Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Политическая модернизация в РК



По самому общему определению, модернизация представляет собой процесс перехода от традиционного общества (аграрного, с патриархальной культурой и жестко закрепленной социальной иерархией) к индустриальному, основанному на крупном машинном производстве и рациональном управлении общественными процессами с опорой на законы. Согласно теории модернизации, в странах Запада данный процесс занял длительный период - приблизительно от первых десятилетий XIX в. до 50-х. гг. ХХ в. В рамках теории модернизации выделяются в первую очередь два типа общества: традиционное и современное (modern society). И сам процесс перехода от традиционного к современному называется модернизацией [2].

На сегодня не только казахстанское общество, но и почти многие страны СНГ и Восточной Европы, характеризуются как переходные, «промежуточные», переживающие догоняющую, частичную модернизация.

Перемены, происходящие в современном Казахстане на протяжении более чем десяти последних лет, могут быть рассмотрены как очередная модернизация, как очередной транзит, но осуществляемый принципиально в иной исторической ситуации, когда ряд наиболее развитых стран мира уже вступили в новый этап развития, определяемый как постиндустриальное или информационное общество. Происходящий процесс политической модернизации в Казахстане можно в целом отнести к эндогенно-экзогенному типу (заимствование некоторых элементов цивилизации западного типа без глубокого изменения социально-политических отношений, которые сохраняют традиционный характер). И то, что характерной особенностью казахстанского типа модернизации является сочетание различных собственных и заимствованных институтов и традиций (частичная модернизация) с имитацией результатов. Из-за слабости гражданского общества и исключительной роли, которую играет государство в Казахстане, модернизация общества во многом подменяется модернизацией государства - его военной мощи, бюрократического аппарата, репрессивных органов, государственного сектора экономики и т.п. В итоге задачи модернизации государства, часто решаются за счет антимодернизации, частичной архаизации и деградации общества.

Конфликт как социальное явление.

Конфликт – столкновение двух или более разнонаправленных сил в целях реализации их интересов в условиях противодействия.

В теории конфликтов можно выделить два основных направления:
- функционализм (изучает проблему устойчивости и стабильности; считает основой функционирования общества согласие, консенсус членов общества). Представители Э.Дюркгейм, Т. Парсонс, Н. Смелзер;
- структурализм (считает, что развитие общества пронизано рассогласованием и конфликтом, социальный конфликт вездесущ). Представители М. Вебер, Р. Дарендорф, К. Маркс.

В своем развитии конфликт проходит явно или латентно три стадии.
1. Предконфликтная стадия – это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступить.
2. Непосредственно конфликт. Эта стадия характеризуется наличием инцидента, то есть действий, направленных на изменение поведения соперников.
3. Разрешение конфликта, возможно, как правило, при устранении причины конфликта, путем изменения требований одной из сторон (уступки, изменения поведения). Социальный конфликт может быть разрешен в результате истощения ресурсов одной из сторон, вмешательством третьей силы, в результате устранения соперника. В России последние 10 лет агрессия и недовольство власти были связаны с поиском внутренних врагов (в этом качестве поочередно выступали коммунисты, Верховный Совет РСФСР в 1993 г., угроза возвращения диктатуры, чеченские боевики, лица кавказской национальности). Мы ищем врага тогда, когда не в состоянии жить в мире сами с собой. Свой гнев направляем на тех, кто нам кажется хуже нас. В пореформенные годы наблюдается существенное неблагополучие: изменился привычный образ жизни, сменились критерии того, что хорошо и что плохо, и мы ищем, кто в этом виноват. Так, пока окончательное политическое решение чеченской проблемы не найдено, мы не сможем удержать погромщиков, которые бьют всех кавказцев, не интересуясь, имеют ли они какое-то отношение к Чечне.
Политические конфликты, в том числе и международные, являются сложными объектами для исследований. Арабо-израильский конфликт, конфликт в Карабахе, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье длятся много лет, в их решении участвуют многие страны, однако пока ощутимых результатов нет.


Каждый политический конфликт является индивидуальным явлением, и при его анализе следует учитывать, кроме объективных, субъективные факторы, используя рефлексивное управление противником.

Каждый конфликт, прежде всего, надо рассматривать как индивидуальное явление. А раз речь идет об индивидуальности явления, то следует вести речь не об общих законах и закономерностях причинно-следственных связей, а уже о конкретных причинно следственных связях. Речь идет не о том, как данное явление, как частный случай подвести под общую формулу или закономерность, а о том, к какой индивидуальной совокупности причин его следует отнести.

Характеристика основных политических идеологий современности: либерализм, консерватизм, социал- демократия, марксизм.

Идеология — это система взглядов, представлений, идей, выражающих интересы того или иного общества или социальной общности.

Либерализм

Либерализм стал исторически первой политической идеологией, родоначальниками которой были Дж. Локк и А. Смит. Их идеи обосновывали процесс становления самостоятельного индивида — представителя зарождавшейся буржуазии. Экономически активная, но политически бесправная буржуазия выразила свои притязания на власть в либеральной доктрине.

Базовые ценности либеральной идеологии — священность и неотчуждаемость естественных прав и свобод личности (права на жизнь, свободу и частную собственность), их приоритет над интересами общества и государства. Индивидуализм при этом был главным социальным и экономическим принципом. В социальной сфере этот принцип воплощался в утверждении абсолютной ценности человеческой личности и равенстве всех людей, признании неотчуждаемости человеческих прав на жизнь. В экономической сфере пропагандировалась идея свободного рынка ничем не ограниченной конкуренции. В политической сфере был сформулирован призыв признать права всех индивидов и групп на управление общественными процессами, осуществить разделение властей, идею правового государства с ограниченными возможностями вмешательства в жизнь общества.

Консерватизм

Консерватизм базовыми ценностями называет порядок, стабильность и традиционализм. Эти ценности проистекают из политической теории, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как считает либерализм. Логика прогресса задана свыше, поэтому нет необходимости вмешиваться в ход исторического развития. Принципы частной собственности, рынка и свободного предпринимательства есть естественный результат развития общества. Политическими идеалами консерватизма являются сильное государство, четкая политическая стратификация, когда власть принадлежит элите, а свобода есть осознанная лояльность граждан и групп.

Социал-демократизм стал сегодня политической доктриной центристских сил. Его идеи зарождались как «левая» идеология, как одно из течений внутри марксизма. Основы социал-демократизма сформировались в конце XIX в. и вошли в историю как социал-реформизм. Их признанный основоположник — немецкий политический философ Э. Бернштейн. В книге «Проблемы социализма и задачи социал-демократии», других работах он отверг многие положении марксизма: обобострении противоречий буржуазного общества, о необходимости революции и диктатуры пролетариата как единственного пути к социализму и др. По его мнению, новая обстановка в Западной Европе позволяет добиться утверждения социализма путем ненасильственною демократического давления на политические и экономические позиции буржуазии, осуществления структурных реформ во всех сферах общественной жизни, развития различных форм кооперации. Многие из этих идей вошли в политическую доктрину современной социал-демократии. Эта доктрина была сформулирована в концепции демократического социализма. Главными ценностями провозглашены идеалы: свобода; справедливость; солидарность. Социал-демократы убеждены, что демократические принципы должны распространяться на все сферы: экономика должна быть плюралистической; возможность трудиться и получать образование должна быть обеспечена всем; и т. д.

Коммунистическая Путь к социализму через революцию и диктатуру пролетариата. Равенство, социальная справедливость. Сближение части носителей этой идеологии с социал-демократическими идеями в связи с признанием мирного пути к социализму.
Националистическая Идеи национальной исключительности и обособленности, недоверия и пренебрежительное отношение к другим нациям. Национальная принадлежность. Большое разнообразие проявлений – от защиты интересов «коренной национальности» до сепаратизма и расширения геополитического пространства.
Фашистская Оценка личностного начала как вторичного по сравнению с расово-этническим, обоснование политического господства фашистской партии, враждебное отношение к демократическим партиям. Расовое и национальное превосходство, сильная диктаторская власть, элитарно-иерархический принцип, принцип фюрерства. Существует как неофашизм, стремящийся отгородиться от наиболее мрачных проявлений фашизма первой половины 20-го века.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1593; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь