Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК



Содержание учебно-методического блока

учебной дисциплины «История мировой литературы»

1. Теоретическая часть.

1.1. Литература как вид искусства. Основные понятия и категории литературоведения.

1.2. Античная литература: эпос.

1.3. Театр античности: трагедия, комедия. Античная лирика (греческая литература). Римская литература.

1.4. Литература Средневековья (конспект лекции, тема вынесена на самостоятельное изучение).

Литература Ренессанса.

1.5.1. Возрождение в Италии. Северное Возрождение.

Золотой век испанской литературы: на границе Возрождения и Нового времени.

1.6. Новое время: барокко и классицизм в литературе. Просвещение.

1.7. XIX век. Романтизм. Реализм.

1.8. История русской литературы от начал до Золотого века. Реализм и поэзия «Серебряного века». Литература советского периода.

1.9. Литература ХХ в.

2. Практикум.

2.1. Античность. Эпос.

2.2. Античная трагедия.

2.3. Роман Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихота Ламанчский».

2.4. Шекспир.

2.5. Л.Н. Толстой. Ф.М. Достоевский.

2.6. Русская литература «Серебряного века». Литература советского периода (роман-антиутопия).

2.7. Экзистенциализм. Философский роман.

2.8. Американская литература. Латиноамериканский роман.

3. Методические рекомендации по преподаванию и изучению дисциплины

3.1. Методические рекомендации по преподаванию дисциплины

3.2. Методические рекомендации по изучению дисциплины

4. Глоссарий

Теоретическая часть

Литература как вид искусства. Основные понятия и категории литературоведения.

Художественная литература как один из видов искусства, основанный на многоуровневой и многофункциональной специфике языка. Отличие литературы от других видов искусства: чудо художественного слова. Образ как средство художественной изобразительности: «сгущение» жизни в образе.

Специфика художественного вымысла. Вопрос о жизнеподобии. Теории художественного вымысла (Аристотель, Жан-Поль, Гегель, Фрейд, Р. Якобсон).

Мир произведения как художественно освоенная и преображенная реальность с системой персонажей, временем и пространством. Тема как фундамент художественного мира. Вопрос о вечных темах: онтологические и антропологические универсалии. Темы-архетипы. Надиндивидуальные (национально-исторические и т.п.) и индивидуальные темы (духовно-биографические, экзистенциальные и т.п.).

Идея: а) проблема объективности идеи как умопостигаемой сущности; б) идея как основа субъективного опыта. Специфика художественной идеи в сравнении с научными, философскими и религиозными: глубина и профетизм. Идея и автор: вопрос об авторской преднамеренности и непреднамеренности. Вдохновение.

Автор как субъект художественной реальности. Проблема художественной целостности: художественная объективность и субъективность. Творческая свобода автора как основа подлинности художественного опыта и его воплощения. Концепция «смерти автора».

Типы авторской эмоциональности в художественных произведениях: эпика, героика, трагизм, смех, ирония, сентиментализм, «умиление» (Достоевский), идиллия, романтика, «скорбное бесчувствие» (А. Сокуров).

Теория хронотопа. Виды хронотопов. «Борьба хронотопов». Сюжет и композиция как отражение хронотопа.

Литература и семиотика. Литературно-художественный процесс как особый вид семиозиса. Образ как особый знак в типологии знаков.

Литература и герменевтика. Герменевтика как искусство и теория понимания и истолкования текстов. Герменевтика как методологическая основа гуманитарного знания в целом и литературоведения в частности.

Теория жанра. Тайна жанра как тайна онтологии.

1.2. Античная литература: эпос.

Античная литература как особый вид словесного творчества, основанного на тайне мифа как особого типа реальности. Жанры античной литературы как типы художественного семиозиса внешнего и внутреннего планов мифической реальности: 1) эпос как жанр, отражающий мифо-художественный опыт онтологии космоса; 2) лирика как мелический жанр, отражающий различные психосоциальные типы переживания мифической реальности в опыте субъектных сообществ (эпиникии как лирический поджанр маскулинных хвалебных песен в честь победителей спортивных состязаний; парфении как лирический подвид опыта ожидания жениха в социальной страте незамужних девушек и т.п.); 3) драма как жанр-род, отражающий кинетику дестабилизированного космоса (трагедия – катастрофическую перспективу гибнущего космоса, комедия – диалектико-оптимистическую перспективу в модусе смехового преодоления исчерпанных парадигм жизни).

Гомер как вершина героического эпоса. Тайна Гомера: индивид или коллективный творец. Тайна «Илиады» как тайна космического Эроса. Тема и идея «Илиады» как конфликт индивидуального и общего. Ахилл как первый литературно-художественный архетип в истории европейской литературы. Архетипика героического действия по спасению космоса. Общий хронотоп поэмы как фрактал пространственно-временной организации космоса. Гектор и Андромаха как героические жертвы хронотопа Трои как «хронотопа болезни». Диалектика бессмертных богов и смертных героев в эпическом действии «Илиады». Мифологема щита в образной структуре «Илиады». Проблема современной интерпретации «Илиады» как отражение парадигмального кризиса литературоведческой герменевтики.

«Одиссея» как героическая поэма Пути. Образ Одиссея как идея куроса - нуса. Образ Пенелопы как идея коры – пранои. Образ Телемаха как идея «умного делания будущего». Хронотоп дома и хронотопы ошибок (остров Калипсо, остров Киклопов, страны лестригонов и лотофагов и т.п.), в сюжете поэмы. Тайна хронотопа Аида как «кода возвращения». Миф об Одиссее как философия-образ бифуркации зрячести и слепоты человека и космоса: «телемахия» vs. «телегония», т.е. «умное делание» vs. «ананке».

Эпосы Гомера как художественные «философии спасения».

 

Рекомендуемая литература:

Тронский М.И. История античной литературы. Л., 1991. (УБ, ч. з. N 1, 4).

 

Художественные тексты:

Гомер. Илиада. Одиссея (фрагменты).

1.3. Театр античности: трагедия, комедия. Античная лирика (греческая литература). Римская литература.

Генеалогия театра как «топоса богов». Культ Диониса как мифологемы «несчастной любви» между Небом и Землей. Основные этимоны театра и трагедии: театр, сцена, оркестр, амфитеатр, пролог, парод, хор, строфа, антистрофа, коммос, эписодий, стасим, эксод и т.д. Теория трагедии Аристотеля: катарсис как экзистенциальная цель трагического действия. Мета-идея трагедии как «гибель богов» и крушение космоса. Великая триада трагического театра – Эсхил, Софокл, Еврипид.

Эсхил как начало великой триады. Философия Дике: проблема судьбы и знания. Загадка Прометея в трагедии «Прометей прикованный». Конфликт Зевса и Прометея в «проекте будущего». Тайна Власти и Силы. Образ Ио. «Орестея» как идеография конфликта гендерных законов. Причинная «археология» трагедии в «Орестее»: от зримого к незримому. Проклятие «долженствования» сына в сокрытой необходимости Аполлона. Эвмениды и «закон Аполлона». Интеграл Афины в конфликте между «материнским» и «патриархальным» в финале «Орестеи».

Софокл – трагик-автор дискурса «онтологической слепоты»: образ Эдипа как архетип трагического конфликта между объективной виной и субъективной невиновностью в трагедии «Эдип-царь». Фивы как хронотоп-метафора «гибнущего космоса». Ананке и Афина в мифе об Эдипе и его детях. Ананке как кинетика слепящего hybris в трагедии «Антигона». Принцип Креонта - ошибка, возведенная в закон. Архетипика имен как выражение архетипического конфликта в «Антигоне».

Специфика трагического конфликта у Еврипида. Интериоризация причины трагедии: переход сверхъестественности Рока в деструктивную стихию человеческих страстей. Афродита vs. Артемида в трагедии «Ипполит».

«Философия смеха» и жанр комедии. Аристотель о комедии: комическое как мимесис безобразного. Основные темы комедий Аристофана: милитаризм («Лисистрата»), плутократия («Богатство»), софизм («Облака»), антимифологизм («Лягушки», «Птицы»), развращение нравов («Всадники»). Современность идей комедий Аристофана.

Лирика как родовой жанр. Поджанры, или виды, лирики. Хоровая и сольная лирика. Эолийский мелос Сапфо и Алкея. Развитие элегии и ямба. Феномен Архилоха: кризис полиса в его лирике (кердос» vs. «эйдос»). Влияние на потомков (Гораций, Овидий и т.д.).

Римская литература. Золотой век римской литературы: Август Октавиан, Меценат. Вергилий как мастер поэтической философии гармонии «техне» и «натура» в «Буколиках» и «Георгиках». «Тайна» 4-й эклоги: влияние на христианскую традицию. «Энеида» - эпос по заказу: конфликт поэзии и идеологии. Миф об Энее как мифическом родоначальнике римлян. «Энеида» как подражание «подражанию»: идейно-образные параллелизмы между «Илиадой» и «Энеидой». Влияние Вергилия на литературно-художественный процесс последующих времен.

Гораций как поэт «кризисных напряжений»: в поисках «золотой середины» в хаосе истории, в бренности бытия, в прихотливом мире изменчивых чувств, в жесточайшем напряжении между Жизнью и Смертью. «Искусство поэзии» в «Послании к Пизонам». Принцип «соответствия» как условие внутренней гармонии художественного творения. Главные условия для достижения «соответствия» - знание философии, знание жизни, работа над художественным словом. «Искусство поэзии» Горация и «Поэтика» Аристотеля как основа поэтик Возрождения и классицизма. «Памятник» Горация как поэтический образец преодоления смерти в поэтическом творчестве.

Овидий как поэт «новой эстетики» вдохновенного порыва и стихийной силы. Основные периоды жизни и творчества, отраженные в произведениях: 1. молодость, участие в кружке Мессалы: любовные элегии, «Героини», дидактические поэмы «Наука любви», «Лекарство от любви»; 2. зрелость: поэмы «Метаморфозы», «Фаст»; 3. изгнание и ссылка: «Скорбные элегии», «Послания с Понта». Тайна изгнания.

Дидактика любви как искусства в поэмах первого периода: мир «искусственного Эроса», эстетизация Эроса, попытка «науки о любви» для мужчин и женщин. Открытие «новой субъектности» в «дидактических» поэмах о любви.

 

 

Рекомендуемая литература:

Тронский М.И. История античной литературы. Л., 1991. (УБ, ч. з. N 1, 4).

 

Художественные тексты:

Эсхил. Орестея. Прометей прикованный.

Софокл. Царь Эдип. Антигона.

Еврипид. Ипполит.

Вергилий. Энеида (фрагменты).

Гораций. Послание к Пизонам.

Овидий. Искусство любви. Скорбные элегии.

Литература Средневековья.

Три основных фактора зарождения и развития литературы Средних веков: 1. воздействие античной литературы; 2. развитие христианской культуры; 3. народно-фольклорная традиция германских народов. Соответственно, их воздействие на три основных литературных потока, развивающихся параллельно: 1. народная литература; 2. религиозно-клерикальная; 3. феодально-рыцарская. Развитие городской литературы с XIII в.

Идейная основа средневековой литературы – событие Христа и сложные процессы взаимодействия между античным опытом истины и германским витализмом. Германский эпос и его специфика: фольклорная мистика, германо-скандинавский мифологизм, элементы богатырской сказки, маскулинизм, мотивика событий Великого переселения народов.

«Беовульф» как эпическая поэма героического действия и героической ошибки. Тема конфликта «вертикали» и «горизонтали» в имени и сюжете «Беовульфа». Фольклорная символика образов: Беовульф и Грендель, меч Хрунтинг, Олений зал, женочудовище в море, клад дракона. Борьба эпических хронотопов – тьма vs. свет.

«Старшая Эдда» и ее генезис. Структура германо-скандинавского мифа в песнях о богах. События Великого переселения народов в песнях о героях. Пантеон богов. «Осевые боги» - Хеймдаль (страж богов и мирового древа), Хёд (слепой), Бальдр (юный), Один. Тайна Одина и Иггдрасиля. От Гинунгагапа до Рагнарёка.

«Песнь о Нибелунгах» как эпический знак перехода от пафоса высокой героики и борьбы с Судьбой до пафоса «воли к смерти». Зигфрид как герой «границы» двух принципов – принципа Брюнхильды и принципа Кримхильды. «Эдда» - эпос «гибели богов», «Песнь о Нибелунгах» - эпос «гибели героев».

Новый тип героя в народно-героическом эпосе Высокого Средневековья: «дух вертикали» как основа героического действия. Реально-исторический фон «Песни о Роланде» и «Песни о моем Сиде»: проблема взаимоотношения между историей и литературой.

Жанр рыцарского романа: новая «философия подвига». Творчество Кретьена де Труа и его пять романов на основе легенд об Артуре («Ланселот, или Рыцарь телеги», «Ивэйн, или Рыцарь со львом» и др.). Тайна Грааля в романе «Персеваль».

Выражение кризиса средневекового мировоззрения в поэзии Франсуа Вийона: «Большое завещание» как поэтический документ о порочности мира; «Баллада о повешенных» как манифест «нового гедонизма». Теория «смеховой культуры» М.М.Бахтина.

Рекомендуемая литература:

Алексеев М.П., Жирмунский В.М. и др. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. Любое издание. (УБ, ч. з. N 1, НА).

 

Художественные тексты:

Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах (фрагменты).

Роман о Тристане и Изольде.

Литература Ренессанса.

1.5.1. Возрождение в Италии.Северное Возрождение.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 705; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь