Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема сознания в психологии. Основные подходы к проблеме сознания в психологии



Сознание - это не просто совокупность психических процессов. Это, по утверждению С.Л. Рубинштейна, особое образование, сформировавшееся в ходе общественно-исторического развития. Сознание - специфическая форма психики человека как общественного существа.

История исследования сознания в СССР сложна и драматична. Первыми разработчиками проблемы сознания в марксистской традиции стали Л.С.Выготский и М.М. Бахтин. Оба автора подчеркивали роль социального, межсубъектного в становлении сознания. Индивидуальному сознанию всегда предшествует взаимодействие индивида с себе подобными и поэтому оно всегда сохраняет свою диалогическую природу и, соответственно, социальную детерминацию.

Рубинштейн определяет сознание как осознание предметного бытия. Вторичной установкой сознания является осознание им самого себя - рефлексия. Однако эта вторичная установка возможна лишь на основе первичной установки - сознания как осознания мира. «Человек, - пишет С.Л.Рубинштейн, - познает и самого себя лишь опосредовано, отраженно - через других, через свое отношение к ним и их к нему». Таким образом, Рубинштейн еще раз подчеркивает, что сознание - «по самому существу своему общественное образование».

Он выделяет теоретическое сознание - облегченное в форму слова, включенное в бытие и познающее это бытие - и практическое сознание, которое не только отражает и осознает бытие, но и выражается в практическом отношении к этому бытию конкретного индивида. «Сознание человека включает поэтому, - отмечает С.Л.Рубинштейн, - не только знание, но и переживание того, что в мире значимо для человека в силу отношения к его потребностям, интересам и т.д. Отсюда в психике динамические тенденции и силы; отсюда действенность и избирательность, в силу которой сознание - это не только отражение, но и отношение, не только познание, но и оценка, утверждение и отрицание, стремление и отвержение».

Позже к разработке проблемы сознания подключился А.Н.Леонтьев. Общее в позициях этих двух авторов заключается в том, что оба подходили к проблеме сознания с методологических позиций марксизма, с точки зрения которого сознание возникает и развивается как историческое образование на основе общественной трудовой человеческой деятельности в неразрывной связи с развитием речи. А.Н.Леонтьев включает в структуру сознания чувственную ткань образа, значение и смысл. В.П. Зинченко, дополнив эту схему биодинамической тканью сознания, предложил двухуровневую структуру сознания, включающую бытийный и рефлексивный слой.

Самосознание

С.Л.Рубинштейн выделяет два способа существования человека. Первый - «внутри жизни», не выходя за пределы тех связей и отношений, в которых живет человек. Всякое отношение такого человека - это отношение к отдельным фактам и явлениям, а не к жизни в целом. При таком способе существования «задействованным» оказывается почти только бытийный слой сознания. В тот момент, когда человек делает попытку остановиться, «выключиться из жизни», занять позицию вне ее и попытаться понять ее и осмыслить, лишь в этот момент включается рефлексивный слой сознания.

Это второй способ существования. С появлением рефлексии связано философское осмысление жизни. Человек начинает осознавать этот мир в целом. И только тогда он получает возможность осознать и себя, свою роль, свое место и назначение. Так рождается самосознание.

Основная особенность человека, по утверждению С.Л, Рубинштейна, - это преломление мира и собственного действия через сознание. Эпицентром сознания и самосознания является сознание собственного «Я». Самопознающее «Я» обладает определенной автономией и выступает в отношении собственного сознания в качестве деятеля, или наблюдателя, или того и другого вместе.

Образ «Я» или самосознание (представление о себе) не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по В.С.Мерлину):

- сознание отличия себя от остального мира

- сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности

- сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки

- социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности

Критерии самосознания:

1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической, социальной)

2) осознание своей активности – «Я управляю собой»

3) осознание себя через другого («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество

4) моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить:

1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я» как действующий субъект),

2) осознание своих реальных и желаемых качеств (реальное «Я» и идеальное «Я»)

3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я» как наблюдаемый объект),

4) эмоциональное, чувственное представление о себе.

Т.о. самосознание включает в себя самопознание (интеллектуальный аспект познания себя) и самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

Результатом деятельности самопознания становится выработка Я-концепции - совокупности представлений индивида о себе, связанной с его отношением к самому себе. Р.Бернс выделяет три составляющих Я-концепции:

1. Образ Я - представление индивида о самом себе.

2. Самооценка - эмоциональное отношение к этому образу, его оценка.

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.

Образ Я. Представление индивида о самом себе - это когнитивная составляющая Я-концепции, поскольку оно оформляется в более или менее четкую картину на основе познания и самопознания человека. Конечно, когнитивная составляющая неразрывно связана с оценочной, поскольку образ Я, формируясь, сильно зависит от переживаний детства, связанных с достижениями и неуспехами ребенка, а также отношением к нему родителей.

Самооценка. Образ «Я» не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, которые, в свою очередь, оказывают определенное влияние на образ «Я». Неадекватная самооценка проявляется в избирательности восприятия человеком самого себя. Информация, которая может снизить оценку личности в ее собственных глазах, отбрасывается. Часто это происходит на неосознаваемом уровне, и человек, таким образом, остается полностью уверенным в объективности своей оценки. Завышенная самооценка - неумение правильно оценивать свое состояние здоровья, уровень работоспособности, знания, умения и навыки - может привести к тому, что человек попадает в стрессовую ситуацию, не может справиться с делом. Заниженная самооценка, порождая неуверенность в себе, также отрицательно влияет на деятельность.

Образ «Я» и самооценка предопределяют потенциальную поведенческую реакцию человека. Решая различные познавательные, коммуникативные и другие задачи, человек всегда прежде оценивает свои возможности, соотносит их с конкретными обстоятельствами, после чего принимает решение о действиях. Однако нередко случается и так, что прямое и непосредственное выражение Я-концепции в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу социальной неприемлемости тех или иных ее аспектов, нравственных сомнений индивида, страха перед возможными последствиями и т.п.

Я-концепция человека находится в постоянном развитии. Большую роль в ее формировании играет идеальный образ самого себя, который включает те качества, которыми человек хотел бы обладать. Образ самого себя и идеальный образ проявляются в поведении в плане требований, предъявляемых индивидом самому себе. Идеальное «Я» порождает уровень притязаний, связанный с целями, достичь которых стремится индивид, чтобы испытать чувство удовлетворения самим собой.

Таким образом, мы определили, что самосознание - это не осознание сознания, а осознание самого себя как существа, осознающего мир и изменяющего его, как субъекта практической и теоретической деятельности. И в этом процессе, так же как и при осознании человеком бытия, необходимым условием являются межлюдские отношения. Как отмечает С.Л.Рубинштейн, «другой субъект - «зеркало», которое отражает и то, что я воспринял, и меня самого. Для человека другой человек - мерило, выразитель его «человечности». То же для другого человека мое «я» ( 10 ). Только через отношение к другим человек начинает относится к себе, определяет наличие или отсутствие у себя тех или иных качеств, оценивает их. Именно общество обусловливает форму и содержание процесса формирования Я-концепции.

Этот процесс начинается в игре, где ребенок примеривает на себя различные социальные роли. В ходе игры происходит постепенная интерироризация социальных санкций, требований, норм и моделей поведения, которые преобразуются в индивидуальные ценности и включаются в Я-концепцию.

Реакция на самого себя формируется у человека под значительным влиянием отношения к нему окружающих: человек ценит себя в той мере, в какой его ценят другие. Западными психологами было доказано экспериментально (Кули, Дж. Мид, Р.Бернс и др.), что главным ориентиром для Я-концепции является «Я» другого человека, то есть представление индивида о том, что думают о нем другие.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 1246; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь