Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Право в системе социальных норм: общая характеристика.



Поведение, деятельность людей, отношения, в которые они вступают, являются объектом регулирования различных норм.

Вся совокупность норм, посредством которых осуществляется регулирование поведения и деятельности, представляет собой систе­му нормативного регулирования общественных отношений.

Общественные отношения регулируются с помощью не только норм права, но и других социальных норм. Под термином «социальные» имеются в виду такие нормы, или правила поведения, которые регулируют отношения между индивидами, между индивидами и социальными группами, между индивидами и обществом. Кроме социальных, в обществе существуют технические нормы. Они определяют отношение людей к различным средствам производства, орудиям труда, природе, животному миру. Разумеется, технические нормы, как и сама сфера их приложения, не могут существовать изолированно, в отрыве от социальных норм и сфер их непосредственного применения. Все нормы взаимосвязаны, взаимодействуют, оказывают постоянное влияние друг на друга. Опосредованно воздействуют технические нормы и на все общество, а так же на возникающие в нем между людьми и образуемыми ими группами и ассоциациями отношения. В этом смысле данные нормы имеют не только технический, но и социальный характер.

Право — уникальный, высокозначимый авторитетный регулятор, но оно лишь один из компонентов системы нормативного регулирования. Выявление места и роли права среди иных социальных регуля­торов (норм) имеет важное значение для понимания его природы, оп­ределения возможностей и пределов регулятивного действия.

Социальные, технические и социально-технические нормы.

Общество не может существовать без регулирования, под кото­рым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности, Упорядочение осуществляется с помощью норм, которые подразделяются на технические и социальные.

Технические нормы - это правила наиболее рационального об­ращения людей с орудиями труда и предметами природы. В качестве примера технических норм можно назвать правила выполнения оп­ределенных строительных работ, нормы расходования сырья, топли­ва, государственные стандарты, технические условия.

Особенности технических норм:

1) предмет регулирования здесь не сугубо социальный;

2) «субъектный» состав связан не только с людьми, но и с внешним миром, природой, техникой.

Социальные нормы - это правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений. К ним относят правовые, моральные, религиозные, политические, эстетические, обычные, корпоративные и иные нормы.

Особенности социальных норм:

1) предмет регулирования здесь уже сугубо социальный - об­щественные отношения;

2) «субъектный» состав связан только с людьми как представи­телями социальной сферы.

Технические и социальные нормы взаимодействуют между со­бой. Разумеется, технические нормы, как и сама сфера их приложения, не могут существовать изолированно, в отрыве от социальных норм и сфер их непосредственного применения. Опосредованно воздействуют технические нормы и на все общество, а так же на возникающие в нем между людьми и образуемыми ими группами и ассоциациями отношения. В этом смысле данные нормы имеют не только технический, но и социальный характер.

А также важнейшие для общества технические нормы под­держиваются правом и государством, становясь уже технико-юридическими правилами поведения. В силу этого они выступают не только целесообразными, но и общеобязательными, влекущими за собой определенные юридические последствия. Так. уголовное зако­нодательство предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности при производстве строительных работ, за нарушение правил вождения и эксплуатации транспорта и т.п.

Право, мораль, нравственность: соотношение и взаимодействие.

Мораль - это система норм и принципов, регулирующих пове­дение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедли­вого и т.п.

Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Мораль и нравственность можно рассматривать в качестве си­нонимов. Этика же есть наука о морали (нравственности).

Единство между правом и моралью:

1) в системе социальных норм они выступают самыми универ­сальными, распространяющимися на все общество;

2) у них единый объект регулирования - общественные отно­шения;

3) исходят в конечном счете от общества.

Различия между правом и моралью:

1) по происхождению (если мораль возникает вместе с общест­вом, то право - вместе с государством);

2) по форме выражения (если мораль содержится в обществен­ном сознании, то право - в специальных нормативных актах, имею­щих письменную форму);

3) по сфере действия (если мораль может регулировать прак­тически все общественные отношения, то право - наиболее важные и только те, которые в состоянии упорядочить);

4) по времени введения в действие (если моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, то правовые - в конкрет­но установленный срок);

5) по способу обеспечения (если нормы морали обеспечивают­ся мерами общественного воздействия, то нормы права – мерами государственного воздействия);

6) по критериям оценки (если нормы морали регулируют обще­ственные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права - с точки зрения законного и незакон­ного, правомерного и неправомерного).

Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упо­рядочения общественных отношений. Их требования во многом со­впадают; то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, и мораль, И наоборот. Многие правовые нормы выте­кают из нравственных (не убий, не укради и т.п.).

Вместе с тем возможны и противоречия между ними, когда од­на и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны права и морали. Причины противоречий могут быть объективные (существующие различия между правом и моралью) и субъективные (право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в си­лу определенных идеологических, конъюнктурных моментов).

Право и религиозные нормы.

Взаимоотношение права и религии наиболее ярко раскрывает путь становления социальных норм, огромное влияние религии на формирование запретов, дозволений, предписаний, приобретавших впоследствии правовой характер. Оно раскрывает признаки цивилизаций, в основе которых лежат те или иные религиозные системы. Религиозные и философские основы цивилизации влияют на определение правовых начал, на социальные нормы, нормативный срез всей культуры человечества.

Тесная связь права и религии характерна практически для всех правовых систем народов мира. По сути дела нет ни одной системы древнего писаного права, не включавшей религиозных предписаний и ритуальных правил.

Хотя религия возникает позднее первичных форм социальной регуляции (мононорм, обычаев), она быстро проникает во все поры регулятивных механизмов.

Чем менее общество сковано религиозными доктринами, тем четче отделена правовая система от морали и религии, тем больше возникает условий для индивидуализации личности, ее участия в общем культурном прогрессе.

В тоже время между правом и религией существуют принципиальные различия. Секуляризация общественной жизни, утверждение свободы совести одновременно означает, что сфера действия религиозных норм значительно уже права (религиозные нормы распространяется только на приверженцев той или иной веры).

Влияние права на религию достаточно специфично. Закон гарантирует свободу совести и вероисповеданий, но в то же время право не должно быть безучастно к причудливым формам пользования свободой совести и, в частности, к оккультным религиям и сектам, подавляющим личность.

Право, обычаи и традиции.

Обычаи играют существенную роль в регуляции различных сторон общественной жизни. Они тесно связаны с правом, моралью, культурой, политикой, религией, другими социальными нормами. Исторически право как система норм в значительной степени вырастало из обычаев, которые санкционировались публичной властью по мере практической необходимости.

В собственном смысле под обычаями понима­ют правила поведения, которые в результате многократного, более или менее длительного применения входят в привычку людей и таким образом регулируют их поведение. Поэтому обычаи — это привычные или обычные нормы. В более широком значении к обычным нормам относят не только обычаи, но и нравы, традиции, обряды, ритуалы.

К большинству традиций, ритуалов и обря­дов право индифферентно. В юридической науке обычаи подразделяются на правовые (обыч­ное право) и неправовые, или общегражданские. Правовые обычаи по­тому и называются правовыми, что они получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу. Одни из них прямо закрепляются в законе, другие лишь подразу­меваются, третьи логически вытекают из тех или иных правовых норм. Чаще всего они просто упоминаются, что означает, что ими можно руководствоваться.

Общая схема влияния права на обычаи такова: прогрессив­ные обычаи стимулируются правом, а те из них, которые противоречат закону, квалифицируются как правонарушения.

Испытывая на себе воздействие права, обычаи в то же время оказывают влияние на право. При определенных условиях обычаи признаются в качестве источников права.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 857; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь