_1 в строку байт str_2.

В строках 12 и 13 в регистры si и di загружаются значения эффективных адресов переменных str_1 и str_2.

В строках 16 и 17 производится пересылка очередного байта из одной строки в другую. Указатели на позиции байтов в строках определяются содержимым регистров si и di. Для пересылки очередного байта необходимо увеличить на единицу регистры si и di, что и делается командами сложения inc (строки 18, 19). После этого программу необходимо зациклить до обработки всех символов строки.

Листинг 1. Копирование строки< 1>; ---------Prg_7_2.asm---------------< 2> masm< 3> model small< 4> .data< 5> ...< 6> str_1 db ‘Ассемблер — базовый язык компьютера’< 7> str_2 db 50 dup (‘ ‘)< 8> full_pnt dd str_1< 9> ...< 10> .code< 11> start: < 12> ...< 13> lea si, str_1< 14> lea di, str_2< 15> les bx, full_pnt; полный указатель на str1 в пару es: bx< 16> m1: < 17> mov al, [si]< 18> mov [di], al< 19> inc si< 20> inc di< 21> ; цикл на метку m1 до пересылки всех символов< 22> ...< 23> end start

Необходимость использования команд получения полного указателя данных в памяти, то есть адреса сегмента и значения смещения внутри сегмента, возникает, в частности, при работе с цепочками.

В строке 14 листинга 1 в двойном слове full_pnt формируются сегментная часть адреса и смещение для переменной str_1. При этом 2 байта смещения занимают младшее слово full_pnt, а значение сегментной составляющей адреса — старшее слово full_pnt. В строке 14 командой les эти компоненты адреса помещаются в регистры bx и es.

Команды преобразования данных

К этой группе можно отнести множество команд микропроцессора, но большинство из них имеют те или иные особенности, которые требуют отнести их к другим функциональным группам.

Поэтому из всей совокупности команд микропроцессора непосредственно к командам преобразования данных можно отнести только одну команду:

xlat [адрес_таблицы_перекодировки]

Это очень интересная и полезная команда. Ее действие заключается в том, что она замещает значение в регистре al другим байтом из таблицы в памяти, расположенной по адресу, указанному операндом адрес_таблицы_перекодировки.

Слово “таблица” весьма условно — по сути это просто строка байт. Адрес байта в строке, которым будет производиться замещение содержимого регистра al, определяется суммой (bx) + (al), то есть содержимое al выполняет роль индекса в байтовом массиве.

При работе с командой xlat обратите внимание на следующий тонкий момент. Несмотря на то, что в команде указывается адрес строки байт, из которой должно быть извлечено новое значение, этот адрес должен быть предварительно загружен (например, с помощью команды lea) в регистр bx. Таким образом, операнд адрес_таблицы_перекодировки на самом деле не нужен (необязательность операнда показана заключением его в квадратные скобки). Что касается строки байт (таблицы перекодировки), то она представляет собой область памяти размером от 1 до 255 байт (диапазон числа без знака в 8-битном регистре).

В качестве иллюстрации работы данной команды мы рассмотрим программу, которая преобразует двузначное шестнадцатеричное число, вводимое с клавиатуры (то есть в символьном виде), в эквивалентное двоичное представление в регистре al. Ниже (листинг 2) приведен вариант этой программы с использованием команды xlat.

Листинг 2. Использование таблицы перекодировки< 1>; ---------Prg_7_3.asm----------------------< 2>; Программа преобразования двузначного шестнадцатеричного числа< 3>; в двоичное представление с использованием команды xlat.< 4>; Вход: исходное шестнадцатеричное число; вводится с клавиатуры.< 5>; Выход: результат преобразования в регистре al.< 6>.data; сегмент данных< 7> message db ‘Введите две шестнадцатеричные цифры, $’< 8> tabl db 48 dup (0), 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 8 dup (0), < 9> db 0ah, 0bh, 0ch, odh, 0eh, 0fh, 27 dup (0)< 10> db 0ah, 0bh, 0ch, odh, 0eh, 0fh, 153 dup (0)< 11> .stack 256; сегмент стека< 12> .code< 13> ; начало сегмента кода< 14> proc main; начало процедуры main< 15> mov ax, @data; физический адрес сегмента данных в регистр ax< 16> mov ds, ax; ax записываем в ds< 17> lea bx, tabl; загрузка адреса строки байт в регистр bx< 18> mov ah, 9< 19> mov dx, offset message< 20> int 21h; вывести приглашение к вводу< 21> xor ax, ax; очистить регистр ax< 22> mov ah, 1h; значение 1h в регистр ah< 23> int 21h; вводим первую цифру в al< 24> xlat; перекодировка первого введенного символа в al< 25> mov dl, al< 26> shl dl, 4; сдвиг dl влево для освобождения места для младшей цифры< 27> int 21h; ввод второго символа в al< 28> xlat; перекодировка второго введенного символа в al< 29> add al, dl; складываем для получения результата< 30> mov ax, 4c00h; пересылка 4c00h в регистр ax< 31> int 21h; завершение программы< 32> endp main; конец процедуры main< 33> code ends; конец сегмента кода< 34> endmain; конец программы с точкой входа main

Сама по себе программа проста; сложность вызывает обычно формирование таблицы перекодировки. Обсудим этот момент подробнее.

Прежде всего нужно определиться с значениями тех байтов, которые вы будете изменять. В нашем случае это символы шестнадцатеричных цифр. Сконструируем в сегменте данных таблицу, в которой на места байтов, соответствующих символам шестнадцатеричных цифр, помещаем их новые значения, то есть двоичные эквиваленты шестнадцатеричных цифр. Строки 8-10 листинга 2 демонстрируют, как это сделать. Байты этой таблицы, смещения которых не совпадают со значением кодов шестнадцатеричных цифр, нулевые. Таковыми являются первые 48 байт таблицы, промежуточные байты и часть в конце таблицы.

Желательно определить все 256 байт таблицы. Дело в том, что если мы ошибочно поместим в al код символа, отличный от символа шестнадцатеричной цифры, то после выполнения команды xlat получим непредсказуемый результат. В случае листинга 2 это будет ноль, что не совсем корректно, так как непонятно, что же в действительности было в al — код символа “0” или что-то другое.

Поэтому, наверное, есть смысл здесь поставить “защиту от дурака”, поместив в неиспользуемые байты таблицы какой-нибудь определенный символ. После каждого выполнения xlat нужно будет просто контролировать значение в al на предмет совпадения с этим символом, и если оно произошло, выдавать сообщение об ошибке.

После того как таблица составлена, с ней можно работать. В сегменте команд строка 18 инициализирует регистр bx значением адреса таблицы tabl. Далее все очень просто. Поочередно вводятся символы двух шестнадцатеричных цифр, и производится их перекодировка в соответствующие двоичные эквиваленты.

Команды работы со стеком

Эта группа представляет собой набор специализированных команд, ориентированных на организацию гибкой и эффективной работы со стеком.

Стек — это область памяти, специально выделяемая для временного хранения данных программы. Важность стека определяется тем, что для него в структуре программы предусмотрен отдельный сегмент. На тот случай, если программист забыл описать сегмент стека в своей программе, компоновщик tlink выдаст предупреждающее сообщение.

Для работы со стеком предназначены три регистра:

  • ss — сегментный регистр стека;
  • sp/esp — регистр указателя стека;
  • bp/ebp — регистр указателя базы кадра стека.

Размер стека зависит от режима работы микропроцессора и ограничивается 64 Кбайт (или 4 Гбайт в защищенном режиме).

В каждый момент времени доступен только один стек, адрес сегмента которого содержится в регистре ss. Этот стек называется текущим. Для того чтобы обратиться к другому стеку (“переключить стек”), необходимо загрузить в регистр ss другой адрес. Регистр ss автоматически используется процессором для выполнения всех команд, работающих со стеком.

Перечислим еще некоторые особенности работы со стеком:

  • запись и чтение данных в стеке осуществляется в соответствии с принципом LIFO (Last In First Out — “последним пришел, первым ушел”);
  • по мере записи данных в стек последний растет в сторону младших адресов. Эта особенность заложена в алгоритм команд работы со стеком;
  • при использовании регистров esp/sp и ebp/bp для адресации памяти ассемблер автоматически считает, что содержащиеся в нем значения представляют собой смещения относительно сегментного регистра ss.

В общем случае стек организован так, как показано на рис. 2.

Рис. 2. Концептуальная схема организации стека

Для работы со стеком предназначены регистры ss, esp/sp и ebp/bp.

Эти регистры используются комплексно, и каждый из них имеет свое функциональное назначение.

Регистр esp/sp всегда указывает на вершину стека, то есть содержит смещение, по которому в стек был занесен последний элемент. Команды работы со стеком неявно изменяют этот регистр так, чтобы он указывал всегда на последний записанный в стек элемент. Если стек пуст, то значение esp равно адресу последнего байта сегмента, выделенного под стек.

При занесении элемента в стек процессор уменьшает значение регистра esp, а затем записывает элемент по адресу новой вершины.

При извлечении данных из стека процессор копирует элемент, расположенный по адресу вершины, а затем увеличивает значение регистра указателя стека esp.

Таким образом, получается, что стек растет вниз, в сторону уменьшения адресов.

Что делать, если нам необходимо получить доступ к элементам не на вершине, а внутри стека?

Для этого применяют регистр ebp. Регистр ebp регистр указателя базы кадра стека.

Например, типичным приемом при входе в подпрограмму является передача нужных параметров путем записи их в стек. Если подпрограмма тоже активно работает со стеком, то доступ к этим параметрам становится проблематичным. Выход в том, чтобы после записи нужных данных в стек сохранить адрес вершины стека в указателе кадра (базы) стека — регистре ebp. Значение в ebp в дальнейшем можно использовать для доступа к переданным параметрам.

Начало стека расположено в старших адресах памяти. На рис. 2 этот адрес обозначен парой ss: ffff. Смещение ffff приведено здесь условно. Реально это значение определяется величиной, которую программист задает при описании сегмента стека в своей программе.

К примеру, для программы в листинге 2 началу стека будет соответствовать пара ss: 0100h. Адресная пара ss: ffff — это максимальное для реального режима значение адреса начала стека, так как размер сегмента в нем ограничен величиной 64 Кбайт (0ffffh).

Для организации работы со стеком существуют специальные команды записи и чтения.

push источник — запись значения источник в вершину стека.

Интерес представляет алгоритм работы этой команды, который включает следующие действия (рис. 3):

  • (sp) = (sp) – 2; значение sp уменьшается на 2;
  • значение из источника записывается по адресу, указываемому парой ss: sp.

Рис. 3. Принцип работы команды push

pop назначение — запись значения из вершины стека по месту, указанному операндом назначение. Значение при этом “снимается” с вершины стека.

Алгоритм работы команды pop обратен алгоритму команды push (рис. 4):

  • запись содержимого вершины стека по месту, указанному операндом назначение;
  • (sp) = (sp) + 2; увеличение значения sp.

Рис. 4. Принцип работы команды pop

pusha — команда групповой записи в стек.

По этой команде в стек последовательно записываются регистры ax, cx, dx, bx, sp, bp, si, di. Заметим, что записывается оригинальное содержимое sp, то есть то, которое было до выдачи команды pusha (рис. 5).

Рис. 5. Принцип работы команды pusha

pushaw — почти синоним команды pusha. В чем разница? На уроке 5 мы обсуждали один из атрибутов сегмента — атрибут разрядности. Он может принимать значение use16 или use32.

Рассмотрим работу команд pusha и pushaw при каждом из этих атрибутов:

  • use16 — алгоритм работы pushaw аналогичен алгоритму pusha.
  • use32 — pushaw не изменяется (то есть она нечувствительна к разрядности сегмента и всегда работает с регистрами размером в слово — ax, cx, dx, bx, sp, bp, si, di). Команда pusha чувствительна к установленной разрядности сегмента и при указании 32-разрядного сегмента работает с соответствующими 32-разрядными регистрами, то есть eax, ecx, edx, ebx, esp, ebp, esi, edi.

pushad — выполняется аналогично команде pusha, но есть некоторые особенности, которые вы можете узнать из “Справочника команд”.

Следующие три команды выполняют действия, обратные вышеописанным командам:

popa;

popaw;

popad.

Группа команд, описанная ниже, позволяет сохранить в стеке регистр флагов и записать слово или двойное слово в стеке. Отметим, что перечисленные ниже команды — единственные в системе команд микропроцессора, которые позволяют получить доступ (и которые нуждаются в этом доступе) ко всему содержимому регистра флагов.

pushf — сохраняет регистр флагов в стеке.

Работа этой команды зависит от атрибута размера сегмента:

  • use16 — в стек записывается регистр flags размером 2 байта;
  • use32 — в стек записывается регистр eflags размером 4 байта.

pushfw — сохранение в стеке регистра флагов размером в слово. Всегда работает как pushf с атрибутом use16.

pushfd — сохранение в стеке регистра флагов flags или eflags в зависимости от атрибута разрядности сегмента (то есть то же, что и pushf).

Аналогично, следующие три команды выполняют действия, обратные рассмотренным выше операциям:

Popf

Popfw

Popfd

И в заключение отметим основные виды операции, когда использование стека практически неизбежно:

  • вызов подпрограмм;
  • временное сохранение значений регистров;
  • определение локальных переменных.

16. Лекция 13. Команды передачи управления (1 пара)

На предыдущих уроках мы познакомились с некоторыми командами, из которых формируются линейные участки программы. Каждая из них в общем случае выполняет некоторые действия по преобразованию или пересылке данных, после чего микропроцессор передает управление следующей команде. Но очень мало программ работают таким последовательным образом. Обычно в программе есть точки, в которых нужно принять решение о том, какая команда будет выполняться следующей. Это решение может быть

  • безусловным — в данной точке необходимо передать управление не той команде, которая идет следующей, а другой, которая находится на некотором удалении от текущей команды;
  • условным — решение о том, какая команда будет выполняться следующей, принимается на основе анализа некоторых условий или данных.

Как вы помните, программа представляет собой последовательность команд и данных, занимающих определенное пространство оперативной памяти. Эта пространство памяти может быть либо непрерывным, либо состоять из нескольких фрагментов.

На уроке 5 нами были рассмотрены средства организации фрагментации кода программы и ее данных на сегменты. То, какая команда программы должна выполняться следующей, микропроцессор узнает по содержимому пары регистров cs: (e)ip:

  • cs — сегментный регистр кода, в котором находится физический (базовый) адрес текущего сегмента кода;
  • eip/ip — регистр указателя команды, в котором находится значение, представляющее собой смещение в памяти следующей команды, подлежащей выполнению, относительно начала текущего сегмента кода.
  • Напомню, почему мы записываем регистры eip/ip через косую черту. Какой конкретно регистр будет использоваться, зависит от установленного режима адресации use16 или use32. Если указано use16, то используется ip, если use32, то используется eip.

Таким образом, команды передачи управления изменяют содержимое регистров cs и eip/ip, в результате чего микропроцессор выбирает для выполнения не следующую по порядку команду программы, а команду в некотором другом участке программы. Конвейер внутри микропроцессора при этом сбрасывается.

По принципу действия, команды микропроцессора, обеспечивающие организацию переходов в программе, можно разделить на четыре группы:

  1. Команды безусловной передачи управления:
    • команда безусловного перехода;
    • вызова процедуры и возврата из процедуры;
    • вызова программных прерываний и возврата из программных прерываний.
  2. Команды условной передачи управления:
    • команды перехода по результату команды сравнения cmp;
    • команды перехода по состоянию определенного флага;
    • команды перехода по содержимому регистра ecx/cx.
  3. Команды управления циклом:
    • команда организации цикла со счетчиком ecx/cx;
    • команда организации цикла со счетчиком ecx/cx с возможностью досрочного выхода из цикла по дополнительному условию.

 

Безусловные переходы

Предыдущее обсуждение выявило некоторые детали механизма перехода. Команды перехода модифицируют регистр указателя команды eip/ip и, возможно, сегментный регистр кода cs. Что именно должно подвергнуться модификации, зависит:

  • от типа операнда в команде безусловного перехода (ближний или дальний);
  • от указания перед адресом перехода (в команде перехода) модификатора; при этом сам адрес перехода может находиться либо непосредственно в команде (прямой переход), либо в регистре или ячейке памяти (косвенный переход).

Модификатор может принимать следующие значения:


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 658; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.043 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь