Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Специфика социально-психологической проблематики личности. Три главные составляющие в структуре проявлений личности. 1) индивид 2) персона 3) индивидуальность. ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Проблема личности в социальной психологии Особенности социально-психологического подхода к пониманию личности: 1) рассматривает личность одновременно с двух точек зрения: психологической и социальной; 2) объясняет механизмы социализации личности; 3) раскрывает социально-психологическую структуру личности; 4) позволяет диагностировать и влиять на социально-психологическую структуру личности.
· По Фрейду человек (личность) и общество обречены на конфронтацию и враждебность, вследствие плохо управляемых влечениях «Оно», которые идут в разрез с принципами морали общества. · К. Юнг придерживался мнения, что решающую роль асоциальной жизни личности играет коллективное бессознательное, которое существует в мыслях каждого отдельного индивида и одинаково для всех, чем обусловлено объединение людей в народы, нации, человечество. · По мнению А. Адлера, стремление к превосходству и связанное с ним развитие общества, происходит в результате чувства той или иной органической неполноценности, присущей каждому человеку, которая направляет помыслы и действия людей на достижение цели. Агрессию Адлер рассматривал как средство для преодоления препятствий. · Бихевиористский подход к пониманию личности. Бихевиористы низвели человека до уровня животного, из которого можно сделать все что угодно. Для объяснения поведения используются понятия стимула (S) и реакции (R), сознание и другие субъективные понятия отрицаются. В регуляции и управлении поведением лежат позитивные и негативные подкрепляющие стимулы. · Гуманистический подход А. Маслоу смысл развития человека видит в актуализации его врожденной «основной природой», в который изначально включены не только биологические, но социальные свойства и потребности, например, система ценностей личности. Все потребности личности были выстроены Маслоу в иерархическую структуру. Самоактуализация, по Маслоу, обеспечивается в основном внутренним ростом личности, а не общество, социальные условия играют в этом процессе весьма ограниченную роль. · Психология отношений А. Ф. Лазурского и В. Н. Мясищева. Лазурский разделял психику личности на эндопсихику (совокупность психических элементов и функций, «внутренний механизм человеческой личности») и экзопсихику, которая определяется отношением личности к внешним объектам, к среде. Фундаментом личности, являются отношения между личностью и окружающей средой и отношения между эндо– и экзопсихическими ее проявлениями. В.Н. Мясищев рассматривал человека как ансамбль общественных отношений; · Теория установки Д. Н. Узнадзе основывается на том, что поведение субъекта вытекает из наличия у него потребностей и соответствующей ситуации, которые вызывают развитие у него установки особого состояния склонности, направленности, готовности к совершению определенных действий.
Индивид - это единичный представитель вида " homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью). Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). Личность (от лат. persona – особа) – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами) Человек, индивид, личность Человек - это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения. Понятие ``человек'' используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества. Общие характеристики индивида: целостность психофизической организации организма; устойчивость по отношению к окружающей действительности; активность. Личность - это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей. Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся. Индивидуальность - это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении. С помощью понятия ``индивидуальность'' чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют сочетания. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения. 29.оно, я, сверх я Фрейд описал три вида первичных влечений: Влечения жизни (биологические потребности выживания); Сексуальные влечения (тоже биологические, но не связаны напрямую с выживанием); Деструктивные влечения (влечения к смерти). «Сверх-Я», Супер-Эго – это своеобразное отражение социального мира в психике человека, вместилище социальных правил, норм социального общежития, моральных запретов и религиозных установлений. Три функции Супер-Эго: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов. В то время как «Оно» рождается вместе с ребенком, «Сверх-Я» развивается постепенно путем воспитания. «Оно» эгоистично, «Сверх-Я» ориентировано на общество. «Оно» и «Сверх-Я» пребывают в постоянном напряженном конфликте, который отражает конфликт общества и индивида (чтобы жить в обществе, человеку приходится ограничивать себя во многих желаниях). Однако ни «Оно», ни «Сверх-Я» не могут проявить себя непосредственно. Свое объективное существование они получают через «Я» (примерно совпадающее с сознанием). Я (Эго) – развивается по мере вступления в социальные отношения. Функция Эго заключается в том, чтобы обеспечить человеку возможность удовлетворения своих влечений во внешнем мире. «Я» ребенка слабо и вначале пытается жить по установлениям «Оно» (поэтому ребенок эгоистичен, капризен, зол), но со временем, постоянно наталкиваясь на противодействие взрослых, приобретает средства для адаптации в социальном мире, и начинает существовать по «принципу реальности». «Я» находится под давлением как «Оно» (что проявляется в желаниях, вспышках агрессии, невротических симптомах), так и «Сверх-Я» (чувство вины, депрессия, тревога). Основная функция «Я» заключается в интеграции «Оно» и «Сверх-Я» для обеспечения необходимой связи с внешним миром. Еще одна важная функция «Я» – механизм психологической защиты, посредством которой слишком строгое «Сверх-Я» может быть обмануто, а удовлетворение потребностей будет достигнуто без чувства вины. Защита позволяет осознавать только часть влечения (или вовсе перестать осознавать его), и найти для влечения такой объект, который является социально приемлемым, тем самым ослабляя интенсивность конфликта. Пример защитного поведения: старшеклассник испытывает сексуальное влечение к учительнице. Это влечение не может быть реализовано напрямую. Психологическая защита делает так, что подросток не осознает своих истинных желаний, вместо этого он увлекается предметом, который преподает эта учительница. Такое поведение одобряется и окружающими и его «Сверх-Я».
Понятие отклоняющегося поведения: его модификация (девиантное и делинквентное поведение). Основные причины возникновения отклоняющегося поведения и его проявления. Социальная детерминированность отклоняющегося поведения.
Под девиантным (от лат. deviatio — отклонение) поведением в современной социологии подразумевается, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в дан ном обществе нормам иди стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам. Отклонения от социальных норм могут быть: · позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы; · негативные — дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению. Девиантное и делинкветное поведение. 1. Поведение, которое не соответствует требованиям социальных норм, называется девиантным (или отклоняющимся). 2. Противоправные действия, проступки и правонарушения принято называть делинквентным поведением. Например, к делинквентным можно отнести хулиганство, нецензурную брань в общественном месте, участие в драке и прочие действия, нарушающие правовые нормы, но еще не являющиеся серьезным уголовным преступлением. Делинквентное поведение является разновидностью девиантного. Позитивные и негативные девиации Девиации (отклонения), как правило, бывают негативными. Например, преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийство, проституция, терроризм и т.д. Однако в некоторых случаях возможны и позитивные девиации, например резко индивидуализированное поведение, характерное для оригинального творческого мышления, которое может оцениваться обществом как «чудачество», отклонение от нормы, но при этом быть общественно полезным. Аскетизм, святость, гениальность, новаторство — признаки позитивных девиаций. Негативные девиации делятся на два типа: отклонения, которые направлены на причинение вреда другим (разнообразные агрессивные, противоправные, преступные действия); отклонения, которые причиняют вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.). Причины девиантного поведения: · Биологические и психологические трактовки причин девиации не нашли однозначных подтверждений в науке. Более достоверны выводы социологических теорий, рассматривающих происхождение девиации в широком общественном контексте. · Согласно концепции дезориентации, предложенной французским coциологом Эмилем Дюркгеймом (1858-1917), питательной почвой для девиаций являются социальные кризисы. · Аномия - это разрыв между предписанными культурой целями и доступностью социально одобряемых средств для их достижения. · В современной культуре ведущими целями считаются успех и богатство. Но общество не предоставляет всем людям законных средств для достижения этих целей. · В соответствии с теорией стигматизации (или навешивания ярлыков) все люди склонны к нарушению норм, но девиантами становятся те, на кого «наклеен» ярлык девианта. Например, бывший преступник может отказаться от своего преступного прошлого, но окружающие будут воспринимать его как преступника, избегать общения с ним, отказывать в приеме на работу и т.д. · Отметим, что в современном мире девиантное поведение наиболее характерно для молодежи как нестабильной и наиболее уязвимой социальной группы. В нашей стране особую тревогу вызывают молодежный алкоголизм, наркомания, преступность. Для борьбы с этими и другими девиациями требуются комплексные меры социального контроля. Причины объяснения девиантного поведения · Психологическими причинами девиации называют «слабоумие», «дегенеративность», «психопатию» · Зараженность «плохими» нормами духовной культуры представителей средних и высших слоев от низших слоев тоже считается причиной девиантного поведения. · Одновременно влиятельные группы обращаются с людьми низшего слоя как с девиантными, распространяя на них единичные случаи своего девиантного поведения. · Туманность нормативных формул мотивации, которыми руководствуются люди в сложных ситуациях — также причина девиантного поведения. · Социальное неравенство - еще одна важнейшая причина девиантного поведения. · Конфликт между нормами культуры данной социальной группы и общества — тоже причина девиантного поведения. · Классовая сущность государства, якобы выражающая интересы экономически господствующего класса, — важная причина девиантного поведения как государства по отношению к угнетенным классам, так и последних по отношению к нему. · Аномия - причина девиации, предложенная Э. Дюркгеймом при анализе причин самоубийств. Она представляет девальвацию культурных норм человека, его мировоззрения, ментально- сти, совести вследствие революционного развития общества. · Важной причиной девиантного поведения являются социальные (в том числе воины), техногенные и природные катаклизмы. Социальная детерминированность отклоняющегося поведения: Л.Б. Шнейдер приводит следующий перечень конкретных причин отклоняющегося поведения несовершеннолетних: - стремление получить сильные впечатления; - заболевания; -повышенная возбудимость, импульсивность, неумение контролировать себя; - неблагополучная ситуация в семье; - стремление к самостоятельности и независимости; - недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями; - отставание в учебе; - пренебрежение со стороны сверстников; - непонимание взрослыми трудностей детей; - недостаточная уверенность ребенка в себе; - отрицательная оценка взрослыми способностей детей; - стрессовые жизненные ситуации; - напряженная социально-экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей); - примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые из СМИ; - чрезмерная занятость родителей; - конфликты с родителями; - обилие запретов со стороны родителей (педагогов); - постоянные нарекания, брань в семье; - слабость интеллектуальной сферы ребенка; - повышенная коммуникативность детей; - низкий уровень эмоционально-волевого контроля; - одиночество, непонимание другими; - излишний контроль, авторитарность родителей (педагогов); - неспособность детей сопротивляться вредным влияниям; - генетическая предрасположенность; - неравномерность психофизического и полового созревания; - отсутствие навыков социального поведения; - снижение культуры, интеллектуального уровня; - масса свободного времени; - скука; - желание обратить на себя внимание; - неполные семьи; - экономическая нестабильность; - влияние улицы. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 1128; Нарушение авторского права страницы