Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
БИЛЕТ № 1 (Мировоззрение, Познание)Стр 1 из 5Следующая ⇒
БИЛЕТ № 1 (Мировоззрение, Познание) Мировоззрение (структура, классификация) Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью. Типы мировоззренческих систем : - Космоцентризм, древней демократической философии - Теоцентризм, философии и культуры средних веков. - Антропоцентризм, эпохи Возрождения XIV-XVI I веков. Структура : 1) Знания - задают обобщенную модель мира и места в нем человека. -Природные -Социальные компоненты -Методологическая Гносеология - раздел философского знания, изучающий процесс познания. Основной компонент в структуре мировоззрения 2) Ценности (аксиология) - категория, указывающая на личностное, социальное или общечеловеческое значение определённых явлений действительности. Выполняют нормативно-регулирующие функции. Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений. -предметная ценность -субъективная ценность 4) Убеждения - те знания, в кот чел верит, принимает как регулятивы своей деятельности. Праксиология-раздел фил. знания, изучающий поведение людей, их деятельность. 5) Чувства, эмоции - определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире. - Мироощущение - эмоционально – психологическая сторона (первичный образ мира, Основанный на чувственном восприятии, чувства, настроения); -Мировосприятие - опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений (складывается из 1, позволяет видеть мир в единстве, даёт + или- хар-ку мира.); -Миропонимание - познавательно - интеллектуальная сторона (подключение рациональных способов восприятия) Классификации: 1) По субъекту: -личностная форма, -мировоззрение класса, -социальной группы, -общества -эпохи. 2) По полноте: -Нетеоретическое – обыденность вера в богов, мифы -Философско-теоретическое -Научное мировоззрение 3) По генезису: А) Мифологическое Мифология – это исторически первый, возникший на ранних этапах развития общества и культуры тип мировоззрения. Б) Религиозное - исторически зарождается в недрах мифологического сознания. Бог трактуется как Абсолют, который бесконечно выше естественного космоса и человека в иерархии форм бытия. Личного и глубоко интимного соединение с Богом. В) Философское - представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев. Свободный поиск истины. Переход к более сложным формам цивилизационных отношений, изменения в структуре материального и духовного производства обусловили необходимость формирования философско-теоретического мировоззрения. Познание (разновидности знания, суб/обект познания) Гносеология - раздел философского знания, изучающий закономерности познавательного процесса Познание – это форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности. Знание – проверенный общественно-исторической практикой и логикой результат познания, выраженный в виде представлений, понятий, законов, теорий и в других знаковых формах. ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ 1) Ощущение – это субъективный образ отдельных сторон и свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств познающего субъекта. 2) Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данный субъекту в акте чувственного познания и представляющий собой синтез различных ощущений. 3) Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, не воспринимаемый в данный момент времени и удерживаемый в сознании субъекта благодаря механизму памяти. Три разновидности знания: а) информация об объективном мире природы и общества; б) знание о внутреннем, духовно-психическом мире человека в) знание о целях и идеально-теоретических программах преобразования природного и социокультурного мира. На природу познания 3 точки зрения: а) Гностицизм - исходят из тезиса о принципиальной познаваемости мира и считают, что в наших знаниях адекватно отражаются объекты исследуемой реальности. б) Агностицизм - философское учение, частично или полностью отрицающее познаваемость мира. мир объектов принципиально непознаваем и человеку доступно лишь субъективно опосредованное знание. Одним из наиболее известных представителей агностицизма являлся И. Кант, утверждавший, что мир объектов есть непознаваемые «вещи-в-себе». в) С кептицизм - философская концепция, выражающая сомнение в возможности познания человеком объективной действительности. Категории познания. Субъект познания – индивид, соц. группа, человеч. общ-во. Четыре гносеологические программы(субъекты) 1.Наивно-реалистическая - естественно природный человек, биологический индивид, познавательные способности которого являются результатом естественной эволюции природы 2.Гносеологиская программа - совокупность познавательных способностей, в основе которых лежат формы чувственного опыта (ощущения, восприятия, представления). 3.Трансцендентальной гносеологии - мир вещей и объекты познания существуют как результат активного их конструирования в творческой деятельности субъекта. 4. Социокультурная программа представлена в двух ее основных версиях: Маркс, Гегель. Объект познания – то на что направлена познавательная деятельность субъекта, что противостоит ему как непознанное и непонятное. Важнейшие программы постклассической гносеологии: 1) экзистенциально-феноменологическую 2) биопсихологическую 3) аналитическую 4) герменевтическую и др. Каждая из этих программ по-своему интерпретирует природу и сущность познавательного отношения человека к миру, специфически рассматривает задачи и цели познания, обосновывает такие модели сознания, которые не сводятся к их рационально-теоретическим или эмпирико-сенсуалистическим проекциям. БИЛЕТ 2 (предмет/функции филососфии, истина) БИЛЕТ 3 (первичность мира / познавательный процесс ) Материализм и идеализм, их сущность и значение. Что является первичным? Монизм - философское учение, утверждающее, что в основе мира лежит одно первоначало - материальное или идеальное Материализм - одно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи. Материя - это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем. (материя первична, а сознание вторично) 3 стадии: 1) Наивный (Греция, Китай) 2) Метафизический (Новое время) (механистический) 3) Диалектический Идеализм – направление в философии, исходящее из первичности духа, мышления, сознания (идеальное первично, а материальное вторично). объективным (творящей силой является нечто, лежащее вне этого мира) субъективным (творец мира - разум человека). Д уализм - признаёт 2 первоначала мира (Аристотель, Декарт) Познаваем ли мир? 1) Гностицизм ( Оптимизм) - признание познаваемости мира 2) Аг ностицизм - отрицание познаваемости мира. 3) Скептицизм - не отрицает напрямую, но ставит под сомнение возможность принципиальной познаваемости мира
Философия древнего Китая. Периоды китайской философии: 1) Пред философский (10-8 в. до н.э.). - литературные памятники (книга перемен, книга песен, книга истории) - культа предков - жертвоприношение духам природы и предкам - мифологическая форма мышления – господствующая - кровнородственная община, осознается ее ценность - поклонение небу - человеке - большая семья 2) Натурфилософский (8-6 вв. до н.э.) Натурфилософия – ранняя стадия развития философских знаний, характеризуется формированием первоначальных реалистических воззрений на природу (что есть мир? ) - идея перемен - Инь и Ян – противоположные начала - первоэлементы (воду, огонь, металл, землю, дерево) - учение о даах 3) Золотой век китайской философии (6-3 вв. до н.э.). - появление частной собственности - социальная борьба между царствами - расцвет культуры и философии - формирование даосизма, конфуцианства Для всех трех периодов древнекитайской философии характерно: - специфика китайского письма (афористический стиль, образность, метафоры) - приверженность традиций. - светский рационализм. - Небо - надличностный принцип мирового порядка, всеобщей необходимости, судьбы. - холизм –целое больше суммы частей. - интуитивность - метод познания. - включенность человека в систему этических отношений. IV) Легисты - если будут хорошие законы, то и дурак быть правителем - равные возможности для возвышения каждого человека - выдвижение талантливых людей - главная задача власти – забота о поддержании землевладений, создание сильной армии Основные отличия китайской философии: - морально-этическая направленность - ориентация на внутреннюю активность человека - активность человека во вне Философия древней Индии. Философия возникает в 5-6 веках в трех регионах: Индия, Китай, Античность. Причины возникновения: Экономические: 1) развитие производственных сил (растут навыки, производительность труда) 2) разделение труда 3) специализация труда 4) переход от бронзы к железу 5) развитие товарно-денежных отношений (обмен) Социальные: 1) возникновение частной собственности 2) ослабление родоплеменных связей 3) возникновение первых государств Духовные: 1) возникновение умственного труда как специфического рода деятельности 2) критика мифологического и религиозного мировоззрения 3) потребность в научных знаниях Веды Состоят из: 1) Самхиты – самые древние 2) Брахманы 3) Араньяки 4) Упанишады – философская часть Вед; (букв. – «сидеть у ног учителя») Образование первых философских школ относится к VI – II вв. до н. э. Школы древнеиндийской Ф. Ортодоксальные (астика) - признают Веды. - Веданта - Йога - Миманса - Вайшешика
Категории: Брахман – безличное духовное начало всего мира. Атаман – телесное (личностное) начало всего мира Сансара – круговорот перерождений личности и души Карма – карма говорит о причинно-следственных связях между поведением и хорошим перевоплощением.
В структуре человека выделяют 5 слоев: 1) телесный (т.е. биологический) 2) жизненный 3) умственный (сознание, ум, психологическая деятельность, хар-ся чувственностью) 4) развернутое сознание (может функционировать без контакта с объектом) 5) свернутое сознание (он нашел гармонию себя с миром)
Неортодоксальные (настика) - о трицают авторитет Вед. - буддизм - джайнизм - локаята Особенности неортодоксальных школ: 4 истины буддизма 1) жизнь наполнена страданиями 2) существует причина возникновения страданий 3) имеется возможность прекращения страданий 4) человек должен достичь нирваны
Для этого необходимо соблюдать следующие правила: 1) правильное поведение, образ жизни 2) правильная речь, направление мыслей
Что приносит буддизм: 1) Нет Брахмана как духовной субстанции 2) Нет бессмертной души 3) Действия людей взаимосвязаны 4) Существует путь, ведущий к достижению покоя (Нирвана) Специфические черты древнеиндийской философии: 1) морально-этический характер 2) основные проблемы это: проблемы человека, его психики, сознания, познания 3) развитие способностей совершенствования 4) она носит безличностный характер (нет личного авторства произведений) До сократовский В Ионии сложилась первая философская школа (Милетская школа), Появляются первые натурфилософские концепции Учения о стихиях Фалес - воду. Анаксимандр - беспредельное (“апейрон”) Анаксимен - воздух. Пифагора - «все есть число» Гераклит – огонь, «все течет», «все правится судьбой или необходимостью» Элинический период 1) Цель философии – не поиск истины, а обеспечение спокойного и безмятежного состояния духа (избавлением от страха перед смертью, предполагает ограничение потребностей, умеренность в наслаждениях, самоустранение от общественной жизни и государственных дел) 2) Окружающие человека вещи совершенно непознаваемы. 3) Отрицали объективное существование добра, зла и рационального обоснования моральных норм. 4) Киники (лат. – cynic) - человек обязан жить в обществе не по его законам, а по своим собственным – «без общины, без дома, без отечества» (Диоген). 5) Стоики - всепроникающий Логос составляет сущность каждой вещи, определяет путь развития природы и судьбу человека. Человеку необходимо следовать судьбе, чтобы стать независимым от внешних обстоятельств (автаркия). Стоическая философия оказала сильное влияние на христианское мировоззрение и религиозную этику. Римский период Космополитизм и религиозный мистицизм философских учений римского эллинизма. Индивидуализм философского мышления, его нравственно-практическая направленность свойственны и римскому периоду в развитии античной философии. Римский стоицизм представлен творчеством Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия и характеризуется усилением религиозно-мистических тенденций. Природа считалась пронизанной божественным началом – Логосом. Бога как абсолютная Личность. Обожествляемый космос отождествлялся с универсальным государством, в котором человек является космополитом (гражданином неба), поскольку его родина – не конкретное земное государство, а небесный Космополис. Неопифагорейцев и неоплатоники. 1) Разработали детальное учение о происхождении и устройстве космоса. (в основании космоса находится сверхсущее Единое – непознаваемый и неописуемый духовный Абсолют, который отождествляется с Благом и уподобляется Солнцу и свету. 2) Цель философии - мистическое постижение Единого, осуществляемого на основе нравственного очищения человека. 3) Неоплатонизм одно из популярнейших учений философии средних век
Монотеизм 2) креационизм (творчество) Идея откровения 4) провиденциализм (предустановленности) 5) эсхатологизм - Люди – только актеры драмы, задуманной Богом. 6) Принцип оппозиции души и тела составлял фундамент христианской антропологии, согласно которой человек сотворен по образу и подобию Бога. Важнейшей задачей философского мышления в эту эпоху было соблюдение соответствий между философскими построениями и догматами христианского вероучения. Философия эпохи Возрождения Эпоха Ренессанса (XIV – XVI вв.) Происходит возврат к ценностям Античной философии. Средневековье отрицается. Предпосылки: 1) возникают первые мануфактуры 2) время геогр. Открытий 3) бурный рост городов 4) необходимость обмена, торговли 5) изменение идеологии 6) растет критика религиозных идей, идет запрос на науку, искусство
Периоды:
1) Гуманистический (13-14 вв) ( Данте, Петрарка, Монтени.) Человека гуманисты рассматривали как высшую ценность, критерий развития общества и культуры. Они отстаивали блага земной жизни и необходимость реализации его творческого назначения. Идеи: 1) гуманизма (человек – высшая ценность) 2) антропоцентризма (человек – центр Вселенной) 3) равенства 4) индивидуализма
2) Неоплатонический (Никола Кузанский (1401-1464), Мирандола.) А) возрождение античной идеи тождества микро- и макрокосмоса; Б) идея познания (как устроено наше познание) «Об ученом незнании» Пантеизм – философское учение, признающее существование Бога во всей природе. 3) Натурфилософский (Кеплер, Бруно, Коперника, Леонардо да Винчи) Устройство Вселенной, как устройство человеческого организма. Доминирование качественной и органицистская модели природы. Леонардо да Винчи - наличие в природе естественной необходимости, гениально предвосхитил связь эксперимента с математическим анализом. Н. Коперник - идея гелиоцентризма, радикально подрывавшая религиозную космологию и учение о творении. Дж. Бруно концепция бесконечности миров во Вселенной, в каждом из которых есть свое Солнце И. Кеплер установил математически точную зависимость между временем обращения планет вокруг Солнца и их расстоянием от него. Тем самым единство планетной системы стало ассоциироваться с математической гармонией чисел, а сам космос был представлен как сложнейший часовой механизм, который доступен научному познанию. Установки: 1) Новая трактовка природы. - идея бесконечности природы - множественность миров - однородность этих миров (единство, связь) - формирование гелиоцентрической модели мира 2) Внимание к политической философии. 3) Человек - творец своей судьбы. 4) Общество - союз свободных и равных творческих личностей. Микола Маккиавели (1469-1527) Ученик, разделявший политику и мораль, проповедующий: В политике все средства хороши.
Классовый подход доказывает, что классы существуют не вечно, а появляются в течение времени из-за: - разделения труда, увеличения производительности, - это приводит к появлению избыточного продукта, концентрации богатства и появлению частной собственности, и появлению классов, отношение господства и порабощения. Классовая структура общества исчезнет с исчезновением классов, но социальная структура будет характерна и для бесклассового общества. Пути образования классов: - выделение внутри общины экстплуататорской верхушки, состоявшей первоначально из родовой знати - образование в рабов захваченных пленников, - обращение в рабов своих соплеменников (разорившихся и увязших в долгах и др.) Маркс анализирует понятие классовой борьбы и его экономические основы. Существование классов связано с определенными историческими фазами развития производства. Формы борьбы: - экономическая борьба (за условия труда, оплату – профсоюзы), - политическая борьба (за власть, приводит к образованию политических партий, «класс для себя»), - идеологическая борьба (за поддержку сторонников). Это все по Марксу должно привести к диктатуре пролетариата, которая в свою очередь приведет к бесклассовому обществу = социальное общество. Класс (по Марксу) – это большая группа людей, различных по: 1). Месту в исторически определенной системе общественного производства. 2). отношению к ср-вам производства. 3). роли в организации труда. 4). способам и размерам получаемых богатств. По Ленину главное – отношение к средствам производства (владею – господствующий класс, не владею – подчиненный класс). От этого зависит 3 и 4. А 1 указывает где в истории искать этот класс. Плюсы данного подхода: 1). возникновение классов рассматривается исходя из экономических объективных условий. 2). этот подход обладает большой степенью эвристичности т.е. позволяет объяснить историю, хорошо работает при объяснении соц-фил процессов. 3). объясняются истоки и причины классовой борьбы. Минусы данного подхода: 1). Хорошо работает в ретроспективу, плохо – в перспективу. 2). Страдает своей макросхемой (большим охватом людей). 3). Не выделяет большие группы населения (молодежь…) 4). Не замечает все возрастающей роли интеллигенции или работников умственного труда. Промежуточные формы: сословие, каста. Каста – группа людей, связанных общностью происхождения, профессии. Переход между кастами невозможен или очень труден (Индия). Сословие (феодальный способ пр-ва) – группа людей, правовой и имущественный статус которых закреплен в законе (дворяне, мещане, духовенство…)
БИЛЕТ 15 (Материя / соц.структура общ. (стратификационный подход)) 15. Динамика представлений о материи в философии и науке. Структурная организация материального мира. Материя (лат. materia – вещество) – философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Данное понятие включает в себя два основных смысла: 1) категориальный, выражающийнаиболее глубокую сущность мира (его объективное бытие), 2) некатегориальный, в пределах которого материя отождествляется со всем Универсумом. Три основных этапов развития, трактовка материи как: 1) вещи, 2)свойства (атрибута), 3) отношения. 1) был связан с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первооснову всех существующих явлений.Вначале это были стихии в виде воды, огня, воздуха, земли (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), затем – атомы (Левкипп, Демокрит). Материя интерпретировалась как «первичный субстраткаждой вещи» (Аристотель). 2) (Новое время) понятие материи стало обозначать всеобщие атрибуты вещей – наличие у них массы, протяженности, непроницаемости и т. п. 3) (XX в.) это понятие стали определять на основе субъект-объектного отношения. В результате материя понимается как философская категория, которая обозначает лишь единственное всеобщее свойство вещей и явлений – их объективную реальность, т.е. свойство существовать вне и независимо от человеческого сознания. Материальность стала преимущественным аспектом в понимании бытия вообще и общественного бытия в частности. Структурная организации материального бытия . Любое материальное явление – система определенных элементов, организованных в единое целое устойчивыми связями. В результате все явления можно сгруппировать в некоторые классы сущего (физической, химической, биологической, социальной реальностей), определить их структурные уровни в системной организации Универсума. В неживой природе такой ряд выстраивается следующим образом: физический вакуум (как особое состояние материи), элементарные частицы – атомы – молекулы – макротела (в различных агрегатных состояниях – твердые, жидкие, газообразные) – планеты – звезды – галактики – Метагалактика («Мир естествоиспытателя»). В живой природе: протоплазма(живые молекулы) – клетка – организм (особь) – вид (популяция) – биоценоз – биогеоценоз (эквивалент понятию экосистемы). В рамках биосферы формируется и специфический тип материальной системы – человеческое общество, в котором выделяют особые подсистемы: семья – классы – нации и др. Материя обладает следующими свойствами: конечностью и бесконечностью, прерывностью и непрерывностью, системностью, массой и энергией и т. д. Но важнейшими свойствами являются: ¨ пространство; ¨ время; ¨ движение как способ существования материи. Закон отрицания отрицания. Развитие - такое изменение предмета, когда последующая стадия процесса не просто включает в себя в преобразованном виде какие-то стороны, элементы предшествующих стадий, а имеет возможность сохранить положительное содержание данных стадий. Отрицание – такая связь старого и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет в той или иной степени, некоторые положительные черты, присущие старому. Изменения, происходящие с явлениями, носят как прогрессивный, так и регрессивный характер. Прогрессивное развитие того или иного явления зачастую бывает связанно с регрессом некоторых, составляющих его элементов (пр. переход от рабовладения к феодализму – прогресс, но в области духовной культуры наблюдался известный регресс, связанный с господством церкви). Регрессивные изменения могут выступать и как определенный этап развития. Живые организмы возникают, совершенствуются, а затем постепенно стареют и гибнут. Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления). Структура сознания. 1) Надсознательное или «Сверх-Я», кот. яв-ся как бы высшим в человеке. Это внутренне усвоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди, табу и т.д. 2) Сознательное, т.е. та часть психической деятельности индивида, кот. непосредственно открыта для него и в общем вполне контролируется им.Ему принадлежит решающая роль в отражении как явлений внешнего мира. Так и внутреннего состояния человека, и регуляции на этой основе его поведения. 3) Подсознательное, т.е. тот слой псих.деят. кот в данный момент не может появиться в поле сознания индивида (забытые переживания, тревоги). 4) Бессознантельное -особый пласт психики, включающий такие феномены, структуры и механизмы, которые никогда не появляются в поле сознания - ни в поле субъекта, ни спонтанно.Среди них есть неявные знания, а также такие импульсы или переживания, которые систематически подавляются, угнетаются сознанием и всем образом жизни. (Фрейд считал бессознантельное-центральным компонентом чел. психики.) Функции: Отражательная - способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с последними. Однако человеческое сознание активно отражает внешний мир, т.к. имеет избирательный и опережающий характер. Информационная - предполагается активное использование результатов внешних воздействий. Коммуникативная - установлении связей с миром. Моделирующая - предварительное мысленное построение разумно мотивированных действий и предвидение их последствий. Преобразовательная - активной конструктивно-творческой переделке внешнего мира.
Почему? Трудовая концепция- Льюас Морган, Энгельс. 1) преемственность высокоорганизованных животных и человека 2) в качестве факторов эволюции-изменения условий и среды обитания 3) эти изменения ведут в гоминидной триаде -прямохождение, изменение руки и увеличение объема головного мозга. → начало антросоциогенеза. Труд (целенаправленная деятельность человека по преобразованию природной действительности с использованием орудий труда) становится сущностной характеристикой человека. Недостатки марксистской концепции (Мэмфорд): 1. переоценка роли орудий труда 2. орудия труда могут изготавливаться и животными, животные иногда могут построить такое, что для человека немыслимо. Игровая концепция -. Й. Хейзинга. Игра- форма своеобразной творческой активности. Игра, освобождая от гнета повседневности, одновременно подчиняет человека своей стихии, где обязательными признаками игры являются наличие у нее своего временного ритма, закрепленного в особых правилах, и пространства, в пределах которого эти правила действуют с непреложностью закона. Подобно тому, как в индивидуальном развитии ребенок приобщается к миру взрослых через игру, а не труд, точно также, играя, человечество вступило в свою историю. Психоаналитическая концепции З. Фрейда- возникновение культуры и человека обусловлено появлением культа, краеугольные основания которого составляют тотем и табу. Появление их стало следствием разыгравшейся в первобытной орде «эдиповой» драмы, связанной с восстанием сыновей против отца. Одновременно происходит табуирование сферы сексуальных отношений, явившихся видимой причиной сыновнего бунта. Тем самым религия и мораль, укорененные в разрушительности страха и стыда, начинают определять направленность последующего развития человека и культуры. Животный мир→ биологические инстинкты, рефлексы→ норма, ценности Семиотическая модель- культуру как особая знаково-символическую реальность, сердцевину которой составляет язык. Язык, традиционно рассматриваемый как средство общения и коммуникации, в рамках семиотической модели превращается в подлинного демиурга культуры и человека. Синтетическая модель -рациональные моменты из каждой концепции. Указывает на: 1.эволюционность 2.преемтсвенность 3. формирование социальности Особенности развития человека: 1. прямая походка, освобождение передних конечностей 2. взгляд вперёд -видеть в трёх направлениях 3. большой мозг и развитая нервная система 4. длительная зависимость детей от родителей 5. устойчивость сексуальных влечений формы семьи БИЛЕТ № 1 (Мировоззрение, Познание) Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 2695; Нарушение авторского права страницы