Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 5. Отечественная архитектура советского периода



Развитие архитектуры в Советском Союзе было частью строительст­ва нового государства.

В труднейших условиях гражданской войны было начато строительст­во жилых рабочих поселков и кварталов, которые наряду с промышленными сооружениями были первыми крупными объектами советской архи­тектуры. Среди них поселок Шатурской ГЭС, жилые кварталы: Дангауэровский в Москве, ул. Стачек в Ленинграде, район им. Шаумяна (бывший Арменикенд) в Баку и др. Отличительные черты советской архитектуры проявились уже в создании Волховстроя и особенно ги­гантской гидростанции Днепрогэс (под руководством акад. В. Весни­на).

Вскоре после окончания гражданской войны были созданы значи­тельные архитектурные произведения. В 1923 г. в Москве был по­строен ансамбль Всероссийской сельскохозяйственной выставки. В постройках выставки были творчески использованы традиции рус­ского и мирового классического зодчества и применены оригиналь­ные технические приемы (особенно в деревянных конструкциях).

Одним из выдающихся произведений отечественной архитектуры является Мавзолей В.И. Ленина, воздвигнутый по проекту акад. A. Щусева в 1924 г. (первоначально – из дерева, позже – из красного, серого и черного гранита). Мавзолей органически вошел в архитектурный ансамбль Красной площади.

Новыми типами зданий являются Дворцы и Дома культуры, построен­ные во многих городах бывшего СССР. Примером может служить Дворец культуры им. Лихачева в Москве (архитекторы Л.А., В.А. и А.А. Вес­нины).

Особенно интересны такие крупные общественные здания, как Го­сударственная Библиотека им. В.И. Ленина в Москве (архитекторы B. Гельфрейх и В. Щуко), а также крупнейшие театральные здания, рассчитанные на массового зрителя: новые театры в Ростове-на-До­ну (архит. В. Гельфрейх и В. Щуко), в Ташкенте (архит. А. Щусев), в Ереване (архит. А. Туманян) и др. К числу больших общественных сооружений относятся: стадион «Динамо» (архит. Л. Чериковер), стадион им. В. И. Ленина в Лужниках, Москва (архит. А. Власов), а также стадионы в Киеве (архит. М. Гречина), в Тбилиси (архит. А. Курдиани), в Ленинграде (архит. А. Никольский) и др.

Воздвигнуты в различных бывших союзных республиках монументаль­ные правительственные здания. Таковы Дом Совета Министров СССР в Москве (архит. А. Лангман), Дом Советов в Ленинграде (архит. Н. Троцкий), Дом Верховного Совета УССР (архит. В. Заболотный) и Дом Совета Министров УССР (архит. И. Фомин и П. Абросимов) в Киеве, Дом правительства Грузии в Тбилиси (архит. В. Кокорин и Г. Лежава), Дом правительства Армении в Ереване (архит. А. Таманян) и др. Образцом крупного общественного здания довоенного периода является Институт Маркса-Энгельса-Ленина в Тбилиси (архит. А, Щусев), сочетающий монументальность строгих класси­ческих форм с изяществом архитектурно-декоративных деталей, вы­полненных народными мастерами в традициях грузинского зодчества.

В I935 г. была произведена реконструкция Москвы. Осуществлено строительство новых жилых домов, в том числе жилых комплексов на ул. Горького и Б. Калужской, построенных поточно-скоростным методом (архит. А. Мордвинов). Построено много школ, больниц, театров и кинотеатров, универмагов, детских садов и других об­щественных зданий, новых линий метрополитена, гранитных набереж­ных, мостов, большого пролета, автомобильных шоссе, виадуков; осуществлены озеленение, перепланировка районов и создание новых магистралей.

Был построен канал им. Москвы, соединивший р. Москву с р. Волгой и обеспечивший обводнение реки. Шлюзы, плотины, мосты, станции канала органически связаны с окружающим пейзажем (авторы лучших сооружений – архитекторы А. Рухлядев, В. Кринский, В. Мовчан, Д. Савицкий и др.).

Большое значение имело строительство Московского метрополите­на. Городская подземная дорога стала не только сложным техничес­ким сооружением, но и высокохудожественным архитектурным ансамб­лем (архитекторы И. Фомин, А. Щусев, В. Гельфрейх, Н. Колли, А. Душ­кин и др.)

Новые кварталы жилых домов выросли в окраинных районах Ленингра­да: на Охте, в Щемиловке, Автове, вдоль Московского шоссе.

Планы реконструкции осуществлены во множестве городов бывшего СССР, в том числе в Харькове, Ростове-на-Дону, Свердловске, Ново­сибирске, Челябинске, Горьком, Киеве, Минске; Тбилиси, Баку, Ере­ване, Ташкенте, Душанбе, Ашхабаде, Фрунзе, Алма-Ате.

Выросли новые города в различных районах страны: на Урале (Маг­нитогорск), Украине (Большое Запорожье), Дальнем Востоке (Комсо­мольск), Кавказе (Рустави, Сумгаит), Крайнем Севере (Игарка, Мон­чегорск).

Преобразования в деревне повлекли за собой изменение архитек­турного облика села. В некоторых крупных селах появились такие об­щественные здания как сельские клубы, Дома культуры, избы-читальни, детские сады и ясли, здания правлений колхозов. Новым явлени­ем в архитектуре деревни явилась планировка территории колхозного села, районная планировка.

Великая Отечественная война поставила свои, особые задачи пе­ред архитектурой и строительством.

Еще во время войны началась разработка перспективных планов восстановления и реконструкции особенно сильно пострадавших горо­дов: Волгограда, Ростова-на-Дону, Калинина, Севастополя, Новорос­сийска, Смоленска, Новгорода и др.

После войны по плану восстановления и развития народного хозяй­ства было восстановлено более 300 разрушенных городов.

В процессе восстановительной работы формировался новый архитек­турный облик города: генеральные планы застройки предусматривали обновление жилого фонда, создание новых кварталов, магистралей, площадей. Развитие отечественной архитектуры и градостроительства в послевоенные годы характеризовалось глубокими качественными изменениями. Новые задачи, поставленные перед архитектурой, нашли свое отражение в развернувшейся работе по дальнейшей реконструкции Москвы. Главное место в этой работе занимало строительство жилищ, школ и больниц.

Реконструкция жилых кварталов, возведение многоэтажных жилых зданий, коренная реконструкция въездов в город, перепланировка и новая застройка многих районов столицы осуществлялись в широких масштабах.

Важной особенностью развития архитектуры в послевоенные годы явилось широкое внедрение новой техники во все области городско­го строительства и благоустройства.

Создание крупных заводов, выпускающих мощные краны, сложные строительные машины, а также заводов строительной индустрии, изго­товляющих не только строительные детали и стандартные конструкции, но и крупные части зданий, обеспечивающие быструю сборку, - все это способствовало ускорению темпов возведения сооружений.

Однако наряду с техническими достижениями в архитектуре после­военного периода проявились тенденции украшательства; широкое рас­пространение получила внешне показная сторона архитектуры, изоби­лующая большими излишествами.

Серьезные недостатки в творческой направленности архитектуры этого периода были отмечены на Всесоюзном совещании строителей, архитекторов и работников научно-исследовательских учреждений, проходившем в декабре 1954 г. в Москве.

Состоявшийся 25 ноября – 3 декабря 1955 г. в Москве Второй Всесоюзный съезд архитекторов обсудил мероприятия по перестрой­ке архитектурно-строительных организаций и творческие вопросы архитектуры.

После 1955 г. архитекторы создали немало значительных соору­жений. Новые черты архитектуры получили свое отражение в соору­жениях Куйбышевской ГЭС (1952-1957 гг.), в создании в 1956 г. и Москве комплекса сооружений Центрального стадиона имени В.И. Ленина (архит. А. Власов, И. Рожин, Н. Уллас, А. Хряков, инж. В. Насонов, В. Поликарпов, Н. Резников).

В области жилищного строительства новое направление архитекту­ры может быть проиллюстрировано строительством Юго-Западного райо­на Москвы. Среди лучших архитектурных произведений бывших союзных республик следует назвать гостиницу «Рига» в Риге (Латвия, архит. А. Айверс, 1956 г.) и гостиницу «Ташкент» в Ташкенте (Узбекис­тан, архит. М. Булатов и Л. Караш, 1959 г.). Необходимо также от­метить гостиницу «Юность» в Москве (архит. Ю. Арндт и др.).

В 60-е годы были созданы монументальные ансамбли и сооруже­ния: Дворец съездов в Кремле, проспект Нового Арбата, здание Со­вета Экономической Взаимопомощи (архит. М. Посохин), телевизион­ная башня в Останкино в Москве (инж. Н. Никитин). В республиках и различных районах страны построены новые города: Навои в Узбе­кистане, Шевченко в Казахстане, Зеленоград и Тольятти в Россий­ской Федерации.

В 70-е годы сложное экономическое положение страны тяжело отразилось на дальнейшем развитии архитектуры: унылый стандарт стал царить в застройке городов. Но, несмотря на это, появилось много значительных архитектурных объектов. Например: Дворец Республики в Алма-Ате (1970 – 1971 гг., архитектор Н. Рипинский, Ю. Ратушный и др.), Государственная библиотека Туркмении в Ашхаба­де (1973 г. архит. А. Ахмедов).

В это же время были созданы новые по своей структуре и архитек­турному облику центры колхозных и совхозных усадеб: поселки Саку, Куртна и Винни в Эстонии, Вертилишки в Белоруссии, Дайнава в Лит­ве. Эти поселки частично создавались заново, частично реконструиро­вались.

В 1980 – 1990 годы наряду со специально разработанными региональ­ными сериями проектов, обширными жилыми массивами и отдельными домами, в которых проявляются оригинальные местные черты, наряду с административными зданиями и гостиницами, поликлиниками, боль­ницами, спортивными сооружениями, детскими садами и школами появ­ляются, как примета времени, бизнес-центры, реставрируются церков­ные здания.

Самобытными и оригинальными соответствующими новым запросам жизни надо назвать такие сооружения как культурно-исторический центр «Государственная Третьяковская галерея» (1990-е гг. архит. И. Виноградский, Г. Астафьев и др.), Кукольный театр в ансамбле центра Воронежа (1990-е гг. архит. Н. Тонеев, В. Фролов и др.), Дворец бракосочетания в Белгороде (1990-е гг. архит. В. Вишнев­ский, 0. Вишневская и др.). Общеинститутский комплекс Московско­го инженерно-строительного института им. Куйбышева (1988 г., архит. В. Степанов, Р. Мелкумян и др.).

В начале девяностых годов созданы давно необходимые в нашей практике серии 2, 3, 4-этажных кирпичных домов для застройки малых городов – Владимира (архит, Ю. Штоль, Р. Лебедев и др.); коттеджи для Санкт-Петербурга и пригородов (1990-е гг. архит. М. Мамошин, А. Юдин и др.).

Прекрасно реставрированы церковные ансамбли, такие как Свято-Данилов монастырь в Москве (1990 г., архит. В. Климов, Ю. Рабаев и др.); реконструирована церковь Николы Гостинного с колоколь­ней и картинной галереей в Великом Устюге (конец 1980 гг., архит. Э. Наседкин, искусствовед Г. Фадеева).

 

Литература: [1, с. 260-298; 2, с. 216-235].

Вопросы для самопроверки:

1. Какие ведущие творческие направления сложились в советской архитектуре20-х гг. XX в.?

2. Какое влияние развитие строительной техники и науки оказало на особенности отечественной архитектуры?

3. Выдающиеся архитекторы «модерна».

4. Что такое конструктивизм в архитектуре?

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 601; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь