Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


История становления и развития психологии



История становления и развития психологии

Человечество начинало с мифологической картины мира. Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии, согласно которой Эрот, бессмертный бог любви, влюбился в красивую смертную женщину Психею. Любовь Эрота и Психеи была столь сильна, что Эроту удалось убедить Зевса превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Таким образом, влюбленные соединились навеки. Для греков этот миф был классическим образом истинной любви как высшей реализации человеческой души. Поэтому Психся — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал. Вместе с тем в этой прекрасной легенде о трудном пути Эрота и Психеи навстречу друг другу угадывается глубокая мысль о сложности овладения человеком своим духовным началом, своим разумом и чувствами.

Древние греки изначально понимали тесную связь души с ее физической основой. Такое же понимание этой связи прослеживается и в русских словах: «душа», «дух» и «дышать», «воздух». Уже в древнейшую эпоху в понятии души соединялось в единый комплекс присущее внешней природе (воздух), организму (дыхание) и независимой от тела сущности, управляющей жизненными процессами (дух жизни).

В ранних представлениях душа наделялась способностью выходить на волю из тела, пока человек спит, и жить собственной жизнью в его снах. Полагали, что в момент смерти человека душа покидает тело навсегда, вылетая через рот. Учение о переселении душ относится к одному из самых древних. Оно было представлено не только в Древней Индии, но и в Древней Греции, особенно в философии Пифагора и Платона.

Мифологическая картина мира, где тела заселяются душами (их «двойниками» или призраками), а жизнь зависит от произвола богов, веками царила в общественном сознании.

Психологические знания в античный период

Психология как рациональное познание души человека зародилась в античности в недрах философии на основе созданной в этот период геоцентрической картины мира, ставившей человека в центр мироздания.

Античная философия восприняла от предшествовавшей мифологии понятие души. Практически все древние философы пытались выразить с помощью понятия души самое главное сущностное начало живой природы, рассматривая ее как причину жизни и познания.

Впервые человек, его внутренний духовный мир становится центром философского размышления у Сократа (469-399 до н.э.). В отличие от своих предшественников, занимавшихся преимущественно проблемами природы, Сократ сосредоточился на внутреннем мире человека, его убеждениях и ценностях, умении действовать в качестве разумного существа. Главную роль в психике человека Сократ отводил умственной деятельности, которая исследовалась в процессе диалогического общения. После его исследований понимание души наполнилось такими идеями, как «благо», «справедливость», «прекрасное» и т.д., которых физическая природа не знает.

Мир этих идей стал сердцевиной учения о душе гениального ученика Сократа — Платона (427-347 до н.э.).

Платон разработал учение о бессмертной душе, обитающей в смертном теле, покидающей его после смерти и возвращающейся в вечный сверхчувственный мир идей. Главное у Платона не в учении о бессмертии и переселении души, а в исследовании содержания ее деятельности (в современной терминологии в исследовании психической деятельности). Он показал, что внутренняя деятельность душ и дает знания о реальности сверхчувственного бытия, вечного мира идей. Каким же образом находящаяся в бренной плоти душа приобщается к вечному миру идей? Всякое знание, согласно Платону, есть воспоминание. При соответствующих усилиях и подготовке душа может вспомнить то, что ей довелось созерцать до своего земного рождения. Он учил, что человек «насаждение не земное, а небесное».

Платон впервые выявил такую форму психической деятельности, как внутренняя речь: душа размышляет, спрашивает сама себя, отвечает, утверждает и отрицает. Он первым попытался раскрыть внутреннюю структуру души, вычленив ее тройственный состав: высшую часть — разумное начало, среднюю — волевое начало и низшую часть души — чувственное начало. Разумная часть души призвана согласовывать низшие и высшие мотивы и побуждения, идущие от разных частей души. В сферу изучения души вводилась такая проблематика, как конфликт побуждений, и рассматривалась роль разума в его разрешении.

Ученик Платона — Аристотель (384-322 до н.э.), споря со своим учителем, возвратил душу из сверхчувственного в чувственный мир. Он выдвинул концепцию души как функции живого организма,, а не какой-то самостоятельной сущности. Душа, по Аристотелю, является формой, способом организации живого тела: «Душа есть суть бытия и форма не такого тела, как топор, а такого естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя».

Аристотель выделил в организме различные уровни способностей к деятельности. Эти уровни способностей составляют иерархию уровней развития души.

Аристотель различает три вида души: растительную, животную и разумную. Два из них принадлежат к физической психологии, поскольку не могут существовать без материи, третья — метафизична, т.е. разум существует отдельно и независимо от физического тела как божественный разум.

Аристотель впервые ввел в психологию идею развития от низших уровней души к се высшим формам. При этом каждый человек в процессе превращения от младенца во взрослое существо проходит ступени от растительной к животной, а от нее к разумной душе. Согласно Аристотелю, душа, или «психе», — это двигатель, позволяющий организму реализовывать себя. Центр «психе» находится в сердце, куда поступают впечатления, передаваемые от органов чувств.

При характеристике человека Аристотель на первое место выдвигал знания, мышление и мудрость. Эта установка во взглядах на человека, присущая не только Аристотелю, но и античности в целом, была в значительной степени пересмотрена в рамках средневековой психологии.

Психология в Средние века

При изучении развития психологических знаний в эпоху Средневековья нужно учитывать целый ряд обстоятельств.

Психологии как самостоятельной области исследований в период Средневековья не существовало. Психологические знания включались в религиозную антропологию (учение о человеке).

Психологические знания Средневековья основывались на религиозной антропологии, которая особенно глубоко была разработана христианством, особенно такими «отцами церкви», как Иоанн Златоуст (347-407), Августин Аврелий (354-430), Фома Аквинский (1225-1274) и др.

Христианская антропология исходит из теоцентрической картины мира и основного принципа христианской догматики — принципа креационизма, т.е. творения мира Божественным разумом.

Современному научно ориентированному мышлению очень трудно понять учения святых отцов, которые носят преимущественно символический характер.

Человек в учении святых отцов предстает как центральное существо во Вселенной, высшая ступень в иерархической лестнице те арного, т.е. сотворенного Богом мира.

Человек есть центр Вселенной. Эта идея была известна и античной философии, которая рассматривала человека как «микрокосм», малый мир, объемлющий собой все мироздание.

Христианская антропология не отказалась от идеи «микрокосма», но святые отцы существенно изменили ее смысл и содержание.

«Отцы церкви» считали, что природа человека связана со всеми основными сферами бытия. Своим телом человек связан с землей: «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою», — говорится в Библии. Чувствами человек связан с материальным миром, душой — с духовным миром, разумная часть которой способна восходить к самому Творцу.

Человек, учат святые отцы, двойственен по своей природе: один его компонент — внешний, телесный, а другой — внутренний, духовный. Душа человека, питая тело, с которым она вместе создана, находится в теле повсюду, а не сосредоточена в одном каком-то месте. Святые отцы вводят различие между «внутренним» и «внешним» человеком: «Бог сотворил внутреннего человека и слепил внешнего; слеплена плоть, сотворена же душа»*. Говоря современным языком, внешний человек есть явление природное, а внутренний человек — сверхприродное явление, есть нечто таинственное, непознаваемое, божественное.

В отличие от интуитивно-символического, духовно-опытного пути познания человека в восточном христианстве, западное христианство пошло по пути рационального постижения Бога, мира и человека, выработав такой специфический тип мышления, как схоластика (конечно, наряду со схоластикой в западном христианстве существовали и иррационалистические мистические учения, но не они определяли духовный климат эпохи). Апелляция к рациональности в конечном итоге привела к переходу цивилизации Запада в Новое время от теоцснтрической к антропоцентрической картине мира.

Объект и предмет психологии

Впервые слово «психология» появилось в ХVIII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа. В переводе с греческого «psyche» означает душа, а «logos» - учение, наука. Таким образом, психология – это наука о душе или, говоря современным языком, психике. Однако особенностью психологии является то, что оставляя психику как объект размышлений, она не может сделать его объектом непосредственного исследования; ей приходится искать для этого другие объекты, чтобы через их анализ сделать выводы о психике как таковой. Выбор такого вторичного объекта (например. поведения, деятельности) зависит от того, что считается главным, определяющим психическую жизнь, т.е. того объяснительного принципа, который предлагается той или иной научной школой.

В самом общем виде можно сказать, что на современном этапе развития психологии как науки её объектом выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

Становление психологии как науки можно разделить на четыре этапа:

I этап. Психология как наука о душе.

Представлен античной философией. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап. Психология как наука о сознании.

Этот период в становлении психологии как науки связывают с психологической мыслью Нового времени. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап. Психология как наука о поведении.

Этот этап связан с американской психологией и русской психофизиологией. Задачи психологии на этом этапе связывались с наблюдением за поведенческими реакциями человека и их формированием.

IV этап связан с современным состоянием науки и считается экспериментальным. Начиная с исследований, проводимых в первой психологической лаборатории, открытой в 1879 году в Лейпциге В.Вундтом, психологи пытаются экспериментально изучать основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

Самосознание

С.Л.Рубинштейн выделяет два способа существования человека. Первый - «внутри жизни», не выходя за пределы тех связей и отношений, в которых живет человек. Всякое отношение такого человека - это отношение к отдельным фактам и явлениям, а не к жизни в целом. При таком способе существования «задействованным» оказывается почти только бытийный слой сознания. В тот момент, когда человек делает попытку остановиться, «выключиться из жизни», занять позицию вне ее и попытаться понять ее и осмыслить, лишь в этот момент включается рефлексивный слой сознания.

Это второй способ существования. С появлением рефлексии связано философское осмысление жизни. Человек начинает осознавать этот мир в целом. И только тогда он получает возможность осознать и себя, свою роль, свое место и назначение. Так рождается самосознание.

Основная особенность человека, по утверждению С.Л, Рубинштейна, - это преломление мира и собственного действия через сознание. Эпицентром сознания и самосознания является сознание собственного «Я». Самопознающее «Я» обладает определенной автономией и выступает в отношении собственного сознания в качестве деятеля, или наблюдателя, или того и другого вместе.

Образ «Я» или самосознание (представление о себе) не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по В.С.Мерлину):

- сознание отличия себя от остального мира

- сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности

- сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки

- социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности

Критерии самосознания:

1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической, социальной)

2) осознание своей активности – «Я управляю собой»

3) осознание себя через другого («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество

4) моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить:

1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я» как действующий субъект),

2) осознание своих реальных и желаемых качеств (реальное «Я» и идеальное «Я»)

3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я» как наблюдаемый объект),

4) эмоциональное, чувственное представление о себе.

Т.о. самосознание включает в себя самопознание (интеллектуальный аспект познания себя) и самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

Результатом деятельности самопознания становится выработка Я-концепции - совокупности представлений индивида о себе, связанной с его отношением к самому себе. Р.Бернс выделяет три составляющих Я-концепции:

1. Образ Я - представление индивида о самом себе.

2. Самооценка - эмоциональное отношение к этому образу, его оценка.

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.

Образ Я. Представление индивида о самом себе - это когнитивная составляющая Я-концепции, поскольку оно оформляется в более или менее четкую картину на основе познания и самопознания человека. Конечно, когнитивная составляющая неразрывно связана с оценочной, поскольку образ Я, формируясь, сильно зависит от переживаний детства, связанных с достижениями и неуспехами ребенка, а также отношением к нему родителей.

Самооценка. Образ «Я» не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, которые, в свою очередь, оказывают определенное влияние на образ «Я». Неадекватная самооценка проявляется в избирательности восприятия человеком самого себя. Информация, которая может снизить оценку личности в ее собственных глазах, отбрасывается. Часто это происходит на неосознаваемом уровне, и человек, таким образом, остается полностью уверенным в объективности своей оценки. Завышенная самооценка - неумение правильно оценивать свое состояние здоровья, уровень работоспособности, знания, умения и навыки - может привести к тому, что человек попадает в стрессовую ситуацию, не может справиться с делом. Заниженная самооценка, порождая неуверенность в себе, также отрицательно влияет на деятельность.

Образ «Я» и самооценка предопределяют потенциальную поведенческую реакцию человека. Решая различные познавательные, коммуникативные и другие задачи, человек всегда прежде оценивает свои возможности, соотносит их с конкретными обстоятельствами, после чего принимает решение о действиях. Однако нередко случается и так, что прямое и непосредственное выражение Я-концепции в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу социальной неприемлемости тех или иных ее аспектов, нравственных сомнений индивида, страха перед возможными последствиями и т.п.

Я-концепция человека находится в постоянном развитии. Большую роль в ее формировании играет идеальный образ самого себя, который включает те качества, которыми человек хотел бы обладать. Образ самого себя и идеальный образ проявляются в поведении в плане требований, предъявляемых индивидом самому себе. Идеальное «Я» порождает уровень притязаний, связанный с целями, достичь которых стремится индивид, чтобы испытать чувство удовлетворения самим собой.

Таким образом, мы определили, что самосознание - это не осознание сознания, а осознание самого себя как существа, осознающего мир и изменяющего его, как субъекта практической и теоретической деятельности. И в этом процессе, так же как и при осознании человеком бытия, необходимым условием являются межлюдские отношения. Как отмечает С.Л.Рубинштейн, «другой субъект - «зеркало», которое отражает и то, что я воспринял, и меня самого. Для человека другой человек - мерило, выразитель его «человечности». То же для другого человека мое «я» ( 10 ). Только через отношение к другим человек начинает относится к себе, определяет наличие или отсутствие у себя тех или иных качеств, оценивает их. Именно общество обусловливает форму и содержание процесса формирования Я-концепции.

Этот процесс начинается в игре, где ребенок примеривает на себя различные социальные роли. В ходе игры происходит постепенная интерироризация социальных санкций, требований, норм и моделей поведения, которые преобразуются в индивидуальные ценности и включаются в Я-концепцию.

Реакция на самого себя формируется у человека под значительным влиянием отношения к нему окружающих: человек ценит себя в той мере, в какой его ценят другие. Западными психологами было доказано экспериментально (Кули, Дж. Мид, Р.Бернс и др.), что главным ориентиром для Я-концепции является «Я» другого человека, то есть представление индивида о том, что думают о нем другие.


Структура личности

Особенно активно структура личности как ее теоретическая модель рассматривалась отчественными психологами

А.Г.Ковалев выделяет в структуре личности следующие подструктуры: темперамент (структуру природных свойств); направленность (систему потребностей, интересов и идеалов); способности (систему интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

В.Н.Мясищев единство личности характеризует направленностью, уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно-психической реактивности (темпераментом). Структура личности – это более частная характеристика личности, включающая в себя мотивацию, отношения и тенденции личности.

К.К.Платонов выделяет в структуре личности следующие уровни: социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества); биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности); опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек); индивидуальные особенности различных психических процессов.

Б.Г.Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства: определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических); динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках; статус и социальные функции-роли; мотивация поведения и ценностные ориентации; структура и динамика отношений. Интеграция личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях. Структура личности, по Ананьеву, формируется в процессе индивидуально-психологического развития, выступающего в трех плоскостях:

1) онтогенетическая эволюция психофизиологических функций;

2) становление деятельности и история развития человека как субъекта труда, познания и общения;

3) жизненный путь человека (история личности).

По С.Л.Рубинштейну изучение психологического облика человека включает в себя ответ на три основных вопроса. Первый вопрос (чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится) – это вопрос о направленности, установках, потребностях, желаниях, интересах, идеалах. Второй вопрос (что он может) – это вопрос о способностях, дарованиях человека. Третий вопрос (что он есть) предполагает выяснение того, как человек использует свои возможности, что из его потребностей и побуждений закрепилось в качестве стержневых особенностей поведения, т.е. составило характер человека.

Вопрос о структуре личности имеет важное значение, поскольку в зависимости от представления о ней зависит изучение и объяснение сложного взаимодействия разных сторон (сфер, подструктур) личности.

Теории мотивации

Психологический термин «мотивация» неоднозначен. Его содержанием, с одной стороны, может являться процесс, поддерживающий поведенческую активность на определенном уровне, а с другой стороны - система факторов, детерминирующих, обусловливающих человеческое поведение. Но в любом случае понятие мотивации тесно связано с объяснением причин человеческого поведения.

Каждый поведенческий акт может быть объяснен с точки зрения как внешних, так и внутренних причин. Внешние причины - это условия и обстоятельства деятельности, действия и отношения других людей, то есть стимулы, исходящие из сложившийся ситуации. Под внутренними причинами подразумеваются те, которые исходят от самой личности (ее мотивы, потребности, желания, интересы и т.п.). Внешние причины не действуют сами по себе, одинаково во всех случаях, и любое актуальное поведение человека необходимо рассматривать как результат непрерывного взаимодействия стимулов-сигналов ситуации и личностных диспозиций (компонентов, составляющих мотивационную сферу личности).

Весь обширный диапазон побудителей, детерминант поведения, исходящих от самой личности, составляет ее мотивационно-потребностную сферу.

В мотивации традиционно выделяется две стороны: динамическую и содержательную. К динамическим характеристикам относят: силу, устойчивость, легкость возникновения мотивов (побудителей). Они обусловлены особенностями нервной системы (силой, уравновешенностью, динамичностью нервных процессов), уровнем ее общей активности.

Содержательная сторона мотивации определяется всеми жизненными отношениями человека, системой его ценностей, формирующейся в процессе его становления и развития как личности. Содержательная сторона мотивации характеризует, какой смысл или система смыслов стоит за каждым человеческим поступком, то есть, какие потребности, чувства, желания, цели заставляют реализовать именно такое поведение.

Для объяснения детерминации человеческого поведения было создано множество психологических теорий мотивации, в которых предпринимались попытки установить законы его возникновения и регуляции.

Условно эти теории можно разделить на две группы:

1. теории внешней мотивации.

2. теории внутренней мотивации.

В каждой группе соответственно рассматриваются, акцентируются разные стороны единого мотивационного процесса.

Рассмотрение внешней стороны мотивации связано с исследованием влияния на поведение факторов, лежащих вне личности, в окружающей среде. Поведение, с этой точки зрения, обусловлено различными видами внешней стимуляции - наградами, наказаниями, оценками окружающих.

В теориях внутренней мотивации рассматриваются факторы, влияющие на поведение как бы изнутри личности, независимо от внешних условий. Возникновение этой группы теорий было связано с тем, что в рамках теорий внешней мотивации не удалось сформулировать универсальные принципы, по которым складывается и изменяется человеческое поведение. Невзирая на несомненную теоретическую и практическую ценность названных психологических исследований, смещение акцента на какой-то один вид детерминации поведения значительно упрощает и огрубляет истинную картину мотивационного процесса. Попытки и соединения внешних и внутренних факторов мотивации были признаны бесплодными в отечественной психологической науке.

Односторонность подхода к мотивационным факторам снимается рассмотрением мотивации в контексте теории деятельности (А.Н.Леонтьев). Предметом внимания в этом случае становится та сторона мотивации, которая определяется собственными жизненными отношениями человека, формирующимися в процессе его развития и становления как личности. Именно деятельность опосредует взаимоотношения внешних и внутренних факторов мотивационного процесса, и рассмотрению подлежит личностно-смысловой аспект мотивации, становление и динамика мотивационно-потребностной сферы личности. Наиболее полно и четко использование данного подхода позволяет решить вопросы о соотношении основных мотивационных образований: потребностей и мотивов, мотивов и целей, роли сознания в мотивации.

3.4. Структура мотивационно-потребностной сферы: потребности, мотивы, второстепенные мотивационные образования. Основные характеристики мотивационно-потребностной сферы

В структуре мотивационно-потребностной сферы личности традиционно выделяются основные и второстепенные составляющие. К основным относятся потребности, мотивы и цели. Потребности, субъективно переживаемые как состояние нужды в чем-то, порождают активность, которая становится направленной в том случае, если потребность «опредмечивается» (находит предмет удовлетворения), опредмеченная потребность становится мотивом поведения, направленного на достижение цели. Цель поведения в этом случае выступает как осознанное предвосхищение (проектирование) ожидаемого результата.

К второстепенным составляющим относят интересы, установки, стремления, желания, намерения. Хотя они также оказывают влияние на поведение человека, их роль скорее инструментальная, а не побудительная. Они более ситуативны и в целом могут характеризоваться как мотивационные состояния, определенным образом влияющие на протекание психической деятельности и поведение человека.

Развитость мотивационной сферы личности можно оценивать по параметрам широты, гибкости и иерархизированности.

Глубже понять систему взаимосвязей основных мотивационных образований помогает рассмотрение психологической реальности, стоящей за понятиями «потребность», «мотив», «цель».

Потребность можно определить как переживание состояния нужды в чем-то. Потребностное состояние всегда связано с наличием неприятного внутреннего чувства неудовлетворенности. Оно активизирует организм, порождает поведение, направленное на поиск того, что требуется. Перечислить все возможные человеческие потребности, как-то их классифицировать, по-видимому, невозможно.

Наиболее исчерпывающей классификацией потребностей можно считать ту, в которой исходными будут потребности, не выводимые друг из друга в том смысле, что любая степень удовлетворенности одной группы потребностей не обеспечивает удовлетворения других. Симонов П.В., Ершов П.М. предлагают в качестве принципа такой классификации взять характер происхождения потребностей. Они могут носить разные названия, но от этого не меняется их суть.

Биологические потребности(как синонимы используются названия: витальные, органические, врожденные) - порождаются особенностями человека как биологического вида. К этой группе можно отнести потребности в пище, воздухе, воде, поддержании определенной температуры, в отдыхе и активности и т.п. Они призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование человека.

Социальные потребности (могут быть названы культурными, приобретенными) связаны с бытием человека среди других людей, они возникают и изменяются в течении жизни человека. К социальным потребностям можно отнести потребность принадлежать к социальной группе, занимать в ней определенное место, пользоваться признанием окружающих. Другими словами, социальные потребности определяются необходимыми для человека взаимосвязями и общением с себе подобными.

Основные характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Как личности, люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся потребностей и особым их сочетанием. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой человеческих потребностей является их предметное содержание, то есть те объекты материальной и духовной культуры, при помощи которых потребности могут быть удовлетворены. Эти объекты (предметы), на которые направляется деятельность (поведение) человека являются доминирующей формой проявления потребностей.

Состояние нужды, как стимул, определяет реакцию организма, но не является условием целенаправленного поведения. Реально управляет человеческим поведением цель, осознаваемая человеком как желательный результат поведения.

Цель представляет собой мотивационно-побудительное содержание сознания, является основным объектом внимания, активизирует познавательные процессы (восприятие, мышление, воображение и т.п.), с ней связана значительная часть эмоциональных переживаний.

Поскольку для возникновения поведения недостаточно актуализированной потребности, в качестве посредника между потребностью и целью выступает предмет, при помощи которого эта потребность может быть удовлетворена. Осознание потребности, ее «опредмечивание» является основой для постановки цели и организации деятельности по ее достижению. Нахождение предмета, при помощи которого потребность может быть удовлетворена, существенно меняет ее качество, потребность приобретает направленность и становится мотивом поведения. Мотив, в отличие от потребности, отражающей объективные условия внешней или внутренней среды, принадлежит самому человеку, изнутри побуждает его к совершению каких-то действий.

Возникновение мотива - это особое психическое действие, оно может быть свернутым или развернутым во времени, быть осознанным или неосознанным, опираться на многие или немногие психические процессы, учитывать многие или немногие условия.

Следует отметить, что истинные побудители поведения не всегда осознаются человеком, и в этом плане мотивы можно рассматривать как только знаемые (номинальные, называемые) или же реально действующие.

Только знаемые мотивы лишены функции побуждения. Они скорее выступают в качестве благовидных предлогов, оправдательных причин.

Истинные (реально действующие мотивы), независимо от степени их осознания можно разделить на две разновидности: мотивы-стимулы и смыслообразующие мотивы. Мотивы-стимулы могут исходить из внешнего мира и регулировать поведение человека посредством оценки, контроля, всевозможных видов поощрений и наказаний, либо принадлежать самому человеку, отражать его собственную систему оценок, ценностей, отношений. Внутренние мотивы-стимулы - это потенциально смыслообразующие мотивы.

Смыслообразующие мотивы всегда занимают более высокое иерархическое место, т.е. наиболее значительно влияют на направление поведения и деятельности человека. Их роль в принятии решений, постановке целей может не осознаваться, и схемы, используемые для объяснения человеком собственных поступков не всегда соответствует мотивам реально действующим.

Второстепенные мотивационные новообразования (мотивационные состояния) мобилизуют сознание, ориентируют его на поиск соответствующих целей и способов их достижения.

К ним можно отнести следующие факторы мотивационного процесса:

Установки - предрасположенность к чему-то, готовность реагировать (действовать, переживать и т.д.) стереотипным образом. Возникают на основе прошлого опыта и, как правило, не осознаются человеком.

Виды установок: двигательные (моторные), перцептивные, социально-перцептивные, когнитивные, мнемические.

Интересы - избирательное отношение к предметам, явлениям, активизирующее протекание психических процессов. Интересы связаны с потребностями, но опосредованна и эта связь не всегда осознаваема. Интерес направляет внимание, мысли, действует в силу своей эмоциональной привлекательности.

Желания - переживание и осознание возможности чем-то обладать, что-либо осуществлять. Эмоционально окрашены, обостряют осознание цели, способствуют построению плана будущих действий.

Стремления - направленность сознания на создание желательной ситуации. Соединяясь с представлением конкретных средств и способов действия стремление становится намерением.

Совокупность всех мотивационных образований составляет направленность личности.

В направленности интегрируются все побудители поведения и деятельности, превращаясь определенным образом (иерархически) в организованную систему, структуру, в которой потребности, мотивы, цели, интересы, желания, как побудители, составляют динамическую сторону направленности личности.

Помимо динамической стороны в направленности можно выделить содержательную. Она характеризует предметное содержание, смысл, значение для человека его собственных действий, то есть притягательные детерминанты - мечты, идеалы, убеждения.

Человеческое поведение и деятельность обычно полимотивированы, т.е. обусловлены не одним, а несколькими мотивами. Полимотивированность может стать причиной мотивационного конфликта в том случае, если реализация одного побуждения противоречит реализации другого. Мотивационные конфликты выражаются в борьбе мотивов, варианты которой могут быть схематично представлены в виде выборов: между двумя привлекательными альтернативами, между двумя отрицательными альтернативами, а также линии поведения в отношении ситуации, которая и привлекает и отталкивает одновременно.

Особое значение в мотивационном конфликте приобретают смыслообразующие мотивы, т.е. те, в которых отражается содержательная сторона направленности личности - идеалы, убеждения, система ценностей. Они занимают самое высокое иерархическое место среди различных мотивационных образований и в конечном счете регулируют направление мыслей и поступков. От направленности зависит, какие именно собственные свойства человек выделяет, осознает с наибольшей отчетливостью, какая деятельность представляется ему наиболее значимой. Выбор действий, поступков по мере развития мотивационно-потребностной сферы все в большей степени определяется не внешними воздействиями, условиями среды, а собственными мотивационными образованиями, занимающими высокое место в иерархии мотивов, потребностей, целей.

 


Виды деятельности

Деятельность людей многообразна, но при этом ее можно свести к трем основным видам: учебной, трудовой и игровой. Иногда выделяют спортивную деятельность, а также общение как своеобразный вид деятельности.

Основные три вида деятельности отличаются друг от друга, как по результатам, так и по мотивации и организации процесса.

Труд, основной вид деятельности, имеет результатом создание общественно полезного продукта. Труд, в котором проявляется нечто новое, приобретает творческий характер. Творческой деятельностью называется деятельность, дающая новый, оригинальный продукт высокой общественной значимости. Творческая деятельность, конечно, требует наличия способностей, знаний и огромного интереса к делу. Кроме этого, творческая деятельность требует развитого воображения.

Направленный по своей основной установке на производство, на создание определенного продукта, труд – это вместе с тем и основной путь формирования личности.


Поделиться:



Популярное:

  1. I. С учетом условия развития, особенности инфицирования и состояния иммунитета
  2. II. Виды мышления, стадии его развития.
  3. II. История настоящего заболевания
  4. III этап. Психологическая диагностика уровня развития ребенка. Коррекционно-развивающие занятия, способствующие успешной социализации ребенка.
  5. III. ИСТОРИЯ НАСТОЯЩЕГО ЗАБОЛЕВАНИЯ
  6. III. Оценка физического развития
  7. IV. Государственная политика в области управления и развития рынка недвижимости
  8. IV. ИСТОРИЯ ЖИЗНИ (Anamnesis vitae)
  9. А третья мамочка может воспользоваться этой ситуацией для развития творческих способностей девочки. Она воспримет это, как хорошую идею, и предложит разрисовать фломастерами джинсовые брючки.
  10. Аварии на химико-технологических объектах: характеристика разрушительного воздействия, типовая модель развития аварии, поражающие факторы.
  11. Акт об обеспечении свободы парламентов путем дальнейшего установления условий членства для заседания в палате общин, 1710 г.
  12. Актуальные проблемы отечественной специальной психологии.


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 888; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.07 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь