Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Правовые поощрения: понятие, признаки, функции, виды



Правовые поощрения — это форма и мера юридического одобрения добровольного, заслуженного действия, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприят­ные последствия.

Признаки правовых поощрений:

1) заслуженность поведения, т. е. добросовестный правомерный поступок, связанный со " сверхисполнением" субъек­том своих обязанностей либо с достижением общепризнанного полезного результата, требующего поощрения;

2) добровольность, ибо в поощрительной норме содержится призыв совершить желательный для общества и государства, но не обязательный для каждого субъекта поступок (поощре­ние жестко не предписывает тот или иной вид социально ценного поведения, а воздействует благодаря привлекательности и выгодности обещанных в установленной норме последствий);

3) юридическое одобрение добровольного заслуженного по­ступка в форме вознаграждения (для правового поощрения не­обходимы лишь определенные формы одобрения — юридиче­ские, с соответствующими количественными и качественными
характеристиками — мерой, зависимыми от степени заслуг);

4) взаимовыгодность их как для субъекта, так и для обще­ства (поощрение сочетает различные интересы, гармонизирует их, удовлетворяя благоприятными последствиями);

5) выступают в качестве юридического стимула, как пра­вило, самого действенного по сравнению с субъективными пра­вами, рекомендациями, льготами и т. и.

Заслуга (заслуженное поведение) характеризуется следую­щими чертами:

1) она сопряжена с социально-активным поведением, с осу­ществлением позитивных обязанностей;

2) это добросовестное отношение лица к своему долгу;

3) это правомерное поведение, не противоречащее юриди­ческим нормам;

4) связана со " сверхисполнением" лицом своих обязанно­стей либо с достижением им общепризнанного полезного ре­зультата (" сверхисполнение" означает поведение, воплощаю­
щееся в общественно полезном деянии, превосходящем по сво­им масштабам итоги обычных действий);

5) является основанием поощрительных мер точно так же, как правонарушение выступает основанием мер наказания (бо­лее того, характер и степень заслуг определяют вид поощ­рения).

Для наиболее полного рассмотрения признаков правовых поощрений необходимо последнее понятие соотнести с поняти­ем " правовое наказание".

Правовые поощрения выполняют следующие функции:

1) контролирующую, с помощью которой законодатель и правоприменитель корректируют ту или иную деятельность лиц (например, путем обозначения в нормативных и правоприменительных актах действий, в которых заинтересовано общество и государство);

2) мотивационную, с помощью которой поощрение побуж­дает к " сверхисполнению" обязанностей и к совершенствова­нию социально-полезных творческих действий, превосходящих обычные требования, развивает трудовую и общественно-поли­тическую активность (мотивация построена на основе привле­кательных и заранее обещанных благоприятных последствий)

3) коммуникативную, с помощью которой поощрительные меры выражают определенную юридическую информацию, со­держат конкретные сообщения, поступающие от субъекта управ­ления (законодателя, правоприменителя) к объекту (лицам) и служат тем самым особым способом связи между ними;

4) оценивающую, с помощью которой управляющий орган дает официальную положительную оценку чьего-либо заслу­женного поведения, публично признает и одобряет его, отража­ет степень его полезности для общества, выделяет лучших субъ­ектов, достойных поощрения;

5) гарантирующую, с помощью которой поощрения созда­ют благоприятные условия для укрепления дисциплины и по­рядка, обеспечивают реализацию других юридических средств (прежде всего обязанностей);

6) распределяющую, с помощью которой право, закрепляя меру поощрения за инициативное, добросовестное поведение, устанавливает тем самым условия пользования определенными благами, в получении которых выражен собственный интерес субъектов;

7) воспитательную, с помощью которой поощрение, созда­вая у человека хороший психологический настрой, вдохновляет его к проявлению инициативы, к творчеству.

Правовые поощрения весьма многообразны. Они использу­ются в разных областях социальной жизнедеятельности. Их соответственно можно классифицировать по:

предмету правового регулирования — на административ­ные (досрочное присвоение специального звания), трудовые (на­граждение Почетной грамотой), уголовно-исполнительные (дос­рочное освобождение из мест лишения свободы) и т. п.;

их юридической природе — на материально-правовые (на­граждение именным оружием) и процессуальные (вознаграж­дение свидетеля за предоставление особо ценной информации

сфере использования — на поощрения в области литера­туры, искусства, науки, техники, государственной и воинской службы и т. п.;

применяющим их субъектам — на государственные (пре­зидентские, правительственные, министерские и т. п.) и негосу­дарственные (муниципальные и пр.);

форме связи с благом — на предоставляющие дополни­тельные блага (награждение ценным подарком, медалями и ор­денами) и освобождающие от обременения (досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания);

содержанию — на финансово-экономические (выдача де­нежной премии), моральные (объявление благодарности) и ор­ганизационные (присвоение в органах внутренних дел специ­ального звания на одну ступень выше предусмотренного по за­нимаемой штатной должности);

иерархии — на общефедеральные, региональные, локаль­ные;

уровню — на высшие (государственные награды) и обыч­ные (занесение в Книгу Почета, на Доску Почета);

связи с конкретной профессиональной деятельностью — на профессиональные (присвоение почетного звания " Заслужен­ный юрист Российской Федерации", " Заслуженный деятель науки Российской Федерации" ) и общесоциальные (вручение золотой или серебряной медали за отличную учебу в средней школе) и т. п.

 

Мусульманская правовая система.

Правовая система — это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих средств, регулирующих общественные отношения, а также элементы, характеризующие уровень правового развития той или иной страны.
Основными составляющими правовой системы являются особенности источников права, а также органов государственной власти, занимающиеся правотворческой и правоприменительной деятельностью. Наряду с ними ярко проявляют себя явления духовного мировоззренческого характера, юридическая наука, правовые понятия, правовые принципы, правовая культура, правовая политика, право в целом и выражающее его законодательство, юридическая техника и др.
Существует несколько видов классификаций правовой системы (различия проводятся в основном путем дробления той или иной правовой системы). Наиболее распространена классификация национальной правовой системы — конкретно-исторической совокупности права (законодательства), юридической практики и господствующей идеологии отдельно взятой страны, предложенная Р. Давидом. Он ввел также понятие правовой семьи как совокупности национальных правовых систем в рамках одного типа права, выделенной на основе общности исторического пути его формирования, доминирующих источников, структуры права, особенностей правоприменительной деятельности, понятийно-категориального аппарата юридической науки и др.
Выделяется система трех правовых семей, характеризующихся внутренним относительным единством правовых систем, имеющих сходные юридические признаки:
- семья романо-германского права (континентальное право);
- семья англосаксонского права (система общего права);
- религиозные и традиционные правовые системы.

Мусульманская семья права

 
 

В эту группу входят страны Арабского Востока и некоторые африканские страны (например, Нигерия). К мусульманской семье права принадлежит 51 государство, где проживает в общей сложности 900 млн человек.

Мусульманское право — это система норм, выражающих в религиозной форме волю религиозной знати.

Ислам исходит из того, что право пришло от Аллаха, который открыл его через своего пророка Мухаммеда.

Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому им надо руководствоваться, а не создавать его под влиянием изменяющихся условий социальной жизни.

Вот примеры правовых норм ислама:

  • мусульманин имеет преимущество перед немусульманином (например, в Сирии президентом страны может стать только мусульманин);
  • мужчина имеет преимущество перед женщиной;
  • женщины не избирают и не избираются;
  • женщины наследуют половину доли, которую унаследовал бы мужчина;
  • жена не имеет права подавать на развод. Такое право принадлежит только мужу;
  • показания двух женщин равны показаниям одного мужчины;
  • в Иране (согласно Уголовному кодексу) женщина, появившаяся без паранджи, наказывается 74 ударами плетьми.

Эта семья права имеет религиозное содержание. Основным источником права является Коран, представляющий собой 4 тыс. коротких фрагментов, среди которых встречаются правовые строфы (их около 250, в том числе 70 по вопросам гражданского права, 30 — уголовного права, 15 — уголовного процесса, 70 — по вопросам правового положения личности мужчины). Коран органически дополняется Сунной (правила, записанные учениками Мухаммеда), в которой выделяется раздел Иджма, где содержатся правовые нормы, введенные богословами и юристами путем толкования правовых строф Корана и Сунны. Вот почему современный судья ищет правовые основания для дела не в Коране и Сунне, а в Иджме и не обращается к Корану, а ссылается на автора, авторитет которого общепризнан. Основная задача мусульманского права — сохранить связь между законодательством (государством) и Кораном (Аллахом).

Таким образом, труды ученых (богословов и юристов), зафиксированные в Иджме, а также в учебниках, имеют обязательную силу и защищаются судами. Различить, где религиозная, а где юридическая доктрина, весьма трудно. Скорее всего, мусульманское право представляет собой религиозно-юридические комментарии.

Европейцы пытались помочь арабам в правовом урегулировании жизни. Удалось сделать многое: были созданы законы и даже некоторые кодексы. Такие вопросы, как, например, управление государством, использование государственных финансов, наказания за преступления, получили отражение в законодательных актах (удельный вес которых около 30%). Сейчас процесс создания законодательных норм набирает силу. Ориентиром при этом служит опыт европейских стран. Однако в сфере мусульманского права прочно остались:

  • вопросы правового положения личности;
  • семейные вопросы;
  • наследование.

Небольшое количество уголовных и гражданских вопросов получили урегулирование с помошью прецедентов. Однако их удельный вес составляет не более 10%.

Обычаи применяются, если они не противоречат религиозным нормам и если религиозные нормы не регулируют ситуацию.

Таким образом, постепенно идет сужение применения религиозных норм. Сейчас уже можно говорить о существовании в этих странах двух независимых систем права: светской и мусульманской.

Процесс формирования светского законодательства, по мнению теологов ислама, не подрывает его основы. Большое значение в этом отношении имеют два постулата:

  • если законы противоречат исламскому праву, вся ответственность за это ложится на органы государства (мусульманина упрекнуть не в чем);
  • согласно Корану, верующие должны соблюдать законы, поскольку сам Коран предписывает им подчиняться властям.

Для мусульманского права характерна достаточная степень ка- зуистичности. Она задана религиозными источниками, в которых содержатся конкретные правоположения. Абстрактность не является отличительной чертой исламского права.

В мусульманском праве нет четкости и строгости формулировок, даже если эти правила применяются. Например, непонятно, когда мужчина имеет преимущество перед женщиной: при входе в автобус, при покупке товаров? Для европейцев это кажется невероятным.

В религиозных источниках нет структурированности и системности. Применительно к мусульманскому праву невозможно вести речь о четком выделении отраслей права. В параллельной светской системе права деление на отрасли все же просматривается. Выделяют уголовное, гражданское, судебное право, а также властное право — государственное и административное. Но и в светской системе права отсутствует понятие о частном и публичном праве.

Мусульманский суд состоит из одного судьи (кади). При этом отсутствуют кассационные и надзорные инстанции, не считая главы государства. Однако во многих странах стали создавать многоступенчатую систему судов. Первая страна, которая совершила прорыв в этом отношении, — Турция. По се пути движутся Египет, Сирия и др. Самым стойким приверженцем норм мусульманского права является Иран.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 702; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь