Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Природа навевает философские мысли, заставляет задуматься о быстротечности жизни.
1)Есенин «Не жалею, не зову, не плачу» (Все мы, все мы в этом мире тленны, /Тихо льется с кленов листьев медь.../Будь же ты вовек благословенно, /Что пришло процвесть и умереть.) 2) Пушкин «Вновь я посетил» (...Вновь я посетил./Тот уголок земли, где я провел/Изгнанником два года незаметных./Уж десять лет ушло с тех пор — и много/Переменилось в жизни для меня, /И сам, покорный общему закону, /Переменился я — но здесь опять/Минувшее меня объемлет живо, /И, кажется, вечор еще бродил/Я в этих рощах.) 3)Пушкин «Редеет облаков летучая гряда» (Редеет облаков летучая гряда./Звезда печальная, вечерняя звезда! /Твой луч осеребрил увядшие равнины, /И дремлющий залив, и черных скал вершины./Люблю твой слабый свет в небесной вышине; Он думы разбудил, уснувшие во мне…)
Природа сравнивается с миром человеческих взаимоотношений.
1)Пушкин «Анчар» ( Анчар – ядовитое дерево, симолизирует абсолютное зло. К этому дереву царь, которому понадобился яд для стрел, послал своего слугу. Тот выполнил поручение, заплатив за это жизнью. Тема гибельности неограниченной власти. Пушкин сопоставляет зло природы и зло владыки, который отправляет человека к дереву, несущему смерть.) 2)Лермонтов «Утес» («тучка золотая» олицетворяет ветреную красавицу, полную жизни, сил и счастья. А утес выступает в роли солидного и умудренного опытом пожилого господина, который считает, что все прелести жизни лично для него уже остались в прошлом. Но вот красавица упорхнула, предпочтя его обществу компанию небесной «лазури», и пожилой мужчина еще отчетливее ощущает свое одиночество, понимая, что среди веселой молодежи он выглядит незваным гостем на чужом празднике жизни) 3)Есенин «Черемуха» (Есенин проводит параллель между миром людей и природой, акцентируя внимание на том, что черемуха и ручей напоминают ему молодых влюбленных, которые не решаются признаться друг другу в своих чувствах.)
Природа напоминает о прошедшей любви и пробуждает уснувшие чувства. 1) Пушкин «Редеет облаков летучая гряда» (Редеет облаков летучая гряда./Звезда печальная, вечерняя звезда! /Твой луч осеребрил увядшие равнины, /И дремлющий залив, и черных скал вершины./ Люблю твой слабый свет в небесной вышине; Он думы разбудил, уснувшие во мне) 2) Тютчев «Еще земли печален вид» (Душа, душа, спала и ты…/ Но что же вдруг тебя волнует, /Твой сон ласкает и целует/ И золотит твои мечты?..), 3) Есенин – отрывок из Анны Снегиной: (Иду я разросшимся садом, / Лицо задевает сирень, / И мил моим вспыхнувшим взглядам/ Состарившийся плетень. /Когда-то у той вон калитки/Мне было 16 лет/ И девушка в белой накидке/ Сказала мне ласково: «Нет! »)
Природа находит отражение в образе возлюбленной:
1)Тарковский «Ночной дождь» («Как слезы, капли дождевые/Светились на лице твоем), 2)Есенин «Не бродить, не мять в кустах багряных» (С алым соком ягоды на коже, /Нежная, красивая, была/На закат ты розовый похожа/И, как снег, лучиста и светла.) 3)Пушкин «Зимнее утро» («на встречу Северной Авроры/Звездою Севера явись! »)
Природа приносит радость и счастье.
1)Пушкин «Зимнее утро» (Мороз и солнце; день чудесный! ) 2)Тютчев «Я встретил вас, и все былое...» (…Как поздней осени порою /Бывают дни, бывает час, /Когда повеет вдруг весною /И что-то встрепенется в нас…) 3)Фет «Я пришел к тебе с приветом» (Я пришел к тебе с приветом, /Рассказать, что солнце встало, /Что оно горячим светом/По листам затрепетало; /Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой./Каждой птицей встрепенулся/И весенней полон жаждой)
Образы моря.
1)Жуковский «Море» (Безмолвное море, лазурное море, /Стою очарован над бездной твоей./Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, /Тревожною думой наполнено ты./Безмолвное море, лазурное море, /Открой мне глубокую тайну твою./Что движет твое необъятное лоно? /Чем дышит твоя напряженная грудь? ) 2)Пушкин «К морю»( Прощай же, море! Не забуду/Твоей торжественной красы/И долго, долго слышать буду/Твой гул в вечерние часы./В леса, в пустыни молчаливы/Перенесу, тобою полн, /Твои скалы, твои заливы, /И блеск, и тень, и говор волн) 3)Тютчев «Как хорошо, о море ты ночное» (Как хорошо ты, о море ночное, -/Здесь лучезарно, там сизо-темно…/В лунном сиянии, словно живое, /Ходит, и дышит, и блещет оно…/На бесконечном, на вольном просторе/Блеск и движение, грохот и гром…/Тусклым сияньем облитое море, /Как хорошо, ты в безлюдье ночном! ) 7. Образ осени 2)Тютчев «Есть в осени первоначальной» (Есть в осени первоначальной/Короткая, но дивная пора -/Весь день стоит как бы хрустальный, /И лучезарны вечера.../Где бодрый серп гулял и падал колос, /Теперь уж пусто всё - простор везде, -/Лишь паутины тонкий волос/Блестит на праздной борозде.) 3)Некрасов «Железная дорога» (Славная осень! Здоровый, ядреный /Воздух усталые силы бодрит; /Лед неокрепший на речке студеной /Словно как тающий сахар лежит; ) Духовная связь человека и природы 1)Пушкин «Зимнее утро» («Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…» «И ты печальная сидела», но потом все изменилось: «За голубыми небесами великолепными коврами, //Блестя на солнце снег лежит», и уже хочется «предаться бегу// Нетерпеливого коня…») 4)А. Ахматова «Заплаканная осень, как вдова» (Дождливую осень поэтесса сравнивает с женщиной, скорбящей по своему мужу. Осень тоже грустит и «рыдать не перестанет», пока «тишайший снег», символизирующий человеческую старость, «не сжалится» над ней. Как и в стихотворении М. Ю. Лермонтова, в этом произведении человек и природа - единое целое. Хотя в роли лирического героя здесь выступает осень, они находятся в согласии, понимают друг друга) Образ звезд 1) Маяковский «Послушайте! » (По мнению Маяковского, «если звезды зажигают – значит, это кому-нибудь нужно». В данном случае речь идет не столько о небесных светилах, сколько о звездах поэзии, которые в первой половине 20 века в изобилии появились на русском литературном небосклоне. Рассуждая на тему жизненного предназначения людей, Маяковский сравнивает их со звездами, каждой из которых уготована своя судьба. Между рождением и смертью – всего лишь один миг по меркам вселенной, в который и укладывается человеческая жизнь. Так ли она важна и нужна в глобальном контексте бытия? ) 2) Есенин «Звезды» (Обращаясь к «далеким звездам», Есенин испытывает умиление и восторг, отмечая: «Смотрите нежно так, сердце ласкаете». В них он видит своих единомышленников, так как пока еще не успел столкнуться с черствостью и равнодушием окружающего мира.) 3)Лермонтов «Выхожу один я на дорогу» (Окружающая природа, к которой поэт постоянно обращается в своем творчестве. Лишь подчеркивает его одиночество. Ведь в полночном небе даже «звезда с звездою говорит», в то время как автор лишен возможности поделиться своими мыслями с теми, кто смог бы оказаться если и не хорошим собеседником, то хотя бы благодарным слушателем. Автор осознанно противопоставляет красоту ночной природы, от которой веет умиротворением, и собственное душевное состояние, пытаясь найти ответ на вопрос, почему же ему так больно и грустно.)
ЛЮБОВЬ
Воспоминания о любви
Пушкин «Я помню чудное мгновенье» («К ***») Есенин отрывок из «Анны Снегиной», который уже был в теме природы, Есенин «Не бродить, не мять в кустах багряных» (Автор сожалеет о том, что ему уже никогда не доведется вместе гулять со своей возлюбленной и любоваться «алым соком ягоды на коже». Со своею возлюбленной Есенин расстается, испытывая тоску и душевную боль)
Сущность любви И. Анненский «Среди миров, в мерцании святил…» (Среди миров, в мерцании светил/Одной Звезды я повторяю имя.../Не потому, чтоб я Ее любил, /А потому, что я томлюсь с другими./И если мне сомненье тяжело, /Я у Нее одной ищу ответа, /Не потому, что от Нее светло, /А потому, что с Ней не надо света.) Ахматова «Любовь покоряет обманно» (Именно любовь дает ни с чем несравнимое ощущение счастья, хотя и ассоциируется у Ахматовой с отравой. Тем не менее, под воздействием этого чувства и «звезды были крупнее», и «пахли иначе травы») Маяковский «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» (Рассуждая о том, что же такое любовь, Маяковский отмечает, что это, в первую очередь, душевный порыв, который заставляет даже умудренного жизнью и опытного человека совершать безумные поступки и ревновать избранницу не к законному супругу, а к Копернику, о котором она отзывается с особой почтительностью. При этом данное чувство совершенно не подвластно какому-либо контролю)
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 1829; Нарушение авторского права страницы