Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Гражданское общество: понятие, признаки, соотношение с правовым гос-вом
Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга - одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства. Нельзя ставить знак равенства между понятиями «общество» и «гражданское общество»: второе значительно уже первого и моложе на много лет. Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Общество, отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом. Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе. Реальность существования гражданского общества (собственно, как и правового государства) определяется соотношением идеала и реально достигнутого состояния общества. Гражданское общество в широком смысле и сам термин «гражданское общество» появились, когда сложились представления о гражданстве и гражданине и возникло понятие общества как совокупности граждан. Это произошло еще в Древней Греции и Риме. Однако тогда различия между гражданским обществом и государством не проводилось. Так, Аристотель полагал, что «государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество», то есть он употреблял термины «гражданское общество» и «государство» как синонимы. И такой подход, в котором государство и общество рассматривались как единое целое, сохранялся вплоть до XVIII в., то есть до того периода, когда в своих основных чертах стало складываться гражданское общество в его строгом (узком), современном понимании. Гражданское общество в его современном понимании и значении - это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность, способное указать государству его место, держать его «в узде». Говоря другими словами, гражданское общество - это общество, способное сделать свое государство правовым. Между тем это не означает, что гражданское общество только тем и занимается, что борется с государством. В рамках принципа социальности, то есть социального государства, гражданское общество позволяет государству активно вмешиваться в социально-экономические процессы. Другое дело, что оно не позволяет государству подмять себя, сделать социальную систему тоталитарной. Такая способность общества к политической самоорганизации возможна лишь при наличии определенных экономических условий, а именно - экономической свободы, многообразия форм собственности, рыночных отношений. В основе же гражданского общества лежит частная собственность. Именно она позволяет членам гражданского общества сохранять экономическое достоинство. Фундаментальная разработка учения о гражданском обществе связывается с именем Гегеля. Глав элементом гражданского общества Гегель считал человека, действующего в обществе в соответствии со своим социальным положением, своими частными интересами и потребностями. гражданское общество и его взаимоотношения с государством характеризуются, в основном, следующими моментами: - становление и развитие гражданского общества связывается с формированием буржуазных общественных отношений, утверждением принципа формального равенства; - гражданское общество базируется на частной и иных формах собственности, рыночной экономике, политическом плюрализме; - гражданское общество существует наряду с государством как относительно самостоятельная и противостоящая ему сила, находящаяся с ним в противоречивом единстве; - гражданское общество представляет собой систему, которая построена на основе горизонтальных связей между субъектами (принцип координации) и которой свойственны самоорганизация и самоуправляемость; - гражданское общество есть сообщество свободных граждан-собственников, осознающих себя именно в таком качестве, а следовательно - готовых взять на себя всю полноту хозяйственной и политической ответственности за состояние общества; - с развитием гражданского общества и становлением правовой государственности происходит сближение общества и государства, их взаимопроникновение: по существу, правовое государство есть способ организации гражданского общества, его политическая форма; - взаимодействие гражданского общества и правового государства направлено на формирование правового демократического общества, на создание демократического социально-правового государства. Таким образом, понятие «гражданское общество» характеризует определенный уровень развития общества, его состояние, степень социально-экономической, политической и правовой зрелости. Гражданское общество - это не автономия в сфере безграничного господства государства, хотя, заметим, в обществе закономерно существуют сферы с минимизированным воздействием со стороны государства. При этом степень и меры государственного воздействия, в том числе и правового регулирования, на отдельные общественные сферы и процессы - прерогатива прежде всего самого гражданского общества. Гражданское общество выполняет ряд функций как по отношению к личности, так и по отношению к государству: 1. Посредством институтов гражданского общества создается определенный баланс личных и общественных интересов. Экономическая самостоятельность лица, принадлежащего к гражданскому обществу, его автономность и самодисциплина, их гарантии порождают определенную моральную обязанность перед другими членами гражданского общества и заставляют его воздерживаться от противоправных поступков. 2. Гражданское общество является тем социальным пространством, в котором реализуется большая часть прав и свобод, а также обязанностей человека, формируется общественно-активный индивид. 3. Функция стабилизации социального развития. 4. Продуцирование норм и ценностей, которые затем закрепляет государство. 5. Гражданское общество выступает в качестве посредника между личностью и государством. С одной стороны, позволяет личности, скоординировавшись с другими людьми, воздействовать на государство с целью обеспечить реализацию своих интересов и потребностей. С другой стороны, посредством гражданского общества охраняется частная жизнь граждан от излишнего вмешательства и регулирования государством. 6. Функция воздействия на государство, формирование его в соответствии с демократическими устремлениями граждан. Характеризуя современное гражданское общество, следует выделить также и условия, которые необходимы для его успешного функционирования. 1существование и развитие права, максимально адекватно выражающего общественные потребности и интересы. 2это собственность, экономическая свобода и свобода труда. Оно предполагает, что каждый член гражданского общества должен владеть собственностью, которая делает его независимым гражданином. 3достаточная развитость многообразной социально-политической общественной структуры, выражающей все множество интересов в обществе. 4развитие личности, активное, сознательное участие в общественном самоуправлении. 5воспитание глубокой гражданской ответственности и формирование высокой правовой культуры в каждом члене общества, а особенно в представителях власти. 35 Соотношение права и государства Традиционно в науке по вопросу о соотношении государства и права различались два подхода. Первый – этотистский, исходивший из приоритета государства над правом. Согласно этому подходу право рассматривалось как продукт государственной деятельности. Другой взгляд на соотношение государства и права утвердился в русле естественно-правовых взглядов. Сторонники школы естественного права, выводившие понятие государства из общественного договора, исходили из ограничения государством права, что, по их мнению, вытекало из нерушимости естественного закона и не отчуждаемости субъективных публичных прав индивида. С позиции данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Право возникает до образования государства. Оно старше государства, никакое государство и никакая власть не есть первоначальный источник права. Есть и третья точка зрения, связь между государством и правом не имеет столь однозначного причинно-следственного характера, государство порождает право или из права рождается государство. Связь видится более сложной и носит характер двусторонней зависимости: государство и право друг без друга немогут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.Связь государства и права представляется иной: государство не порождает право, не производит его, а является, с одной стороны, зависимой, подчиненной ему силой, а с другой – мощным средством, поддерживающим и усиливающим мощь права, его потенциал в общественной системе. Государство использует право в качестве средства управления общественными процессами, но лишь в той мере, в какой само право ему это позволяет. Влияние государства на право Государство опекает право, использует его потенциал для достижения целей государственной политики.Наиболее ощутимое воздействие государства на право проявляется в сфере правотворчества и право реализации. Право формируется при непосредственном участии государства. Однако государство не столько формирует право, сколько завершает право-образовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.). Государство вмешивается в правообразовательный процесс лишь на определенных его стадиях. Отсюда творческая роль государства в отношении образования права заключается в следующем: 1) В осуществлении правотворческой деятельности. То есть государство определяет потребность в регулировании тех или иных отношений (деятельности), определяет потребность в наиболее важных НПА (закон, акт исполнительной власти и др.) и учреждает общие нормы, придавая им всеобщий характер. В буквальном смысле это означает, что государство устанавливает нормы права. 2) В санкционировании государством норм, которые не имеют (не носят) прямого государственного характера. Для некоторых правовых систем такой способ «производства» права является преобладающим. Так, образование мусульманского права характеризовалось как раз тем, что государство санкционировало главным образом те нормы, которые выработаны были мусульманской доктриной. Из истории права известны случаи, когда положением, выработанным правовой доктриной, государство придавало общеобязательное значение. 3) В признании НПА как юридического обязательного регулятора поведения. Таким образом, формируется так называемое обычное и прецедентное право, признаются в качестве общих норм положения нормативных договоров.Государство, таким образом, обеспечивает развитие всей системы источников права, управляет правовой средой общества, обеспечивает ее обновление соответственно духу времени.Государство обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государственное принуждение является постоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоят сила, авторитет государства. Тем самым устанавливается правопорядок.Государство способствует распространению права в социальном пространстве, оно обязывает участников общественных отношений действовать по праву, исключать противоправные.Государство не может использовать право в противоречии с его истинным назначением. Важна по этой причине обоснованная, эффективная юридическая политика государства Влияние права на государство Государство нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется: 1) во внутренней организации государства и 2) в его деятельности. 1. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц. Право создает юридические гарантии. С помощью права определяются место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и населением. 2. два метода, с помощью которых государство навязывает свою волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным государствам, и цивилизованное управление социальными процессами с помощью правового инструмента. Такой метод органично присущ государствам с развитым демократическим режимом. Право составляет необходимую сторону государственной деятельности. Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в границах правовых требований; в свою очередь, и граждане воздействуют на государство с помощью права.Право легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер государства. Посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан. Право закрепляет специфические интересы наций и народностей и тем самым воздействует на государственную власть в ее взаимоотношениях с нациями и народностями.Право выступает в современных условиях языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами, мировым сообществом в целом.Право является основным средством признания законным государственное принуждение. Право определяет основания, пределы и формы государственного принуждения. Государство как суверенная власть не может существовать и функционировать вне права. Т.о, чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большой мере оно связывает государство. Активность государства в этом случае не подавляется. Напротив, она расходуется результативно и исключительно в интересах общества и отдельной личности. Только будучи связанным с правом, государство может действовать свободно, а значит, соответствует своему историческому предназначению. 34. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ. Их взаимоотношения на совр этапе развития общества В переводе с греческого слово «церковь» буквально означает «дом Бога», «дом Господний». И в узком смысле под «церковью» понимают здание для отправления обрядов христианской религии, имеющее определенные атрибуты. В широком смысле «церковь» - это особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. Главные признаки церкви: а) наличие более или менее разработанной религиозной (догматической и культовой) системы; б) иерархический характер, централизация управления; в) разделение принадлежащих к Церкви на духовенство и мирян (рядовых верующих). Церковь во все времена играла важную роль в жизни общества. Уже в раннеклассовых обществах, существовавших в форме городов-государств, имелось три центра управления - городская община, дворец и храм. Существует два основных вида взаимоотношений церкви и государства: а) наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями; б) режим отделения церкви от государства и школы от церкви. Статус государственной церкви характеризуется следующими моментами: 1. За церковью признается право собственности на широкий круг объектов - землю, здания, сооружения, предметы культа и т. п. 2. Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь. 3. Церковь наделяется рядом юридических полномочий (в основном в области брачно-семейных отношений). 4. Имеет право участвовать в политической жизни, в частности, через свое представительство в государственных органах. 5. Обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения. Как правило, в образовательных учреждениях предусмотрено обязательное преподавание религии. Для режима отделения церкви от государства (Россия, Франция, Германия, Португалия и др.) характерно следующее: 1. Государство регулирует деятельность религиозных организаций, осуществляет контроль за ними, но не вмешивается в их внутреннюю, внутрицерковную деятельность. 2. Государство не оказывает церкви материальной, финансовой поддержки. 3. Церковь не выполняет государственных функций и вообще не вмешивается в дела государства: занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан. 4. Отношения между государством и церковью строятся на основе юридически закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права государства контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом. Статья 14 Конституции современной России гласит: «1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». В Советском государстве религиозные организации вообще исключались из политической системы социализма. В современной России религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства и участвовать в выборах органов государственной власти и управления. Провозглашен также светский характер системы государственного образования. Секуляризация, то есть освобождение от влияния религии, к XX в. стала универсальным принципом организации политической жизни. В настоящее время многие страны закрепили в своих конституциях светские основы государственной власти. В литературе под «теократией» понимается форма государства, где политическая и духовная власть сосредоточена в руках одного человека — главы духовенства, признаваемого в качестве «земного божества», «первосвященника» и т. д. Традиционно к теократическим государствам настоящего времени относят Ватикан и Иран. Теократическая модель общественно-политического устройства предполагает: 1. Признание верховного божества, передающего полномочия государственного управления особым лицам (единовластному правителю), то есть обожествление фигуры правителя. 2. Вселенское государство верующих без национальных границ, что провоцирует вмешательство во внутренние дела других государств, террористические акты и т. п. 3. Примат государства над обществом, авторитарность политического режима, отчуждение власти от общества и индивида и т. д. 4. Примат религии над правом: регламентация основных сторон жизни общества производится не правом, а системой религиозных норм, которая обеспечивается силой теократического государства. По существу, религиозные нормы в данном случае - это и есть «право». Например, такие мусульманские страны, как Оман, Ливия, Саудовская Аравия, обходятся без конституции - ее роль выполняет Коран. 5. В теократически организованном обществе существует не просто государственная религия, а религиозное государство, то есть государство представляет собой религиозную организацию в масштабе общества со всеми атрибутами государственной власти. 6. Жесткую иерархию и централизацию государственного аппарата, сосредоточение огромных полномочий у главы государства, бесконтрольность администрации. 7. Отсутствие разделения властей и системы сдержек и противовесов. 8. Деспотические и абсолютистские формы правления. 9. Религиозное начало, которое исключает идеалы свободы и прав человека. 10. Особое положение женщины, которое, в частности, включает запрет на участие в управлении делами государства. 11. Неправовые (внеправовые) способы разрешения споров, конфликтов, телесные наказания (членовредительские экзекуции) и т. д. 12. Запрет на создание политических партий (Иордания, Бутан, Непал, ОАЭ, Саудовская Аравия) или разрешение только тех партий, которые утверждают ценности ислама (Алжир, Египет). Таким образом, теократические тенденции в организации общества и государства следует в основном оценивать негативно. Положительные результаты сотрудничество государства и церкви дает лишь на основе принципа свободы совести, светской организации государственной власти.*
Фз" О свободе совести и о религиозных объединениях" Суть: гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой; государство: не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности.
РФ как светское государство Россия такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается ни обязательным, ни предпочтительным. В светском государстве религиозные объединения, принадлежащие к любым вероисповеданиям, не вправе оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Религиозные организации, действующие в государстве, выполняют другие функции, к числу которых относятся следующие: нравственное воспитание людей; психологическая поддержка верующих; социальная поддержка верующих, а также людей, не относящихся к таковым (благотворительная деятельность); борьба за мир; борьба за установление согласия в обществе и участие в качестве арбитра в разрешении социальных споров; экологическая функция и др. Взаимоотношения церкви и государства на протяжении всего периода развития человечества менялись. Было время, когда церковь находилась над государством и оказывала решающее воздействие на государственную политику через государственные институты, а школьное образование в обязательном порядке включало изучение духовных догматов( в России — до правления Петра I). В России, как светском государстве, религиозные объединения отделены от государства. Они не вмешиваются в государственную политику. Государство, в свою очередь, не вмешивается в дела церкви: оно занимает нейтральную позицию в вопросах свободы вероисповедания и убеждений и не становится на сторону какой-либо религии. Религиозные объединения в России действуют на основе Закона РФ от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповеданий». Помимо этого они разрабатывают собственные нормы, которые в совокупности представляют целую корпоративную нормативную систему. Религиозные нормы не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Деятельность религиозных объединений, нарушающая требования законодательства, их уставных документов или условия регистрации, влечет ответственность в соответствии с аконодательством, и, в частности, она может быть прекращена решением суда. Светский характер государства отнюдь не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать отдельным конфессиям церкви и религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 960; Нарушение авторского права страницы