Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Предмет теории государства и праваСтр 1 из 5Следующая ⇒
Предмет теории государства и права В литературе нет единого подхода к определению предмета теории государства и права. Так, одни авторы указывают, что предметом данной науки являются «общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как таковых и специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права каждого в отдельности взятого классового (чаще употребляется термин «исторического») типа[1]. Другие пишут, что предметом теории государства и права является «закономерный процесс возникновения и развития государства и права на различных исторических ступенях движения классового общества, сущность, содержание, формы и функции государства и права, взаимосвязь государства и права, правотворчество и правоприменение...»[2]. Есть и другие определения. В качестве составляющих, присутствующих практически во всех определениях предмета теории государства и права М. Н. Марченко называет[3]: · процесс возникновения, становления и развития государства и права, его общие закономерности; · взаимосвязь государства и права; · характерные признаки, формы, сущность, содержание и черты государства и права; · место и роль государства и права в жизни общества, в политической системе; · право, правосознание, законность, конституционность; · законодательный процесс и его отдельные стадии; · правомерное поведение; · правонарушение и юридическая ответственность. Отмечается, что предмет теории государства и права не является незыблемым: как отдельные составляющие, так и их соотношение в связи с происходящими в обществе процессами претерпевают изменения, которые иногда являются довольно значительными[3]. Так, если в трудах по теории государства и права советского периода значительное внимание уделялось таким концепциям, как «государство диктатуры пролетариата», «общенародное» государство и право, «государство всеобщего благоденствия», «государство — ночной сторож», то в современных источниках основное внимание уделяется изучению таких теоретических концепций, как «правовое государство», «социальное государство». Вновь стали вызывать интерес естественно-правовые теории и другие учения, практически не разрабатывавшиеся в советский период[4].
Функции теории государства и права Онтологическая ТГП - существо государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникают и действуют. Гносеологическая Состоит в выработке научных концепций, доктрин, правовых понятий, категорий, приемов и способов, помогающих научному познанию ГиП. Эвристическая Открывает новые закономерности в развитии государственно-правовых институтов, в частности в условиях современных рыночных реформ. Прогностическая Предвидение тех или иных изменений в государственно-правовой действительности, определение тенденций развития государственно-правовой жизни, в выдвижении гипотез об их будущем. Методологическая Создает систему понятий и категорий, применяющуюся во всех иных юридических науках, имеющую основополагающее значение для юриспруденции в целом. Идеологическая Приводит в систему идеи о ГиП, воздействует непосредственно на сознание субъектов и социальную жизнь как важнейший идеологический фактор. Организационно-прикладная Преобразование, реформирование государственно-правовой жизни, разработка рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем государственно-правового строительства, обеспечение научности государственного управления и правового регулирования. Говоря о Теории государства и права как учебной дисциплине, выделяют еще 3 специальных функции: Вводная Формирование понятийно-категориального аппарата и методологического инструментария, необходимого для дальнейшего освоения системы юридических знаний. Обобщающая На завершающем этапе изучения посредством теории государства и права обобщаются полученные знания в области отраслевых юридических наук и приобретается цельное знание о праве[5]. Прикладная Теория государства и права вырабатывает предложения по совершенствованию различных сторон государственно-правовой жизни[6].
Метод теории государства и права Метод науки — это способ, с помощью которого добывается новое знание. Это приемы и способы, с помощью которых изучается предмет науки. Метод науки — это способ изучения, на котором базируется данная наука. В теории государства и права применяются общенаучные, специальные и частнонаучные методы. Общенаучные методы: · Анализ · Индукция · Аналогия · Абстрагирование · Моделирование · Сравнение · Конкретизация Частнонаучные методы: · Системный: акцентирует внимание на взаимодействии явлений, их единстве и целостности. · Структурно-функциональный: определение места, роли и функций каждого элемента системы. · Сравнительный: сравнение государства и права, их элементов с иными однородными явлениями. · Социологический: установление связей государства и права с иными социальными явлениями, важнейшее место среди которых принадлежит конкретно социологическим методам (наблюдение, опрос, моделирование). · Психологический: изучение, главным образом, правового поведения. · Статистический: оперирование количественными величинами. · Исторический: изучение закономерностей в развитии права и государства. ' Специальные' методы: · формально-юридический: позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т. п.; является традиционным, свойственным юридической науке, выходящим из её природы. · сравнительно-правовой: позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т. д., в целях выявления их общих и особенных свойств. Имеет важное значение, так как реформирование и совершенствование гос.-правовой практики невозможно без сопоставления сходных объектов, существующих одновременно или разделенных известным: на основе умозаключения создаётся правовая модель какого-либо правового явления. Модель принимается за эталон и является точкой отсчёта для оценки реально существующего объекта. • технико-юридический; • толкование; • конкретизация; • техника единой классификации нормативных актов; • правовой эксперимент и др.
Общая характеристика экономических, социальных и культурных прав российских граждан. 32. Правовое государство понятие и признаки. 33. Разделение властей как принцип правового государства. Гражданское общество: понятие, структура, признаки. Понятие, структура и виды правосознания. Правовая культура: понятие и структура. 37. Правовое воспитание: понятие формы, методы. Понятие и сущность права. Основные теории о праве. Гражданское общество: понятие, структура, признаки. Понятие гражданского общества Гражданское общество представляет собой совокупность общественных институтов (группы, движения, некоммерческие организации, религиозные и национальные общности) созданных с целью общественного контроля, достижения конкретных целей и отстаивание интересов конкретных общностей людей. Структура гражданского общества Структура гражданского общества включает в себя те общественные институты, которые призваны отстаивать интересы отдельных групп населения, к таковым принято относить: 1. Общественные объединения и правозащитные организации. 2. Политические движения и партии. 3. Независимые СМИ. 4. Семья как основная ячейка общества. 5. Церковь и религиозные объединения. 6. Общественные институты, не подчиненные государству (предпринимательство, собственность и др.) Понятие правосознания Правовое сознание (правосознание) представляет собой совокупность представлений и внутренних переживаний по отношению к праву. Структура правосознания Правосознание включает в себя следующие структурные элементы: 1. Правовая психология Правовая психология представляет собой внутренние переживания человека по отношению к праву или конкретному правовому явлению. Правовая идеология Правовая идеология представляет собой глубокое, осмысленное представление и отношение людей к праву желаемому и реальному. Виды правосознания Правосознания принято подразделять на основе двух важных принципов: по степени общности отношения и по уровню и глубине отношения к праву. По степени общности отношения к праву принято выделять: 1. Индивидуальное правосознание 2. Групповое правосознание 3. Массовое правосознание По уровню и глубине отношения к праву принято выделять: 1. Обыденное правосознание 2. Профессиональное правосознание 3. Доктринальное правосознание
36. Правовая культура: понятие и структура. Правовой культурой считают особое юридическое достояние общества, которое можно воспринимать как качественное правовое состояние общества, личности или социальной группы. В связи с данным определением можно выделить следующие виды правовой культуры: 1) правовая культура общества – это доля общей культуры, которая передает степень правового сознания и правовой активности общества; 2) правовая культура личности – это культура отдельного члена общества, человека; 3) правовая культура социальной группы – это специфичная культура для таких социальных групп, как профессиональная группа, молодежь и т. д. Правовую культуру общества отличают следующие черты: 1) уровень совершенства законодательства; 2) правовая активность населения государства; 3) уровень развития в государстве юридических норм, литературы и образования; 4) соотношение в нормах права национального и общечеловеческого начал; 5) эффективность работы правоприменительных органов государства. Правовая культура личности состоит из следующих элементов: 1) знание, а вместе с этим и понимание права; 2) отношение человека к праву, т. е. привычка, проявляющаяся в законопослушном и правомерном поведении человека; 3) уровень правового поведения – юридически значимого поведения, которое может проявляться в наличии у человека умений эффективного использования средств права с целью осуществления субъективных прав и свобод или для достижения своих личных целей; 4) правовая психология; 5) правовая идеология. В правовой культуре личности также выделяют три категории, которые находятся в неразрывной связи, представляют единое целое, такие как: 1) идейно-теоретические правовые представления. Это система мнений на реальное или желаемое право, его явления, на правовую жизнь в целом; 2) позитивные правовые чувства, которые представляют собой правовое чувство, которое наряду с настроением, психологическим настроем, а также традициями в сфере действия права представляют социально-правовую психологию. Положительное ее проявление и выступает элементом правовой культуры; 3) творческая деятельность человека в области права. Правовую культуру социальных групп отличают следующие черты: 1) знание, почитание права и законодательства; 2) соблюдение законности; 3) наличие умения использовать предоставленную народом и правом власть; 4) наличие умений по эффективному обеспечению прав и свобод граждан; 5) правовое обучение и воспитание граждан; 6) способность правильно и быстро составлять, оформлять нужные юридические документы. Правовая культура выполняет следующие функции: 1) познавательно-преобразовательную, которую связывают с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества; 2) праворегулятивную, которая направлена на реализацию эффективного и устойчивого функционирования элементов правовой системы и всего общества; 3) ценностно-нормативную, которая проявляется в различных, имеющих ценностное значение фактах жизни, которые отображаются в поступках и сознании людей; 4) правосоциализаторская, через которую правовая культура выражается в формировании правовых качеств личности, а также организации самовоспитания и правового обучения, юридической помощи населению; 5) коммуникативная, реализуемая через общение граждан в юридической сфере. 37. Правовое воспитание: понятие формы, методы. Методы правового воспитания Система методов правового воспитания включает в себя следующие методы: 1. Метод убеждения 2. Метод принуждения 3. Метод наказания Формы правового воспитания Формы правового воспитания, т.е. внешними выражениями процесса правового воспитания являются: 1. Правовое обучение (накопление, систематизация и передача знаний о праве). 2. Правовая пропаганда (распространение требований к должному и правомерному поведению посредством средств массой информации). 3. Правовое самовоспитание (самостоятельное изучения человеком права).
Понятие и сущность права. Право – это система общеобязательных, формально определенных, обеспеченных государством норм (правил дозволенного и не дозволенного поведения), которые выражают возведенные в закон волю политической элиты и всего общества, и выступающих в роли общественных отношений. В современной юридической литературе, термин право принято употреблять в нескольких значениях: Во-первых, под правом понимается социально-правовые притязания людей, обусловленные природой человека и самого общества (право на жизнь или на личную неприкосновенность). Это право принято рассматривать в естественном смысле, так как оно принадлежит человеку от рождения и неотъемлемо для него. Во-вторых, правом называют систему юридических норм – это право в объективном смысле, так как нормы не зависят от воли и сознания людей, а устанавливаются законодателем и гарантируются силой государства. В-третьих, право понимается, как официально признанные возможности физических лиц и организаций (право избирать, право собираться мирно и без оружия). Это право в субъективном смысле, так как оно принадлежит отдельному лицу, субъекту права. Признаки права: 1. Нормативность – означает, что право состоит из норм, а нормы это правила поведения общего характера, мера дозволенного и не дозволенного поведения, тем самым, право регулирует общественные отношения. 2. Системность – право представляет собой совокупность юридических норм, взаимосвязанных между собой и взаимообусловленных. 3. Формальная определенность и закрепленность – этот признак означает, что право имеет строго установленную форму (закон, указ, постановление), письменно закреплено в документе. Определенность, означает, что правовые предписания отличаются ясностью, понятностью и не подлежат двусмысленному толкованию. 4. Общеобязательность права состоит в том, что право обязательно для исполнения для всех на кого оно распространяется. 5. Обеспеченность права институтом государственным принуждением, т.е. если кто-то полностью или частично не исполняет требования правовых норм, то государство заставляет (принуждает) их исполнять. 6. Волевой характер права – воля это сознательно-обусловленное психологическое состояние человека, вороженное в целенаправленном поведении. Правовые нормы не создаются спонтанно, они всегда выражают чью-то волю, создаются людьми сознательно, для регулирования общественных отношений и в чьих-то интересах. Сущность права Сущность права заключается в том, чью волю оно выражает. В теории права принято выделять: 1. Классовый подход к сущности права 2. Общесоциальный подход к сущности права 3. Диалектический подход к сущности права Функции права Функции права – это основные направления его воздействия на общество. Принято выделять две группы функций права: Общесоциальные функции права – в рамках данных функций государство использует право для достижения своих интересов, поэтому функции права и государства здесь совпадают: 1. Экономическая функция права 2. Политическая функция права 3. Воспитательная функция права Специальные юридические функции (собственно-правовые функции) 1. Регулятивно-статистическая функция права – отражают статистику правовой системы (в правовой системе есть элементы, обладающие стабильностью и статичностью). Регулирование общественных отношений здесь происходит посредством закрепления права и запретов. 2. Регулятивно-динамическая функция права – регулирование общественных отношений осуществляется посредством установления (будущего поведения человека) обязанностей. 3. Охранительная функция права – ее назначение заключается в охране регулятивных норм от нарушения. Посредством этой функции в праве закрепляются меры ответственности. 4. Оценочная функция права – право позволяет оценить поведение человека.
39. Основные теории о праве. Естественно-правовая теория свою завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Представители: Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Н. Радищев и др. Основные идеи данной доктрины: § разделяется право и закон (наряду с позитивным правом, т. е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, «естественное» право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право); § отождествляется право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы); § источник прав человека видится не в законодательстве, а в самой человеческой природе, права человека приобретаются от рождения либо от Бога. В конце XVIII — начале XIX в. наибольшую известность получила историческая школа права. Представители: Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и др. Основные идеи: § право — историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно; § право — это прежде всего правовые обычаи (т. е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр «национального духа», глубин «народного сознания» и т. д.; § отрицание прав человека, ибо в сословных обычаях эпохи феодализма, при которых возникла теория, не могли найти отражения никакие естественные права человека. § Нормативистская теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Р. Штаммлер, П. И. Новгородцев, Г. Кельзен и др. Основные идеи теории: § исходным, в частности для концепции Кельзена, является представление о нраве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы; § по Ксльзсну, бытие права принадлежит к сфере должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования, и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально- экономическими (и другими сущими) оценками; § в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме. Марксистская теория права наибольшее распространение получила в XIX-XX вв. Представители: К.. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и др. Основные идеи: § право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т. с. как классовое явление; § содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть; § право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством. Психологическая теория права получила развитие в XX в. Представители: Л. И. Пстражицкий, А. Росс, И. Рейснер и др. Основные идеи: § психика людей — фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство; § понятие и сущность права рассматриваются, прежде всего, не через деятельность законодателя, а через психологические закономерности — правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т. е. представляют собой переживания чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма); § все правовые переживания делятся на два вида — переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного, автономного) права. Последнее может быть не связано с первым. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения и поэтому должно рассматриваться как «действительное» право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т. п., которые соответственно формируют «игорное право», «детское право» и т. д. Социологическая теория права окончательно сформировалась в XX в. Представители: Е. Эрлих, Ф. Жени, С. А. Муромцев и др. Основные идеи: § право и закон разделены, хотя и не так, как у идеологов естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в сфере должного, то право — в сфере сущего; § под правом, следовательно, понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т. п. Право — это реальное повеление субъектов правоотношений — физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины — теория «живого» права; § формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества. Реалистическая теория права в наиболее завершенном виде сформировалась в конце XIX — начале XX в. Представители: К. Ллевелин, О. Холмс, Дж. Фрэнк и др. Основные идеи: § под правом понимается совокупность судебных решений (своего рода предсказание будущего решения суда). Не отрицая регулирующей роли закона, они считали, что закон носит слишком общий и абстрактный характер и не порождает прав и обязанностей для конкретных лиц до вынесения соответствующего судебного решения; § сторонники теории положительно относились к неопределенности права, считая ее достоинством, так как право должно уметь приспосабливаться к изменяющимся условиям социальной жизни; § отрицательно относились к дискуссии о том, что такое право. По их мнению, вместо этого юристы должны обобщать имеющуюся судебную практику (данная теория основывается на идеологии прагматизма и по-другому называется «прагматический позитивизм», согласно которому правовые явления должны изучаться с точки зрения их полезности). 40. Принципы права: понятие и виды. Соотношение убеждения и принуждения в праве. Под принципами права понимают исходные и основополагающие начала, которые укрепляются законодательно и проявляют сущность и социальную обусловленность права. Существует несколько свойств принципов права: 1) наличие основополагающего характера; 2) отражение политической, экономической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни; 3) отражение основного содержания нормативных правовых актов и юридически значимого поведения; 4) системность; 5) устойчивость; 6) фиксирование в законодательстве; 7) отражение своеобразия, другими словами, природы, сущности, специфики правовой системы; 8) наличие самостоятельного регулятивного значения, поскольку принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности. Существует несколько видов принципов права: 1) общие (общеправовые) принципы; 2) отраслевые принципы; 3) межотраслевые принципы. Общие принципы представляют собой исходные начала, которые имеют нормативно-руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом, их можно разделить: – на принцип законности – означает обязанность всех субъектов общественных отношений правильно и беспрекословно придерживаться всех нормативных правовых актов, а также обеспечивать верховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом; – принцип федерализма – отражает федеративное устройство государства, определяет соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации и т. д.; – принцип гуманизма означает уважение личности, предоставление всех условий для нормального существования и развития человека, утверждение прав и свобод человека, запрет на любую деятельность, которая могла бы посягнуть на человеческое достоинство, и т. д.; – принцип справедливости закрепляет применение при регулировании отношений средств убеждения для необходимого предписанного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного; – принцип равноправия обозначает законодательное утверждение равенства всех граждан вне зависимости от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения; – принцип единства прав и обязанностей означает присутствие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей, иными словами, не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав. Отраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые действуют в рамках какой-либо одной отрасли права и отражают ее специфику. Межотраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые характеризуют общность и специфику нескольких смежных отраслей права и функционируют в рамках двух или нескольких отраслей права: 1) принцип гласности; 2) принцип состязательности; 3) принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д. Например, противоречия между правом и моралью выступают как объективное явление, которое невозможно устранить. В основе права лежит мораль и при отсутствии между нормами права и морали предпочтение должно отдаваться моральным требованиям как более высоким. Виды правовых институтов Правовые институты делятся по отраслям права: 1) на гражданские; 2) уголовные; 3) административные; 4) финансовые и т. д. предмет теории государства и права В литературе нет единого подхода к определению предмета теории государства и права. Так, одни авторы указывают, что предметом данной науки являются «общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как таковых и специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права каждого в отдельности взятого классового (чаще употребляется термин «исторического») типа[1]. Другие пишут, что предметом теории государства и права является «закономерный процесс возникновения и развития государства и права на различных исторических ступенях движения классового общества, сущность, содержание, формы и функции государства и права, взаимосвязь государства и права, правотворчество и правоприменение...»[2]. Есть и другие определения. В качестве составляющих, присутствующих практически во всех определениях предмета теории государства и права М. Н. Марченко называет[3]: · процесс возникновения, становления и развития государства и права, его общие закономерности; · взаимосвязь государства и права; · характерные признаки, формы, сущность, содержание и черты государства и права; · место и роль государства и права в жизни общества, в политической системе; · право, правосознание, законность, конституционность; · законодательный процесс и его отдельные стадии; · правомерное поведение; · правонарушение и юридическая ответственность. Отмечается, что предмет теории государства и права не является незыблемым: как отдельные составляющие, так и их соотношение в связи с происходящими в обществе процессами претерпевают изменения, которые иногда являются довольно значительными[3]. Так, если в трудах по теории государства и права советского периода значительное внимание уделялось таким концепциям, как «государство диктатуры пролетариата», «общенародное» государство и право, «государство всеобщего благоденствия», «государство — ночной сторож», то в современных источниках основное внимание уделяется изучению таких теоретических концепций, как «правовое государство», «социальное государство». Вновь стали вызывать интерес естественно-правовые теории и другие учения, практически не разрабатывавшиеся в советский период[4].
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 3054; Нарушение авторского права страницы