Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Билет 37. Понятие социальных норм, их виды, характеристика, соотношение.



Социальные нормы – это общепризнанные и распространённые эталоны, образцы, правила социально значимого поведения членов общества, средства регуляции их взаимодействия; это объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного.

Социальные нормы возникают в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствуют типу культуры и характеру его организации. Они в различной степени отражают закономерности общественного развития. Первоначально в человеческом обществе действовали обычаи – универсальные правила. Уже в условиях государственного развития, с процессом социализации отношений они трансформировались в различные виды социальных норм. Чёткая же дифференциация социальных норм произошла лишь после буржуазных революций.

Социальные нормы регулируют наиболее типичные, массовые отношения. Случайные связи и действия не могут отразиться в норме. Норма – это стереотип, основанный как на внутренних побуждениях, так и на внешних закономерностях. Социальная норма – не просто абстрактное правило желаемого поведения. Она также означает и само реальное действие, которое фактически утвердилось в жизни, на практике. В этом случае действительные поступки и становятся правилом. Таким образом, социальная норма выражает не только «должное», но и «сущее».

Предметом регулирования социальных норм являются общественные отношения. С богатством и неоднородностью этих отношений связано разнообразие и многочисленность самих социальных норм. Юридическая наука подразделяет данные нормы, исходя из следующих критериев:

1. По сферам регулируемых общественных отношений:

-политические

-эстетические

-экономические

-религиозные

-экологические

2. По правовым основаниям (в зависимости от механизма, регулятивных особенностей):

-нормы права

-нормы морали

-обычаи

-корпоративные нормы (или нормы общественных организаций)

Данная классификация является наиболее распространённой. Список норм в ней не является исчерпывающим. Существует множество социальных норм, как и множество сфер их применения. Все они различны, но важнейшим принципом является то, что все нормы взаимодействуют между собой. Ни один вид норм не действует изолированно, поскольку такой сферы отношений просто не существует. Взаимодействуют между собой нормы в рамках как одного, так и разных классификационных критериев. Так, например, в экономике не обойтись без норм политики, а также норм права; нормы права и морали тесно взаимосвязаны, мораль же присутствует в эстетических, религиозных и других видах норм.

В рамках изучения юриспруденции наиболее интересно и важно изучить взаимодействие норм права с другими видами социальных норм. Особенностью правовых норм является то, что они в процессе их создания испытывают влияние государства; они формально определены, записаны в виде официальных источников; они охраняются государством и могут быть принудительно реализованы.

Право как система норм исторически вырастало из обычаев, древнейших форм социальной регуляции. Обычаи определяются как устойчивые и распространённые в определённой сфере правила поведения, которые в результате многократного, длительного повторения становятся привычкой и соблюдаются добровольно. В юридической науке обычаи подразделяются на правовые и неправовые. Правовые обычаи получают отражение в праве, им охраняются и защищаются, приобретая юридическую силу. Они могут прямо закрепляться в законе, или подразумеваться им, или же логически из него вытекать. К примеру, п.1 ст. 19 ГК РФ: «Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственное имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая». Правовые обычаи способствуют правореализационному процессу, они дополняют и обогащают механизм юридического опосредования общественных отношений. Правовой обычай является одним из источников (форм) права. Неправовых обычаев великое множество. Одним из них право поддерживает; к другим, не причиняющим никакого вреда, относится безразлично; с третьими ведёт борьбу (кровная месть, публичная казнь, обычаи, связанные с религиозной или расовой нетерпимостью, неравенством полов и т.д.).

Для юридической науки приоритетный интерес представляют вопросы соотношения права и морали. Мораль представляет собой совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, окружающей действительности. Право и мораль поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, позитивном влиянии на личность, «сотрудничают» в сфере отправления правосудия, деятельности органов юстиции и правопорядка. Иногда правовые нормы прямо вытекают из нравственных: «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй». Право есть минимум нравственности или юридически оформленная мораль; это средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без нравственности право немыслимо.

Сила законов во сто крат увеличивается, если они опираются не только на власть, но и на мораль. В свою очередь, действие морали, как и других социальных норм, в немалой степени зависит от чётко функционирующей юридической системы.

Нормы права также тесно связаны с корпоративными нормами, под которыми понимаются правила поведения, по которым живут и действуют общественные организации, объединения, движения, ассоциации, союзы, центры, фонды и другие негосударственные образования. Эти правила содержатся в соответствующих уставах, решениях, положениях, программах и других документах данных структур. Корпоративные нормы особенно тесно переплетаются с теми правовыми нормами, в которых определяется порядок образования, регистрации и деятельности общественных организаций и объединений. Деятельность общественных объединений, помимо корпоративных норм, регулируется и нормами права. Так, Конституция РФ провозглашает: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных организаций гарантируется» (ч.1 ст.30); «общественные объединения равны перед законом» (ч.4 ст. 13). А в ч.5 ст.13 говорится о запрете создания и деятельности общественных объединений, цели которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Говоря о соотношении правовых и политических норм, необходимо отметить, что они тесно переплетены, взаимообусловлены, а зачастую даже сливаются. Политические нормы, т.е. правила поведения субъектов политики, содержатся в различных политических манифестах, программах, декларациях, уставах политических партий и движений. Получая отражение в законах и конституциях, они приобретают характер норм права. Политика – это искусство управления людьми, обществом, государством. Управление же осуществляется с помощью норм права. Преобладающая часть внешней и внутренней политики государства реализуется через право, законы, которые, в свою очередь, выступают выразителями этой политики. Конституция представляет собой политико-юридический документ, т.к. закрепляет основы, цели, принципы и направления государственной политики, гарантирует политические права и свободы граждан. Свободная от права политика есть произвол и своеволие.

Правовые и религиозные нормы также не изолированы друг от друга. Церковь уважает право, законы, государственный порядок, а государство гарантирует свободную религиозную деятельность, не противоречащую принципам морали и гуманизма. О тесной взаимосвязи права и религии говорит тот факт, что многие христианские заповеди – «не убий», «не укради» и др. – закреплены в законе и рассматриваются как преступления. В мусульманских странах право основывается на религиозных догматах, а именно нормах шариата (исламское право), адата (система обычаев и традиций). Все представители религиозных организаций, объединений, общин, конфессий на территории РФ руководствуются как своими внутренними правилами и убеждениями, так и законодательством РФ. В Конституции РФ говорится: «РФ – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной… Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (ст. 14). В ст. 28 каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания. В то же время, право и власть активно противостоят негативным тенденциям в сфере реализации права на свободу совести. Это касается так называемых «тоталитарных» структур («Свидетели Иеговы», «Адвентисты Седьмого дня», «Мормоны» и т.д.), пытающихся поставить под свой контроль всю жизнь человека.

Существуют социальные регуляторы, которым не находится места в классификации социальных норм в качестве самостоятельных, хотя они довольно важны. Это правовые презумпции, аксиомы и фикции.

Правовая презумпция – это предположение о наличии или отсутствии тех или иных юридических фактов. Такое предположение основано на связи с реально происходящими процессами и подтверждено предшествующим опытом. Существует множество презумпций в разных отраслях права: презумпция добропорядочности, презумпция невиновности, презумпция знания закона, презумпция справедливости закона, презумпция истинности правового акта (преюдиция – частный случай), презумпция равенства всех перед законом и т.д.

Правовая аксиома – это общепризнанное положение, не требующее доказательств и принимаемое на веру. Например: никто не является судьёй в своём деле; что не запрещено, то разрешено; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; договоры должны соблюдаться и т.д.

Правовая фикция - это особый приём, применяемый законодателем для удобства правового регулирования, когда объявляется существующим и имеющим обязательный характер фактически не существующее положение. То есть действительность подводится под некую формулу, чтобы потом из этой формулы сделать выводы. Однако, когда рождается истина, фикция умирает. Этот приём необходим для некоторых практических нужд. Примером фикции является ситуация: гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение одного года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. При невозможности установить день получения последних сведений началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения. При невозможности установить месяц – первое января следующего года (ст. 42 ГК).

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 981; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь