Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Удовольствие или дискомфорт?
Ежечасно перед нами встает какой-нибудь выбор, и обычно мы руководствуемся в нем только ближайшими результатами. Назовем это вилкой фатального выбора. Доктор Олег Фрейдман называет это экзистенциальным выбором. Он изображен на рисунке: Курильщик теоретически хочет бросить курить, но это потом, когда-нибудь, а сейчас он курит. Почему? Потому что отказать себе в сигарете — это дискомфорт, а выкурить сигарету — удовольствие. Между дискомфортом и удовольствием человек чаще всего выбирает удовольствие. То же самое касается и отношения к игре. Сесть за рулетку — удовольствие, а отказать себе в этом — дискомфорт. Также и для наркомана доза — это удовольствие, а отказ от нее — дискомфорт, доходящий до ломки. Человек хочет похудеть, но это потом, а сейчас снова ест на ночь цыпленка гриль. Из рисунка видно, что если в своем выборе человек интересуется сиюминутным эффектом, то он выбирает удовольствие сейчас и страдание потом. Если же человек выбирает сейчас дискомфорт (отказывая себе в чем-то), то его жизнь складывается куда более благоприятно. Это имеет в виду и Матфей: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». Если все мы стоим в очереди за смертью, то зачем же лезть вне очереди и разными методами прерывать свой собственный полет? Богач
Это человек, который тратит меньше, чем зарабатывает. Он живет скромнее того уровня, который может себе позволить. Конечно же, я не поклонник владельца второго по величине капитала в мире, Уоррена Баффета, который, по слухам, покупает вещи на распродаже и разъезжает на старой хонде за 700 долларов. Я с ним не на короткой ноге, чтобы судить, так ли это. Но смысл этой истории не в пропаганде сирого образа жизни, а в идее жить скромнее, чем ты можешь, чтобы оставалась разница между тем, что заработано, и тем, что потрачено. Горизонт желаний удаляется постоянно, и люди никак не могут уяснить, что богатый человек — не тот, у которого денег много, а тот, кому их достаточно. Богатство начинается с того, чтобы меньше тратить, и только потом — больше зарабатывать. Нужно учиться умерять свои желания, чтобы забота о плоти не превращалась в похоти, когда от сыра с плесенью человек переходит к лобстерам, а от лобстеров — к жаркому из соловьиных языков. Заурядному человеку, как только у него появляется 500 долларов на пальто, уже хочется пальто за 800, и если есть 5000 долларов на машину, то он уже засматривается на автомобиль за 7000. Научиться не желать — гораздо большая ценность, чем эффективно бежать в погоне за деньгами и покупать все новые и новые прибамбасы. По-настоящему богатые люди не попадают в проблему СВЕРХпотребления, потребления сверх того, что нужно. В то же самое время, более двух третей населения зависимы от «ценностей», которые им навязывает реклама. Пустышки жадно хотят социального одобрения если не своих достоинств, то хотя бы своих вещей. Их основной жизненный принцип: «Что подумают о нас другие? ». Когда человеку недостает чувства внутренней значимости, то он всячески старается приподнять себя с помощью внешних атрибутов дороговизны. Таким образом можно прибавить себе значимости, если подписываться не обыкновенной ручкой, а каким-нибудь Монбланом из чистого золота, с 4810 бриллиантами за 75 000 фунтов стерлингов. Есть редкий шанс почувствовать себя человеком, когда достаешь бумажник из крокодиловой кожи с платиновыми уголками и усыпанный изумрудами. Обладатели таких вещей заявляют, что они поклонники красоты и великие эстеты, когда на самом деле это прикрытие внутренней убогости и низкой самооценки, истерическая жажда привлечь внимание хотя бы так, если не добрыми делами и словом, сказанным со смыслом. Приобретая предметы роскоши, человек словно говорит себе: «Я на многое способен! » — но это достойно сожаления, поскольку все эти «подвиги» не добавляют ни в чью жизнь ни мира, ни счастья, ни любви, ни даже покоя, а скорее напротив, крадут покой и вызывают зависть, но не это ли являлось целью?.. Только кто же в этом признается?.. Я, мол, купил часы «Калатрава» 1939 года выпуска за 2 миллиона швейцарских франков, чтобы на меня обратили внимание. Покупка предметов роскоши и старины не всегда, но довольно часто является судорогами нереализованное™. Внешнее заменяет внутреннее. Нн-да. Люди покупают какую-нибудь школьную тетрадь Джона Леннона только затем, чтобы их имя хоть раз прозвучало в новостях. Пусть о них хоть немножечко поговорят. Надеюсь, что уж вы-то не мечтаете быть бесплатным приложением к школьной тетради Джона Леннона или к какой-нибудь его куртке с потными подмышками. Почему так важно тратить меньше, чем зарабатываешь?.. Ведь жизнь одна. Вот как раз поэтому. Человек, который тратит все, что заработал, находится в вечном финансовом рабстве, в зависимости от общества и работодателя. Деньги закончились — и нужно работать снова, снова и снова. Люди, настолько зависимые от работы, впадают в настоящую депрессию, когда их увольняют. Кроме того, обычно у них нет сбережений, поэтому наступает паника и спешка в поиске нового места работы. У Богача существует принцип: вначале заплати себе самому. Это означает, что от любых поступающих к нему денег он берет некоторую часть и откладывает, чтобы затем вложить (инвестировать) с большим или меньшим риском. Богач не боится рисковать, но учится управлять рисками, и таким образом он не только работает на деньги, но старается сделать так, чтобы деньги начали работать на него. Голодранец же видит в деньгах только одну функцию — покупательную. Сколько Богач платит себе? Минимум 10%, это своего рода десятина, десятая часть дохода. Так бывает, когда доход мал. Невелика разница — жить на 200 или на 180 долларов в месяц, правда же? И тот, кто ежемесячно откладывает 20 долларов, развивает в себе психологию богатых. Это не означает копить, копить и копить неизвестно на что. Так и жизни не хватит, чтобы накопить на однокомнатную квартиру. Какой же тогда смысл откладывать? Во-первых, чтобы выработать в себе привычку удерживать больше, чем расходовать, и закрепить в сознании такое правило.
Не важно, сколько ты зарабатываешь; Важно, сколько ты имеешь. Во-вторых, деньги, которые человек откладывает, постепенно превращаются в первичный капитал, свободный от обязательств. Откладывать деньги следует до достижения некоей критической массы, которую уже можно с пользой куда-то вложить. Никто не скажет вам, какая именно денежная масса является критической, вы почувствуете это сами. Пока вы копите деньги, нужно постоянно думать, в чем же заключается ваша главная мечта. Но только под мечтой я не понимаю спортивный автомобиль, навороченный компьютер, норковую шубку или золотое ожерелье. Это все те же пассивы, но только более роскошные, чем прежде. Это не вложения, а траты, просто траты. Пассивы — это все то, что вынимает деньги из вашего кармана так, что они туда больше никогда не вернутся. Имеет смысл вложить сбережения в активы — в то, что будет приносить прибыль, или «Золотые яйца», как иногда говорят Богачи. Классический Богач, под которым я понимаю некий усредненный образ, вобравший в себя наиболее часто встречающиеся у этой особи черты, таков. Он любит деньги. Любит до чертиков свое богатство; он предан ему всей душой. Иногда любит больше своей собственной совести, своего достоинства. Не зря барон Ротшильд сказал: «Когда на улицах льется кровь, нужно покупать имущество». Уже одни эти слова чего стоят, и многие поступали в соответствии с ними, так что удалось сколотить немалое состояние. Нужно понимать, что такие Богачи занимаются теперь меценатством не от щедрости своей души, а от чувства вины за то, как создавалось то или иное состояние. Суммы пожертвований, несмотря на их кажущуюся внушительность, составляют обычно ничтожный процент от их состояния в целом. Возможно, некоторые из вас замечали, что люди среднего и невысокого достатка оказываются намного жертвеннее, гостеприимнее и щедрее Богачей, замкнувшихся в своих ларцах, окруженных стенами и заборами. В этих заборах, окружающих их дома, есть и переносный смысл: их сердца и души часто окружены подобными же решетками. Сердце Богача часто находится в темнице, потому что богатство требует постоянного, неугомонного служения и определенной преданности. К этим словам я могу добавить историю о том, как один богатый юноша подошел ко Христу и задал ему вопрос: — Что мне сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную?.. — Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; люби ближнего, как самого себя. На что юноша ответил: — Все это я делал с самой юности. Чего еще мне недостает? Иисус сказал: — Если хочешь быть совершенным, продай имение и раздай нищим; ты будешь иметь сокровище на небесах; потом приходи и следуй за Мной. Юноша отошел с печалью, поскольку имение его было очень велико. Иисус сказал ученикам знаменитые слова: — Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное. Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божье. Ученики, изумившись, спросили: — Кто же в таком случае вообще может спастись? Христос ответил: — Людям это сделать невозможно, Богу же все возможно. Эта история таит в себе множество смыслов, которые не перестают удивлять меня. Во-первых, юноша подошел сам, по своей собственной инициативе. Это означает, что Христос не навязывал ему идеи о раздаче имения, а всего лишь ответил на заданный вопрос, добавив оборот «если хочешь быть совершенным». Для обретения Царствия Небесного вполне было достаточно добродетельной жизни, которую вел тот человек. Но ведь он сам задал вопрос, чего еще ему недостает. Размышляя над его.словами, я пришла к выводу, что ему действительно чего-то не хватало; он, по всей видимости, в полной мере не был удовлетворен своей жизнью, хотя жил достойнейшим образом и к тому же был богат. Словно это его подсознание проговорило: «Чего еще недостает мне? ». Он явно был недоволен собой, а значит, в чем-то не раскрылся до конца. Тут уж один Бог знает, в чем именно; возможно, пойди он за Христом, у него обнаружился бы великий дар исцеления, или он смог бы проповедовать так, чтобы люди спасались тысячами, кто знает? Может быть, у него открылся бы дар врачевать разбитые сердца? Больше о нем ничего не известно. Все, чем он был знаменит, это его короткий диалог с Иисусом Христом и отказ от Его предложения. Тот юноша просто умер, в дорогой могиле, вероятно, но это уже вряд ли кому-то интересно. Не всякий выбор в нашей жизни эпохален, но тот выбор, предложенный юноше, был именно таким. Многие осуждают Христа и все Его учение уже только за один этот случай. Он, видите ли, советует раздать нищим имение. Но вдумайтесь: ведь подобное предложение было сделано только одному Богачу, да и то после его настойчивых приставаний. Возможно, тот Богач хотел получить от Христа признание своих заслуг, но Христос не оправдал его ожиданий, а предложил расстаться с тем, что было наиболее дорого его сердцу, с богатством. Именно поэтому в Библии сказано, что где богатство человека, там будет и сердце его. Христос фактически предложил сделать выбор между богатством и Собой, и человек выбрал богатство. Христос не клеймил его за этот выбор, но констатировал факт: трудно богатому войти в Царство Небесное. Трудно, да. Но, кстати, не сказано «невозможно». Что имел в виду Христос, говоря про игольные уши и верблюда? Есть версия, что игольными ушами называли определенный вид ворот в городской стене; ворота эти были очень узкими. Верблюду и в самом деле сложно было протиснуться сквозь них. Чтобы животное прошло, с него снимали всю поклажу и чуть ли не заставляли вставать на колени и так ползти, а погонщик подталкивал его сзади. И если слова Христа носили такой аллегорический характер, то по всей видимости и имелась в виду та тяжесть, от которой богачу предстояло избавиться, чтобы приблизиться к вечным ценностям. Ему следовало избавиться от бремени богатства, и, быть может, Христос, видя, как сильно сердце юноши было привязано к имению, предложил ему самый простой способ избавления от этого бремени. Мне кажется, что только фанатики могут взять на вооружение этот эпизод, так и не поняв его глубинной, тончайшей сути. Бог не только не требует, но даже и не намекает нам на то, чтобы мы раздавали имущество и пополняли толпы нищих и бомжей. Вдумайтесь: отдельному, исключительному человеку было предложено отказаться от имущества и следовать за Иисусом. То же самое можно сказать и об учениках Христа, впоследствии ставших апостолами. Ведь Он предложил им оставить сети, ловлю рыбы, семьи и отправиться за Ним, сказав: «Я сделаю вас ловцами человеков». Обратите внимание: Он предложил это двенадцати избранным для особого служения, когда по земле ходило уже около миллиарда человек. Таким образом, данное наблюдение не годится для того, чтобы претендовать на статистику. Это было редчайшим исключением, эксклюзивнейшим из всех возможных предложений. И я еще раз хочу обратить ваше внимание на то, что классический Богач выберет между Богом и богатством богатство, не понимая, что Бог является источником всего. Одна из характеристик Бога — это то, что Он до ревности возлюбил дух, живущий в нас. Бог переживает неописуемо, когда мы отворачиваемся от Него, чтобы служить богатству. Что это означает? Вы скажете, что вовсе даже и не богаты, что вас это не касается, чтобы выслушивать такую мораль. Но разве не бывает так, что вы находите время и возможность, чтобы встать раньше обычного и вымыть автомобиль? При этом у вас десятилетиями не находится и нескольких минут, чтобы утром обратиться к Богу, поговорить с Ним, почитать Слово Божье, призвать защиту и охрану на своих детей. Потом же вы спрашиваете, отчего это они попадают в аварии и тяжело болеют. Ведь какая несправедливость! Куда же смотрит Бог? Лучше подумать: куда смотрим мы? Не слишком ли много на свое барахло пялимся? Не слишком ли много говорим о нем, переживаем, мечтаем о новых вещах, соседям своим завидуем? И не слишком ли скудное место в наших мыслях занимает Бог, источник всякого богатства? Вот об этом и переживал Христос, предлагая богатому юноше выбор. Бог взвешивает сердца и всегда смотрит прямо в душу, читает наши помыслы, как раскрытую книгу. Неужели мы надеемся что-то утаить? Наконец, фраза Христа о том, что человекам невозможно спастись, имея столько привязанностей, но все возможно Богу. Она означает, что по своим делам никто из нас не достоин милости, но Бог спасает нас через Христа, единственного посредника между Ним и человеком. «Все возможно...» Как это обнадеживает! Все возможно, в том числе и вхождение богатого в Божье Царство; и самая сложная задача, на мой взгляд, состоит в том, чтобы, владея богатством, быть свободным от его пут. Каждый, кто не богат, считает, что это возможно. Но даже и тот добродетельный юноша, знавший Бога, оказался связанным своим имением по рукам и ногам. Выбирайте, чему служить, за чем и за кем идти. При этом помните, что время коротко. И если, думая о деньгах, вы думаете в основном о приобретениях, то Бог будет удерживать вас от богатства, чтобы в погоне за ним не погибла ваша бедная, то есть нищая, душа. Какая самая великая мысль посещала вашу голову? Самая великая мысль, я говорю, а не самая дорогая вещь. СЕТИ, или МОЕ ВИДЕНИЕ MLM
Есть два полярных отношения к деньгам — любовь и презрение. Разрушительным является и то и другое, потому что любовь к деньгам порождает тяжелейшие формы зависимости от них, а презрение ведет к нищете, когда человек ни с чем, нищий то есть. Два одноклассника встретились много лет спустя. Один из них стал бандитом, а другой священником. Священник попытался заговорить о Боге, но второй сказал ему: — Мой бог — это деньги! — Что ты, это же только бумага, — ответил священник. — Я думаю, что именно этой бумаги ты не прочь попросить у меня?.. Священник поднялся и ушел. Через несколько дней бандита поймал другой такой же, привязал его к батарее и выдернул плоскогубцами все зубы. Несчастный умолял пощадить его и обещал отдать все свои деньги, на что тот ответил ему: — Ты смеешься? Ведь это же просто бумага! Глупо отрицать тот факт, что у людей, любящих деньги, они, как правило, есть. Очевидно также и то, что если кто-либо относится к деньгам с презрением, то он их, как правило, не имеет. Вроде бы получается, что любить деньги надо? Одна девушка рассказывала мне про своего отца такие вещи. В конце рабочего дня он возвращался домой и, не поужинав, запирался в кабинете. Они с братом, еще будучи детьми, подсматривали за ним в замочную скважину и видели, как он доставал из портфеля дневную выручку и раскладывал купюры на столе. Разделив их на аккуратные пачки и пересчитав, он с ними разговаривал, что-то нашептывая и любовно улыбаясь, словно это были живые существа. Младший сын заревновал и, не справившись с эмоциями, возмущенно запищал из-за двери: — Папа! Что это ты там делаешь?! Любовь к деньгам подразумевает одушевление денег. Так недолго и головушке бо-бо. На основании огромного количества консультаций я могу совершенно однозначно заявить, что всякий раз, когда человек начинал одушевлять деньги и поклоняться им, у него страдало психическое здоровье. Это проявлялось, прежде всего, в некоем изменении лица, которое я обозначаю как «синдром змеиного взгляда».
СИНДРОМ ЗМЕИНОГО ВЗГЛЯДА
В первый раз я столкнулась с этим феноменом, когда проводила обучение в одной крупной сетевой компании. Надо сказать, что в сетевом бизнесе есть определенные преимущества вроде неограниченного дохода и свободного расписания, но есть и отвратительные минусы. Многие работники сетевых структур словно зазомбированы темой «продукт — деньги, продукт — деньги». Они только и делают, что говорят о своей продукции как о чудесной панацее от всех бед; и еще они пытаются завлечь, «завербовать» людей, суля им прибыли и сверхприбыли. Среди них модно хвастаться своими статусами, доходами и численностью структур. Все это выглядит довольно убого и отталкивающе. Посудите сами, какое впечатление производит мужчина почтенного возраста, который, едва познакомившись с вами, уже на пятой минуте разговора вручает вам с видом щедрого дарителя рекламный буклет косметической компании и настаивает на том, чтобы вы записали его телефон к себе в еженедельник. Нимало не смущаясь, он начинает допрос на тему: какой косметикой вы пользуетесь?.. Ведь он мог бы предложить вам кое-что получше, причем абсолютно независимо от того, чем вы пользовались до этого. Признаем, что это характерно для сетевиков, хотя и не стоит утверждать, что они все такие. В одной сетевой компании я проводила тренинг ораторского мастерства, и звучали речи, типичные для таких организаций: — Я добилась статуса лидера меньше чем за год и зарабатываю теперь семь тысяч долларов в месяц! — говорила одна. — Деньги — это отштампованная свобода! — вторила ей другая. — Все, что вам надо, — это купить для начала стартовый набор, — отчеканивала третья. — Он обойдется вам чуть больше чем в 200 долларов! Было такое чувство, что все они свихнулись на теме «деньги» и что всех их куда-то несет. Я была резковата в комментариях (а по тону книги вы уже можете себе представить, что это может означать), так что были недовольные. Они не привыкли, чтобы кто-нибудь осуждал их восторженное отношение к деньгам. Руководитель структуры рассказала про одну денежную примету: мол, если в чае пузыри, то это к сплетням, а если пена — то к деньгам; чем гуще пена, тем больших денег жди. И если хочешь, чтобы примета сработала, то надо пену собрать и немедленно втереть себе в темя. Я невольно обратила внимание на ее темя: оно было, мягко говоря, лысоватым. Довтиралась, видимо. После семинара обладательница священной плеши подошла ко мне. Это была женщина лет тридцати семи, слегка полноватая, в дорогом костюме и демонстративно вычурных украшениях. В ее внешности все было не то чтобы безвкусно, а как-то даже наляпано одно на другое. Оставим в тайне ее имя, обозначив его ЮЮ. Подождав, когда схлынет народ, она попыталась выразить недовольство моими комментариями в отношении прозвучавших «денежных» речей ее подопечных. Сказать ей при этом особенно было нечего, так что ЮЮ стала оправдываться: — Я и так постоянно им говорю, что деньги — это не главное. Они у меня все этому обучены! — Я бы этого не сказала, — ответила я, заметив, как при этом злобно перекосилось ее лицо. Она стояла совсем рядом со мной, так что я увидела ее глаза. По природе своей они были большими, красивой формы, но с годами, видимо, сделались несколько выпуклыми, так что почему-то на ум пришла фраза: «Выкатились от жира их глаза». ЮЮ была отъевшаяся, сбитая, ноги ставила широко, крепко, по-мужски. В ней чувствовалась какая-то звериная хватка. ЮЮ говорила, стараясь понижать голос, а я чувствовала, что ее близость мне тяжела, чтобы терпеть это слишком долго. Она говорила, как зомби, иначе не сказать. Ее взгляд потерял многогранность осмысленности и стал внутренне зацикленным. Она не мигала и не слышала меня, а медленно кивала головой, хотя и не соглашалась, и потом снова повторяла, что деньги — это не главное. — Тогда что же для вас главное? — спросила я. ЮЮ не смогла ответить, и ее взгляд как-то еще более остекленел и озлобился. Я представила себе ее духовный, символический образ и увидела змею с двоящимся языком. Такой взгляд, как у ЮЮ, я неоднократно встречала и раньше, но только сейчас появилась четкость словесного образа: синдром змеиного взгляда. Люди с глазами змей имеют печать одержимости на разуме. Не напрасно глаза — это части мозга, вынесенные на периферию. Поклонение деньгам — это мерзопакостнейшая форма идолопоклонства. Синдром змеиного взгляда — очень хороший индикатор. Наблюдайте, и постепенно вы научитесь видеть это, даже не разговаривая с человеком. Подчеркиваю, что для сетевиков это более типично, чем для представителей иных бизнес-структур. Почему это так? И почему у многих людей складывается представление о том, что это секты? Во-первых, потому что слишком много говорят о деньгах. Во-вторых, в связи с повальной зазомбированностью на то, чтобы вербовать людей. Ну и, конечно, из-за самой идеи сети. «В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть». Речь ведь идет о людях. Когда-то Христос встретил Андрея и Петра, которые закидывали сети в море, и сказал им: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков». Те оставили свои сети и последовали за Ним. Подобным же образом Он призвал Иакова и Иоанна, которые не только сети с лодкой оставили, но и собственного отца. Про Христа сказано, что Он говорил как власть имеющий, а не как ученые суесловы того времени. В Его словах была власть, но использовал Он ее не для зарабатывания денег, а для спасения душ. Поэтому, когда кое-кто из сетевиков пытается говорить, что прообразом сетевых компаний было вероучение самого Христа, то они совершенно справедливо получают отторжение, негатив и обвинение в сектантстве. Излюбленный ход черноты — маскироваться под белое. Когда я обучаю сетевиков, то они важны мне прежде всего как люди. Услышать, правда, могут немногие. В сетевых структурах людей учат работать харизматичные тренеры; более опытные сотрудники «стимулируют» новичков, так что те постепенно избавляются от комплексов неуверенности. Что ж, недурно, но, судя по моему опыту работы с сетевиками, многие из них подвергаются давлению: «Продавай активнее! Закупи склад! Возьми в долг на начало бизнеса! ». В различных аудиторях на 200-300 человек я просила поднять руки тех, у кого есть долги, сделанные за время работы в сети. Оставалось лишь несколько опущенных рук, из чего я делаю вывод, что группы людей, стоящие во главе сетей, преследует сугубо личные интересы под эгидой заботы о человечестве, и при этом они гениально выстраивают систему мотивации и обучения. Они обучают продавать и идентифицировать количество баллов в компьютере с личным успехом. Успех, таким образом, перекочевывает из зоны самореализации в зону УБЕЖДАТЬ КУПИТЬ и УБЕЖДАТЬ ВСТУПИТЬ, а это зомбирует людей. Большинство сетевиков, прочитав это, возмутятся, ну так что ж? Я высказываю свое частное мнение. Вы вправе с ним не согласиться.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы