Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ТГП в системе гумант-ых и юр. наук.



ТГП в системе гумант-ых и юр. наук.

ТГиП в с-ме обществ. наук.

ТГиП – одна из базовых научных дисциплин юр. профиля. Термин “теория” в дан. сл. означ. обобщенное название целого ряда отдельн. теорий, кот. предст. собой конструкции идей, кот. опираются на различ. данные о Г и П. ТГиП – это систематизир-е знания о Г и П и об их взаимосвязи, представл. и признанные различ. науч. школами.

Вопросы гос-ва также вкл. в себя политология, но гораздо шире.

. ТГиП в с-ме обществ. наук.

ТГиП – одна из базовых научных дисциплин юр. профиля. Термин “теория” в дан. сл. означ. обобщенное название целого ряда отдельн. теорий, кот. предст. собой конструкции идей, кот. опираются на различ. данные о Г и П. ТГиП – это систематизир-е знания о Г и П и об их взаимосвязи, представл. и признанные различ. науч. школами.

Вопросы гос-ва также вкл. в себя политология, но гораздо шире.

Предмет ТГП.

Предмет – правовая действит-ть. В самой ТГиП 2 стороны: гос-во и право, кот. не сущ. др. без друга. Сущ. неск. подходов к изуч-ю предмета: 1. гос-во – творец права, но очевидно, что это не всегда так, гос-во д. открывать право действит-ти. 2. либеральная концепция (право склад-ся в общ-ве): право – продукт жизнед-ти общ-ва, рез-т конфликта интересов людей. Основа права склад-ся в процессе отнош-й людей, а гос-во лишь санкционирует пр-ла или стереотипы поведения в той или иной ситуации. Тогда государство, в случае нарушения может принуждать нарушителя к соверш-ю некот. действий. Сейчас принято придерж-ся 1-го подхода.

Правом м. назвать только тот з-н, кот. имеет основание в реальной жизни. Но сущ. ситуации в общ-ве, когда гос-во – творец права. Ех: 1917 год. Именно тогда было запущено придуманное право, кот. было чисто умозрит.. В рез-те его многие не любили и не понимали, почему они должны поступать так, а не как привыкли. Поэтому, часто наряду с подобным правом, д-ет жестко организованный мех-м навяз-я новых понятий, з-нов, привычек и т.п., т.е. прибегая гораздо чаще, чем треб-ся при норм. полож-и дел к з-нному или нез-нному принужд-ю (репрессиям) или прибегать к террору, т.к. запуганными легче управлять.
2. Методология теории государства и права.

Под методом науки понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых постигается предмет, получаются знания.

Система методов:

1. Всеобщие методы - это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления: а) метафизика (рассматривающая государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и б) диалектика - материалистическая и идеалистическая; последняя в свою очередь может выступать как объективный либо субъективный идеализм.

2. Общенаучные методы - это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах в отличие от всеобщих методов: а) анализ (условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части); б) синтез (изучение явления путем условного объединения его составных частей); в) системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем); б) функциональный подход (ориентирует на выяснение функций одних социальных явлений по отношению к другим) и др.

3. Частнонаучные методы - это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук: а) конкретно-социологический (анкетирование, интервьюирование, наблюдение и др.); б) статистический; в) кибернетический.

Среди частнонаучных следует выделить два метода, которые относятся к частноправовым, являющимся сугубо юридическими: а) формально-юридический (позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п.); б) сравнительно-правовой (позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т.д. в целях выявления их общих и особенных свойств).
3. Социальная организация первобытного общества


В науке существует множество теорий о появлении государства. Причины такого множества можно объяснить следующим образом:

1) формирование государства у разных народов шло различными путями, что обусловило разную трактовку условий и причин его возникновения;

2) неодинаковым мировоззрением исследователей;

3) сложностью процесса формирования государства, что вызывает трудности в адекватном восприятии данного процесса.

Как известно, государство существовало не всегда. Земля образовалась приблизительно 4, 7 млрд лет назад, жизнь на Земле - около 3-3, 5 млрд лет назад, люди на Земле появились около 2 млн лет назад, человек как разумное существо оформился примерно 40 тыс. лет назад, а первые государственные образования - около 5 тыс. лет назад.

Таким образом, сначала появилось общество/ которое в процессе своего развития пришло к необходимости создания таких важных общественных институтов, как государство и право.

Первой в истории человечества формой жизнедеятельности людей, охватывающей эпоху от появления человека до образования государства, было первобытное общество. Этот этап важен для понимания процесса формирования государства, поэтому рассмотрим его подробнее.

В настоящее время благодаря достижениям в области археологии и этнографии наука располагает обширной информацией о данном периоде человечества. Одним из существенных достижений науки является периодизация первобытной истории, позволяющая четко обозначить:

а) о каком обществе идет речь;

б) временные рамки существования первобытного общества;

в) социальную и духовную организацию первобытного общества;

г) формы организации власти и нормативные регуляторы, использованные человечеством, и т.д.

Периодизация позволяет прийти к выводу, что общество никогда не было статичным, оно неизменно развивалось, двигалось, проходило различные этапы. Выделяют несколько видов такой периодизации, в частности общеисторическую, археологическую, антропологическую. Юридическая наука использует археологическую периодизацию, которая выделяет в развитии первобытного общества два главных этапа: этап присваивающей экономики и этап производящей экономики, между которыми лежал важный рубеж неолитической революции. На этой периодизации основана современная теория происхождения государства - потестарная, или кризисная.

Значительное время человек жил в форме первобытного стада, а затем через родовую общину, ее разложение пришел к формированию государства.

В период присваивающей экономики человек довольствовался тем, что давала ему природа, поэтому занимался главным образом собирательством, охотой, рыболовством, а в качестве орудий труда использовал также природные материалы - камни и палки.

Формой социальной организации первобытного общества была родовая община, т.е. общность (объединение) людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство. Родовая община объединяла несколько поколений - родителей, молодых мужчин и женщин и их детей. Возглавлялась семейная община наиболее авторитетными, мудрыми, опытными добытчиками пищи, знатоками обычаев, ритуалов (лидеры). Таким образом, родовая община представляла собой личный, а не территориальный союз людей. Семейные общины объединялись в более крупные образования - в родовые объединения, племена, союзы племен. Данные образования также были основаны на кровном родстве. Целью таких объединений были защита от внешнего нападения, организация походов, коллективная охота и др.

Особенностью первобытных общин был кочевой образ жизни и строго фиксированная система половозрастного разделения труда, т.е. строгое распределение функций по жизнеобеспечению общины. Постепенно на смену групповому браку пришел парный брак, запрет кровосмешения, поскольку оно вело к рождению неполноценных людей.

На первом этапе первобытного общества управление в общине строилось на началах естественного самоуправления, т.е. той формы, которая соответствовала уровню развития человека. Власть носила общественный характер, поскольку исходила от общины, которая сама формировала органы самоуправления. Община в целом была источником власти, и ее члены непосредственно осуществляли всю полноту последней.

В первобытной общине существовали следующие институты власти:

а) лидер (предводитель, вождь);

б) совет старейшин;

в) общее собрание всех взрослых членов общины, которое решало наиболее важные вопросы жизни.

В первобытном обществе существовали выборность и сменяемость первых двух институтов власти, т.е. лица, входящие в эти институты, могли быть смещены общиной и осуществляли свои функции под контролем общины. Совет старейшин формировался также путем выборов из числа наиболее уважаемых членов общины, по их личным качествам.

Поскольку в первобытном обществе власть основывалась в значительной мере на авторитете какого-либо члена общины, она называется потестарной, от латинского слова " potestus" - власть, мощь. Помимо авторитета потестарная власть основывалась и на возможности жесткого принуждения. Нарушитель правил поведения, жизни общины, ее обычаев мог быть строго наказан вплоть до изгнания из общины, что означало верную смерть.

Управление делами общины осуществлял лидер, избираемый общим собранием общины или советом старейшин. Его власть не была наследственной. В любой момент он мог быть смещен. Он также участвовал наряду с другими членами общины в производственной работе и никаких льгот не имел. Аналогично было положение и членов совета старейшин. Религиозные функции выполнял жрец, шаман, деятельности которого придавалось большое значение, поскольку первобытный человек был частью природы и непосредственно зависел от природных сил, верил в возможность их задобрить, чтобы они были благосклонны к нему.

Таким образом, для власти первобытного общества на первом этапе его существования характерны следующие особенности:

1) верховная власть принадлежала общему собранию членов общины, мужчины и женщины обладали равными правами голоса;

2) внутри общины не было аппарата, осуществляющего управление на профессиональной основе. Смещенные лидеры становились рядовыми членами общины и не приобретали каких-либо преимуществ;

3) власть основывалась на авторитете, уважении обычаев;

4) род выступал органом защиты всех своих членов, и за убийство члена общины назначалась кровная месть.

Следовательно, главные черты власти в первобытном обществе - это выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий, общественный характер. Власть при родовом строе носила последовательно демократический характер, что было возможно в условиях отсутствия каких-либо имущественных различий между членами общины, наличия полного фактического равенства, единства потребностей и интересов всех членов. Данный этап в развитии человечества на этом основании нередко называют первобытным коммунизмом.


4. Теории происх-ния гос-ва. многообразие концепций понимания происхождения гос-ва. Общая характеристика теорий происхождения государств.

С марксисткой точки зрения государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий. Государство появляется там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления возникает и развивается особый институт – государство.

Общество создает себе орган для защиты своих интересов от внутренних и внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув, он приобретает самостоятельность по отношению к обществу и тем более преуспевает в этом, чем более становится органом политических сил, стоящих у власти и чем более явно осуществляет его господство.

Кроме марксисткой теории происхождения государства существуют и другие теории.

Теологическая теория довольно многоаспектна, что, несомненно, объясняется особыми историческими и материальными условиями существования различных государств Древнего Востока и Древнего Запада. Основная идея теологической теории – божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от бога.

Основателем патриархальной теории считается Платон и Аристотель. Платон в своем знаменитом труде «Государство» конструирует идеальное справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи, где есть соответствие между космосом вцелом, государством и отдельной человеческой душой. Идеи патриархальной теории получили развитие в 17 веке в сочинении Р.Фильмера «Патриарх», где он доказывает получение власти от бога и затем передачу ее своему старшему сыну – патриарху, а затем уже своим потомкам – королям.

Договорная теория происхождения государства получила распространение в более позднее время – в 17-18 в. в трудах Г.Гроция, Дж.Локка, Г.Гобса, Ж.-Ж.Руссо, А.Н.Радищева. Согласно этой теории государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном» состоянии, который превращает их в единое целое, в народ. На основе этого первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма – государство. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов. В последующем заключается второй договор о подчинении их определенному лицу, которому передается власть над ними, обязанному осуществлять ее в интересах народа. В противном случае народ имеет право на восстание.

Теория насилия. Одним из основателей и ведущим представителем социологического направления буржуазной теории государства и права второй половины 19 в был Л.Гумплович. Сторонником этой теории был и К.Каутский. Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Утверждалось, что в результате такого насилия образуется единство противоположных элементов государства: властвующих и подвласных, победителей и побежденных.

Органическая теория происхождения государства, крупнейшим представителем которой был Г.Спенсер, считает государство результатом органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Подобно тому как в живой природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процеесе войн и завоеваний происходит естественный отбор, который определяет появление правительств и дальнейшее функционирование государства в соответствии с законами органической эволюции.

Психологическая теория объясняет причины возникновения государства свойствами психики человека, его биопсихическими инстинктами и т.п. Известный ученый Л.И.Петражицкий исходил из якобы изначально присущей психике индивида потребности к повиновению. З.Фрейд – основатель психоаналитического направления в буржуазной социологии – выводил необходимость создания государства из психики человека. Из существовавшей первоначально патриархальной орды, глава которой был убит своими взбунтававшимися сыновьями, движимыми особыми сексуальными и биопсихическими инстинктами (Эдипов комплекс) появляется государство для подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека. Э.Дюркгейм наоборот развивал взгляд на человека как прежде всего общественное, а не биопсихическое существо. Общество понимается как продукт не индивидуального, а коллективного сознания людей, в котором формируется идея социальной солидарности, для ее обеспечения создаются соответствующие государственно-правовые институты.
.5. Характеристика договорной теории сущности и происхождения государства
. Договорная теория возникновения государства.

Зачатки данной теории мы находим в воззрениях философов Древней Греции, в частности в Эпикура, который писал « … государство покоится на взаимном договоре людей… »

Расцвет данная теория возникновения государства получила в XVII - XVIII вв. Ее авторами в разное время являлись:

* английские философы: Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679);

* - голландский мыслитель и правовед Гуго Греции (1583 - 1646)

* французские философы-просветители: Шарль-Луи Монтескье (1689 -1755), Дени Дидро (1713 - 1783), Жак Руссо (1712 - 1778);

* русский философ и писатель-революцио­нер А.Н. Радищев (1749 - 1802).

Суть договорной теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает в результате заключения " общественного договора" между людьми, находящимся в «естественном» состоянии, который превращает их в единое целое, в народ».

Смысл идеи " общественного договора" в следующем:

¨ первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии; Руссо, напр., утверждал, что люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами.

¨ каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к " войне всех против всех " (утверждение Гобса );

¨ в результате " войны всех против всех " неорганизованное общество могло уничтожить само себя;

¨ чтобы этого не случилось, люди заключили " общественный договор ", в силу которого каждый передает часть своих прав государственной власти и берет обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т.е. право собственности, свободу, безопасность.

¨ суверенитет принадлежит народу в целом, а правители это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле;

¨ в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство. Соглашение людей, по мысли Руссо, основа законной власти.

6.. Марксистская теория происхождения государства (матери­алистическая, классовая)

Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Основные идеи:

— государство возникло в силу социально-экономических фак­торов;

— общественное разделение труда, совершенствование орудий труда приводит к появлению избыточного продукта, част­ной собственности и, как следствие, к возникновению клас­сов — богатых и бедных;

— первобытная организация власти не способна управлять об­ществом, где существует противоборство классов;

— государство является результатом раскола общества на клас­сы;

— государственная власть принадлежит классу богатых;

— государство по своей сути является машиной, созданной гос­подствующим классом, для подавления эксплуатируемого класса.

Недостатки теории: социально-экономические факторы, в том числе и классообразование, действительно сыграли определяющую роль в процессе происхождения государства. Однако в данной тео­рии недооцениваются иные факторы (духовные, психологические и др.), которые сыграли немаловажную роль наряду с социально-эко­номическими причинами, а также гиперболизирована роль классов в образовании государства.

7. Восточный и западный пути образования государстваВосточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство.

По форме правления эти государства были абсолютными монархиями. Власть в них носила деспотичный характер. Такие государства имели мощный чиновничий аппарат. Экономика основывалась на государственной и общественной форме собственности. Частная собственность была, но она не оказывала существенного влияния на экономику.

К основным причинам появления государства следует отнести потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием посевного земледелия; необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий; необходимость единого и централизованного руководства этими массами.

Западный путь формирования государства характеризуется классовым разделением общества, интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. Теория государства и права традиционно выделяет три основные формы возникновения государств: афинскую, римскую, древнегерманскую.

Афинская – это классическая форма возникновения государства. Государство возникает непосредственно и преимущественно из-за классовых противоречий, существующих внутри общества.

Римская – родовое общество превращается в замкнутую аристократию, окруженную многочисленным, стоящим вне этого общества, несущим обязанности, но лишенным политических прав плебсом. Имущая часть этого плебса (богатые купцы, ремесленники) требовала передела власти и разрушения старой родовой организации. Борьба и победа плебеев взрывает строй, на развалинах которого возникает государство, в котором растворяется аристократия и плебс (реформы Сервия Туллия).

Древнегерманская – государство появляется в результате насилия, завоевания дикими германскими племенами (варварами) экономически развитых для того времени территорий бывшей Римской империи.

Народам, которые переходили от родоплеменных отношений сразу к раннефеодальному государству под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно, был свойственен так называемый синтезный путь формирования государства. Расслоение различных групп в первую очередь происходило по их положению в системе властно-государственной иерархии, выполнению определенных управленческих функций. Потребность в объединении значительных масс людей и больших территорий была обусловлена угрозой извне.
Длительное сохранение общинной организации, органов племенной демократии было вызвано внешней угрозой, отражение которой было возможно при объединении усилий общинников. Военно-организаторские и управленческие функции в этих условиях закреплялись за военным вождем и его дружиной. Однако в результате завоевательных походов в руках вождя и его дружины скапливались богатства, обеспечивая им единство власти и собственности. Рабский труд не получил здесь широкого распространения в силу прочности общинных порядков, а также своей экономической неэффективности. Одновременное складывание политического и имущественного неравенства стало основой формирования институтов раннефеодального государства. Разорившиеся общинники попали в экономическую зависимость от богатых общинников, которые прибрали к своим рукам общинную землю и становились правящим классом феодалов. Так формировалось государство у германских племен, в Древней Руси, Ирландии и т.д.

Следовательно, на процесс формирования государства в данном случае влияли прочность сельской общины, внешняя опасность и завоевательные войны. Однако немаловажное значение имело влияние опыта других государств, который они активно заимствовали. Так, германские племена в государственном строительстве использовали опыт и институты Древнего Рима. А восточные славяне оказались сначала под влиянием варягов, затем Византийского государства, позаимствовав у последнего государственную религию, институты и принципы их строительства и функционирования.

8. Понятие и признаки государстваГосударство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.

Государство выполняет внутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.

По форме правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости от формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.
Признаки государства:
1. Политическая (государственная) власть. В то время как власть может быть и не политической (самоуправленческой, служебной, семейной), политическая власть направлена на подчинение всего общества, отделена от него путем создания специальных органов. В обычных условиях политическая власть совпадает с государственной и лишь в особых ситуациях может отделяться (периоды двоевластия, власть в восставших районах).
2. Суверенитет. Это верховенство во внутренних делах и независимость во внешних. Организация, не обладающая суверенитетом, государством не является; это будет уже часть какого-либо государства или зависимая территория (оккупированная территория, колония, протекторат).
3. Население. Наличие власти предполагает наличие подвластного населения, даже если носителем суверенитета считается сам народ. Если в догосударственном обществе население связано на основе кровно-родственного принципа, то с государством оно связывается в качестве граждан или подданных.
4. Территория. Хотя и в первобытную эпоху племена имели собственную территорию, и этот признак роднит их с государством, но тогда все же она не была строго разграничена и могла полностью меняться при переселениях. Государства же имеют четко ограниченную территорию и являются ее собственником в целом или в части. Даже в государствах кочевых народов территория хотя и могла меняться, увеличиваясь в размерах, но сохранялись и ранее занимаемые земли.
5. Налоги. Под данным признаком следует понимать безвозмездное изъятие у населения части имущества. Деятельность государственной организации неизбежно требует ее обеспечения денежными и иными средствами. Все имевшие место попытки перехода государств на самообеспечение не увенчались успехом.
Исходя из сказанного о государстве видим, что государство не тождественно обществу в целом, но является его важной частью
9. Государственная власть как разновидность социальной власти
ласть – средство функционирования любой социальной общности, отношения, возникающие между властвующим и подвластным, где властвующий диктует свою волю подвластному, направляет его поведение и деятельность. Власть зависит от характера и уровня общественной жизни. Власть свойственна для любой организованной, устойчивой, в той или иной мере целенаправленной общности людей. Важным элементом власти является принуждение.

Власть имеет следующую структуру: 1) субъект власти (в частности, государство, население); 2) объект (на кого именно направлена власть); 3) отношения, возникающие по поводу власти; 4) регламентирующие правила, нормы.

Власть может иметь различные мотивы: 1) привычка подчиняться; 2) страх; 3) убежденность в необходимости повиновения; 4) авторитет властвующего; 5) доверие; 6) правовые нормы; 7) воля и др.

Источниками власти могут быть различные категории, в частности сила, богатство, происхождение, положение в обществе, высокий уровень знаний.

В зависимости от мотивов и источников формируются и виды власти:

1) власть вождя (рода, племени);

2) государственная (политическая) власть;

3) экономическая власть;

4) церковная власть;

5) социальная власть;

6) родительская власть и др.

Социальная власть – это отношения господства и подчинения между субъектами власти, которые возникают в любой общности людей и опираются на принуждение. При социальной власти воля и действия одних лиц преобладают над волей и действиями других лиц.

Государственная власть является особой разновидностью социальной власти. Понятия государственная и политическая власть являются синонимами. Государственная (политическая) власть – это власть государства, которая исходит от государства и реализуется при его прямом или косвенном участии.

Характерные признаки государственной власти:

1) публичность – распространение власти на все население государства и реализация ее специально сформированным для этого аппаратом управления;

2) универсальность – этот признак состоит в том, что власть имеет распространение на все области общественной жизни;

3) верховенство – обозначает свойство государственной власти подчинять себе другие виды социальной власти, кроме власти народа своей страны;

4) законодательная прерогатива – существование монопольного права на выработку юридических норм;

5) легитимность – соответствие надеждам, ожиданиям народа, который населяет государство, интересам его большинства;

6) легальность – соответствие действующего законодательства Основному Закону государства, Конституции;

7) легальное употребление силы – власти реализуют свою силу с помощью специально созданного правоохранительного (карательного) аппарата (суда, армии, полиции и т. д.);

8) использование системы выплаты налогов;

9) использование государственного принуждения;

10) деление всего населения только по территориальному признаку.

Методы управленческого воздействия государственной власти: 1) метод принуждения (насилия); 2) метод руководства (убеждения).

Государственная власть делится: 1) на законодательную; 2) исполнительную; 3) судебную.


11. Проблемы типологии гос-ва. формац-ый и цивилизац-ый подходы.

1Тип государства - научная категория, под которой понимаются сово­купность черт, свойств, признаков, характеризующих государство на определенном этапе исторического развития.

В настоящее время в юридической науке существуют два основных под­хода к типологии государств: формационный (марксистский); цивилизационный (автор А. Тойнби).

1Суть формационного подхода в том, что государство в своем развитии последовательно прошло 5 экономических формаций:

азиатский способ производства; рабовладельческую формацию; феодальную; капиталистическую; коммунистическую (социалистическую).

" Азиатский способ производства" Характерными признаками " азиатского способа производства" явля­лись следующие: основу экономики составляло ирригационное земледелие; собственность на землю и на ирригационные сооружения находилась в руках государства; первичной ячейкой общества являлась земледельческая община;

Рабовладельческая (античная) формация

Основными чертами рабовладельческой формации являлись: многоукладность экономики, значительную роль в которой играл труд рабов; рабы не являлись субъектами права и считались " говорящими орудия­ми труда";

Феодальный тип государства К основным признакам данного типа относятся: ведущая роль сельского хозяйства в экономике; сосредоточение главного средства производства - земли - в руках круп­ных земельных собственников - феодалов;

Капиталистическая формация распространена в мире с XVI - XVII вв. по наши дни.

Современный капитализм характеризуется:

• многообразием форм собственности'(сочетание частного и государ­ственного сектора);

• рыночным характером экономики;

• всеобъемлющей правовой регламентацией различных сфер жизни;

• как правило, демократическим политическим режимом;

• высоким уровнем социальной защищенности членов общества;

• наличием сильного среднего класса;

• преобладанием акционерных (раздробленных) форм собственности.

Социалистическая формация (СССР, Восточная Европа), в настоящее время продолжает существо­вать в Китае, Северной Корее (КНДР), на Кубе.Особенность социалистической формации в следующем:

• преобладание государственной собственности; • плановый характер экономики; • наличие политической силы, осуществляющей прямое руководство экономикой и общественной жизнью (правящей коммунистической партии); • значительный контроль за жизнью общества со стороны государства.

4В основе цивилизационного подхода лежит типология государств по при­знаку цивилизации.

Цивилизация - совокупность национальных, природно-климатических, экономических, культурных условий и связей в обществе, формирую­щая особый тип общества и государства.

Сторонники цивилизационного подхода выделяют следующие виды цивилизаций, существовавших в мировой истории:

Формы гос. устр-ва.

Форма гос-ва – это сложное обществ. явление, вкл. в себя 3 взаимосвяз. эл-та: I. форму правления II. форму гос. устр-ва III. форму гос. режима. II – это нац. и адм.-терр. строение гос-ва, кот. раскрывает хар-р взаимоотн-й м. его сост. частями, м. центральн. и местными органами гос. упр-я, власти.: а)унитарное (цельное гос. образ-е, сост. из адм.-тер. ед-ц, кот. подчин-ся центр. органам власти и признаками гос. незав-ти не облад. Также единое з-нод-во, конст-я, гражд-во, единые органы власти). б)федеративн. (добровольн. объед-е ранее самост. гос. образований в одно союзное гос-во, терр-рия сост. из тер-рий отд. S-тов, кот. м. иметь свои конст-и, органы власти, но верховная власть – федеральн.). в)конфедерация (временный юр. союз суверенных гос-в для обесп-я общих их интересов. Не имет своих общих з-нод., исполнит. и судебн. органов в отличие от фед-ции).

ТГП в системе гумант-ых и юр. наук.

ТГиП в с-ме обществ. наук.

ТГиП – одна из базовых научных дисциплин юр. профиля. Термин “теория” в дан. сл. означ. обобщенное название целого ряда отдельн. теорий, кот. предст. собой конструкции идей, кот. опираются на различ. данные о Г и П. ТГиП – это систематизир-е знания о Г и П и об их взаимосвязи, представл. и признанные различ. науч. школами.

Вопросы гос-ва также вкл. в себя политология, но гораздо шире.

. ТГиП в с-ме обществ. наук.

ТГиП – одна из базовых научных дисциплин юр. профиля. Термин “теория” в дан. сл. означ. обобщенное название целого ряда отдельн. теорий, кот. предст. собой конструкции идей, кот. опираются на различ. данные о Г и П. ТГиП – это систематизир-е знания о Г и П и об их взаимосвязи, представл. и признанные различ. науч. школами.

Вопросы гос-ва также вкл. в себя политология, но гораздо шире.

Предмет ТГП.

Предмет – правовая действит-ть. В самой ТГиП 2 стороны: гос-во и право, кот. не сущ. др. без друга. Сущ. неск. подходов к изуч-ю предмета: 1. гос-во – творец права, но очевидно, что это не всегда так, гос-во д. открывать право действит-ти. 2. либеральная концепция (право склад-ся в общ-ве): право – продукт жизнед-ти общ-ва, рез-т конфликта интересов людей. Основа права склад-ся в процессе отнош-й людей, а гос-во лишь санкционирует пр-ла или стереотипы поведения в той или иной ситуации. Тогда государство, в случае нарушения может принуждать нарушителя к соверш-ю некот. действий. Сейчас принято придерж-ся 1-го подхода.


Поделиться:



Популярное:

  1. I. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА В СИСТЕМЕ НАУК
  2. VI. ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ В СИСТЕМЕ
  3. Б1.В.ДВ.14.2 «Радио в системе современных массовых коммуникаций»
  4. Бухгалтерский учет в системе управления деятельностью организацией, его предмет и метод
  5. В правовой системе функционирует большое количество нормативных актов, что и определяет необходимость осуществления их систематизации. В юридической науке получили развитие три вида систематизации.
  6. В СИСТЕМЕ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ
  7. В этом вопросе два фрагмента: источники доходов и статьи расходов. Несколько замечаний по денежной системе.
  8. В1. Предмет и методология теории государства и права. Место теории государства и права в системе юридических наук
  9. В1. Предмет и методология теории государства и права. Место теории государства и права в системе юридических наук
  10. В1. Предмет и методология теории государства и права. Место теории государства и права в системе юридических наук
  11. Вопрос 1. Право в системе социальных норм.
  12. Вопрос 1. Предмет и методы ТГП


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 661; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.114 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь