Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Новое время: барокко и классицизм в литературе.Просвещение.
Специфика северного барокко: влияние на художественно-поэтическую практику со стороны лютеранства и эзотерической учености. Джон Донн и его творчество: синтез поэзии и религиозной мистики цикле «Анатомия мира». Немецкое барокко и его основные направления: «Пастушеский и цветочный орден» в Нюрнберге, «Плодоносящее общество» («Пальмовый орден») в Веймаре, «Ревнители бренности» в Кенигсберге. «Последняя граница» в поэзии Симона Даха: тайна Анхен из Тарау, элегия об «окончательном упадке тыквенной хижины». Усиление абсолютизма во Франции XVII в.: феномен кардинала Ришелье. Создание Французской Академии. Формирование классицизма как основной философской и эстетической системы. Философский рационализм Декарта (cogito ergo sum) как герменевтическая основа классицизма. «Поэтическое искусство» (1674) Н. Буало как систематизация классицистической теории. Конфликт ума и сердца в трагедии «Сид» (1636) П.Корнеля. Тайна «чести» как главного экзистенциального кода интерсубъективности. «Прекрасно, как Сид»: общенациональное признание величия художественного психологизма Корнеля. Новая концепция личности в трагедии «Гораций» (1639): подавление всех чувств во имя грозных требований государства. Корнель как политический автор с верой в свободу. Новый тип трагедии Ж.Расина: философия «тирании страстей» и неверия в свободу. Воскрешение античной идеи Рока в трагедии «Федра» (1677): Рок внутри нас. Мольер (1622 – 1673) как создатель комедии нового типа: «поучать и развлекать», ставя глубочайшие философские, нравственные и политические задачи. Сгущение порока в образах-гротесках («Скупой», «Мещанин во дворянстве»). Комедия «Тартюф» (1665) как «художественное восстание» против лицемерия как деструктивной силы в сознании и обществе. Мольер в эпицентре борьбы двух противостоящих типов сознания: проблема «новой свободы». Идейно-нравственный парадокс комедии «Дон Жуан» (1665): глубинная несвобода «новой свободы». Кризис гуманистического идеала человеколюбия в трагикомедии «Мизантроп». Эпоха Просвещения как система философских (Вольтер, Руссо, Дидро, Локк, Гольбах, Кант), эстетических (Лессинг, Монтескье, Шиллер) и литературно-художественных теорий. Работа Канта «Что такое Просвещение? ». Литература английского Просвещения. Тип просветительского образа в романе Дефо «Робинзон Крузо» (1719): роман-миф о превращении «острова отчаяния» в «остров Надежды» благодаря разумной деятельности по преобразованию природы. Оптимистическая концепция просветительского идеала человека. Концепция антропологического и социально-политического пессимизма в романе «Путешествие Гулливера» (1726) Дж. Свифта. Просветительская утопия сентиментализма в романах С.Ричардсона «Памела, или Вознагражденная добродетель» (1740), «Кларисса» (1748). Фольклорная и народно-демократическая основа поэзии Р.Бернса. Литература французского Просвещения. Феномен Вольтера. Философско-художественное «убийство» Жанны д’Арк в насмешливой поэме «Орлеанская девственница». Вольтер и религия. Идея «нового сада» в философской повести «Кандид» (1758). Дидро и д’Аламбер как создатели «Энциклопедии». Идея выбора героини в романе «Монахиня» (1760) Дидро. Парадигма доверия природе в творчестве Ж.-Ж.Руссо: «Рассуждение о науках и искусствах» (1749) как первое восстание против просвещения и культуры. Теории «естественного человека» и «естественного права». «Общественный договор». Педагогический роман «Эмиль, или О воспитании» (1761): три этапа воспитания ребенка: 1) следование собственному природному ритму; 2) мир как «дело»; 3) моральное отношение к миру, воспитание ответственности («своеволие – разум в бреду»). Надежды сентиментализма в романе «Новая Элоиза (1761): тайна чувства, возведенная в высшее правило жизни. «Экологическая» актуальность Руссо в современном мире. Литература немецкого Просвещения. Феномен Лессинга: эстетическая теория «очищения чувств»; вера в «силу и дух» человеческой природы; создатель просветительской драматургии. Надежды на «воспитание человеческого рода». Философия «гениальной чувствительности и конгениального порыва» как идейная основа литературно-художественного движения «Буря и натиск»: Гаман, Гердер, Клингер, Гете. Шиллер: от пафоса разрушения в «Разбойниках» до максимы «Красота спасет мир» в «Письмах об эстетическом воспитании». Категория возвышенного в драме «Мария Стюарт». Романтические мотивы в балладах. Гете как создатель национально-культурного архетипа немецкого народа. Идея «целостности» как динамическая парадигма жизни и творчества. «Фауст» как философско-поэтический проект национального мифа. Рекомендуемая литература: История зарубежной литературы XVIII века. Под ред Б.И.Пуришева. Любое издание. (УБ, ч. з. N 1, 4).
Художественные тексты: Кальдерон. Жизнь есть сон. Корнель. Сид. Расин. Федра. Мольер. Тартюф. Дон Жуан. Мильтон. Потерянный рай (фрагменты).
Вольтер. Кандид. Дидро. Монахиня. Свифт. Путешествие Гулливера. Гете. Страдания юного Вертера. Фауст. Лирика. Баллады.
XIX век. Романтизм.Реализм. «Децентрализация» художественной культуры Европы в XIX в.: отсутствие единой эстетической доминанты. Романтизм как последняя попытка преодоления разорванности культуры: утверждение прекрасного идеала как реальности в художественном воображении. Концепция двоемирия как противопоставления действительного и воображаемого миров. Доминантная установка «ухода» как протест против бездуховности буржуазного общества: формы «ухода» - а) в природу (Байрон, Гофман, Гейне); б) в иное время (В.Скотт, Новалис, Ж.Санд, В.Гюго); в) в «пространство сердца» (Гауф, Гофман). «Индивидуалистический субъективизм» как важнейшая черта романтического мировоззрения: «романтизм есть одиночество, все равно бунтующее или примеренное» (В.Вейдле). Байрон как вершина английского романтизма: поэма «Паломничество Чайлд Гарольда» (1812 – 1814) как воплощение культа индивидуалистической свободы и поиска. Принцип историзма в романтизме и его реализация в романах В.Скотта («Айвенго», «Квентин Дорвард» и др.), А.Дюма («Три мушкетера» и др.). Романтический идеал любви в творчестве В.Гюго: образ Жана Вальжана в романе «Отверженные» (1862). Квазимодо и тайна Ананке в романе «Собор Парижской богоматери» (1831). Мистические озарения в творчестве Гофмана: тайна двойника в романе «Эликсиры дьявола»; ирония сквозь отчаяние в новелле «Золотой горшок»; бегство в музыку в «Крейслериане»; «страсти по Натанаэлю» в новелле «Песочный человек». Реализм как художественная система «типичных мерностей»: «жизнь сердца, души и разума в нормальном состоянии» (Ги де Мопассан). «Игры» функций в реализме: человек – функция от среды, среда – функция от человека. Великий проект Бальзака «Человеческая комедия»: «гении» инстинкта обладания в романах «Гобсек», «Отец Горио», «Евгения Гранде». Философия желания и времени в романе «Шагреневая кожа». Европейский социальный роман как художественное отображение типов-характеров в социально-психологической стратификации буржуазного общества (Диккенс, Голсуорси, Т.Гарди). Развитие натурализма на базе реализма в 80-х гг. XIX в. под влиянием идей позитивизма (Г.Спенсер) и эволюционной теории Ч.Дарвина: отказ от идеи «врожденного добра» и сведение человеческой сущности к биологическим мотивам и влиянию среды обитания (Э.Золя). Развитие декаданса как «искусства приговора» земному бытию: тотальность Зла и Порока в поэтическом сборнике Шарля Бодлера «Цветы зла». Рекомендуемая литература: История зарубежной литературы XIX века. Под ред. Н.А.Соловьевой. Любое издание. (УБ, ч. з. N 1, НА).
Художественные тексты: Гофман. Песочный человек. Эликсиры дьявола. Гюго. Собор Парижской богоматери. Бальзак. Шагреневая кожа. Отец Горио. Гобсек.
История русской литературы от начал до Золотого века. Реализм и поэзия «Серебряного века». Литература советского периода. Литература Древней Руси. Двоеверие, то есть компромиссное равновесие языческих и христианских элементов, как характерная особенность древнерусской литературы после крещения Руси в 988 г. «Голубиная книга» как таинственный первотекст двоеверия: синкретизм христианства и общеиндоевропейской протонауки. Мудрость «духовного стиха» и калики перехожие. «Слово о законе и благодати» (1049) митрополита Иллариона как первое письменное произведение в мире русской литературы: сопоставление Ветхозаветного и Новозаветного принципов реальности, пастырская вера в христианское будущее Киевской Руси, похвала князю Владимиру. «Повесть временных лет» (ок. 1113) Нестора-летописца: русская история как часть общего временного процесса. Начала русской истории. «Слово о полку Игореве» (конец XII в.) как древнерусский шедевр, заключающий универсальный код русского культурного архетипа: знаки Судьбы и Доли в русского духа в «Слове». «Житие протопопа Аввакума» (1672 – 1675) как записки бесстрашия и стойкости русской духовной силы во времена церковного раскола XVII в. Возникновение новой русской литературы в XVIII в.: творческая практика русского классицизма (А.Д.Кантемир (1708 – 1744), В.К.Тредиаковский (1703 – 1768), М.В.Ломоносов (1711 – 1765), Г.Р.Державин (1743 – 1816); развитие сентиментализма: новые жанры путешествия и чувствительной повести (А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), Н.М.Карамзин «Письма русского путешественника» (1791 – 1792). Роль Н.М.Карамзина в литературном движении начала XIX в.: преобразователь русского национального языка, «История государства Российского», издатель «Вестника Европы». Развитие романтизма: В.А.Жуковский (1783 – 1852), К.Н.Батюшков (1787 – 1855) и др. Гражданская поэзия поэтов-декабристов (В.Ф.Раевский (1795 – 1872), К.Ф.Рылеев (1795 – 1826), В.К.Кюхельбекер (1797 – 1846) и др. Особое место А.С.Грибоедова в литературном процессе: «Горе от ума» (1824) и «Философические письма» П.Я.Чаадаева. Феномен А.С.Пушкина: «жестокий век, жестокие сердца». Концепция творчества Пушкина В.Непомнящего. Демонизация пустоты в творчестве М.Ю.Лермонтова. Тайна Н.В.Гоголя: «мертвые души» как причина «болезни бытия». Пророческая боль Золотого века. Религиозно-философские и художественные искания в литературе 2-й половины XIX в.: идейно-мировоззренческий спор между славянофилами и западниками. Русский вопрос: «Кто виноват? » - среда или человек? Гении «натуральной школы» - И.А.Гончаров (1812 – 1891), И.С.Тургеньев, А.Ф.Писемский (1821 – 1881), М.Е.Салтыков-Щедрин (1826 – 1889), А.Н.Островский (1823 – 1886), Н.А.Некрасов (1821 – 1877). Феномен Ф.М.Достоевского (1821 – 1881): в поисках «последних ответов». «Коды смерти и жизни» в творчестве Достоевского (романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», повести «Кроткая», «Сон смешного человека»). Речь о Пушкине (1880) как последнее завещание. А.П.Чехов: попытка «лечения» русских болезней. Выход за «круг умеренности» самого умеренного из русских писателей: «страшные пьесы» Чехова «Иванов», «Дядя Ваня», «Вишневый сад», «Чайка». Энциклопедия величия и муки в творчестве Л.Н.Толстого: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение». «Уроки со дна» и революционный порыв в творчестве А.М.Горького. «Эротическая мортирология» в «Темных аллеях» И.А.Бунина: «Митин код» русского архетипа. Религиозно-философские мотивы в поэзии А.А.Блока: мистика Прекрасной Дамы, символика Судьбы в поэме «Двенадцать». Поэзия М.Цветаевой и А.Ахматовой. «Диаволиада» советского периода в творчестве М.Булгакова. Русские лауреаты Нобелевской премии по литературе: 1.Судьба и творчество И.А.Бунина (1870 – 1953): «Митина любовь», «Солнечный удар», «Жизнь Арсеньева». Нобелевская премия в 1933 г. 2. Чудо «последних тем» в творчестве Б.Л.Пастернака (1890 – 1960): роман «Доктор Живаго» как исповедь «русского Фауста». Драма вокруг Нобелевской премии 1958 г. 3. Эпопея донского мифа в романе «Тихий Дон» М.А.Шолохова (1905 – 1984): «ничейная архетипика» образа Григория Мелихова. «Не-поклон» Шолохова Густаву Адольфу VI при получении Нобелевской премии в 1965 г. 4. Хронотоп «ракового корпуса» в творчестве А.И.Солженицына (1918 – 2008). «Архипелаг ГУЛАГ» как художественное исследование лагерно-тюремной системы. «Кванты жизни» в рассказе «Один день Ивана Денисовича». Нобелевская премия 1970 г. «Вермонтский затворник» и его возвращение на Родину. 5. И.Бродский (1940 – 1996): «мир останется прежним». Стихи о «городе К.»: поэзия Бродского в литературной судьбе Калининграда. Нобелевская премия 1987 г.: «я еврей, русский поэт английский эссеист». Феномен В.С.Высотского: «Я не люблю фатального исхода». «Русская тайна» В.Набокова: «странствия русского Эроса» от «Машеньки» до «Лолиты».
Рекомендуемая литература: Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX - начала XX в.. М., 1993. (УБ, ч. з. N 1, НА).
Художественные тексты: Пушкин. Повести Белкина. Маленькие трагедии. Лирика. Пиковая дама. Гоголь. Шинель. Мертвые души. Толстой. Анна Каренина. Достоевский. Идиот. Братья Карамазовы. Короленко «Слепой музыкант». Чехов. Чайка. Вишневый сад. Рассказы. Блок. Двенадцать. Цветаева, Ахматова (лирика по выбору).
Литература ХХ в.. «Новое искусство» как искусство зловещего парадокса: ощущение роковой взаимозависимости каждого от всех и одновременное усиление крайнего субъективизма как в восприятии, так и в интерпретации действительности. Джеймс Джойс (1882 – 1941) в поисках «нового мифа» и новых форм художественной объективации тайн сознания: метод «потока сознания». Одиссея «дурной бесконечности» в романе-кроссворде «Улисс»: один день Леопольда Блума как универсальная модель «нового мира». Главный герой как один из самых кропотливо представленных характеров мировой литературы: никто или месса Сатаны освобожденного подсознания? Стивен Дедал в писках Отца. Тайна Молли как «плоти, все время говорящей «да». «Улисс» как миф ХХ века. Марсель Пруст (1871 – 1922) и тайна Времени: цикл «В поисках утраченного времени» как грандиозный художественный проект Воспоминания. «Говорит то Я, которое не всегда то, кем является мое я». Искусство Пруста как попытка изучения взаимоотношения реальности сознания и не-линейного времени: художественный поиск Времени во флуктуациях вспоминающего сознания художника. Абсурдность человеческого существования в произведениях Франца Кафки (1883 – 1924): «вина» Йозефа К. в романе «Процесс», тайна «превращения в иное» в рассказе «Превращение». Томас Манн (1875 - 1955) как исследователь фаустовской «болезни мира»: новелла «Смерть в Венеции», романы «Волшебная гора» и «Доктор Фаустус». Связь «фаустовского духа» с идейно-психологическими основаниями немецкого национал-социализма. Томас Манн как политический писатель. Герман Гессе (1877 – 1962) в поисках выхода из саморазрушительной субъектности. Связь художественных идей с аналитическим психоанализом К.-Г. Юнга и И.Б.Ланга. Болезнь собственного духа как объект художественного изображения в романе «Степной волк». Символическая партитура образа «степного волка»: дионисийское восстание против сдерживающих принципов христианской цивилизации. Разрушение традиционной действительности в отсутствии «кодов будущего». Антуан де Сент-Экзюпери – последний сказочник ХХ века. «Маленький принц» как «Евангелие детства»: мир взрослых как свалка хронотопов безумия. Ричард Бах и его притча «Чайка по имени Джонатан»: проблема одинокой чистоты и грязной «стайности». Роман-притча У.Голдинга «Повелитель мух» (1954). Тайна «зверя» и хрупкая педагогика современной цивилизации. Образы-идеи в романе: Ральф – идея «здравого смысла» демократического социума, Джек Меридью – «ницшеанский» тип «воли к власти», Хрюша – идея доверительной сентиментальности, Саймон – «детский Христос». Литература экзистенциального опустения. А.Камю (1913-1960) как философ-свидетель трагического надлома времени в ХХ веке. Роман «Посторонний» (1942) как манифест «последнего отчуждения»: «каждый умрет в одиночку». Роман «Чума» (1947) и его идея онтологизации бунта в поисках выхода из абсурдности бытия: абсурд как единственная экзистенциальная граница осознанности и ясности понимания бытия. Онтологизация бунта как состояния морального сознания в его сопротивлении против абсурда. Тайна смерти: неоконченная рукопись «Первый человек» и неиспользованный билет на поезд. Жан-Поль Сартр(1905 – 1980) – философ и писатель экзистенциализма. Роман «Тошнота» как художественная форма философской теории «проекта»: индивид, не заданный самому себе, призван создать «проект» себя и «собрать» себя в новом качестве этого «проекта», полностью отвечая за себя и свои поступки. Образ Антуана Рокантена как человека в ситуации свободы, вызывающей тошноту: мир не имеет смысла, «Я» не имеет смысла. В акте «проекта» сознания и выбора «Я» придает миру значение и ценность. Выбор Ореста в пьесе-притче «Мухи»: принципиальное отличие исходного мифа («Бог не обманет. Твердо слово Локсия / Он приказал мне...» Эсхил) и концепции экзистенциального выбора у Сартра. Одиночество и свобода как судьба и «мучители». Максимум «проекта» - история, которая «должна быть прекрасной и твердой как сталь, такой, чтобы люди устыдились своего существования». Дж.Д.Сэлинджер (1919 – 2008) и его роман «Над пропастью во ржи»: «Библия юности» для западной культуры. Исповедь героя (Холден Колфилд) посреди «вакуума человечности» мира взрослых. Метафора «пропасти» в романе. Конфликт «мира детства» и «анти-мира взрослых ценностей». «Стужа» и «вонь» как эмпирические признаки «анти-мира». «Тошнота» как доминантное состояние героя. Проблема «доверия детству»: мистика инфантилизма в убийстве Джона Леннона (убийца с романом Сэлинджера). Идейный изоморфизм романа Сэлинджера с романом Гюнтера Грасса «Жестяной барабан» (1959). Роман «Сто лет одиночества» (1967) Г.Г.Маркеса как «краткая история времени»: притча о человечестве от грехопадения («перволюди» Хосе Аркадио Буэндиа и Урсула Игуаран) до Апокалипсиса. Макондо как «топос проклятия» и хронотоп одиночества. Неспособность к любви как Рок-проклятие Макондо. Творчество Маркеса как антиутопия «магического реализма» против великих иллюзий ХХ века. Современная эпоха как процессуальность «после времени»: культура «постмодерна» и ее «метафорика руин». Признаки «завершенности» истории в литературе: «смерть автора» (Р.Барт), нарратив, интертекстуальность, игра, коллаж и др. Творчество Джона Фаулза (1926 – 2005). Постмодернистская игра в романе «Коллекционер» (1963): мотивы-аллюзии пьесы Шекспира «Буря». Роман «Волхв»: между «игрой в бога» и живой любовью к Алисон.
Художественные тексты: Джойс. Улисс. Кафка. Превращение. Булгаков. Мастер и Маргарита. Гессе. Степной волк. Манн Т. Смерть в Венеции. Доктор Фаустус. Сартр. Тошнота. Камю. Посторонний. Сент-Экзюпери. Маленький принц. Голдинг. Повелитель мух. Фаулз. Коллекционер. Волхв. Сэлинджер. Над пропастью во ржи. Гарсиа Маркес. Сто лет одиночества.
Практикум План проведения занятия (для всех практических занятий). Планируется обсуждение заявленных тем – отдельных произведений различных периодов истории литературы. Студенты должны увидеть рассмотренные в лекционном курсе черты литературной эпохи в произведении и одновременно проанализировать конкретный текст. Предполагаются единичные выступления и дальнейшая дискуссия. При этом студенты должны апеллировать к рассматриваемым художественным текстам, подкреплять высказывания цитатами. Критерии оценки работы студентов. На занятиях оценивается: знание художественного текста; свободная ориентация в излагаемом материале; умение работать с учебной и научной литературой; способность понимать и анализировать литературоведческие проблемы; активное участие в обсуждении, умение вести аргументированную дискуссию, владение культурой устной речи.
Планы практических занятий
2.1. Античность. Эпос (4 ч.). Темы для обсуждения: 1. Идея универсального космизма в образе Ахиллеса в «Илиаде» Гомера. 2. Космология Эроса в эпическом сознании. 3. Идея возвращения в образе Одиссея. 4. Женские образы в поэмах Гомера.
Рекомендуемая литература: 1. Антипенко, А. Л. «Мифология богини»: По данным «Одиссеи» Гомера. - М.: Ладомир, 2002. (НА (1)). 2. Голинкевич, Н. Т. Читаем Гомера: Одиссея: Песнь первая: Комментарий с переводом и словарем (Учебное пособие). - М.: Высш. шк., 1996. (НА (1)). 3. История греческой литературы. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1946. Т. 1 (Эпос, лирика, драма классического периода). (Ч. з. N 1 (1), ч. з. N 4 (1)). 4. Клейн, Л. С. Анатомия «Илиады». - СПб., 1998. (НА (1)). 5. Сахарный, Н. Л. «Илиада»: Разыскания в области смысла и стиля гомеровской поэмы. - Архангельск, 1957. (НА (2), ч. з. N 1 (1)). 6. Сахарный, Н.Л. Гомеровский эпос. - М.: Худож. лит., 1976. (НА (2), ч. з. N 1 (1)) 7. Шталь, И. В. Гомеровский эпос. Опыт текстол. Анализа «Илиады»: учеб. пособие для филол. фак. ун-тов. - М.: Высш. шк., 1975. (НА (4), ч. з. N 1 (1)). 8. Шталь, И.В. «Одиссея» - героическая поэма странствий. - М.: Наука, 1978. (НА (1), ч. з. N 1 (1)). 9. Шталь, И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. - М.: Наука, 1983. (Ч. з. N 1 (1)). 10. Ярхо, В.Н. Древнегреческая литература: Эпос. Ранняя лирика: Собрание трудов. - М.: Лабиринт, 2001. (Ч. з. N 4 (1)).
2.2. Античная трагедия (2 ч.). Темы для обсуждения: 1. Идея онтологической слепоты в образе Эдипа. 2. Женская архетипическая образность: образы Пенелопы, Медеи, Антигоны, Клетемнестры, Федры.
Рекомендуемая литература: 1. Анненский, И. Ф. Античная трагедия (публ. лекция). - М.: Лабиринт, 2000. (НА (1)). 2. Гордон, А. Г. Древнегреческая трагедия (учеб. пособие для вузов). - Душанбе: Дониш, 1974. (НА (1)). 3. Греческая трагедия: учеб. пособие для пед. ин-тов. - М.: Учпедгиз, 1958. (НА (3)). 4. Ярхо, В. Н. Трагедия Софокла «Антигона» (Учеб. пособие для филолог. спец. вузов). - М.: Высш. шк., 1986. (Ч. з. N 4 (1)). 5. Ярхо, В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. - М.: Худож. лит., 1978. (Ч. з. N 1 (1)). 6. Ярхо, В.Н. Древнегреческая литература. Трагедия. - М.: Лабиринт, 2000. (Ч. з. N 1 (1), ч. з. N 4 (1), НА (1)).
2.3. Роман Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихота Ламанчский» (2 ч.). Темы для обсуждения: 1. Роман Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихота Ламанчский» как вершина Золотого века испанской культуры. Конфликт замысла и идеи. 2. Архетип «безумца во имя добра». 3. «Максимум идеала» в системе главных образов.
Рекомендуемая литература: 1. Iberika. К 400-летию романа Сервантеса «Дон Кихот». - СПб.: Наука, 2005. (Ч. з. N 1 (1), НА (1)). 2. Бочаров, С. Г. О художественных мирах: Сервантес, Пушкин, Баратынский, Гоголь, Достоевский, Толстой, Платонов. - М.: Сов. Россия, 1985. (Ч. з. N 1 (1)). 3. Набоков, В. В. Лекции о «Дон Кихоте». - М.: Независимая газ., 2002. (НА (1)). 4. Светлакова, О.А. «Дон Кихот» Сервантеса: Проблемы поэтики. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 1996. (Ч. з. N 4 (1)).
2.4. Шекспир (2 ч.). Темы для обсуждения: 1. Сонеты Шекспира. 2. «Гамлет». Новая архетипика европейского героя. 3. «Отелло», «Ромео и Джульетта». Тема любви.
Рекомендуемая литература: 1. Азимов, А. Путеводитель по Шекспиру. Английские пьесы. - М.: Центрполиграф, 2007. (Ч. з. N 4 (1)). 2. Аникст, А. А. Трагедия Шекспира «Гамлет»: лит. коммент. - М.: Просвещение, 1986. (Ч. з. N 1 (1), ч. з. N 4 (1)). 3. Бартошевич, А. В. Шекспир. Англия. XX век. - М.: Искусство, 1994. (НА (1)). 4. Верцман, И. Е. «Гамлет» Шекспира. - М.: Худож. лит., 1964. (НА (1)). 5. Комарова, В. П. Творчество Шекспира. - СПб.: СПбГУ, Филол. фак., 2001. (Ч. з. N 4 (1)). 6. Пинский, Л. Е. Шекспир. Основные начала драматургии. - М.: Худож. лит., 1971. (Ч. з. N 1 (1), НА (1), ч. з. N 4 (1)). 7. Шведов, Ю. Ф. Трагедия Шекспира «Отелло». - М.: Высш. шк., 1969. (НА (2), ч. з. N 4 (1)). 8. Шведов, Ю. Ф. Эволюция шекспировской трагедии. - М.: Искусство, 1975. (НА (1), ч. з. N 4 (1)). 9. Шведов, Ю.Ф. Вильям Шекспир: Исследования. - М.: Изд-во МГУ, 1977. (НА (1), ч. з. N 1 (1)). 10. Шекспировская энциклопедия. - М.: Радуга, 2002. (Ч. з. N 4 (1)).
2.5. Л.Н. Толстой. Ф.М. Достоевский (2 ч.). Темы для обсуждения: 1. Эротомания гибели в романе Толстого «Анна Каренина» и «Крейцерова соната». 2. Тайна лошади в «Холстомере». 3. Картина разрушающегося мира в поздних романах Достоевского. Диалог как спасение. 4. «Код смерти» в повести «Кроткая».
Рекомендуемая литература: 1. Бурсов, Б. И. Лев Толстой. Идейные искания и творческий метод. - Л.: Гослитиздат, 1960. (НА (1)). 2. Гречнев, В. О прозе и поэзии XIX - XX вв. Лев Толстой. Антон Чехов. Иван Бунин. Леонид Андреев. Максим Горький. Федор Тютчев. Георгий Иванов. Александр Твардовский. - СПб.: Соларт, 2009. (Ч. з. N 4 (1)). 3. Ермилов, В. В. Толстой-романист. «Война и мир». «Анна Каренина». «Воскресение». - М.: Худож. лит., 1965. (НА (1)). 4. Жданов, В. А. От «Анны Карениной» к «Воскресению». - М.: Книга, 1967. (НА (1)). 5. Хизанишвили Т. В. Функция евангельского текста в повести Л. Толстого «Крейцерова соната»: к вопросу о концепции брака // Калининград 750: прошлое, настоящее, будущее: сб. тезисов и докладов. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта. Вып. 3: Филология и гуманитарные науки. - 2005. Стр. 43 – 44. (СБО (1), ч. з. N 1 (1), НА (7), ч. з. N 4 (1)). 6. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: «Сов. Россия», 1979. (НА (2), ч. з. N 4 (1)). 7. Достоевский и XX век. - М.: ИМПЛИ РАН, 2007. (НА (1)). 8. Касаткина, Т. А. О творящей природе слова: Онтологичность слова в творчестве Ф.М.Достевского как основа «реализма в высшем смысле». - М.: ИМЛИ РАН, 2004. (НА (2)). 9. Мочульский, К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. - М.: Республика, 1995. (Ч. з. N 4 (1)). 10. Роман Ф.М.Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. - М.: Наследие, 2001. (Ч. з. N 4 (1)). 11. Степанян, К. А. Явление и диалог в романах Ф. М. Достоевского. - СПб.: Крига, 2010. (Ч. з. N 4 (1)).
2.6. Русская литература «Серебряного века». Литература советского периода (роман-антиутопия) (2 ч.). Темы для обсуждения: 1. «Двенадцать» как поэтическое «евангелие» о Судьбе. 2. «Откровение от женщины»: поэзия Ахматовой и Цветаевой. 3. Хронотоп тоталитаризма в романе Е. Замятина «Мы». 4. Механизм убийства «Я» в «Мы».
Рекомендуемая литература: 1. А. С. Пушкин - М. И. Цветаева: Седьмая цветаевская междунар. науч.-темат. конференция. - М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2000. (НА (1)). 2. Александр Блок: pro et contra. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. (НА (1), ч. з. N 4 (1)). 3. Александр Блок: исследования и материалы. - СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. (НА (1)). 4. Ахматовские чтения: А. Ахматова, Н. Гумилев и русская поэзия начала XX века: сб. науч. тр. - Тверь, 1995. (НА (1)). 5. Бурдина, С. В. Поэмы Анны Ахматовой. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2002. (Ч. з. N 4 (1)). 6. Жирмунский, В. М. Творчество Анны Ахматовой. - Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1973. (Ч. з. N 1 (1), ч. з. N 4 (1)). 7. Маслова, В. А. Поэт и культура: концептосфера Марины Цветаевой: учеб. пособие. - М.: Флинта: Наука, 2004. (Ч. з. N 4 (1)). 8. Осипова, Н.О. Творчество М.И. Цветаевой в контексте культурной мифологии Серебряного века. - Киров, 2000. (Ч. з. N 4 (1)). 9. Милорадович Г. Роман Замятина «Мы» // Русский сборник. Исследования по истории России. - М.: Модест Колеров, 2004. 10. Русская литература XIX - XX веков. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. Т. 2. Стр. 206-232. (Ч. з. N 4 (1)). 11. Русская литература XX века. Школы. Направления. Методы творческой работы: учеб. для студ. вузов. - СПб.: Логос; М.: Высш. шк., 2002. (Ч. з. N 4 (1), НА (1)). 12. Салайчик Я. Сигнал об опасности, угрожающей человечеству. О романе «Мы» Евгения Замятина // Десять лучших русских романов XX века: сб. ст. - М.: Луч, 2004. Стр. 24-37. (Ч. з. N 4 (1)). 13. Шмид У. «Мы» Замятина. Опыт аполитического прочтения // Sub specie tolerantiae. - СПб.: Наука, 2008. Стр. 479-493. (НА (1)). 14. Эткинд, Е. Г. «Мы – лирика» и роман Е. Замятина «Мы» / Эткинд, Е. Г. Психопоэтика. «Внутренний человек» и внешняя речь. Статьи и исследования. - СПб.: Искусство-СПб, 2005. Стр. 568-588. (Ч. з. N 4 (1)).
2.7. Экзистенциализм. Философский роман (2 ч.). Темы для обсуждения: 1. Дж. Фаулз «Коллекционер»: душа в «Коллекции Смерти». 2. Признаки постмодернистской нарратологии в романе Фаулза «Волхв». 3. Генеалогия зла в романе Голдинга «Повелитель мух».
Рекомендуемая литература: 1. Акатова А. А. Универсальные семантические фреймы в метатексте Дж. Фаулза // Проблемы семантики языковых единиц в контексте культуры (лингвистический и лингвометодический аспекты): междунар. науч.-практ. конф. - М.; Кострома: Элпис, 2006. Стр. 165-168. (НА (1)). 2. Парамонов Б. По поводу Фаулза // Звезда. - 1999. N 12. - С. 217-221. 3. Антипенко Е. Интертекстуальный характер романов Дж. Фаулза // Балтийский филологический курьер. - 2003. N 2. - С. 227-236. 4. Ермолин Е. По направлению к Фаулзу // Дружба народов. - 2003. N 11. - С. 192-196. 5. Чамеев А. Уильям Голдинг - сочинитель притч // Голдинг У. Пирамида: Романы, повести. - СПб. - С. 805-827.
2.8. Американская литература. Латиноамериканский роман (2 ч.). Темы для обсуждения: 1. Топография детства и пропасти в романе Сэлинджера «Над пропастью во ржи». 2. Хронотоп апокалипсиса в романе Маркеса «Сто лет одиночества».
Рекомендуемая литература: 1. Вирхилио Лопес Лемус. Неисчерпаемый талант Гарсиа Маркеса. - Гавана: Хосе Марти, 1990. (НА (1)). 2. Галинская, И.Л. Философские и эстетические основы поэтики Дж.Д. Сэлинджера. - М.: Наука, 1975. (НА (1)). 3. Гирин Ю. Н. Габриэль Гарсиа Маркес // История литератур Латинской Америки. Очерки творчества писателей XX века. - М.: ИМЛИ РАН, 2005. Стр. 542-621. (НА (1)). 4. Земсков, В. Б. Габриэль Гарсиа Маркес: очерк творчества. - М.: Худож. лит., 1986. (НА (2)). 5. Иткина, Н.Л. Поэтика Сэлинджера. - М.: Изд-во РГГУ, 2002. (НА (1)). 3. Методические рекомендации по преподаванию и изучению дисциплины 3.1. Методические рекомендации по преподаванию дисциплины Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 644; Нарушение авторского права страницы