Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ТЕМА ГИБЕЛИ «ДВОРЯНСКИХ ГНЁЗД»



Мир «дворянских гнёзд» – это особый мир, связанный с жизнью дворянства 19 века, это явление уникальное. Усадьба была родиной человеку, дворянину, здесь проходило его детство, здесь впервые влюблялись, сюда приезжали в свободное от учёбы и службы время. Сюда возвращались, чтобы смерть избавила от старости… И.С.Тургеневу мы обязаны тем, что понятие «дворянское гнездо» закрепилось в сознании последующих поколений, стало частью культуры и истории. В большинстве произведений Тургенева тема русских «дворянских гнёзд» отражена в той или иной степени.
И.С.Тургенев А.П.Чехов И.А.Бунин
Романы «Дворянское гнездо» и «Отцы и дети» Пьеса «Вишневый сад» Рассказ «Антоновские яблоки»
«Чувством живой грусти об исчезнувшей молодости, о счастье…» наполнен роман И.С.Тургенева «Дворянское гнездо». Иначе раскрывает писатель эту тему в романе «Отцы и дети», где она приобретает социальную окраску. Тревожные нотки звучат в описании владений Кирсановых. Унылый вид нищих деревень, беднота и неблагополучие крестьян – всё говорит о том, что не всё в жизни дворянских поместий течёт гладко. А. П. Чехов не раз подходил в своих произведениях к теме рас­пада дворянских гнезд. О надвигающейся гибели дворянских гнезд автор пишет в рассказах «В усадьбе», «Чужая беда», «В родном углу», «У знакомых» и др. В пьесе «Вишневый сад» Чехов как бы обобщает тему гибели дворянских гнезд и подводит итог своим размышлениям о судьбе дворянства. Дворянское гнездо доживает последние дни. Имение не только заложено, но и перезаложено. Вскоре, в случае неуплаты процентов, оно пойдет с молотка. И.А.Бунин изобразил в «Антоновских яблоках» красоту уходящей жизни дворянских усадеб, угасающий дух дворянских гнёзд. С любовью и ностальгией описывает Бунин, как «запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб» Писатель раскрыл ценности, на которых этот быт держался, — привязанность к земле, способность слышать её и понимать: «Долго прислушиваемся и различаем дрожь в земле. Дрожь переходит в шум, растёт...»

ГОВОРЯЩИЕ ФАМИЛИИ

ГОВОРЯЩАЯ ФАМИЛИЯ — художественный прием, при котором фамилия (иногда также имя) персонажа передает важнейшую черту его характера, например Скотинин, Правдин в «Недоросле» Д.И.Фонвизина, Молчалин, Хлестова в «Горе от ума» А.С.Г рибоедова, Держиморда в «Ревизоре» Н.В.Гоголя и т.п. Прием был особенно распространен в драматургии классицизма.
Л. Н. Толстой Д. И. Фонвизин А. С.Грибоедов Н.В.Гоголь А.Н.Островский А.П.Чехов
Рассказ " Утро помещика" Комедия «Недоросль» Пьеса «Горе от ума» Комедия «Ревизор» Драма «Гроза» Рассказ «Мелюзга»
Герой рассказа Юхванка Мудреный получил свое прозвище, вероятно, за то, что изъяснялся очень сложно, непонятно, мудрено. Он умел долго владеть вниманием собеседника, строя заумные фразы, не говоря при этом ничего существенного. В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» легко определить по фамилиям доминанту характера или род занятия: Простаковы, Скотинин, Вральман, Цифиркин, Кутейкин, Милон, Правдин, Стародум Фамилия «Чацкий» несет в себе зарифмованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. Тугоуховский действительно туг на ухо, ходит со слуховой трубкой. Молчалин не произносит лишних слов («в мои лета не должно сметь свое суждение иметь»), к тому же он помнит, что «нынче любят бессловесных». Скалозуб зубоскал, пошлый остряк. Фамилия Фамусов трактуется, с одной стороны, как знаменитый, известный (от фр. fameus), с другой - боящийся молвы (от лат. fame молва). Очень богата на ассоциации фамилия мнимого ревизора. Есть в ней что-то от хлёсткости, бойкости героя и от словосочетания «хлестать через край», поскольку Иван Александрович – мастер безудержного вранья. Хлестаков, кроме того, не откажется «заложить за воротник» - «нахлестаться». Он же не прочь поволочиться за Анной Андреевной и Марьей Антоновной – «поухлёстывать».   В пьесе «Гроза» нет случайных имен и фамилий. Тихоня, слабовольный пьяница и маменькин сынок Тихон Кабанов вполне оправдывает своё имя. Кличка его «маменьки» – Кабаниха – давно переосмыслена читателями как имя. Кстати, её старинное, почти зловещее имя в паре с Савелом Прокофьевичем Диким вполне определённо говорит и об их характерах, и об образе жизни, и о нравах. Дикой – не что иное, как «дикий человек», попросту «дикарь».   «С моей фигурой далеко не уйдешь! И фамилия преподлейшая: Невыразимов… Хочешь живи так, а не хочешь – вешайся». Давая герою рассказа «Мелюзга» такую фамилию, Чехов хотел подчеркнуть то, что жизнь этого “маленького” человека монотонна, скучна, однообразна и невыразительна.

ТЕМА ГОРДЫНИ

Гордыня – это непомерная гордость, заносчивость, высокомерие, эгоизм, зазнайство. Это ощущение внутреннего превосходства над другими.
В русской литературе сложилась целая галерея подобных героев: Евгений Онегин (роман «Евгений Онегин»), Григорий Александрович Печорин («Герой нашего времени»), князь Андрей Болконский («Война и мир»), Родион Раскольников («Преступление и наказание»), Настасья Филипповна («Идиот»), Ларра («Старуха Изергиль»). Все эти герои, несмотря на разнообразие их характеров, обладают одной ведущей чертой – гордостью. Это внутренняя черта личности, которая отдаляет героя от людей, от истинной жизни, от простых радостей, от гармонии с окружающим миром. Отчуждение, одиночество – вот страшные последствия гордости.
А.С.Пушкин М.Ю.Лермонтов Ф.М.Достоевский Л.Н.Толстой М.Горький
Роман «Евгений Онегин» Роман «Герой нашего времени» Роман «Преступление и наказание» Роман-эпопея «Война и мир» Рассказ «Старуха Изергиль»
Галерея «гордых героев» открывается образом Евгения Онегина. Европейское воспитание, оторванность от национальных корней, самолюбие, умение притворяться, играть чужими судьбами долгое время не открываются другим персонажам романа: Ленскому, Татьяне. Истинное лицо героя предстает перед читателем, когда Татьяна оказывается в его библиотеке. Здесь она впервые видит, чем живет ее возлюбленный, проникает в сферу его духовных интересов. В книгах, которые читает Онегин «отразился век и современный человек с его холодною душою». Гордость, стремление подражать Наполеону, самомнение мешают Онегину открыться навстречу истинным чувствам, ответить Татьяне взаимностью. Его скука, «тоскующая лень» – еще один вариант проявления гордости. Герою кажется, что он постиг мелкую сущность людей, знает цену жизни. Но это не так. Своей гордостью и эгоизмом он приносит несчастья многим героям, даже совершает убийство друга на дуэли. Гордыня свойственна и Печорину, который привык смотреть на всех свысока, отстраненно. Печорин ко всему подходит со своей меркой. Его «я» всегда выступает на первом плане. Он видит в людях марионеток, играющих глупую игру, жизнь же считает нелепой шуткой: «Удовольствия мне опротивели, общество мне также надоело…любовь только раздражала мое самолюбие, а сердце осталось пусто…». Недаром из дневника Печорина мы узнаем, что он принимает за счастье «насыщенную гордость». Человек, уставший от жизни, разочаровавшийся в людях, может быть, нашел бы счастье с Бэлой. Но Печорин устал не от жизни, а от ее отсутствия. Именно поэтому «глаза его никогда не смеялись». Причины и характер гордыни Печорина отличаются от его знаменитого предшественника – Евгения Онегина. Гордыня, одиночество стали для него своеобразной защитной маской. Из-за гордости, ожесточенности Раскольников заглушает в себе голос добра, голос света. Именно гордыня приводит Раскольникова к идее «сверхчеловека». Андрей Болконский, один из любимых героев Л.Н.Толстого, тоже «страдал» гордыней. Вспомните первую встречу с ним на балу у А.П.Шерер. Он свысока смотрит на всех, кто его окружает. Он мечтает о славе, своём Тулоне. В Андрее от природы заложено такое свойство, как истинно болконская гордыня, унаследованная им от отца, от предков. Однако Аустерлицкое небо меняет князя Андрея: только теперь, когда он такой беспомощный и покинутый всеми лежит на поле, он обратил своё чуткость на небо, и оно вызвало в нём искреннее и глубокое потрясение: " Как же я не видел раньше этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Всё это пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба". Рассказ строится на противопоставлении двух персонажей, являющихся носителями противоположных жизненных ценностей. Бескорыстная любовь Данко к людям и ничем не сдерживаемый эгоизм Ларры – проявление одного и того же чувства – любви. Гордыня Ларры всячески подчеркивается повествователем и в портрете: «Все…видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц», и в отношении к старейшинам: «А когда пришли старейшины племени, он говорил с ними, как с равными себе».

ТЕМА ДЕНЕГ

Деньги (богатство) — одна из «вечных» литературных тем. Вопрос о значении денег и богатства имеет долгую историю. Любовь к деньгам, золоту — источник многих человеческих пороков. Это и зависть (притча о виноградаре и работниках, возроптавших из-за неравной оплаты работы). Наконец, это предательство Иуды за 30 сребреников.
Д.И.Фонвизин А.С.Пушкин Н.В.Гоголь Ф.М.Достоевский А.Н.Островский А.П.Чехов И.А.Бунин
Комедия «Недоросль» «Скупой рыцарь» Поэма «Мертвые души» Роман «Преступление и наказание» Драма «Бесприданница» Рассказ «Ионыч» Рассказ «Господин из Сан-Франциско»
В комедии Д.И. Фонвизина " Недоросль" мотив денег, наследства Софьи («пятнадцать тысяч годового доходу»), определяет главную интригу комедии. Простакова, забрав самовольно именье Софьи, предназначает ее в невесты своему брату. Узнав о наследстве, она меняет планы, в которые не сочла нужным посвятить Софью, и хочет женить на ней своего сына Митрофанушку. За богатую невесту начинают бороться дядя и племянник — в прямом смысле, устраивая потасовки, и в переносном — состязаясь в демонстрации своих «достоинств». персонажи комедии характеризуются через их отношение к деньгам, оно отражает их нравственную суть. В пьесе весь сюжет развивается вокруг денег.. У героев отсутствуют какие-либо нравственные ценности. Цель существования Барона (одного из главных героев) – накопление огромного количества денег. Именно для него деньги стали неким тотемом поклонения, он боялся их потерять. Деньги для Барона не господа и не слуги, а державные символы, " венец и бармы", они - свидетельство его царского достоинства. " Послушна мне, сильна моя держава" - говорит он себе. " Держава" Барона, однако, не есть понятие географическое, ибо распространяется на весь мир. Он завоевал мир, не выходя из дома, не силой оружия или тонкой дипломатией, а совсем иными средствами, иной " техникой" - монетой. Она - гарант его независимости, его свободы, не только материальной, но и духовной, в частности, моральной. Цель жизни Чичикова – накопление капитала для богатой жизни: «Ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всякими достатками, экипажи, дом, отлично устроенный, вкусные обеды, вот что беспрерывно носилось в голове его». С детства уверовавший, что «все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой», «эта вещь надежнее всего на свете», Чичиков становится приобретателем. Стремление отовсюду получить выгоду, сэкономить, недоплатить, прибрать к рукам все, что попадает в поле зрения, провоцирует ложь и лицемерие, «двойную» бухгалтерий и мораль для себя и для других. Находясь в крайней нищете, студент Раскольников пошел на преступление, чтобы раздобыть хоть какие-то деньги, которые могли бы улучшить положение Родиона и его семьи. В «Бесприданнице» А.Н.Островского купец Кнуров, предлагая Ларисе ехать с ним в Париж на ярмарку, убеждает: «Стыда не бойтесь, осуждений не будет. Есть границы, за которые осуждение не переходит; я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления» (д. 4, явл. 8). Другими словами: для больших денег не существует нравственных ограничений. Разлагающая роль денег в рассказе “Ионыч” становится центральной темой. Читая этот рассказ, мы понимаем, как деньги могут постепенно и незаметно вытеснить в человеке его живую душу. Они заменили Дмитрию Старцеву и книги, и искусство, и любовь. Саму жизнь!. Бунин показывает, сколь призрачна власть денег в этом мире, и жалок человек, делающий ставку на них

ТЕМА ДОБРА И ЗЛА

Здесь Бог с дьяволом борется, а поле битвы — сердца людей! (Ф. М. Достоевский)
Добро и зло в творчестве русских писателей занимают важное место, потому что эти нравственные категории являются определяющими в духовной жизни человечества. Классическая литература стремилась раскрыть смертоносную природу зла и уберечь душу от его губительного воздействия.
А.С.Пушкин М.Ю.Лермонтов М.А.Булгаков Д.Мережковский
Творчество поэта Творчество поэта Роман «Мастер и Маргарита» Стихотворение «Зачем Ты дал нам две души, Господь? »
Пушкин затрагивает тему зла несколько раз. В стихотворении «Анчар» автор полагает, что зло должно уравновешивать добро. Место для зла отведено природой на краю вселенной. Распространителями зла по всей земле стали люди, которыми движет жажда власти, богатства, зависть (у царя) и страх (у раба). Эти чувства являются проводниками зла. Аналогичную роль могут играть в жизни человека деньги. Они заставляют людей терять благородные рыцарские качества, родственные связи, любовь («Скупой рыцарь»). Они отравляют процесс творчества («Египетские ночи»). Одно из главных проявлений зла — насилие. Его использование приводит к трагедии. Пушкин отрицает его в оде «Вольность», в прозаических произведениях «Дубровский», «Капитанская дочка». Гуманизм Пушкина заключается в выводе о том, что любое Зло всегда наказуемо. Доброе начало он видит в природе («Вновь я посетил...»), в искусстве (образ Моцарта, «Поэт»), в естественных человеческих чувствах любви и дружбы («Я помню чудное мгновенье», «19 октября 1827»). Творческий расцвет Лермонтова пришелся на более мрачное десятилетие, чем у Пушкина. Лермонтов острее разрабатывал тему зла. Он разделяет зло на два вида. Зло романтическое автор уважает за силу и осознание обреченности. Это раскрыто в цикле стихов о Наполеоне и в поэме «Демон». Другое зло исходит от общества. Это зло «насмешливых невежд», великосветских обывателей, травивших Пушкина («Смерть поэта», «Как часто, пестрою толпою окружен...»). Добро в творчестве Лермонтова сосредоточено в природе, где лирический герой находит отклик психологическому состоянию («Выхожу один я на дорогу»). Воланд не творит зло, а только обнаруживает его, жертвами его не становятся порядочные и честные люди. После встречи с Воландом многие люди меняются к лучшему. Проповедь другого героя романа, Иешуа, сводится к одному: человек добр, «злых людей нет на свете». Д.Мережковский проводит в " Старинных октавах" одну из своих излюбленных мыслей о " двух безднах": Зачем Ты дал нам две души, Господь? Друг друга ненавидя и страдая, Любовь небесная, любовь земная: Одна другой не может побороть. С Владыкой Тьмы враждует Ангел Рая: Кому из них я первенство отдам, Кто победит меня, - не знаю сам.

ТЕМА ДЕТСТВА

Л.Н.Толстой Н.А.Некрасов А.П.Чехов М.Горький П.Санаев
Трилогия «Детство», Отрочество», «Юность» Стихотворения «Крестьянские дети», «Школьник» Рассказы «Не в духе», «Лишние люди» Повесть «Детство» Повесть «Похороните меня за плинтусом.
Трилогия «Детство. Отрочество. Юность» явилась очень важным событием для развития детской темы в русской литературе. Толстой называет детство счастливейшей порой человеческой жизни: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!. Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и силы веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели - невинная веселость и беспредельная потребность любви - были единственными побуждениями в жизни? » Тема детства раскрывается писателем через характеристику главных героев повести, их характер, поступки, взаимоотношение между собой. Некрасов был одним из немногих русских поэтов, в творчестве которого тема детства и образы детей занимают такое большое место. Поэт видел в детях будущее своей страны, с ними связывал надежду на грядущее обновление своей Родины. Из своего «далека» Некрасов обращается к нам с мудрым напутствием: Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано. Становой Прачкин из рассказа «Не в духе», проиграв в карты восемь рублей, не находит иного утеше­ния, как высечь сына Ваню. В рассказе «Лишние люди» член ок­ружного суда Зайкин чувствует себя заброшенным оттого, что все на даче разошлись и некому подать ему обед; в результате он на­брасывается на шестилетнего сынишку. В этих рассказах за фасадом благополучного существования — детская драма. Изображая жизнь детей, А.М.Горький широко использовал свои обширные самарские и нижегородские наблюдения и впечатления. «Детство» А.М. Горького – это не только исповедь собственной души писателя, но и первые впечатления о нелёгкой жизни, воспоминания о тех, кто находится рядом в период формирования его характера, это внутренний протест против жестоких нравов общества и предостережение, как нельзя жить, если ты – человек. Герой «Детства» Алеша Пешков всматривается в эту жизнь, в окружающих людей, пытается понять истоки зла и враждебности, тянется к светлому, отстаивает свои убеждения и нравственные принципы. Повесть «Похороните меня за плинтусом» имеет автобиографическую основу, хотя многое в ней выдумано и преувеличено автором. Её главной темой является тема детства. Повествование в книге ведется от первого лица, от имени Саши Савельева, маленького мальчика, рассказывающего о собственных поступках, личностном восприятии жизни. Картины детства даны глазами ребенка. Главный герой повести - Саша Савельев. Его мама оставила мальчика жить у бабушки с дедушкой. Ребёнок видит маму только во время кратких свиданий, причем мама с бабушкой постоянно ссорятся. Скандалы повторяются, они становятся неотъемлемой частью жизни Саши

ДВОЙНИКИ-ПЕРСОНАЖИ

Двойниками являются персонажи, объединенные на основании внешнего и/или внутреннего сходства, в основе «союза» которых лежит сущностное подобие или душевное сродство. Двойники могут занимать как одинаковое, так и разное положение в системе персонажей, но в произведении они равно важны для понимания авторской концепции личности. Для изображения типичного явления действительности с XVII в. и до наших дней используется двойня (термин С.Д. Кржижановского) – пара (или более) персонажей, наделенных внутренним подобием и олицетворяющих важное общественное или идеологическое явление. Примерами могут служить такие герои, как Розенкранц и Гильденстерн в «Гамлете» Шекспира, Бобчинский и Добчинский в «Ревизоре» Гоголя и пр.

1.

«Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского

Раскольников Петр Петрович Лужин Аркадий Иванович Свидригайлов Соня Мармеладова
Центральная фигура романа - нищий студент, в голове которого созрела безумная теория, вылившаяся в преступление против самого себя. его двойники, доводящие одну из сторон его теории до ее крайнего проявления, что и доказывает противоестественность умозаключений Раскольникова. Соня Мармеладова, которая тоже является двойником Раскольникова. Она " переступила" через себя ради других.
Теория Раскольникова: «Тварь ли я дрожащая или право имею? ». Чтобы помочь другим людям, можно использовать «простую арифметику»: 1 старуха и сто человек Теория Лужина – это теория " целого кафтана". Она заключается в том, что любой человек должен стремиться, прежде всего, к достижению своих целей, жить для себя одного, употребляя все силы и все возможные средства. Теория кафтанов - вульгарное отражение теории Раскольникова Его теория состоит в том, что «единичное злодейство допустимо, если главная цель хороша». Но это чрезвычайно безнравственный человек, поэтому для него хороша любая цель, которую бы он перед собой ни поставил. По сути, Свидригайлов является воплощением темных сторон души Раскольникова Поступки Сони и Раскольникова противоречили их сущности, но в определенный момент они оба совершают преступление против себя ради достижения более важных, как им казалось, целей. Оба лишь внешне переходят границу, но внутренне не могут ее переступить, поэтому страдают.
Раскольников присваивает себе право убить ростовщицу, а Лужин - погубить Соню, поскольку они обаисходят из неверной посылки, что они лучше других людей, в частности тех, которые становятся их жертвами. Свидригайлов, наряду с Лужиным, - одно из кривозеркальных отражений Раскольникова. Противоречивость и раздвоенность души и поступков, приводят его к самоубийству. Роль Свидригайлова - убедить читателя в том, что идея Раскольникова ведет к духовному тупику, к духовной смерти личности.
  Роль Лужина - интеллектуальное снижение идеи Раскольникова, такое снижение, которое окажется морально невыносимым для героя.
Система двойников, построенная Достоевским в романе, необходима, чтобы показать пагубность любых теорий, даже светлых и чистых, если на практике их начинают применять нравственно нечистоплотные люди. Видя в героях, к которым он испытывает отвращение, черты, свойственные ему самому, слыша из их уст слова, которые еще недавно произносил он сам, Раскольников постепенно понимает, что обуявшая его идея порождает лишь мерзость и равнодушие.

2.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 7883; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь