Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные типы религиозных организаций.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Структура религии. Религия представляет собой сложную систему взаимодействующих элементов. Структура любой религиозной системы включает сознание, деятельность, организационные структуры, религиозный опыт. Религиозное сознание включает в себя представления, учения, верования, доктрины и другие компоненты. Ключевым феноменом религиозного сознания является вера. Вера является духовным стержнем человека, представляет собой познавательную способность и психологическое явление. Как базисное доверие к Богу, миру, жизни вообще вера не зависит от рационально-логических обоснований. «Религия- опиум для народа». Религия: 1.это необходимый результат становления и развития общественных отношений оказывающий обратное воздействие на них. 2.Способ существования и преодоление чел самоотчуждения 3.Отражение действительности 4.Общественная подсистема 5.Феномен культуры Религия не является пассивным продуктом Понятие религии возникла в римской культуры, Цицерон (рилегеро-собирать, религаар-вновь связывать, воссоединять) Основные типы религиозных организаций. Религиозная организация: Церковь — религиозная организация, способствующая интеграции общества и действующая внутри него. В то же время она посредством поддерживаемых ею верований и представлений удовлетворяет большинство личностных запросов представителей всех социальных слоев. Церковь по своей природе придает огромное значение молитвам, которые она отправляет, системе вероучения, которая ею сформулирована, официальному управлению совершением богослужений и образованием со стороны духовной иерархии. Секта -как опазиционое течение в том или ином религиозном направлении, исключительность своей роли, цели. Резко выражено стремление к духовному возраждению человека, строго следуя её дактринам. Изолция от других вер. Секты — это небольшие нестабильные религиозные группы, которые не согласны с определенными религиозными традициями или даже выступают против некоторых из них и которые не склонны к компромиссу с государством и церковью. Они характеризуются прежде всего либо индифферентной, либо агрессивно-враждебной позицией по отношению к миру в целом, окружающему обществу, государству и церкви, стремлением к максимальной изоляции от них в своей замкнутости. Денаминация -принятие разноплановых принципов, идей, планов. Изоляция от мира не является принципом религиозности. Деноминация — промежуточное звено между церковью и сектой. Этот тип религиозной организации не обладает такой универсальностью, как Церковь, поскольку в ее деятельности часто проявляются классовые, национальные, расовые, а иногда и региональные интересы. Антропологические основания религии. Антропологические основания: антологическое, гносеологическое, социологическое, психологическое 1.антологические-о бытии, они коренятся отношением человека к смертности(вера в бессмертную душу) 2.гносеологическое осн. – филос.теория познания, коренятся в отношение чел к бесконечности. 3.социологические-отношения к реальным условиям чел жизни(прошлое-настоящее-будущее)выраж.в должном и сущем, действительным и желаемым 4.психологическое-проявляется в чувстве страха, неуверенности….в желании быть самостоятел., а с другой стороны быть понятым другими людьми. Религия в структурном виде-целостное един религиозного сознания, рел отношения, рел дея-ти Религиозная идеология-это идеи содержащиеся в священных книгах. Затем в трудах багословских Теология-теория мира Космология-теория мира Антрополоия-теория эвалюц. Религиозное отношения-это отнош склад между людьми в процессе религ деятельности. Религиозная деятельность-духовное освоение мира. Бывет: культовая-составная часть всего религиозного комплекса, внекультовая: духовная-производство религ идей, систематизация учения; практическая-мессионерство, управленческая деятельность, пропаганда религии, преподавание в рел. Уч заведениях. Социальные функции религии. Функции религии: - Регулятивная функция религии проявляется в создании ею определенной системы ценностей и норм, мотивирующей и регулирующей поведение людей. Подобно мировоззренческой, регулятивная функция является всеобщей, но не специфической. -Коммуникативная функция религии проявляется в общении в процессе культовой и внекультовой деятельности, способствует укреплению контактов и солидарности верующих. Религия может также выступать в качестве интегрирующего, поддерживающего стабильность того или иного общества фактора. - Интегративная функция религии реализуется на различных уровнях общественного развития в целом, определенного социального института, группы, личности. Религия как социальный институт выполняет в обществе следующие функции. 1. Мировоззренческая функция. Во всем мире религия дает ответы на животрепещущие вопросы о смысле существования, причине человеческих страданий и сущности смерти. Эти ответы дают людям ощущение цели. 2. Компенсаторная функция.Ответы, которые дает религия на вопросы о смысле существования, даруют верующим утешение, убеждая их в том, что их страдания на земле не напрасны. Религиозные ритуалы, связанные с такими критическими событиями, как болезнь и смерть, позволяют людям сохранять душевное равновесие в горькие часы жизни и примиряют их с неизбежным. 3. Функция социальной самоидентификации.Религиозные учения объединяют верующих в сообщество людей, разделяющих одни и те же ценности и преследующих одни и те же цели (“мы, иудеи”, “мы, христиане”, “мы, мусульмане”). 4. Социально-регламентирующая функция.Религиозные учения вполне применимы к повседневной жизни людей. В них содержатся наставления для повседневной жизни людей, в том числе касающиеся отношений с родителями, работодателями и соседями. 5. Функция социального контроля.Религия не только задает нормы для повседневной жизни, но и осуществляет контроль за поведением людей. Некоторые религиозные нормы устанавливают ограничения для общества в целом. 6. Адаптационная функция.Религия способна помочь людям адаптироваться к новой среде, например эмигрантам. 7. Охранительная функция. Церковь охраняет и поддерживает существующую власть, а власть в свою очередь оказывает поддержку охраняющим ее конфессиям. Можно выделить дисфункциональные, разрушительные для общества аспекты религии. К ним относятся религиозная нетерпимость и фанатизм, приводящие к войнам и массовым преследованиям иноверцев и атеистов, а также изуверские формы поклонения, связанные с человеческими жертвоприношениями и самоистязаниями. Конфуцианство и даосизм. Конфуцианство - национальная религия китайцев. Ее появление связано с именем древнего китайского мыслителя Конфуция (551-479 гг. до н.э.) Интересно, что конфуцианство существовало изначально как философское учение и только позже приобретает черты религии. Источники конфуцианства - работы, написанные Конфуцием и его последователями (так называемое дев'ятикнижжя). Наиболее известная книга Лунь-Юй „Беседы и суждения”. Верховное божество - Небо. Центральное место в конфуцианстве занимает этическая проблематика. Проповедуемые пять основных добродетелей: мудрость, гуманность, верность, почитання старших и мужество. Их подражания обеспечивает порядок и гармонию. Человеческая судьба определяется Небом. Главный смысл религиозной жизни - культ предков. Каждая семья имела храм предков. Обряды отправлялись старшими в семье. Верховный священнослужитель - император, который имел титул “сын неба”. В конфуцианстве отсутствуют профессиональные священнослужители, все обряды выполняли чиновники. Исчезновение императорского режима обусловило кризис конфуцианства. Даосизм – это очень широкое понятие, это квазинациональная религия и особый этнический тип мировоззрения. Фактически, даосом может назвать себя каждый. Практически во всех религиях нужно придерживаться каких-то правил, в даосизме же нет никаких предписаний, и поэтому в даосской традиции нет и не могло быть такого понятия, как “ортодоксия”. Даосизм утверждает, что есть некий путь, абсолютно естественный, который позволяет миру быть, но при этом не управляет им. Этому пути можно следовать, можно нет. Дао – субстантивированная закономерность всего сущего, путь невидимый, распространённый вокруг нас, ему нельзя молиться, это не бог, он не поможет, к нему нельзя обратиться. Даосизм учит, что мир – символичен, все вещи – не иллюзия, они конечно же существуют, но за ними находится ещё более высокая реальность. Дао никогда не откроется человеку, человек или собственными усилиями дойдёт до этого сам, или не дойдёт. Даосизм, фактически, единственная религия (если его можно вообще назвать религией), которая, как и атеизм, обещает человеку после смерти “ничто”. Истинным в китайско-даосской традиции считается только внутреннее. Православие в Беларуси. Православие является древнейшей христианской конфессией на белорусских землях. Оно пришло сюда в конце Х в. со становлением Полоцкой епископской кафедры (992 г.). В начале второго тысячелетия определились основные сферы деятельности православной церкви, возникло церковное землевладение, сформировалась епархиальная структура. Полоцкая, Туровская и другие епархии, в состав которых в разные времена входили белорусские земли, были подчинены Киевской митрополии, которая до середины XV в. сохраняла относительное единство. В 1472 г. православная церковь Великого Княжества Литовского и Польши получила каноническое признание Константинопольского патриарха. В конце XIII - середине XVI веков на территории Беларуси основано около 40 православных монастырей, некоторые из них стали центрами церковно-религиозной жизни, образования, иконописи. После заключения Брестской церковной унии (1596 г.) православная церковь на белорусских землях оказалась в трудном положении. Затем вальный сейм Речи Посполитой 1632 г. и привилеи короля Владислава IV санкционировали официальное возобновление деятельности православной белорусско-украинской духовной иерархии. Были созданы православные епархии с центрами в Луцке, Перемышле, Львове и Могилеве. Последняя с середины XVII в. часто называлась Белорусской и к началу XVIII в. осталась единственной православной епархией в Речи Посполитой. После присоединения белорусских земель к Российской империи в отношении православной церкви начинают действовать общероссийские законы. В начале ХХ в. в Беларуси было 5 православных епархий: Гродненская, Минская, Могилевская, Литовская (охватывала Виленскую и Ковенскую губернии), Полоцкая. В 1914 г. имелось 3552 церкви, 470 каплиц, 21 мужской и 14 женских монастырей. Установление Советской власти значительно ослабило роль православной церкви в обществе. Декретом " Об отделении церкви от государства и школы от церкви" (23.01.1918) религиозные организации превращались в частные общины верующих, существующие исключительно на свои средства. В 1930-е годы православное духовенство Беларуси, как и духовенство других конфессий, подверглось репрессиям. Закрывались храмы; священники, обвиненные в антисоветской деятельности, высылались в Сибирь, Казахстан, другие ссыльные места. На территории Западной Беларуси до 1939 г. действовала Польская автокефальная православная церковь. Активизация церковно-религиозной жизни, которая наблюдалась в годы Великой Отечественной войны, сменилась в 50-60-е годы новой волной наступления на церковь. И только с конца 80-х годов началось новое религиозное возрождение. В 1989 г. создан Экзархат Белорусской православной церкви Московского патриархата. Образовано 10 епархий. Белорусская православная церковь осуществляет огромную работу по духовно-нравственному возрождению белорусского общества. Совместно с общественными объединениями и государственными органами проводится ряд, ставших уже традиционными, мероприятий: Свято-Евфросиньевские педагогические чтения, Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, церковь участвует в ежегодных Днях белорусской письменности и печати. Реализуются 14 программ взаимодействия с республиканскими органами государственного управления. Православная церковь оказывает большую помощь детским домам, домам для престарелых и инвалидов, а также нуждающимся в помощи на дому. Этой деятельностью занимаются религиозные братства сестричества. При Белорусском Экзархате создано православное братство врачей, оно оказывает бесплатную медицинскую помощь инвалидам и престарелым. Православное братство при Витебской епархии занимается духовным окормлением и реабилитацией лиц, находящихся в местах заключения. Православная церковь, объединяющая более 80 процентов верующих в республике, составляет основу религиозной жизни страны, конфессиональной стабильности, веротерпимости и бесконфликтности. Католицизм в Беларуси. Римско-католическая церковь - является второй по количеству верующих конфессией. Католичество официально пришло на Беларусь в конце XIV в. В 1387 г. привилеем Ягайлы было основано Виленское бискупство, которое охватывало, наряду с другими, почти все белорусские земли. С конца XIV в. до середины XVI в. было создано 259 парафий (приходов). Возникают первые католические монашеские ордена: францисканцев (Лида, Старые Ошмяны, Пинск), августинцев (Брест, Быстрица), бернардинцев (Полоцк). В XVI-XVIII веках на Беларуси действовало 18 мужских и 7 женских католических орденов, среди которых особо выделялся орден иезуитов. После присоединения белорусских земель к Российской империи была создана в 1773 г. Белорусская католическая епархия с центром в Могилеве. Католическое духовенство принимало активное участие в национально-освободительном движении XIX в., за что подвергалось репрессиям со стороны правительства Российской империи: происходило закрытие католических костелов и монастырей, принудительный перевод верующих католиков в православие, ссылка и смертная казнь ксендзов-участников восстаний и т.д. При Советской власти правовое положение католической церкви не отличалось от православной. Католическое духовенство, как и православное, сильно потерпело от репрессий. Что касается Западной Беларуси, находящейся под властью Польши, здесь положение католической церкви было иным до 1939 г. В годы Великой Отечественной войны католическое духовенство поддерживало Армию Краёву. После войны более 300 ксендзов, спасаясь от преследований Советской власти, выехало в Польшу. В конце 1980-х годов началось каноническое оформление католической церкви в Беларуси. В 1989 г. была образована Белорусская католическая епархия. В 1991 г. на территории Беларуси созданы 3 римско-католические епархии: Гродненская, Пинская, Минско-Могилевская. Католическая церковь активно занимается благотворительностью. Важную роль в этом играет организация " Каритас", отделения которой открыты во всех епархиях. Они действуют по специальным программам: проект " Дети", проект " Рождественские каникулы", проект " Неделя милосердия" и т.д. Символ веры в исламе. В каждой религии содержатся утверждения, которые помогают ее последователям найти правильные ориентиры в своей жизни. Символ веры ислама таков: Символ ислама — полумесяц и пятиконечная звезда. Некоторые утверждают, что полумесяц связан с хиджрой Посланника Аллаха, когда он тайно покидал Мекку и отправлялся в Медину. По их словам, в эту ночь, якобы, на небе был полумесяц. По другим версиям, полумесяц символизирует приверженность мусульман лунному календарю, а пятиконечная звезда — пять столпов Ислама или пять ежедневных молитв. В фундаментальных мусульманских источниках ничего не говорится о том, что является символом Ислама. Он универсален и глобален - поэтому идея какого-то отдельного символа Исламу в определенном смысле чужда. 20.Культовая сторона ислама. " Пять столпов" ислама. 3. Закат (милосердие) 4. Саум (пост) Варианты положения религии в обществе. В общем виде можно выделить следующие основные варианты положения религии в обществе. Сакральное общество. Религиозное сознание доминирует, религиозные группы совпадают с этническими, религиозная деятельность является обязательным звеном социальной деятельности, социальные институты соединяют в себе религиозную и светскую власть. Секуляризация (сакрализация) общества. Светское сознание сосуществует с религиозным, религиозная деятельность относительно самостоятельна в сравнении с социальной деятельностью. Идет дифференциация на религиозную и этническую общности, возможно отождествление религиозной и государственной принадлежности. Секулярное общество. Религиозное сознание занимает второстепенное место, религиозная деятельность является частным видом деятельности, религиозные группы не совпадают с этническими общностями. Различаются религиозная и государственная принадлежность. Религиозная и светская власть осуществляются соответствующими институтами. 24.Библия — Священное писание. Символ веры в христианстве. (надо откорректировать, написано как в библии, мне самой лень, я и так скатаю))))))))) 1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.Бог един, но не одинокий, потому что Бог един по своему существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святый, - Троица единосущная и нераздельная. Единство Трех, бесконечно любящих друг друга лиц. 2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша.Я верую, что Господь наш Иисус Христос - это Тот же Единственный Бог, второе Лицо Святой Троицы. 3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.Я верую, что Он для спасения нашего рода человеческого явился на землю, воплотился от Духа Святого и Девы Марии, и вочеловечился, то есть принял не только тело, но и душу человеческую и сделался совершенным человеком, не переставая в то же время быть Богом. - Стал Богочеловеком. 4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребена.Я верую, что Господь Иисус Христос во время, римского правителя в Иудеи, Понтия Пилата был распят на кресте за нас-людей, то есть за наши грехи и для нашего спасения, потому что Сам Он был безгрешен. При этом Он действительно страдал, умер и был погребен. 5. И воскресшаго в третий день по писанием.Я верую, что Он воскрес в третий день после Своей смерти, как было предсказано в Писании. Господь Иисус Христос по-настоящему умер за нас - как Истинный Бессмертный Бог, и поэтому Он воскрес! 6. И восшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца.Я верую, что Господь Иисус Христос в сороковой день по Воскресении Своем с пречистою Своею плотью вознесся на небо и воссел одесную (по правую сторону) Бога Отца. " Седящаго одесную Отца" означает: по правую сторону, на первом месте, в славе. Этими словами выражено, что человеческая душа и тело Иисуса Христа приняли такую же славу, какую имеет Христос по Своему Божеству. Своим вознесением Господь наш Иисус Христос соединил земное, с небесным и прославил наше человеческое естество, вознеся его на престол Божий; и указал нам, что и наше отечество на небе, в Царствии Божием, которое открыто теперь для всех истинно верующих в Него. 7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца.. Я верую, что Иисус Христос опять придет на землю, чтобы судить всех людей, как живых, так и умерших, которые тогда воскреснут; и что после этого Страшного Суданастанет Царство Христово, 8. (Верую) И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Я верую, что третье Лицо Святой Троицы - Святой Дух, такой же истинный Господь Бог, как Отец и Сын. Верую, что Дух Святый - Животворящий, Он вместе с Богом Отцом и Богом Сыном дает всему жизнь. 9. (Верую) Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь. Здесь мы говорим о Церкви Христовой, которую Иисус Христос основал на земле для освящения грешных людей и воссоединения их с Богом. Церковью называется совокупность всех православных христиан, живущих и умерших, соединенных между собою верою и любовью Христовой, священноначалием и святыми таинствами. 10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Я признаю и открыто объявляю, что для духовного возрождения и прощения грехов нужно только один раз принять Крещение. В Символе Веры упомянуто только о крещении, потому что оно является как бы дверью в Церковь Христову. Только принявший крещение может пользоваться другими таинствами. 11. Чаю воскресения мертвых. Я с надеждой и уверенностью ожидаю (чаю), что настанет такое время, когда души умерших людей опять соединятся со своими телами и все умершие оживут. 12. (Чаю) И жизни будущаго века. Аминь. Я ожидаю, что после воскрешения мертвых совершится суд Христов, и для праведников наступит бесконечная радость соединения с Богом.
Синтоизм. Синтоизм, или религия шинто – традиционная религия японцев. Если говорить кратко, то суть ее – в одушевлении и обожествлении сил природы, некоторых явлений и даже предметов. У каждой вещи есть дух, или душа, в общем – некая духовная субстанция –. Материальные объекты, такие как деревья, камни, священные места могут являться вместилищем ками. По поверьям японцев существуют духи гор, леса – причем, вполне конкретных гор и лесов, т.е. дух или ками покровительствует определенному месту и в нем же обитает. При определенных условиях даже обычные предметы быта могут иметь свой дух, дух вещи или цукумогами. Некоторые ками олицетворяют природные явления или космические объекты, например, Аматэрасу - богиня Солнца. Японцы также почитают духов умерших предков, которые являются покровителями и защитниками рода. Религия шинто – это не столько религия, основанная на вере в божество, сколько эзотерическая практика, направленная на взаимодействие с тонким миром. Поэтому широко распространена магия и применение различных амулетов для защиты от злых ками или для подчинения ками при помощи ритуалов для дальнейшего служения человеку. Этим, в частности, занимаются онмедзи. Основной принцип синтоизма, если кратко – жизнь человека и окружающей его природы в гармонии и согласии друг с другом. Люди и духи живут бок о бок, и те, и другие вовлечены в круговорот рождения и смерти, т.е. идея реинкарнации применима в той же степени для духов, или же объектов и предметов, как и для людей. Структура религии. Религия представляет собой сложную систему взаимодействующих элементов. Структура любой религиозной системы включает сознание, деятельность, организационные структуры, религиозный опыт. Религиозное сознание включает в себя представления, учения, верования, доктрины и другие компоненты. Ключевым феноменом религиозного сознания является вера. Вера является духовным стержнем человека, представляет собой познавательную способность и психологическое явление. Как базисное доверие к Богу, миру, жизни вообще вера не зависит от рационально-логических обоснований. «Религия- опиум для народа». Религия: 1.это необходимый результат становления и развития общественных отношений оказывающий обратное воздействие на них. 2.Способ существования и преодоление чел самоотчуждения 3.Отражение действительности 4.Общественная подсистема 5.Феномен культуры Религия не является пассивным продуктом Понятие религии возникла в римской культуры, Цицерон (рилегеро-собирать, религаар-вновь связывать, воссоединять) Основные типы религиозных организаций. Религиозная организация: Церковь — религиозная организация, способствующая интеграции общества и действующая внутри него. В то же время она посредством поддерживаемых ею верований и представлений удовлетворяет большинство личностных запросов представителей всех социальных слоев. Церковь по своей природе придает огромное значение молитвам, которые она отправляет, системе вероучения, которая ею сформулирована, официальному управлению совершением богослужений и образованием со стороны духовной иерархии. Секта -как опазиционое течение в том или ином религиозном направлении, исключительность своей роли, цели. Резко выражено стремление к духовному возраждению человека, строго следуя её дактринам. Изолция от других вер. Секты — это небольшие нестабильные религиозные группы, которые не согласны с определенными религиозными традициями или даже выступают против некоторых из них и которые не склонны к компромиссу с государством и церковью. Они характеризуются прежде всего либо индифферентной, либо агрессивно-враждебной позицией по отношению к миру в целом, окружающему обществу, государству и церкви, стремлением к максимальной изоляции от них в своей замкнутости. Денаминация -принятие разноплановых принципов, идей, планов. Изоляция от мира не является принципом религиозности. Деноминация — промежуточное звено между церковью и сектой. Этот тип религиозной организации не обладает такой универсальностью, как Церковь, поскольку в ее деятельности часто проявляются классовые, национальные, расовые, а иногда и региональные интересы. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 6545; Нарушение авторского права страницы