Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Государство и культура. Политическая культура



Понятие культуры. Термин«культура» (от лат. «cultura» – возделывание, взращивание; воспитание, образование; развитие) довольно многозначен. В этом можно легко убедиться, обратившись к справочной литературе. Не существует единого понимания культуры и в научной литературе, в том числе и юридической. Не вдаваясь в подробности относительно того, какие мнения высказываются по поводу понятия культуры, поскольку это не входит в задачу настоящей работы, отметим, что наиболее приемлемым представляется понимание культуры как определенного качественного состояния общества на том или ином этапе его исторического развития, которое характеризуется исторически определенным уровнем развития общества, степенью его цивилизованности, совокупностью материальных и духовных ценностей, интеллектуальным и духовным развитием человека. Существуют и более узкие толкования культуры, когда под культурой понимают, например, уровень развития какой-либо отрасли знания или деятельности или степень общественного, умственного и нравственного развития кого-либо.

Рассматривая соотношение государства и культуры, необходимо, как представляется, учитывать тот факт, что культура – явление разноплановое. Есть культура всего общества, социальная культура и есть культура отдельного человека, индивидуальная культура, которые хотя и связаны между собой, но обладают все-таки относительной самостоятельностью. Социальная культура – это качественное состояние общества в целом, уровень его развития. Это все то, что создано человеком, что является результатом его материальной и духовной деятельности. Социальную культуру можно подразделить (правда, с некоторой долей условности) на материальную и духовную. Материальную культуру общества составляют техника, материальные ценности, созданные в процессе производства, производственный опыт. Духовную культуру – производство, распределение и потребление духовных ценностей в области науки, литературы, искусства, морали, просвещения и т. д. Индивидуальная культура – это качественное состояние и уровень общественного, умственного, нравственного развития отдельного человека, его творческих сил и способностей.

Связь государства с культурой. Связь государства с культурой необходимо рассматривать с учетом деления культуры на социальную и индивидуальную. Связь государства с социальной культурой выражается, прежде всего, в том, что государство входит в состав социальной (духовной) культуры и является ее составной частью. Вследствие этого государство выступает не только как социальное явление, но и как явление культуры и представляет собой определенную социально-культурную ценность.

В советской науке государство не признавалось в качестве составной части культуры и социально-культурной ценности. Оно трактовалось как орудие классового господства, подавления одних классов другими, которое с исчезновением классов должно отмереть и исчезнуть. При таком подходе никакой социальной и культурной ценности за государством не признавалось. Однако постепенно пришло осознание того, что государство – это не только и даже не столько орудие классового господства, подавления, сколько социально полезный и необходимый для нормального функционирования общества инструмент, характеризующий определенный уровень развития социальной культуры.

Государство как составная часть, элемент социальной культуры является определенным показателем культурного уровня развития общества. Форма правления и форма государственного устройства, политический режим и уровень развития демократии, система государственных органов и принципы их организации и деятельности – все это показатели культурного уровня развития общества, свидетельствующие о степени цивилизованности государства.

Связь государства с социальной культурой характеризуется не только тем, что государство является ее элементом, а также определенным показателем культурного уровня развития общества. Эта связь проявляется еще и в их взаимном влиянии. Поскольку государство является элементом, составной частью культуры, оно испытывает на себе ее влияние. Культура общества наряду с другими факторами (экономикой, политикой, идеологией и т. д.), так или иначе, обусловливает уровень развития государства, степень его совершенства. В связи с этим государство не может быть выше культурного уровня развития общества.

С другой стороны, имеет место обратное влияние государства на культуру. Государство, воздействуя на экономику, политику, другие сферы общественной жизни, воздействует также и на культуру. Более того, государство с помощью позитивного права регулирует многие отношения в социально-культурной сфере общества, непосредственно влияя на ее развитие. Причем это влияние может быть как положительным, если государство способствует развитию культуры, реализации тех или иных культурных программ, так и отрицательным, если государство не уделяет должного внимания развитию культуры и не оказывает ей необходимой финансовой поддержки.

Иначе выглядит связь государства с индивидуальной культурой. Само собой разумеется, что государство не является элементом индивидуальной культуры. Но это совсем не означает, что государство никак не связано с индивидуальной культурой. Эта связь выражается преимущественно в том, что государство, влияя на культуру в целом, оказывает влияние и на культуру отдельных индивидов и тоже как в положительном, так и в отрицательном плане. Что же касается обратного влияния индивидуальной культуры на государство, то она, как представляется, носит весьма отдаленный, косвенный характер. Так, например, низкий уровень культуры населения может вызвать соответствующую реакцию со стороны государства и побудить его к разработке и осуществлению программ, связанных с повышением грамотности и культурного уровня населения в тех или иных областях общественной жизни (экономики, политики, права и т. д.).

Политическая культура. В результате взаимодействия государства и культуры в обществе складывается политическая культура. В научной и учебной литературе существует множество определений политической культуры. Не вдаваясь в подробности, политическую культуру можно определить как качественное состояние политической жизни общества, которое характеризуется определенным уровнем политического развития общества и личности.

Политическую культуру, как и культуру в целом, также целесообразно рассматривать через призму социальной и индивидуальной культуры. Вследствие этого можно говорить о социальной и индивидуальной политической культуре. Кратко социальную политическую культуру можно охарактеризовать как определенный уровень политического развития общества, а индивидуальную политическую культуру – как определенный уровень политического развития отдельного человека, индивида, личности.

Более глубокие представления о социальной и индивидуальной политической культуре можно получить, рассмотрев их структуру. Как представляется, структуру социальной политической культуры характеризуют взятые во взаимосвязи все политические явления общества, а ее структурными элементами будут выступать находящиеся на определенном уровне развития политика, государство, политические партии, общественные объединения, деятельность которых связана с политикой, политический режим, политические отношения и другие явления политической жизни общества.

Несколько иначе будет выглядеть структура индивидуальной политической культуры. Ее, как представляется, характеризуют три основных элемента:

1) политические знания индивида, его осведомленность в области политики (информационный элемент);

2) индивидуальное политическое сознание, политические убеждения индивида (ценностный элемент);

3) участие индивида в политической жизни общества (поведенческий элемент).

Повышению индивидуальной политической культуры способствует политическое воспитание граждан. Чтобы достичь положительных результатов в этом деле, государство должно создавать условия для проявления их политической активности, участия в делах государства, обеспечивать реальное действие принципов гласности и демократии. Вместе с тем с сожалением приходится констатировать, что в настоящее время ни государство, ни иные организации в нашей стране не уделяют должного внимания вопросам политического воспитания.

Государство и религия

Понятие религии. Религию (от лат. «religio» – набожность, святыня, предмет культа) принято определять как мировоззрение, мироощущение и соответствующее поведение, которые основаны на вере в сверхъестественные силы или существа – Бога или богов, являющихся предметом поклонения. Религия – это совокупность идей, взглядов, представлений относительно природы, общества и самого человека, а также правил поведения, основанных на религиозном мировоззрении. В отличие от науки религия основывается не на знании, а на вере. Для ее усвоения не требуется почти никаких знаний. Это обеспечивает ей массовость и глубокое проникновение в сознание и быт людей.

Религия возникла в глубокой древности, в условиях первобытного общества и явилась одной из первых форм общественного сознания. Первоначально религия выступала в форме фетишизма, когда объектами религиозного поклонения являлись неодушевленные предметы (фетиши). Позднее, уже в процессе разложения первобытнообщинного строя на смену фетишизму приходит политеизм – многобожие. Политеизм – это форма религии, при которой верующие поклоняются многим богам одновременно, так как каждый из богов ведает определенной областью естественной природы или человеческой деятельности. Политеизм стал базой для формирования мощных жреческих организаций, которые активно участвовали в политической жизни государства. Жрецам в государстве отводилось особое место. Высшие жреческие должности в государстве занимали, как правило, цари или правители. Все остальные жрецы находились у них в подчинении. Впоследствии, спустя несколько веков, появляются мировые религии – буддизм (VI–V вв. до н. э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). На смену политеизму приходит монотеизм (вера в одного бога). С появлением мировых религий возникает церковь (от греч. «keriake», «oikia»; букв. – божий дом) и получает развитие учение о Боге (теология).

Связь государства с религией. Связь государства с религией на протяжении истории носила достаточно сложный и подчас противоречивый характер. Эта связь приобретала самые разнообразные формы. Она выражалась то в противоборстве светской (государственной) и духовной (религиозной) властей за верховенство, то в их полном слиянии, то в их тесном союзе и взаимной поддержке, то в верховенстве церковной власти над государственной, то в верховенстве государственной власти над церковной.

Характер связи государства с религией зависит от многих факторов и в первую очередь от того, какое положение занимают в обществе религия и церковь (религиозные объединения), какова форма государственного правления, каков правовой режим религии и церкви (религиозных объединений) в государстве.

Религия и церковь, как правило, всегда играли важную роль в жизни общества, но не всегда занимали господствующее в нем положение и их взаимоотношения с государством не всегда строились одинаково. В зависимости от этого складывались различные типы государства. Современная отечественная теория государства и права, исходя из связи государства с религией, выделяет, как уже отмечалось, четыре типа государств: светские, клерикальные, теократические и атеистические.

В светских государствах взаимодействие государства с религией характеризуется тем, что все виды религиозных организаций отделены от государства. Для правового режима религии и церкви в светском государстве (его обычно называют режимом отделения церкви от государства) главным является следующее:

1) никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

2) государство не вправе контролировать отношение своих граждан к религии;

3) религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом;

4) государство регулирует деятельность религиозных организаций, осуществляет за ними контроль, но не вмешивается в их внутреннюю деятельность, если не нарушается действующее законодательство;

5) государство не оказывает ни одной из конфессий ни материальной, ни финансовой, ни какой-либо другой помощи;

6) государство охраняет законную деятельность религиозных организаций, обеспечивает их равенство перед законом, провозглашает и юридически закрепляет свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними;

7) религиозные организации не могут участвовать в политической жизни общества, вмешиваться в дела государства и выполнять каких-либо государственных функций.

В настоящее время режим отделения церкви от государства и статус светского государства закреплены, как правило, в государствах с республиканской формой правления (Российской Федерации, Германии, Франции и др.). В Российской Федерации данный режим закреплен в ст. 14 и 28 Конституции РФ, а также Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.

В клерикальных государствах связь государства с религией и религиозными организациями характеризуется режимом государственной религии и церкви. Данный режим проявляется в следующем:

1) та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями;

2) имеет место тесное сотрудничество государства и церкви в различных сферах общественной жизни (например, в воспитании подрастающего поколения);

3) за церковью государство признает право собственности на довольно широкий круг объектов (землю, здания, сооружения, предметы культа и т. д.);

4) церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь, налоговые льготы;

5) церковь наделяется рядом юридических полномочий (в основном в области брачно-семейных отношений);

6) церковь имеет право участвовать в политической жизни страны, а также имеет свое представительство в государственных органах.

В клерикальных государствах, несмотря на наличие государственной религии, слияния государства и церкви, тем не менее, не происходит. Считается, что объявление той или иной религии государственной, свидетельствует об уважении со стороны государства религии, исповедуемой большинством населения.

К клерикальным государствам в настоящее время относятся Великобритания, где официальной государственной церковью является англиканская церковь, возглавляемая королевой, Дания, Норвегия, Швеция и некоторые другие.

В теократических государствах связь государства и религии является наиболее тесной. Здесь зачастую имеет место полное слияние государства с религией. В литературе в качестве основных отмечаются следующие черты теократического государства:

1) государственная власть принадлежит церкви и государство, таким образом, выступает не только как политическая, но и как религиозная организация;

2) глава государства, как правило, одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем, в руках которого сосредоточены значительные полномочия;

3) имеет место жесткая централизация государственного аппарата, отсутствует разделение властей;

4) создание политических партий, как правило, запрещено (Бутан, Иран, Непал, Саудовская Аравия);

5) существует примат религии над правом. Регулирование основных сторон общественной жизни осуществляется религиозными нормами, которые, по сути дела, и являются правом;

К теократическим государствам относятся Иран, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия и др.

Наконец, атеистическим государствам, так же как и светским, присущ режим отделения религии и церкви от государства. Однако здесь взаимодействие государства с религией и церковью нередко приобретает гипертрофированные формы: религиозные организации либо запрещаются, либо, так или иначе, преследуются властью.

Взаимодействие атеистических государств с религией и церковью обычно выражается в следующем:

1) религиозные организации либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства;

2) церковь лишается экономической основы – своей собственности;

3) религиозные объединения не являются юридическими лицами и не могут совершать юридически значимых действий;

4) запрещается проведение в общественных местах религиозных проповедей, религиозных обрядов и ритуалов;

5) запрещается издание и распространение религиозной литературы;

6) нередко в отношении священнослужителей и даже верующих государство применяет репрессии;

7) свобода совести зачастую сводится к свободе пропаганды атеизма.

Государством воинствующего атеизма был Советский Союз (особенно в первые годы своего существования), а также некоторые социалистические страны. Например, в социалистической Албании Конституцией 1976 г. вообще была запрещена всякая религия.

Таким образом, соотношение государства и религии в различных государствах способно приобретать самые разные формы.

Контрольные вопросы

1. Как соотносятся и взаимодействуют государство и экономика? Каковы особенности воздействия государства на экономику в социальных системах с отсутствующими рыночными отношениями, с зарождающимися рыночными отношениями и с высокоразвитой рыночной экономикой?

2. Как соотносятся и взаимодействуют государство и политика? В чем выражается влияние политики на государство и государства на политику? Что следует понимать под государственной политикой?

3. Как соотносятся и взаимодействуют государство и культура? В чем проявляется взаимодействие государства с социальной и индивидуальной культурой?

4. Что следует понимать под политической культурой? Какова структура социальной и индивидуальной политической культуры?

5. Как соотносятся между собой государство и религия?

 

 

Литература

Зеркин Д. П. Основы политологии: курс лекций / Д. П. Зеркин. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 544 с.

Игнатовский П. А. Экономика, человек и государство / П. А. Игнатовский. – М.: Русь, 1998. – 215 с.

Каверин Б. И. Культурология: учеб. пособие / под ред. В. В.Дибижева. –М.: Юриспруденция, 2001. – 224 с.

Кейзеров Н. М. Политическая и правовая культура: (методологические проблемы) / Н. М. Кейзеров. – М.: Юрид. лит., 1983. – 232 с.

Морозова Л. А. Государство и церковь: особенности взаимоотношений // Государство и право. – 1995. – № 3. – С. 86–95.

Проблемы теории государства и права: учеб. пособие / под ред. М. Н. Марченко. – М.: Юристъ, 2005. – 656 с.

Шамхалов Ф. Государство и экономика: основы взаимодействия: учебник для вузов / Ф. Шамхалов. – М.: Экономика, 2000. – 381 с.

Эзрин Г. И. Государство и религия. Религиозные организации и политическая структура общества / Г. И. Эзрин. – М.: Политиздат, 1974. – 135 с.

 

 

ГЛАВА 14


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 6084; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.076 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь