Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие, предмет и структура теории государства и права.



Теория государства и права как наука - это базовая фундаментальная юридическая наука, изучающая общие вопросы происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.Объект изучения теории государства и права - это целостное явление государства и права, изучаемое также, со стороны своего предмета иными науки.Объектом изучения науки теории государства и права выступает государство и право. Предмет теории государства и право - это то, что изучает теория государства и права под своим углом исследования объекта.Предметом науки теории государства и права выступают общие вопросы происхождения, становления, развития и функционирования государства и права. Структуру теории государства и права как науки составляют: - совокупность идей, взглядов, представлений, теорий об общих вопросах происхождения, становления, развития и функционирования государства и права. Функции теории государства и права как науки - это характерная и прикладная составляющая теории государства и права, отражающая значимость и необходимость науки теории государства и права для общества и исследователей государственно- правовых явлений. Можно выделить следующие функции теории государства и права: - Онтологическая, отраженна в научных изысканиях науки теории государства и права в сфере наиболее философских вопросов бытия общества, в частности, что есть государство и право. - Гносеологическая функция (познавательная), отраженная в деятельности по выявлению сущности и природы теории государства и права, накоплению теоретических знаний по этому вопросу. - Идеологическая функция, отраженна в том, что выводы и достижения науки теории государства и права влияют на правосознание, правовую культуру индивида, а также на государственную идеологию. - Эвристическая функция, находит отражение в результатах изыскания науки теории

 

 

2 Функции теории государства и права. Теория государства и права изучает государство и право в наиболее общем виде. Она изучает наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Как отрасль науки она имеет свои функции. Функциями теории государства и права принято считать главные направления исследовательской деятельности, которые выявляют и представляют роль теории государства и права как науки в юридической практике и общественной жизни. Можно выделить следующие функции теории государства и права: 1)онтологическая. Данная функция изучает государственно-правовые явления, анализирует их; 2)прогностическая. Направлена на обеспечение наукой теории государства и права прогнозирования развития государства и права в будущем, выявление закономерностей развития и проблем, которые могут возникнуть в процессе;

3)гносеологическая. Эта функция призвана обеспечить познание категорий государства и права, а также иных государственных и правовых явлений.

С ее помощью осуществляется получение нужных знаний (при этом они толкуются с научных позиций); 4)методологическая. При ее реализации теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как в процессе обобщения государственно-правовой практики она изучает методологические вопросы всей юридической науки, формирует базовые государственно-правовые понятия, выводы, основополагающие утверждения, которые используют другие юридические науки в качестве основных при изучении своих предметов;

5)прикладная. Данная функция состоит в разработке практических рекомендаций для многих сфер государственно-правовой области функционирования; 6)политическая (другие названия: политико-

 

 

3 Понятие и структура методологии теории государства и права. Методология теории государства и права представляет собой систему особых приемов, принципов и способов изучения общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-правовых явлений. Для права свойственно наличие не одного какого-либо отдельно взятого приема, принципа или способа исследования государства и права, их системы, совокупности. Структура методологии теории государства и права включает в себя такие составные элементы, как философские подходы, методологические принципы, логические приемы, методы. Философские подходы. Все объективные явления окружающей действительности, в том числе государство и право, могут быть опознаны, исследованы, проанализированы. В философии различают два уровня, два подхода в познании объективной действительности. Эмпирический подход основан на непосредственном изучении объекта, опирается на данные наблюдения и эксперимента. Рациональный подход предполагает изучение уже не самого объекта, а абстрактных представлений о нем, его закономерностей и взаимосвязей с реальностью. Изучение государства и права так же опирается на наблюдения, обобщения и выявления закономерностей их возникновения, развития и функционирования. Методологические принципы. В методологии юридического познания особое место занимают методологические принципы. Они представляют собой исходные оценочные установки. С целью получения объективных знаний, полноценной научной информации необходимо использовать целый ряд научных принципов. Среди них следует выделить принцип всесторонности исследования государства и права, принцип историзма, принцип комплексности. Основное значение принципа всесторонности в том, что государственно-правовые явления должны исследоваться в их взаимосвязях и взаимодействии с другими общественными явлениями и процессами, например политикой, экономикой, культурой и др.. Принцип историзма в исследованиях государства и права означает рассмотрение государственно-правовых явлений не только

6 Сущность теологической, патриархальной и договорной теорий происхождения государства. Основная статья: Теологическая теория происхождения государства Получила распространение в XIII веке благодаря деятельности Фомы Аквинского. Согласно данной теории, по своей сущности государство является результатом проявления как божественной воли, так и воли человеческой. Государственная власть по способу же приобретения и использования может быть богопротивной и тиранической в этом случае она попускается богом. Плюсы данной теории заключаются в том, что она объясняет идеал государственной власти, которая сообразовывает свои решения с высшими религиозными принципами, что налагает на неё особую ответственность и поднимает её авторитет в глазах общества, способствует утверждению общественного порядка, духовности. Теологическая теория носит универсальный характер, поскольку содержит не только антропологическое, но и метафизическое измерение в объяснении происхождения государства. Секулярные идеологи зачастую преподносят теологическую теорию в искажённо-карикатурном виде, вводя в заблуждение правоведов. Сходные мысли о божественном первоисточнике государственной власти в XX веке. развивал Жак Маритен. В настоящее время данная концепция представляет официальную доктрину государства Ватикан. Основная статья: Патриархальная теория происхождения государства. Основана на правах, равных перед всеми в обществе. В развернутом виде патриархальная теория представлена в произведениях Р. Филмера. Полагаясь на Библию, он делает выводы о том, что первочеловек Адам как родоначальник человечества был первым отцом и первым монархом, а исходной формой правления, установленной Богом и основанной на божественном праве, является монархия. Плюсы данной теории заключаются в том, что аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а

 

 

7 Сущность органической, психологической и теории насилия по вопросу о происхождении. Органическая теория получила широкое распространение во второй половине XIX в. и изложена в трудах Спенсера, Бориса, Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Дарвином. По мнению представителей данной доктрины, государство — это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны взаимосвязям частей живого существа. То есть государство — продукт социальной эволюции, которая выступает лишь разновидностью эволюции биологической. Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (тоже естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Вместе с тем нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные, но разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения. Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Петражицкого, Тарда, Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью некоторых людей во власти над другими, стремлением одних подчиняться, подражать, а других — подчинять, быть образцом для подражания. Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в узде подобных психических начал личности и возникает государство. Следовательно, государство необходимо

 

 

8 Сущность материалистической и ирригационной теорий происхождения государства. К представителям материалистической теории обычно относят Маркса, Энгельса, Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами. Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и для появления государственности, имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых. Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру — государство, которое прежде всего служит инструментом реализации воли имущих. Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях гарантии существования и функционирования общества как целостного организма. Вместе с тем в данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности. Наиболее видным представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является К. Виттфогель. Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Этот процесс сопровождается большим ростом чиновничества, государевых людей, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан, негосподствующие слои. Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяя, учитывая, подчиняя и т. д. Ирригационные проблемы, по

развивалась из простейших форм, и формировала уважение к государственной власти. Минусы в упрощении процесса происхождения государства, к тому же существуют версии, согласно которым семья возникла практически параллельно с возникновением государства. Договорная теория происхождения государства возникла в XVII—XVIII вв.; и логически наиболее завершенном виде представлена в трудах Греция, Руссо, Радищева и др. По данной доктрине, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в " естественном", первобытном состоянии. Государство — это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т. п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т. д. С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое, якобы, на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и пр.) факторов и преувеличение субъективных.

 

 

как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства — психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, — продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющей данные решения. С другой стороны, роль в процессе происхождения государства психологических свойств личности (иррациональных начал) не следует преувеличивать. Теория насилия в наиболее логически завершенном виде возникла в XIX в. и представлена в трудах Дюринга, Гумплови-ча, Каутского и др. Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. По мнению представителей данной доктрины, государство — " естественно" (то есть путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение является основой экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Следовательно, государство — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила. С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности полностью отвергать нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств. С другой стороны, важно помнить, что степень его использования в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными.

 

 

мнению Виттфогеля, с неизбежностью приводят к образованию «менеджериально-бюрократического класса», порабощающего общество, к формированию «агроменеджериальной» цивилизации. Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городов-государств, в Месопотамии, Египте, Индии, Китае, других областях. Также очевидны и связи этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев- чиновников, служб, защищающих каналы от заиливания, обеспечивающих по ним судоходство и т. п. (А. Б. Венгеров). К тому же практически бесспорным можно считать факт влияния географических и климатических (почвенных) условий на ход происхождения государственности. В отдельных наиболее неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах подобные факторы катализировали этот процесс, «доводили» режим конкретного государства до крайних деспотических форм. Однако в рамках данной теории излишне категорично выделены отдельные фрагменты процесса становления государства как базовые. Между тем ирригационные причины были характерны преимущественно только для некоторых регионов Востока. Следовательно, представители этой доктрины недооценивают социально-экономические, военно-политические, психологические и иные факторы, тоже весьма ощутимо влияющие на ход возникновения государственности.

 

государства и права, в открытии последней новых закономерностей происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.- Образовательная функция, отраженна в том, что наука теории государства и права вырабатывает базу для учебной дисциплины теории государства. - Методологическая функция, отраженна в том, что наука теории государства и права, являясь основополагающей юридической наукой, вырабатывает систему понятий и категорий, на основе которых строятся иные юридические науки.Метод теории государства и права - это совокупность приемов, принципов и правил, с помощью которых изучаются и постигаются общие закономерности происхождения, становления, развития и функционирования государства и права. Классификация методов теории государства и права: - Всеобщие (философские) методы, подразделяются на метафизику и диалектику, последняя разделяется на материалистическую диалектику и идеалистическую диалектику, идеалистическая диалектика делится на субъективный идеализм и объективный идеализм.- Общенаучные методы, среди которых выделяется анализ, синтез, индукция, дедукция, а также системный метод и метод научного эксперимента.- Частнонаучные методы, в частности социологический, статистический и кибернетический, статистический, системный исторический и психологический метод познания.- Частноправовые методы, такие как сравнительно-правовой, формально-юридический метод.

 

управленческая или организационно-управленческая). Функция, которая направлена на выработку методов и средств для перестройки правовых и государственных институтов использования норм права, дальнейшего укрепления законности, а также формирования органов государственной власти, создает условия для обеспечения научности государственного управления, построения научных основ как для внутренней, так и для внешней политики; 7)эвристическая. Это функция, с помощью которой теория государства и права, используя логические приемы, правила исследования, выявляет закономерности в развитии права и государства; 8)воспитательная функция, с помощью которой теория государства и права обеспечивает правовое воспитание граждан государства; 9)идеологическая. Данная функция характеризуется тем, что она решает вопросы по сбору идей, взглядов, представлений о государстве и праве для разработки научного обоснования объяснения государственно-правовых явлений; 10)практически-организаторская. Функция, которая проявляется в том, что теория государства и права разрабатывает рекомендации, которые призваны обеспечить совершенствование государственно-правового строительства, законодательства, а также юридической практики; 11)теоретико-познавательная функция состоит в научной интерпретации государственно-правовых явлений; 12)учебная. Эта функция призвана обеспечивать общетеоретическую подготовку по теории государства и права как учебного предмета.

 

 

учитывая их нынешнее состояние, но и с позиций прошлого и предсказание их будущего. Принцип комплексности состоит в том, чтобы исследовать их не только с юридической точки зрения, но и учитывая достижения других общественных наук - философии, социологии, политологии, экономической теории. Логические приемы в структуре методологии занимают особое место. Они представляют собой определенные операции, основанные на законах логики, применяемых для всестороннего теоретического познания государственно-правовых явлений, отражающих требования связанного, последовательного, убедительного и точного изложения мыслей, что в юридической науке и практике имеет большое значение. Среди основных приемов логического мышления является анализ и синтез; индукция и дедукция; обобщение; классификация и некоторые другие.

 

 

10 Современные учения о сущности и социальном назначении государства. В понимание сущности государства существуют два основных подхода классовый и надклассовый. Классовый подход в понимании сущности государства выражен в основном в марксистско-ленинской теорией государства. Согласно марксистско-ленинской теории, государство есть классовое явление. Оно всегда носит классовый характер, возникает в результате раскола общества на классы, существует только в классовом обществе и с исчезновением классов должно отмереть. Государство в марксистско-ленинской теории выступает как орудие классового господства, как машина для подавления одних классов эксплуатируемых другими эксплуататорами. Другой подход – надклассовый, выражается в различных не марксистских теориях государства: теория правового государства, теория плюралистической демократии, теория государства благоденствия, теория элит, технократическая теория. Теории по-разному раскрывают сущность государства, но не одна из этих теорий не рассматривает государство как орудие классового господства. В современной отечественной ТГП вопрос о сущности государства решается по-разному. Многие исследователи исходят из того, что сущность государства не следует рассматривать только с классовых или только с надклассовых позиций. По их мнению, сущность государства имеет две стороны: классовую и общесоциальную (общечеловеческую) сущность государства – двуединая сущность. В те или иные периоды истории на первый план выходит либо классовая, либо общесоциальная сторона сущности государства. Согласно другой точке зрения государство носило классовый характер в прошлом. Современное государство классовый характер утратило и из орудия классового господства превратилось в орудие социальных компромиссов. Существуют и др. взгляды. Небезынтересным представляется подход к характеристике сущности государства, акцентирующий внимание на управленческую

 

 

16 Общая характеристика социальной власти и норм догосударственного периода. Общество возникло гораздо раньше государства (если первое — около 3-4, 5 миллионов, то второе — всего лишь 5-6 тысяч лет назад). Особенностью социальной власти и норм догосударственного периода являлось то, что они по сути дела входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, низкой его производительностью. Отсюда — необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и распределении продуктов на основе равенства. Подобные обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти и норм первобытного общества.

Признаки социальной власти, существовавшей в догосу-дарственный период: 1) распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях; 2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т. е. субъект и объект власти здесь совпадали); 3) органами власти выступали родовые собрания, старей шины, военоначальники и т. п., которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества. Признаки норм, существовавших в догосударственный период: 1) отношения в первобытном обществе регулировались главным образом обычаями (исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате многократного и длительного применения); 2) существовали в поведении и в сознании людей, не будучи, как правило, закреплены в письменной форме;

3) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода); 4) ведущим в них способом регулирования выступал запрет (система табу), отсутствие

 

 

46 Источники (формы) права: понятие и система. Формы права — это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения, способ объективирования правовых норм. Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий " форма права" и " источник права". Одни авторы отождествляют данные категории, другие считают, что второе понятие шире первого. И, действительно, если исходить из общепринятого значения слова " источник" как " всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки", то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора: 1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности; людей и: т, п.); 2) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.); 3) источник в формально-юридическом смысле — это и есть форма права. Выделяют четыре основных формы права: нормативно-правовой акт — документ, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение (к их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т. п.); правовой обычай — исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота. По этому пути уже идет законодатель, установивший в ст. 427 ГК РФ правило, по которому санкционированным обычаем можно признать примерные условия типового договора); юридический прецедент — судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах общей правовой семьи — Англии, США, Канаде и т.д.); нормативный договор - соглашение

52 Международный договор в системе источников права Это соглашение, регулирующее взаимные отношения государств или государств и международных организаций. М-н договор в ряде государств занимает 2-е место после конституции, у нас - более низкое (ст.15 ч4 КРФ). Договоры двух- и многосторонние, могут быть межгосударственные, между главами государств, межправительственные и межведомтственные Все межгосударственные договоры проходить ратификацию. Если м-н договор вошел в систему права, то все остальные законы должны ему соответствовать. Ст 15 ч 4 - общепризнанные принципы и нормы м-н права, нормы содержатся в соглашениях и договорах, а принципы - в уставах м-н организаций (декларация 1970 года о принципах м-н права), в специальных соглашениях и договорах. Например, принцип соблюдения м-н договоров, неприменения силы, соблюдения прав человека. В качестве источника права могут рассматриваться общие принципы права. Ст. 6 ГК (аналогия права). Источники права – это официальные юридические документы или положения, содержащие общеобязательные правила поведения в обществе. Международный договор – это соглашение между государствами, а также между государствами и другими субъектами международного права. Роль международного договора в современном мире возрастает, в том числе и во внутригосударственном праве. Для континентальных систем – 2e место в системе источников. I. По характеристике договоров: Двусторонние, Многосторонние II. По значению: Универсальные, Межрегиональные, Региональные – ЕС, Совет Европы, Локальные – приграничные государства, Межгосударственные – главы государств, Межправительственные – исполнительная власть, Трансформация (восприятие) межд. договоров предполагает следующие пути: Опубликование, Рецепция – прямо закреплено в гл. 2 К. РФ, Присоединение, Ратификация – специальная процедура, одобрения и принятия государством международного договора.

 

 

15 Роль органов местного самоуправления в осуществлении функций государства. Орган государства - это структурно обособленная часть государственного аппарата обладающая властными полномочиями и осуществляющая определенные задачи и функции государства. Местные органы - это органы, которые действуют в пределах соответствующих адм-терр единиц. Как правило, территория всех государств подразделяется на определенные части, которые именуются адм-терр единицами. Существуют самые различные адм-терр единицы, имеющие самые различные названия. В РФ адм-терр единицами являются города, районы, поселки, села. В федеративных государствах данная классификация имеет несколько иной вид. В федеративных государствах органы государства по сфере действия подразделяются на высшие органы федерации (федеральные органы), высшие органы субъекта федерации и 3-я разновидность, местные.

ОМСУ – не входят в систему гос органов, имеют представительный характер и действуют в пределах соот адм-терр единиц. Две формы организации гос власти на местах: 1) все местные дела в руках выборных ОМСУ различных уровней (Япония). 2) ограничение в своих действиях центральной властью. Такие ОМСУ ведают местным хозяйством, финансами, здравоохранением, дорожным строительством и т.д., но поддержание правопорядка возлагается на лицо, назначаемое центром (Франция).

 


 

 

47 Правовой обычай: историческая роль и современное значение. Правовой обычай - это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в результате длительного повторения определенных действии, в результате чего закрепилось как устойчивая норма.Санкционируя обычай, государство устанавливает юридическую санкцию (меру государственного воздействия) за его несоблюдение. Делается это в тех случаях, когда обычай не противоречит интересам и воли государства, отвечает интересам общества на определенном этапе его развития. Санкция государства дается либо путём отсылки на обычай в нормативно-правовом акте, либо фактическим государственным признанием в судебных решениях, иных актах государственных органов.Если рассматривать источники права в историческом аспекте то первым источником предшествующим всем остальным, в том числе и закону, был именно правовой обычай.Наиболее часто правовые обычаи использовались в древности и в средние века, образуя так называемое " обычное право". В условиях родового строя правовой обычай был основной формой регулирований поведения. Соблюдение обычая обеспечивалось мерами общественного воздействия на нарушителя (казнь изгнание и другие) либо одобрением мер, применявшихся к обидчику обиженным, его родными или членами рода (кровная месть). По мере распада родовой и соседской общин и образования государства обычай - " мировой порядок" постепенно превращается в норму должного поведения, что предполагает возможность выбора должного доведения. Постепенно содержащиеся в обычаях запреты и разрешения уступают место нормам, определяющим субъективные права и обязанности человека. Но в период образования государства и становления права оставалось еще доклассовое восприятие обычая, и по этому они были обязательны не столько в силу принуждения государства, сколько потому, что члены данной общности признают их таковыми. Законы в тот период были производными от обычая или равными с ним по силе. Например, Законы Ману предписывают царям устанавливать в качестве закона лишь то

 

 

из практики брахманов, что не противоречит обычаям, страны семей и каст. Примерами сводов законов обычного права являются законы Драконта, Законы двенадцати таблиц и другие. На известном этапе развития, обычаи (точнее определенная их часть) приобретает писаную форму, что зачастую являлось следствием систематизации обычаев и далеко не всегда предполагало государственную санкцию (" варварские правды" такие как Салическая, Баварская, Русская). Но постепенно обычай стал санкционироваться государством и его соблюдение обеспечиваться мерами государственного принуждения. Таким образом, обычай становится правовым в отличие от неправового (традиции, нравы, унаследованные привычки, и т.п.). Отношение юридической науки к правовому обычаю неоднозначно. Одни отводят обычаю ведущую роль среди других источников права, считая, что законодательные и судебные органы в своей правотворческой и правоприменительной руководствуются взглядами и обычаями, сложившимися в данном обществе. В соответствие с этой концепцией, обычай играет примерно такую же роль, какую марксистская теория отводит материальным условиям производства, как основе, над которой возникает право. Преувеличение роли обычая характерно для социологической и особенно для исторической школы права, которые воспринимают право в качестве продукта народного сознания. Юридический позитивизм, наоборот считает обычаи устаревшим и источником права, не имеющим существенного практического значения в современной жизни. Действительно в настоящее время обычаи играют меньшую роль, чем другие источники права используется он гораздо реже и в тех случаях, когда в законе встречаются пробелы или в самом законе указываются условия, в которых может использоваться правовой обычай.

 

деятельность государства. Согласно этому подходу сущность государства выражается в том, что государство есть организация, осуществляющая руководство и управление обществом. Это управление может выражаться в различных формах, в том числе и в подавлении одних классов другими.

 

 

собственно прав и обязанностей; 5) выражали интересы всех членов рода и племени.

 

 

между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.). В отличие от договоров-сделок данные соглашения не носят персонифицированного, индивидуально-разового характера, их содержание составляют общие правила поведения (нормы). В отличие же от нормативно-правовых актов, принимаемых государственными органами, данные договоры — результат соглашения равноправных субъектов по поводу деятельности, представляющем их общий интерес.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 1655; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.041 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь