Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В1. Предмет и методология теории государства и права. Место теории государства и права в системе юридических наук



В1. Предмет и методология теории государства и права. Место теории государства и права в системе юридических наук

Всякая наука изучает закономерности развития своего объекта.

Под закономерностями понимаются повторяющиеся устойчивые объективные существенные связи между объектами реальности.

Теория государства и права изучает закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. При этом изучаются:

а) закономерности, которые являются общими для государства и права;

б) закономерности, присущие только государству;

в) закономерности, присущие только праву.

Строение теории государства и права

По предмету и системе понятий в теории государства и права различают теорию государства и теорию права. Точнее, теория государства есть система двух теорий: теории государства и теории права.

Понятие фиксирует общие существенные признаки предметов и явлений.

В систему понятий теории государства входят следующие понятия: государство, тип государства, функции государства, государственный аппарат, форма государства и др.

В систему понятий права входят следующие понятия: право, тип права, источники (формы) права, система права, правоотношение, законность, правопорядок, правонарушение, юридическая ответственность, правовая культура, правовая семья, и др.

Методология теории государства и права

Методология — это учение о методах. Метод науки представляет собой совокупность принципов, правил, научных приемов, применяемых для получения истинных и объективно отражающих действительность зна­ний. Под методами науки и учебной дисциплины понимается совокуп­ность приемов и способов, с помощью которых постигается предмет, получаются знания.

Система методов теории государства и права включает в себя сле­дующие методы.

1. Общенаучные методы познания.

• Диалектика — метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении. Требованиями этого метода является:

— изучение права и государства в неразрывной связи с эконо­микой, политикой, культурой и другими факторами, которые их обусловливают;

— изучение права и государства в развитии, конкретно-истори­чески;

— изучение права и государства в связи с общественной прак­тикой.

• Анализ — расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы.

• Синтез — соединение элементов в одно целое. Восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному.

• Индукция — умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).

• Дедукция — умозаключение от общего к частному (фактам).

• Аналогия — сходство, подобие предметов или отношений, а так­же познание путем их сравнения.

• Абстрагирование — отвлечение от частных признаков отдель­ных предметов и явлений в целях их обобщения и получения целостного знания о предметах и явлениях.

• Моделирование — построение и изучение моделей реально су­ществующих предметов и явлений.

Специальные методы познания.

• Системный — в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; он ориентирует исследователя на раскрытие цело­стности объекта, выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в общую теоретическую картину.

• Сравнительный — позволяет выявлять с Помощью сравнения об­щее и особенное в явлениях, этапы и тенденции их развития.

• Функциональный — позволяет проникнуть в сущность явлений посредством изучения функций конкретного общественного явления.

• Статистический — состоит в получении, обработке, анализе и публикации информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества.

• Математический — состоит в систематизации и использова­нии статистических данных для научных и практических вы­водов.

• Конкретно-социологические — состоят в исследовании права и государства на основе фактических данных. К ним относятся:

— опрос — метод сбора первичной информации об объективных и (или) субъективных фактах со слов опрашиваемого;

— анкетирование — техническое средство конкретного социо­логического исследования, состоящее в составлении, распро­странении и изучении анкет;

— интервьюирование — способ проведения социологических опросов как целенаправленная беседа интервьюера и опра­шиваемого;

— наблюдение — целенаправленное (визуальное или иное) вос­приятие, обусловленное определенными задачами.

Частнонаучные методы познания.

• Сравнительное правоведение — это изучение правовых систем различных государств путем сопоставления одноименных госу­дарственных и правовых институтов, систем права, их основных принципов и т. д.

• Правовой эксперимент — это апробация законодательных но­вовведений в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в массовом масштабе.

• Правовое прогнозирование — это изучение конкретных пер­спектив развития государственно-правовых явлений.

• Формально-юридический — метод исследования, при котором право изучается в «чистом» виде, вне связи с другими сферами (экономикой, политикой, государством и т. д.)1. Методологическую основу теории государства и права составляют общенаучные принципы.

1. Историзм. Исторический подход требует рассмотрения государ­ственных и правовых явлений в развитии и исторической взаимо­связи.

2. Объективность. Принцип объективности означает истинное отраже­ние государственно-правовой действительности в научном знании.

3. Конкретность. Данный принцип требует от теории государства и права точного учета всех условий, в которых находится объект познания. Она подразумевает выделение главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития.

4. Плюрализм. Речь идет о многоаспектности в любом исследовании, в том числе в теории государства и права. Плюрализм научного познания означает одновременно и его универсальность, посколь­ку при этом учитываются не только противоречивые взгляды на одно и то же государственное или правовое явление, но и неоди­наковые представления об их происхождении, сущности, социаль­ной направленности, структуре, перспективах развития2.

Место теории государства и права в системе юридических наук

История правовых и политических учений

История правовых и политических учений — наука, которая изу­чает историю развития учений о государстве и праве. Теория го­су­дарства и права охватывает лишь современные учения о госу­дар­с­т­ве и праве. Таким образом, история правовых и политических учений есть история теории государства и права.

История государства и права

История государства и права — наука, которая изучает воз­ни­к­но­вение и развитие государства и права конкретных обществ по хро­но­логическому принципу. Теория же государства и права изучает го­су­дарство и право в теоретической абстрактной форме, т.е. общие черты государства и права всех обществ.

Отраслевые юридические науки

Отраслевые юридические науки изучают отдельную правовую отрасль, т.е. отдельную сторону государственно-правовой действительности. Теория же государства и права изучает эту действительность в целом и акцентирует внимание на взаимной связи различных ее сторон. На основе этого теория государства и права разрабатывает систему юридических понятий, которые затем используются всеми отраслевыми юридическими науками.

 

 

В3.Теория происхождения государства.

Рассмотрим наиболее известные теории происхождения государства.

Теория насилия

Теория насилия в наиболее логически завершенном виде возникла в XIX в. и представлена в трудах Э. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каут­ского и др. Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и обществен­ном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабоще­нии одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государ­ство. Государство возникает на основе насилия, которое подразделяется на два вида: внутреннее (Э. Дюринг, К. Каутский) и внешнее (Л. Гумпло-вич). По мнению представителей данной теории, государство представ­ляет собой возникшую путем насилия организацию властвования од­ного племени над другим, при этом насилие и подчинение являются основой экономического господства. В результате войн племена пере­рождались в касты, сословия и классы. Следовательно, государство — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Сущность государства — главное, основное, определяющее в этом яв­лении, совокупность внутренних характерных черт и свойств, без кото­рых оно теряет свои особенности, своеобразие. Существует несколько подходов к исследованию этого вопроса.

Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как политическая организация, которая поддерживает господство одного класса над другим, причем меньшинства над большинством, а сущность его заключается в диктатуре экономически и политически господствую­щего класса.

С точки зрения общесоциального подхода государство есть политиче­ская организация ассоциация, члены которой объединены в единое целое публично-властными отношениями; оно есть орудие и средство достижения компромисса между ними.

В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических обществах.

Теория элит предполагает, что государственная власть должна при­надлежать определенному кругу лиц, элите, которая и должна управ­лять остальными «инертными» массами.

Технократическая теория предполагает, что процесс управления очень сложен и доступен лишь профессионалам-управленцам, менед­жерам, которые и должны руководить массами.

Любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое — по форме. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя все богатство общественных отношений за пределами политического государства. Государство и гражданское общество предстают как един­ство формы и содержания, где форма представлена правовым государ­ством, а содержание — гражданским обществом.

Формационный подход

Государства классифицируются по их принадлежности к той или иной общественно-экономической формации.

Общественно-экономические формации, в свою очередь, классифицируются по способу производства, т.е. сочетанию производительных сил и производственных отношений.

Исторически выделяются пять типов формаций:

1) первобытнообщинная;

2) рабовладельческая;

3) феодальная;

4) буржуазная;

5) коммунистическая.

Оценка теории:

достоинства:

а) учет экономического фактора;

б) четкость критерия классификации;

недостаток — недооценка других факторов, упрощенное искажение картины развития государства.

Цивилизационный подход

Цивилизация — это уровень развития общества. При этом учитываются не только экономический, но и другие факторы: образовательный, этнический, религиозный, культурный, географический и др.

Представители: Арнольд Тойнби, Освальд Шпенглер, Питирим Сорокин.

Основные положения:

Историю человечества объясняют как историю самобытных цивилизаций, каждая из которых проходит в своем развитии этапы становления, расцвета и гибели.

Различают западные и восточные цивилизации, а также западную христианскую, восточную христианскую, мусульманскую, буддийскую цивилизации.

Тип государства определяется по типу цивилизации.

По отношению государства и личности различают следующие виды государств:

а) традиционные — в них народ не является источником власти, полномочия государства не ограничены;

б) современные (конституционные) — народ является источником власти, полномочия государства ограничены конституцией, государство признает и гарантирует права и свободы личности.

Оценка:

достоинство — системность анализа;

недостаток — нечеткость критериев классификации.

 

 

Неполитические объединения

Среди многочисленных организаций, имеющих в содержании устав­ных целей лишь незначительный политический аспект, выделяются объединения, возникающие и функционирующие на основе личных склонностей и интересов той или иной группы людей к занятию опре­деленной деятельностью. К числу неполитических общественных объединений относят: профессиональные союзы, религиозные, благо­творительные организации, национально-культурные автономии, об­щественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности; объединения, уставы которых предусматривают членство в них только по профессиональному, национальному, этниче­скому, расовому или конфессиональному признакам; объединения, созданные для реализации неполитических интересов.

 

 

Историческая школа права.

Данная теория наиболее логически завершенную форму полу­чила в конце XVIII — начале XIX вв. Представители: Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и др.

Основные идеи:

1) право — историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;

2) право - это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр «национального духа», глубин «народного сознания» и т.д.;

3) отрицание прав человека.

Достоинства:

впервые так основательно рассмотрены культурно-исторические и национальные особенности права, обращено внимание на необходимость их учета в правотворческом процессе;

подчеркивается естественность развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;

верно подмечены преимущества правовых обычаев как прове­ренных временем и стабильных правил поведения.

Слабые стороны:

данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феода­лизма, уже отживающего строя;

переоценка роли правовых обычаев в ущерб законодательству: между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справ­лялись с полноценным упорядочением рыночных отношений.

Романо-германская семья.

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии. Современная правовая система России более родственна именно романо-германской правовой семье.

Основная характеристика романо-германской правовой семьи:

1. Единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство).

2. Главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель – суд, административные органы – призваны точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах.

3. Имеются писаные конституции (основной закон) – документ, имеющий высшую юридическую силу.

4. Система права делится на две большие части – публичное право (регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением власти) и частное право (регулирует вопросы частной жизни граждан).

5. Публичное и частное право делятся на специализированные отрасли права (например: гражданское, конституционное, семейное, уголовное).

6. «Во главе» отрасли, как правило, находится стабильный комплексный акт, содержащий основное положение данной отрасли права и применимый непосредственно, - Кодекс. Большое значение имеют подзаконные акты (указы, положения, инструкции), а также доктрина (теория) права, вырабатываемая в университетах и научных учреждениях.

Англосаксонская семья.

К англосаксонской правовой семье относят национально – правовые системы Англии, США (за исключением штата Луизиана – бывшей испанской и французской колонии), Канады, Австралии, Новой Зеландии.

Характеристика данной семьи:

1. Основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела).

2. Юридические прецеденты носят индивидуальный (казуистический) характер.

3. Ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) отводят суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов.

4. Отсутствуют кодифицированные отрасли права.

5. Отсутствует классическое деление права на частное и публичное.

6. Статутное право (законодательство) и юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников.

Семья религиозного права.

К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан, а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии (страны, в качестве государственной религии исповедующие ислам, индуизм, иудаизм).

Основные характеристики:

1. Главный творец права – Бог, а не общество, государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и, соответственно, строго соблюдать.

2. Источниками права являются религиозно – нравственные нормы и ценности, содержащиеся в частности в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шатрах, Ведах, законах Ману, действующих в отношении индусов.

3. Тесное переплетение юридических положений с религиозными и моральными постулатами, а также с местными обычаями, образует в своей совокупности единые правила поведения.

4. Особое место в системе источников права занимают труды ученых – юристов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений.

5. отсутствует деление права на частное и публичное.

6. Нормативно – правовые акты (законодательство) имеет вторичное значение.

7.Судебная практика не является источником права (в собственном смысле слова).

Семья религиозного права основана во многом на идее обязанности, а не прав человека.

В72.Содержание правоотношений: понятие и характеристика элементов.

Правоотношения обладают материальным и юридическим содержанием. Материальное содержание - это фактическое поведение, которое управомоченный может, а правообязанный должен совершить. Иными словами, - это те фактические общественные отношения, которые урегулированы нормами права. Юридическое содержание правоотношения - это субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношения.

Субъективное право и юридическая обязанность определяют конкретную меру юридической свободы в осуществлении интересов и регулировании поведения участников правоотношения.

Субъективное право - предусмотренная юридической нормой мера возможного поведения участника правоотношения. Первая и самая главная черта, которая характеризует субъективное право, - это возможность использования его по собственному усмотрению. Этим субъективное право отличается от юридической обязанности. Субъект всегда может отказаться от использования права, которое ему принадлежит, за исключением тех случаев, когда субъективное право одновременно является и юридической обязанностью (полномочия органов государства и должностных лиц).

Юридически возможное поведение имеет две формы своего проявления. Во-первых, юридически возможным является любое поведение личности, если только такое поведение не запрещено законом. Это не регулируемое правом поведение. В правовом государстве вмешательство и государства, и его органов в жизнедеятельность общества, и особенно в индивидуальную свободу граждан, имеет четко очерченные границы.

Юридическое дозволение - эта сфера незапрещенного. Существует множество поступков человека, которые не регулируются правом. Они подпадают под действие принципа, применяемого к гражданам в правовом государстве: " Все, что не запрещено, дозволено". Есть дозволения иного рода. Они нуждаются в соответствующем правовом оформлении и обеспечении государством. Их предусматривают в нормах права. Им корреспондируют обязанности других субъектов. Это как раз то, что называется субъективным правом.

Субъективное право включает несколько правомочий независимо от его содержания и отраслевой принадлежности: во-первых, правомочие обладать определенным благом (например, право собственности включает такие специфические для него правомочия, как владение, пользование и распоряжение определенным имуществом); во-вторых, правомочие на совершение определенных действий (лицо обладает правомочием вести себя определенным образом); в-третьих, правомочие, которое позволяет субъекту потребовать от другого участника правоотношения юридической обязанности (например, арендодатель имеет право потребовать от арендатора выполнения обязанностей, обусловленных договором аренды); в-четвертых, в случае нарушения субъективного права, невыполнения другой стороной своих обязанностей, обусловленных правоотношением, возникает правомочие обратиться за защитой в судебный орган (если арендатор не вносит арендную плату, а требования этого оказывается недостаточно, арендодатель имеет право обратиться с иском в суд или арбитражный суд).

Юридическая обязанность - это предусмотренная нормой права мера должного поведения участника правоотношения. В отличие от субъективного права нельзя отказаться от исполнения юридической обязанности. Отказ от исполнения юридической обязанности является основанием для юридической ответственности. Ответственность возникает и в том случае, если субъект недобросовестно относится к исполнению обязанностей, действует вразрез с требованиями правовой нормы. Точно так же, как и субъективное право, юридическая обязанность является мерой поведения субъекта правоотношения. Мера - это те границы осуществления обязанности, которые предусмотрены в правовой норме. Выход за эти границы означает либо недобросовестное отношение к обязанности, либо злоупотребление, посягательство на субъективное право другого участника правоотношения. Основой юридической обязанности является социальная необходимость. Социальная необходимость в определенном поведении людей порождается системой сложившихся общественных отношений.

В зависимости от того, какой вид поведения предусматривается диспозицией правовой нормы, юридические обязанности бывают либо активные, либо пассивные. Активные обязанности закрепляют необходимость действия, а пассивные - необходимость воздержания от действий, запрещенных нормами права.

 

Виды фактических составов.

1.По функциям: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие.

2. По процессу накопления фактов: завершенные (процесс накопления закончен) и незавершенные(процесс накопления не закончен).

3. По способу накопления фактов: простые составы (составы с независимым (очередность) накопления элементов); сложные составы (составы с последовательным накоплением элементов); смешанные составы (составы, в которых часть элементов может возникать независимо, а часть – последовательно).

 

В1. Предмет и методология теории государства и права. Место теории государства и права в системе юридических наук

Всякая наука изучает закономерности развития своего объекта.

Под закономерностями понимаются повторяющиеся устойчивые объективные существенные связи между объектами реальности.

Теория государства и права изучает закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. При этом изучаются:

а) закономерности, которые являются общими для государства и права;

б) закономерности, присущие только государству;

в) закономерности, присущие только праву.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.082 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь