Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 49. Политическая культура



Понятие политической культуры, ее структура и функ­ции. Носители политической культуры: личности, соци­альные общности, институциональные субъекты полити­ки.

Критерии классификации политических культур. Харак­терные черты демократической, авторитарной, тотали­тарной, патриархальной и подданнической политичес­ких культур. Особенности западной и восточной полити­ческих культур. Политическая культура Беларуси. Фак­торы, определяющие формирование политической куль­туры личности и общества.

Политическая социализация как процесс усвоения чело­веком политических ценностей, традиций, норм и образ­цов политического поведения. Факторы и условия поли­тической социализации: влияние на человека макросре­ды, микросреды, образования, воспитания и социально полезной деятельности. Этапы политической социали­зации. Типы политической социализации: гармоничный, гегемонистский, плюралистический, конфликтный.

Характер, ценностный и созидательный потенци­ал политического процесса определяется доминирующей по­литической культурой общества.

Политическая культура является:

► качественным показателем развития политической системы;

► критерием демократической зрелости политико-власт­ных отношений;

► необходимым условием и средством преобразования по­литической действительности.

Содержание понятия «политическая культура» отличается многозначностью и многогранностью. Свидетельство тому — около 50 определений этой категории науки.

Политическая культура — это ценностные ориентации инди­видуальных субъектов политики, мотивирующих их поведение и отношения.

Какова структура политической культуры человека? Она включает четыре основных компонента, неразрывно взаимо­связанных: познавательный, эмоционально-чувственный, оце­ночный, поведенческий

Рис. 3.10. Компоненты структуры политической культуры

 

Познавательный компонент отражает субъективное, истин­ное или ложное знание о политических явлениях, событиях, процессах. Эмоционально-чувственный компонент дает пред­ставление о психологических характеристиках людей, участву­ющих в политике, мотивации их поведения. Оценочный компо­нент включает мнения, суждения человека о политической действительности.

Названные компоненты — духовно-мировоззренческая основа политических действий. Они — источник мотивации поступ­ков, личностного самоопределения в политических целях и ин­тересах, средствах и методах их реализации.

Согласно теории, политическая культура представляет собой ценностные ориентации человека относительно политической действительности, собственной политической деятельности, ин­ститутов политической системы. Они материализуются (вопло­щаются) в культуре политического сознания, культуре политичес­кого поведения, культуре политических институтов.

Культура политического сознания проявляется в мировоззре­нии индивидов, их политических знаниях, убеждениях, целях, интересах, нормах межличностных отношений, мотивах по­ступков.

 

Рис. 3.11. Функции политической культуры

 

 

Культура политического поведения «заявляет о себе» в харак­тере и социальной полезности политической деятельности, ци­вилизованности взаимосвязей индивидуальных и групповых субъектов политики.

Культура политических институтов выражается в степени демократичности их отношений с гражданами и обществом, содержании, средствах и методах, качестве и результатах управ­ления социально-политическими процессами и конфликтами.

 

Для современных обществ идеалом является демократическая культура.

► Усваивая демократическую культуру, личность приобща­ется к политике, обретает необходимые качества созна­тельного и активного субъекта политического процесса.

► Предписывая обществу определенные стандарты, образ­цы и нормы политического бытия, демократическая культура выступает эффективным регулятором социаль­но-властных отношений и созидательных действий граж­дан.

► Демократическая культура — незаменимый инструмент консолидации общества, прогрессивных изменений во всех сферах его жизни.

► Только на основе демократической культуры возможно цивилизованное взаимодействие институтов государства и гражданского общества.

Политическая культура общества есть совокупность цен­ностных ориентации его граждан, «духовный код» политичес­кой деятельности. Она интегрирует политические традиции, опыт, особенности сознания, мировоззрения, мифы, символы, предрассудки, образцы поведения, предпочтения и требования общества.

Ценностные ориентации составляют сердцевину нацио­нального характера, определяют политические идеалы, пред­ставления, убеждения, нормы, мотивы поведения и отношений субъектов политического процесса.

В политологии используются способы классификации поли­тических культур в зависимости:

► от субъекта политики (политическая культура личности, социальной группы, национальная, общечеловеческая);

► от сфер политического процесса (политическая культура управления, отношений, поведения, участия);

► от характера политического режима (демократическая, авторитарная, тоталитарная);

► от уровня цивилизованного участия граждан в политике (подданническая, патриархальная, активистская);

► от степени распространения в обществе (массовая, эли­тарная, доминирующая, субкультура, контркультура).

Важно уяснить основные типы политической культуры и их характерные черты

Демократическая культура сориентирована на демократи­ческие ценности, правовое государство и гражданское общес­тво. Она предполагает свободное участие в политике, плюра­лизм, консенсус и компромисс. Это идеальная модель полити­ческой культуры, благоприятствующая демократической ста­бильности.

Сердцевину авторитарной политической культуры состав­ляют автократические традиции и ценности политической жизни. Личность с таким типом культуры предпочитает непре­рывную опеку государства, возлагает свои надежды на неогра­ниченное и бесконтрольное полновластие его органов. Ей при­сущи такие качества, как страх и раболепие перед властью, кон­серватизм, политическая пассивность, агрессивность, пред­расположенность к мышлению в мрачных и жестких формах,

невосприимчивость к инновациям, вера в мистическое предна­чертание собственной судьбы.

Тоталитарная культура свойственна обществам с всеобъ­емлющим и жестким контролем государства. Большинству граждан присущи некритическое восприятие действий тотали­тарных лидеров, политическое равнодушие, конформизм или позиция «нейтралитета» по отношению к политической систе­ме и ее институтам. В условиях монополии тоталитарной культу­ры в общественное сознание и поведение насильственно внед­ряются идеологические стереотипы и догмы, ценности и уста­новки, несовместимые с демократическими нормами жизни.

Патриархальная культура отличается почти полным безраз­личием людей к политике. У граждан не развиты политические ориентации и интересы. Они имеют смутное представление о государственной власти и ее социальной роли, неопределенно или негативно к ней относятся.

Подданническая культура сориентирована на односторон­нюю зависимость индивида от государственной власти, ее ин­ститутов и учреждений. Отношение граждан к политической системе в основном потребительское и конформистское. В об­щественном сознании господствует убеждение в социальной незащищенности человека, незыблемости политических по­рядков, бесплодности усилий по их изменению и совершен­ствованию.

В западной политической культуре устойчивы тенденции де­мократизации общественных отношений, консенсуса между государством и гражданским обществом. Здесь сильны соци­альные основы политических преобразований — многочислен­ный средний класс, относительно высокий материальный уро­вень жизни граждан, их заинтересованность в политической стабильности и прогрессивных изменениях в политической сфере.

Для восточной политической культуры характерно крити­чески-негативное отношение к западным ценностям. Укоре­нилось общественное мнение, что они подрывают националь­ные традиции и обычаи, духовно-нравственные устои семьи и взаимопонимания между людьми. Унаследованные от пред­шествующих поколений представления о политике «диссони­руют» с демократическими идеалами. В странах Востока устой­чивы традиции авторитарного правления, сильна роль ислама в политической жизни, непредсказуемы перспективы формиро­вания гражданского общества.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 889; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь