Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Творчество – радость и труд, подсознательный порыв, душевная необходимость.



 

Твардовский «Вся суть в одном-единственном завете» (В нем Твардовский утверждает необходимость свободного высказывания, причем не только литератора, но и любого человека. «Я об одном при жизни хлопочу: /О том, что знаю лучше всех на свете/Сказать хочу. И так, как я хочу.»)

Маяковский «Поэзия» (Поэзия — та же добыча радия./В грамм добыча, в годы труды./Изводишь единого слова ради/Тысячи тонн словесной руды./Но как испепеляюще слов этих жжение/Рядом с тлением слова-сырца./Эти слова приводят в движение/Тысячи лет миллионов сердца)

Ахматова «Мне ни к чему одические рати…» (Когда б вы знали, из какого сора/Растут стихи, не ведая стыда./Как желтый одуванчик у забора, /Как лопухи и лебеда./Сердитый окрик, дегтя запах свежий, /Таинственная плесень на стене.../И стих уже звучит, задорен, нежен./На радость всем и мне»)

Назначение поэта

Пушкин «Пророк» (назначение поэта – «глаголом жечь сердца людей»: И бога глас ко мне воззвал: /«Восстань, пророк, и виждь, и внемли, /Исполнись волею моей, /И, обходя моря и земли, /Глаголом жги сердца людей».)

Лермонтов «Поэт» (уподобляет поэзию боевому оружию, утверждая действенность поэтического слова в преобразовании общества. Михаил Юрьевич призывает создавать актуальную лирику с четкой гражданской позицией, оказывающую сильное влияние на мысли и поступки людей.)

Некрасов «Поэт и гражданин» (Для Некрасова поэт – прежде всего гражданин. Главная мысль автора утверждается в полемике с теми, кто пытается очистить поэзию от общественно-политических тем, считая их недостойными высокого искусства. От лица гражданина он упрекает поэта в том, что тот уводит читателя от злободневных вопросов современности в мир интимных чувств и переживаний.)

Некрасов «Элегия» (лирический герой связывает поэтическое творчество с вопросом о положении народа. Он призывает не следовать «изменчивой моде», которая утверждает, что тема «страдания народа» не актуальна. По его мнению, задача художника как раз и состоит в том, чтобы освещать тёмные стороны человеческой жизни: «Толпе напоминать, что бедствует народ», в то время как она «ликует и поет». Также как и автор «Мёртвых душ» лирический герой «Элегии» высоко оценивает труд «непризнанных» толпой художников, которые не боятся в своём творчестве затрагивать проблемы, взятые из «презренной жизни».)

Обращение к собратьям по перу

Маяковский «Юбилейное» (создает образ Пушкина, которого воспринимает как друга (" после смерти нам стоять почти что рядом..." ), с которым можно поговорить обо всем ( " но поэзия-пресволочнейшая штуковина..." ). Как у Цветаевой, так и у Маяковского в финальных строках ощутим мотив уверенности в завтрашнем дне, необремененности: " с именем твоим-сон глубок", " Хорошо у нас в стране советов. Можно жить, работать можно дружно" (соответственно).)

Цветаева «Стихи Блоку» (Одно имя А.Блока будоражит и пробуждает человека (об этом говорят характерные метафоры: " льдинка на языке", " поцелуй в снег" ), а потому образ поэта становится тем отрезвляющим глотком, с которым " сон глубок" )

Есенин «Пушкину» (Как Цветаева признает важность творчества Блока (" с именем твоим- сон глубок" ), так и Есенин говорит, что Пушкин " русской стал судьбой". Кроме того, в обоих произведениях есть образы-символы, помогающие создать образ того, о ком говорится: Пушкин-" блондинистый, почти белесый" хулиган, недосягаемый (" имя твое-ах, нельзя! " ) и одновременно близкий Блок (имя звучит в топоте копыт, во всхлипе камня, брошенного в воду).)

ОБЪЕДИНЯЕТ: близость чувств и мотивов трех произведений: и Маяковский, и Цветаева, и Есенин, обращаясь к своим братьям по перу, возвеличивают тех и восхищаются теми, к кому обращаются, преклоняются перед их творчеством, ценят его. Кроме того, все три стихотворения проникнуты дружеским мотивом, так как авторы понимают сложность и важность писательского труда. Наконец, эти произведения написаны в форме послания, что создает интимную атмосферу.

 

ОДИНОЧЕСТВО, СВОБОДА И ИЗГНАНИЕ В АСПЕКТАХ

 

Одиночество

 

Лермонтов «И скучно, и грустно» (В этом произведении автор открыто признается, что страдает от одиночества, так как «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Лермонтову всего 27 лет, но поэт отмечает, что у него уже не осталось практически никаких желаний, так как «что пользы напрасно и вечно желать? », если им все равно не суждено сбыться.)

«Парус» (В стихотворении в образе паруса виден сам поэт, его душа. «Парус» - стихотворение Лермонтова о самом себе, ведь настоящий Поэт всегда остается «одиноким» и «мятежным», а его свободолюбивая душа, полная тревожной неуспокоенности, жаждет вечных поисков, жаждет бури.)

Цветаева «Тоска по родине! » (несмотря на название, это стихотворение действительно в первую очередь об одиночестве, и к теме «любви к Родине» не особенно подходит, т.к. его основная идея в том, что все равно, где быть одиноким и непонятым – в чужой стране или за границей),

 

Изгнание

 

Лермонтов «И скучно, и грустно»

«Парус»( «Что ищет он в стране далекой? », — вопрошает поэт самого себя, словно бы предчувствуя, что отныне его жизнь будет полна скитаний. И в то же время автор мысленно оглядывается назад, осознавая, «что кинул он в краю родном». Уход из университета поэт не считает для себя серьезной потерей, так как не видит смысла продолжать учебу и заниматься наукой. Гораздо больше Лермонтова беспокоит тот факт, что придется покинуть любимую Москву и единственного по-настоящему близкого ему человека – бабушку Елизавету Алексеевну Арсеньеву, которая заменила ему и отца, и мать.)

Цветаева «Тоска по родине! » (Написано в Праге, во время революции в России. Поэтесса, пытаясь осознать свое жизненное предназначение, приходит к выводу, что ее творчество больше никому не нужно.)

 

Свобода

 

Пушкин «Узник» (Чтобы подчеркнуть безвыходность своего положения, поэт проводит параллель с орлом, вскормленным в неволи, который является его собратом по несчастью. При этом автор отмечает, что гордая птица, никогда не испытывавшая пьянящего чувства свободы, гораздо сильнее и свободолюбивее, чем он, потому как своим криком и взглядом она словно «…вымолвить хочет: «Давай, улетим! »», поддавшись ее уговорам, сам поэт осознает – «мы вольные птицы; пора, брат, пора! ».)

Лермонтов «Отворите мне темницу» (От начала к финалу сужается пространство, существующее в сознании лирического героя. В конце первого восьмистишия упоминается степь. Завершается стихотворение строками о голых стенах, со всех сторон окружающих арестанта. Кроме того, показано погружение мира во мрак. Начинается произведение с радостного пейзажа, где главное – сияние дня. В финале перед читателями предстает диаметрально противоположная картина: ночь, «тускло светит луч лампады умирающим огнем».)

«Тучи» («Нет у вас родины, нет вам изгнания», — утверждает поэт, втайне завидуя тучам, которые не подчиняются человеческим законам. Они – вне времени и вне событий. Сторонние наблюдатели, которым нет никакого дела до мелочности и суеты человеческого мира.)

 

ЧЕЛОВЕК И ЭПОХА

 

Лермонтов «Монолог» («И нам горька остылой жизни чаша; и уж ничто души не веселит», — резюмирует поэт, отмечая при этом, что таков удел всей российской молодежи первой половины 19 века, которая лишена моральных принципов и благородных целей, поэтому вынуждена принимать правила игры, навязанные обществом, лицемерить, лгать и развлекаться.)

Пастернак «Гамлет» (Пастернак признает, что бороться с системой, которая обладает отлаженным механизмом манипуляции людьми, совершенно бесполезно, так как «продуман распорядок действий и неотвратим конец пути». Потому автор признается, что в своем желании быть личностью он одинок.)

Мандельштам «За гремучую доблесть грядущих веков» (Ключевой мотив – трагическая судьба поэта, живущего в эпоху революции. Эпоха губит художника и мешает ему творить. Мне на плечи кидается век-волкодав, /Но не волк я по крови своей, /Запихай меня лучше, как шапку, в рукав/Жаркой шубы сибирских степей.)

Пушкин «Разговор книгопродавца с поэтом» (отношения возвышенного поэта и «века торгаша»; основная мысль – на литературном творчестве можно зарабатывать)

 

МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ

 

Лермонтов «Из-под таинственной, холодной полумаски…» (Лирический герой встречает на балу женщину, в которую влюбляется, но в реальной жизни любовь невозможна, поэтому герой создает ее в своем воображении. Он очень одинок. И создал я тогда в моем воображенье/По легким признакам красавицу мою; /И с той поры бесплотное виденье/Ношу в душе моей, ласкаю и люблю)

Блок «Незнакомка» (Описывая окружающую его обстановку, Александр Блок умышленно противопоставляет грязь и пьяный угар божественному образу неизвестной женщины. И странной близостью закованный, /Смотрю за темную вуаль, /И вижу берег очарованный/И очарованную даль.)

Лермонтов «Отворите мне темницу» (Первая строфа «Узника» демонстрирует читателям оптимизм, желание жить. Лирический герой бодр, дерзок, ему кажется, что близка благословенная воля. В мечтах он целует молодую красавицу, мчится прочь от места заключения на черногривом скакуне. Далее настроение начинает меняться. Герой вспоминает о высоких окнах тюрьмы, о тяжелой двери с замком. Он осознает – черноокая девица находится далеко, а полная воля доступна сейчас лишь доброму коню, без узды резвящемуся в зеленом поле. Если во второй строфе надежда утрачивается, то в третьей констатируется пришедшее ей на смену ощущение безысходности. От начала к финалу сужается пространство, существующее в сознании лирического героя.)

 

ДРУЖБА

 

Пушкин «Пущину» (В нем поэт вспоминает их последнюю встречу, отмечая, что он «судьбу благословил», когда Иван Пущин приехал к нему в Михайловское, чтобы скрасить одиночество и отвлечь автора от невеселых раздумий о собственной судьбе. В этот момент лучший друг морально поддержал Пушкина, который находился на грани отчаянья, считая, что его карьера загублена, а жизнь – беспросветна.)

Высоцкий «Песня о друге» (Если ж он не скулил, не ныл, /Пусть он хмур был и зол, но шел, /А когда ты упал со скал, /Он стонал, но держал, /Если шел за тобой, как в бой, /На вершине стоял, хмельной, /Значит, как на себя самого, /Положись на него.)

Огарев «К друзьям » (О том, что настоящая дружба с годами лишь становится крепче, написано немало прекрасных литературных произведений. Одним из них является стихотворение Николая Огарева «К друзьям», в котором поэт не только вспоминает свою беззаботную молодость, но и хочет вернуть прошлое, чтобы вновь насладиться обществом единомышленников, пока еще не лишенных юношеского идеализма.)

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 1196; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь