Государство, этнос, нация: соотношение и взаимосвязь.
Этнос возникает как союз племен, обитающих на одной территории и вступающих друг с другом в родственные связи. Если этнос существует на малонаселенной или изолированной территории (ограниченной естественными природными барьерами в виде гор, ущелий, рек, морей, труднопроходимых лесов и т.п.), то через несколько поколений представители этноса обретают общие портретные черты. В культуре и мифах сохраняются знания и опыт, которые передаются из поколения в поколение посредством ритуалов, легенд и текстов (устных или письменных). О механизмах трансляции мифов и культуры подробно и красочно написано, в частности, в превосходной монографии А.М.Лобок «Антропология мифа». В этносе каждый человек имеет четкие родо-племенные координаты, он может сказать, из какого он рода, из какого племени, и воспроизвести свое семейное древо минимум на несколько поколений назад. Наиболее знатные представители этноса могут вести родословную от мифических отцов-основателей этноса. Народность (этническая общность) возникает как союз нескольких этносов или как распространение и расширение политического, технологического, культурного и военного влияния одного этноса на другие, соседние. И в том и в другом случае наблюдается смешение этносов, и потомство от смешанных браков приобретает уже другие внешние черты, отличающие их от родителей. Тем не менее, люди, относящие себя к той или иной народности, продолжают отслеживать собственную родословную, и могут указать, из какого рода-племени они происходят. Культура народности представляет собой конгломерат этнических культур, которые взаимопроникая друг в друга, изменяются и обогащаются новыми концепциями, сюжетами, парадигмами и ритуалами. Наиболее развитые культуры и мифологические системы обычно поглощают наименее развитые и обретают потенциал распространяться за пределы данной народности. Можно сказать, что народность – это территориальная общность этносов. Нация является следующим этапом в развитии народности, но понятие «нация», если рассуждать строго логически, уже не связано с этническим происхождением составляющих ее людей. В отличие от народности, нация является государственно-экономическим образованием, подразумевающим наличие государственного аппарата, четко очерченных границ и национальной экономики. В связи с этим, нация перестает быть только объединением этносов (этнической общностью). Нацией становится все население страны, управляемой данным государством, даже если это население принадлежит к другим группам этносов, чем те, что составлили народность, жившую на этой территории. Происхождение человека из того или иного рода продолжает играть определенную роль в государстве, но постепенно, с развитием производительных сил и экономики, люди из незнатных родов (менее влиятельных племен и этносов) получают все больше шансов занять достойное место в обществе, – иными словами, во всех нациях карьера со временем перестает сильно зависеть от происхождения и определяться им. Начинают цениться такие качества как умение управлять, личная эффективность, способность генерировать финансовые потоки, начинают работать различные «социальные лифты». Государство – это система управления, контроля и принуждения, направленная на установление и поддержание правил и порядка на территории данной страны. Понятие «национальность» является производным от понятия «нация». Во многих языках слово «национальность» означает «гражданство». Национальностью называют принадлежность к государственно-экономическому образованию (то есть к нации). Поэтому термин «национальность» несет в себе скорее уже не понятие этнической общности, но понятие «нации» как общности государственно-экономической. Далее мы отступаем от жесткой логики и начинаем двигаться по территории заблуждений и допущений. Дело в том, что многие люди разделяют заблуждение о том, что «национальность» и «нация» означает в первую очередь принадлежность к определенной народности (либо даже этносу). Так возникают лозунги «Россия для русских», «Украина для украинцев», «Германия для немцев». Произносящим эти лозунги кажется, что в их словах нет никакого противоречия. Ведь «русский», «украинец» или «немец» в их устах – это в первую очередь представитель народности, а «Россия», «Украина» и «Германия» – это наименования государственных образований, существующих на данной территории. Однако, мы понимаем, что «русский», «украинец» и «немец» в данном контексте – это обозначения национальностей, а не народностей. Если Вы, читатель, относите себя к какой-либо национальности, например, считаете себя русским или немцем, или украинцем, то задумайтесь сами: является ли Ваше национальное самоопределение следствием того, что Вы являетесь потомком определенных родов, племен и этносов, или оно является следствием того, что Вы живете на территории соответствующего государства и имеете паспорт с соответствующим гербом? Для любого современного жителя России, Украины, Германии и других стран доказательство его этнического происхождения от определенной группы родов и племен является достаточно сложной и зачастую неразрешимой задачей. Ведь непонятно, на какую глубину следует рассмотреть генеалогическое древо, чтобы уверенно говорить о «чистоте» этнического происхождения. Идеи национальных государств, вдохновлявшие политических лидеров на протяжении средневековья и первой половины XX века, порождены этим недоразумением: попыткой связать принадлежность к определенной народности с принадлежностью к определенной национальности. Государства изначально полиэтнические, такие как США, Канада, Швейцария, наглядно демонстрируют нам, что национальность не связана с этническим происхождением. По всей видимости, ум, не отточенный различать понятия, легко слепливает отдаленно похожие классификации, полагая, что нация также является этнической общностью. Поэтому политические вожди недавнего прошлого с самых высоких трибун могли говорить о «чистоте нации», в смысле этнического происхождения жителей страны от одной и той же группы этносов. То есть, говоря о «чистоте нации» они тем самым имели в виду «одинаковый набор этносов, в которые уходят генетические корни представителей данной национальности». Но понятие «чистота нации» само по себе лишено смысла, поскольку представители данной национальности имеют в числе своих предков представителей разных этносов, племен и родов, при этом каждый представитель национальности может при желании посчитать доли, характеризующие его генетическую принадлежность к тем или иным этносам, племенам и родам, составляющих некогда народность, к которой принадлежали его предки. Очевидно, что найти в рамках данной национальности двух людей, имеющих одинаковый долевой этнический состав предков, представляет собой сложную задачу. Иными словами, у двух представителей одной и той же национальности, этнический состав предков, скорее всего (в подавляющем большинстве случаев), будет различаться. Также крайне трудно найти среди представителей данной национальности человека, среди предков которого не было представителей других наций, народностей, этносов, – путешественники всегда портили националистам генетическую биографию. В современном мире, где все этносы и народности перемешиваются в едином котле смешанных браков, вряд ли можно говорить о каком-либо генетическом критерии, позволяющем отнести данного человека к данной народности однозначно и с полной уверенностью. Так о какой же этнической чистоте национальности можно вести речь? На этом фоне попытка провозглашать идею «национальных государств» (националисты понимают этот термин как государство, все граждане которого являются представителями одной народности) выглядит не только наивной, но и абсурдной. Из этой путаницы возникает вопрос о национальном (то есть государственном) языке, который, как кажется националистам, должен быть языком какой-либо народности. В некоторых автономных республиках РФ возникли даже термины " титульная нация" и " национальный язык", которые абсурдны сами по себе. Впрочем, все эти соображения не останавливают националистов. Им кажется, что классификатор, которым они пользуются для определения «чистоты нации», логически безупречен, несмотря на допускаемую ими путаницу в понятиях и исходных посылках.
Популярное: - Акт применения норм права: понятие, структура , виды. Соотношение нормативно-правовых и правоприменительных актов.
- Билет 37. Понятие социальных норм, их виды, характеристика, соотношение.
- Взаимодействие социальных норм. Соотношение норм права и морали: единство и различия
- Вопрос 1. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК: ПОНЯТИЕ И ИХ СООТНОШЕНИЕ
- ВОПРОС 45. СООТНОШЕНИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА, АКТА ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА И АКТА ТОЛКОВАНИЯ ПРВА.
- ВОПРОС 45. СООТНОШЕНИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА, АКТА ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА И АКТА ТОЛКОВАНИЯ ПРВА.
- ВОПРОС 5. Соотношение государства и права
- ВОПРОС 5. Соотношение государства и права
- Вопрос 61: Соотношение права и государства: основные теоретические модели
- Вопрос 7. Государственная власть: понятие, признаки. Соотношение государственной и политической власти.
- Вопрос 88. Законность и правопорядок: понятие, соотношение и проблемы укрепления.
- Вопрос 9. Механизм государства, государственный аппарат: понятие, соотношение и структура.
|