Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тематика практических занятий. «Согласовано» «Утверждаю» Декан факультета филологии и журналистикиСтр 1 из 6Следующая ⇒
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ
Учебно-методический комплекс дисциплины
«История мировой литературы» для студентов 1 курса очной формы обучения
Направление подготовки: 07.14.01 «Социально-культурная деятельность», профиль «Менеджмент социально-культурной деятельности»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Калининград 2013 ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ Составитель: д.ф.н., профессор кафедры зарубежной филологии и историко-сравнительного языкознания Гильманов В.Х.
УМК обсужден и утвержден на заседании кафедры зарубежной филологии и историко-сравнительного языкознания. Протокол № ____ от «____»__________ 2013 г. Зав. кафедрой: ___________ д.ф.н., профессор Ваулина С.С.
УМК одобрен методическим советом института гуманитарных наук Протокол №_____от «____»_______________2013 г. Председатель учебно-методического совета ________________В. Н. Маслов
Программа пересмотрена на заседании кафедры зарубежной филологии и историко-сравнительного языкознания. Протокол № ____ от «____»__________ 2013 г. Внесены следующие изменения (изменений не внесено): ________________ _________________________________________________________________ Зав. кафедрой: ___________ д.ф.н., профессор Ваулина С.С.
Ведущий менеджер ООП ___________________ В. Н. Маслов I. ПРОГРАММНО-ПЛАНИРУЮЩИЙ БЛОК
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНО-ПЛАНИРУЮЩЕГО БЛОКА (Рабочей программы учебной дисциплины) 1. Пояснительная записка 1.1. Статус дисциплины в основной образовательной программе 1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата 1.3. Требования к начальной подготовке 1.4. Цель и задачи дисциплины «История мировой литературы» 1.5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 2. Тематический план 3. Содержание дисциплины 3.1. Содержание тематических разделов дисциплины 3.2. Тематика практических занятий 4. Тематика самостоятельных и контрольных работ 4.1. Тематика самостоятельных работ 4.2. Тематика контрольных работ 5. Вопросы для итогового контроля 6. Критерии оценки знаний 7. Список основной и дополнительной литературы 7.1. Основная литература (учебники) 7.2. Основная литература (художественные тексты) 7.3. Дополнительная литература 7.4. Интернет-ресурсы
Пояснительная записка 1.1. Статус дисциплины в основной образовательной программе Дисциплина включена в вариативную часть Общекультурологического и социально-культурного цикла образовательной программы бакалавриата по направлению 00.00 «Социально-культурная деятельность», профиль «Менеджмент социально-культурной деятельности».Дисциплина является обязательной. 1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Курс «История мировой литературы» представляет собой сжатое изложение истории мировой литературы с характеристикой знаковых памятников литературы; лекционный курс сопровождается практическими занятиями, на которых проводится литературоведческий анализ отдельных текстов. Изучение истории мировой литературы должно не только способствовать формированию цельного представления о ней у обучаемых, но и развивать в них способность мыслить логически и одновременно творчески, развивать навыки анализа, способность формировать, формулировать и аргументировано излагать собственный взгляд на проблему, что актуально для направления «Социально-культурная деятельность».
1.3. Требования к начальной подготовке Для успешного освоения программы дисциплины достаточно владеть базовым объемом знаний по истории литературы и культуры, формируемым школьными курсами «Литература» и «История». 1.4. Цель и задачи дисциплины «История мировой литературы» Целью освоения дисциплины «История мировой литературы» является формирование у студентов направления «Социально-культурная деятельность» профессиональных компетенций в части, предусмотренной настоящей рабочей программой. Задачами изучения дисциплины «История мировой литературы» являются: - знакомство студентов с литературой как видом искусства и с основными категориями и понятиями литературоведения; - формирование у студентов целостного представления о специфике развития литературы, знакомство студентов с особенностями литературных жанров, изменениями этих особенностей в различные периоды развития литературы; - сопоставление литературы как особой формы общественного сознания с другими формами общественного сознания с их критериями истинности; - приобщение к «культуре противостояния» против дегуманизирующих тенденций современной цивилизации; - воспитание humanitas; - способствовать формированию у студента активной мировоззренческой позиции.
1.5. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины «История мировой литературы» направлен на формирование следующих компетенций: - владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); - уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); - стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6); - уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7); - быть готовым к преподаванию теоретических и практических дисциплин в области социально-культурной деятельности в образовательных учреждениях среднего профессионального и дополнительного профессионального образования и переподготовки кадров в сфере культуры и искусства, а также историко-культурных и культурологических дисциплин в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждениях (ПК-27); - быть готовым к оказанию консультативной помощи специалистам социально-культурной сферы (ПК-29).
В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: - содержание основных категорий и понятий литературоведения; - основные этапы развития мировой литературы, их специфику, ключевые литературные произведения каждого из этих этапов; - особенности русской литературы, ее специфику и этапы ее истории. Уметь: - уметь самостоятельно анализировать художественные тексты с учетом специфики литературной эпохи, к которой они относятся; - уметь формулировать, грамотно излагать и аргументированно отстаивать свою позицию по той или иной литературоведческой и мировоззренческой проблеме. Владеть: - понятийным аппаратом современного литературоведения; - собственным комплексным представлением об истории мировой литературы и современных тенденциях ее развития.
2. Тематический план Разделы дисциплины и виды занятий (почасовое планирование)
3. Содержание дисциплины 3.1. Содержание тематических разделов дисциплины Планируется чтение лекций следующих видов: информативная лекция, проблемная лекция, лекция-диалог.
Тематика контрольных работ Планируется проведение итогового тестирования для проверки теоретических знаний и знания художественных текстов из списка (см. Диагностико-контролирующий блок). Курсовые работы и рефераты не предусмотрены.
Вопросы для итогового контроля Итоговый контроль осуществляется в форме зачета. Зачет выставляется по итогам тестирования (см. Диагностико-контролирующий блок). Также учитывается работа студентов на практических занятиях.
6. Критерии оценки знаний. Система контроля качества знаний по курсу «История мировой литературы» включает в себя тестирование и оценку работы студентов на практических занятиях. Практические занятия проходят в форме свободного обсуждения заявленных вопросов. Предполагаются также и краткие индивидуальные выступления (в форме докладов). Работа студента на практическом занятии оценивается по 4-балльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). На занятиях оценивается: - знание студентом художественного текста; - знание студентом теоретического материала; - свободная ориентация в излагаемом материале; - наличие собственной позиции; - речь студента, умение излагать свою точку зрения, грамотно и аргументировано вести дискуссию. Итоговая отметка «зачтено» выставляется, если студент имеет достаточный балл по тестированию (75 процентов верных ответов) и его работа на практических занятиях оценивается в диапазоне «отлично» - «удовлетворительно». Итоговая отметка «не зачтено» выставляется, если студент не справился с тестом, не участвовал в дискуссиях на практических занятиях или пропускал практические занятия без уважительной причины.
Литература Ренессанса. 1.5.1. Возрождение в Италии. Северное Возрождение. Теоретическая часть Литература как вид искусства. Основные понятия и категории литературоведения. Художественная литература как один из видов искусства, основанный на многоуровневой и многофункциональной специфике языка. Отличие литературы от других видов искусства: чудо художественного слова. Образ как средство художественной изобразительности: «сгущение» жизни в образе. Специфика художественного вымысла. Вопрос о жизнеподобии. Теории художественного вымысла (Аристотель, Жан-Поль, Гегель, Фрейд, Р. Якобсон). Мир произведения как художественно освоенная и преображенная реальность с системой персонажей, временем и пространством. Тема как фундамент художественного мира. Вопрос о вечных темах: онтологические и антропологические универсалии. Темы-архетипы. Надиндивидуальные (национально-исторические и т.п.) и индивидуальные темы (духовно-биографические, экзистенциальные и т.п.). Идея: а) проблема объективности идеи как умопостигаемой сущности; б) идея как основа субъективного опыта. Специфика художественной идеи в сравнении с научными, философскими и религиозными: глубина и профетизм. Идея и автор: вопрос об авторской преднамеренности и непреднамеренности. Вдохновение. Автор как субъект художественной реальности. Проблема художественной целостности: художественная объективность и субъективность. Творческая свобода автора как основа подлинности художественного опыта и его воплощения. Концепция «смерти автора». Типы авторской эмоциональности в художественных произведениях: эпика, героика, трагизм, смех, ирония, сентиментализм, «умиление» (Достоевский), идиллия, романтика, «скорбное бесчувствие» (А. Сокуров). Теория хронотопа. Виды хронотопов. «Борьба хронотопов». Сюжет и композиция как отражение хронотопа. Литература и семиотика. Литературно-художественный процесс как особый вид семиозиса. Образ как особый знак в типологии знаков. Литература и герменевтика. Герменевтика как искусство и теория понимания и истолкования текстов. Герменевтика как методологическая основа гуманитарного знания в целом и литературоведения в частности. Теория жанра. Тайна жанра как тайна онтологии. 1.2. Античная литература: эпос. Античная литература как особый вид словесного творчества, основанного на тайне мифа как особого типа реальности. Жанры античной литературы как типы художественного семиозиса внешнего и внутреннего планов мифической реальности: 1) эпос как жанр, отражающий мифо-художественный опыт онтологии космоса; 2) лирика как мелический жанр, отражающий различные психосоциальные типы переживания мифической реальности в опыте субъектных сообществ (эпиникии как лирический поджанр маскулинных хвалебных песен в честь победителей спортивных состязаний; парфении как лирический подвид опыта ожидания жениха в социальной страте незамужних девушек и т.п.); 3) драма как жанр-род, отражающий кинетику дестабилизированного космоса (трагедия – катастрофическую перспективу гибнущего космоса, комедия – диалектико-оптимистическую перспективу в модусе смехового преодоления исчерпанных парадигм жизни). Гомер как вершина героического эпоса. Тайна Гомера: индивид или коллективный творец. Тайна «Илиады» как тайна космического Эроса. Тема и идея «Илиады» как конфликт индивидуального и общего. Ахилл как первый литературно-художественный архетип в истории европейской литературы. Архетипика героического действия по спасению космоса. Общий хронотоп поэмы как фрактал пространственно-временной организации космоса. Гектор и Андромаха как героические жертвы хронотопа Трои как «хронотопа болезни». Диалектика бессмертных богов и смертных героев в эпическом действии «Илиады». Мифологема щита в образной структуре «Илиады». Проблема современной интерпретации «Илиады» как отражение парадигмального кризиса литературоведческой герменевтики. «Одиссея» как героическая поэма Пути. Образ Одиссея как идея куроса - нуса. Образ Пенелопы как идея коры – пранои. Образ Телемаха как идея «умного делания будущего». Хронотоп дома и хронотопы ошибок (остров Калипсо, остров Киклопов, страны лестригонов и лотофагов и т.п.), в сюжете поэмы. Тайна хронотопа Аида как «кода возвращения». Миф об Одиссее как философия-образ бифуркации зрячести и слепоты человека и космоса: «телемахия» vs. «телегония», т.е. «умное делание» vs. «ананке». Эпосы Гомера как художественные «философии спасения».
Рекомендуемая литература: Тронский М.И. История античной литературы. Л., 1991. (УБ, ч. з. N 1, 4).
Художественные тексты: Гомер. Илиада. Одиссея (фрагменты). 1.3. Театр античности: трагедия, комедия. Античная лирика (греческая литература). Римская литература. Генеалогия театра как «топоса богов». Культ Диониса как мифологемы «несчастной любви» между Небом и Землей. Основные этимоны театра и трагедии: театр, сцена, оркестр, амфитеатр, пролог, парод, хор, строфа, антистрофа, коммос, эписодий, стасим, эксод и т.д. Теория трагедии Аристотеля: катарсис как экзистенциальная цель трагического действия. Мета-идея трагедии как «гибель богов» и крушение космоса. Великая триада трагического театра – Эсхил, Софокл, Еврипид. Эсхил как начало великой триады. Философия Дике: проблема судьбы и знания. Загадка Прометея в трагедии «Прометей прикованный». Конфликт Зевса и Прометея в «проекте будущего». Тайна Власти и Силы. Образ Ио. «Орестея» как идеография конфликта гендерных законов. Причинная «археология» трагедии в «Орестее»: от зримого к незримому. Проклятие «долженствования» сына в сокрытой необходимости Аполлона. Эвмениды и «закон Аполлона». Интеграл Афины в конфликте между «материнским» и «патриархальным» в финале «Орестеи». Софокл – трагик-автор дискурса «онтологической слепоты»: образ Эдипа как архетип трагического конфликта между объективной виной и субъективной невиновностью в трагедии «Эдип-царь». Фивы как хронотоп-метафора «гибнущего космоса». Ананке и Афина в мифе об Эдипе и его детях. Ананке как кинетика слепящего hybris в трагедии «Антигона». Принцип Креонта - ошибка, возведенная в закон. Архетипика имен как выражение архетипического конфликта в «Антигоне». Специфика трагического конфликта у Еврипида. Интериоризация причины трагедии: переход сверхъестественности Рока в деструктивную стихию человеческих страстей. Афродита vs. Артемида в трагедии «Ипполит». «Философия смеха» и жанр комедии. Аристотель о комедии: комическое как мимесис безобразного. Основные темы комедий Аристофана: милитаризм («Лисистрата»), плутократия («Богатство»), софизм («Облака»), антимифологизм («Лягушки», «Птицы»), развращение нравов («Всадники»). Современность идей комедий Аристофана. Лирика как родовой жанр. Поджанры, или виды, лирики. Хоровая и сольная лирика. Эолийский мелос Сапфо и Алкея. Развитие элегии и ямба. Феномен Архилоха: кризис полиса в его лирике (кердос» vs. «эйдос»). Влияние на потомков (Гораций, Овидий и т.д.). Римская литература. Золотой век римской литературы: Август Октавиан, Меценат. Вергилий как мастер поэтической философии гармонии «техне» и «натура» в «Буколиках» и «Георгиках». «Тайна» 4-й эклоги: влияние на христианскую традицию. «Энеида» - эпос по заказу: конфликт поэзии и идеологии. Миф об Энее как мифическом родоначальнике римлян. «Энеида» как подражание «подражанию»: идейно-образные параллелизмы между «Илиадой» и «Энеидой». Влияние Вергилия на литературно-художественный процесс последующих времен. Гораций как поэт «кризисных напряжений»: в поисках «золотой середины» в хаосе истории, в бренности бытия, в прихотливом мире изменчивых чувств, в жесточайшем напряжении между Жизнью и Смертью. «Искусство поэзии» в «Послании к Пизонам». Принцип «соответствия» как условие внутренней гармонии художественного творения. Главные условия для достижения «соответствия» - знание философии, знание жизни, работа над художественным словом. «Искусство поэзии» Горация и «Поэтика» Аристотеля как основа поэтик Возрождения и классицизма. «Памятник» Горация как поэтический образец преодоления смерти в поэтическом творчестве. Овидий как поэт «новой эстетики» вдохновенного порыва и стихийной силы. Основные периоды жизни и творчества, отраженные в произведениях: 1. молодость, участие в кружке Мессалы: любовные элегии, «Героини», дидактические поэмы «Наука любви», «Лекарство от любви»; 2. зрелость: поэмы «Метаморфозы», «Фаст»; 3. изгнание и ссылка: «Скорбные элегии», «Послания с Понта». Тайна изгнания. Дидактика любви как искусства в поэмах первого периода: мир «искусственного Эроса», эстетизация Эроса, попытка «науки о любви» для мужчин и женщин. Открытие «новой субъектности» в «дидактических» поэмах о любви.
Рекомендуемая литература: Тронский М.И. История античной литературы. Л., 1991. (УБ, ч. з. N 1, 4).
Художественные тексты: Эсхил. Орестея. Прометей прикованный. Софокл. Царь Эдип. Антигона. Еврипид. Ипполит. Вергилий. Энеида (фрагменты). Гораций. Послание к Пизонам. Овидий. Искусство любви. Скорбные элегии. Литература Средневековья. Три основных фактора зарождения и развития литературы Средних веков: 1. воздействие античной литературы; 2. развитие христианской культуры; 3. народно-фольклорная традиция германских народов. Соответственно, их воздействие на три основных литературных потока, развивающихся параллельно: 1. народная литература; 2. религиозно-клерикальная; 3. феодально-рыцарская. Развитие городской литературы с XIII в. Идейная основа средневековой литературы – событие Христа и сложные процессы взаимодействия между античным опытом истины и германским витализмом. Германский эпос и его специфика: фольклорная мистика, германо-скандинавский мифологизм, элементы богатырской сказки, маскулинизм, мотивика событий Великого переселения народов. «Беовульф» как эпическая поэма героического действия и героической ошибки. Тема конфликта «вертикали» и «горизонтали» в имени и сюжете «Беовульфа». Фольклорная символика образов: Беовульф и Грендель, меч Хрунтинг, Олений зал, женочудовище в море, клад дракона. Борьба эпических хронотопов – тьма vs. свет. «Старшая Эдда» и ее генезис. Структура германо-скандинавского мифа в песнях о богах. События Великого переселения народов в песнях о героях. Пантеон богов. «Осевые боги» - Хеймдаль (страж богов и мирового древа), Хёд (слепой), Бальдр (юный), Один. Тайна Одина и Иггдрасиля. От Гинунгагапа до Рагнарёка. «Песнь о Нибелунгах» как эпический знак перехода от пафоса высокой героики и борьбы с Судьбой до пафоса «воли к смерти». Зигфрид как герой «границы» двух принципов – принципа Брюнхильды и принципа Кримхильды. «Эдда» - эпос «гибели богов», «Песнь о Нибелунгах» - эпос «гибели героев». Новый тип героя в народно-героическом эпосе Высокого Средневековья: «дух вертикали» как основа героического действия. Реально-исторический фон «Песни о Роланде» и «Песни о моем Сиде»: проблема взаимоотношения между историей и литературой. Жанр рыцарского романа: новая «философия подвига». Творчество Кретьена де Труа и его пять романов на основе легенд об Артуре («Ланселот, или Рыцарь телеги», «Ивэйн, или Рыцарь со львом» и др.). Тайна Грааля в романе «Персеваль». Выражение кризиса средневекового мировоззрения в поэзии Франсуа Вийона: «Большое завещание» как поэтический документ о порочности мира; «Баллада о повешенных» как манифест «нового гедонизма». Теория «смеховой культуры» М.М.Бахтина. Рекомендуемая литература: Алексеев М.П., Жирмунский В.М. и др. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. Любое издание. (УБ, ч. з. N 1, НА).
Художественные тексты: Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах (фрагменты). Роман о Тристане и Изольде. Литература Ренессанса. 1.5.1. Возрождение в Италии.Северное Возрождение. Данте как последний поэт Высокого Средневековья и первый поэт Возрождения. «Incipit vita nova» - тайна Ренессанса в романе Данте «Новая жизнь»: «дух жизни» и Беатриче. Гиноцентрические тенденции в литературе и искусстве южного Ренессанса. Данте как основатель школы «нового сладостного стиля» Душа влюбленного как пространство истины «новой жизни»: соединение «земной» и «небесной» любви в образе возлюбленной. Смерть Беатриче как катастрофа бытия. От лирической биографии в «Новой жизни» к космографии бытия в «Божественной комедии». Тайна пути в «Божественной комедии» - тайна «звезды». Возрождение идей свето-энергийных эманаций и синергетических взаимодействий неоплатонизма в поэме. «Философия любви» как надежда новых интенций ума и сердца на пути к истине. «Высокое напряжение» антиномий - любовь к Богу и любовь к Женщине. Связь космографии и этики: идея человека как «пастыря космоса». Поэтическое умозрение как прозрение в потустороннюю суть средневековой космографии Ада, Чистилища и Рая. Истина религии и истина поэзии в контексте «Божественной комедии»: поэтический опыт истины как опыт индивидуальной уникальности. «Энциклопедия грехов» в картинах «Ада»: отражение кризиса нравов и идей в Италии периода проторенессанса. Личностное отношение Данте к «инфраструктуре греха» - переосмысление католической системы грехов в духе гуманистической нравственности. «Панорама Рая» как топография «философии любви». Кредо Данте в песне 26 «Рая»: Беатриче как идейно-композиционный центр Рая. Иерархия блага и любви в структуре Рая. Петрарка как вершинное явление ренессансной философии человека: ренессансный синкретизм чувственного и религиозного, «земли и неба», учености и веры. «Порывы скорбного сердца» в «Канцоньере» как отражение нового архетипа свободы. Речь на Капитолийском холме 8 апреля 1341 г.: сущность поэзии в тайне новой силы и любви. Тайна Петрарки в морально-философском трактате «О презрении к жизни»: сущность «accidia». Боккаччо как поэт доверия «волненью крови молодой». Философия наслаждения в «Декамероне»: «страсть к жизни у порога смерти». Реализм «Декамерона» - «открытие мира и человека» в поразительном контрасте греха и святости, судьбы и провидения, страстей и веры. Рекомендуемая литература: Алексеев М.П., Жирмунский В.М. и др. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. Любое издание. (УБ, ч. з. N 1, НА).
Художественные тексты: Данте. Новая жизнь. Божественная комедия (фрагменты). Петрарка. Слово, читанное Ф.Петраркой в Риме на Капитолии во время его венчания лавровым венцом. Канцоньеры (отдельные тексты). Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы