Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные принципы и проблемы средневековой философии. Сер V вв. н.э.



Основные источники:

1) античная философия

2) идеи и догматы христианства

3) социокультурные основания:

- натур. хоз-во

- жесткая зависимость

- примитивный уровень знаний

- мракобесие (запрет на поиски), познающая активность на низком уровне

Основные ветви:

1) арабская философия

2) европейская философия

3) христианская философия

Функции христианской философии:

- систематизирующая (сбор и обобщение религиозных идеологий, защита этих убеждений)

- герменевтическая (понимание, толкование священных текстов)

 

Исторические этапы развития средневековой философии.

1) Апологетика -(защита)(Ориген, Тертуллиан, Юстин).

- крестьянство единая религия

- защита крестьянства

- христианская философия наследует лучшие черты античной философии

- христианская теология – единственная прав. философия до 325г.

 

2) Патристикой (Западная - Аврелий Августин, Восточная - Василий Великий)

Признания христианства госуд. Религией Римской империи.

Человек должен постичь истину не ради себя, а ради самой истины, поскольку источником ее был Бог. Христианская философия встала на путь, который характеризовался формулой: «Философия – служанка теологии».

2) Схоластика ( С 11 по 14 вв.). (Абеляр, Эриугена, Ансельм)

Фома Аквинский - великий систематизатор средневековой философии. Он считал, что в философии вероучение должно обрести рациональную форму «здравого смысла».

Проблемы:

- обоснование бытия Бога

- проблема соотношения веры и разума

- спор реализма и номинализма (спор о сущности понятий)

Реализм – философская концепция, которая признает реальное существование понятий.

Номинализм – в реале сущ. вещи, а понятия – функция.

Основные идеи средневековой философии:

Монотеизм

2) креационизм (творчество)

Идея откровения

4) провиденциализм (предустановленности)

5) эсхатологизм - Люди – только актеры драмы, задуманной Богом.

6) Принцип оппозиции души и тела составлял фундамент христианской антропологии, согласно которой человек сотворен по образу и подобию Бога.

Важнейшей задачей философского мышления в эту эпоху было соблюдение соответствий между философскими построениями и догматами христианского вероучения.

Общественное производство, его сущность, структура. Основные системы хозяйствования в цивилизационной динамике.

 

Общественное производство – это сфера общественной деятельности, где создаются материальный продукт, духовное богатство человечества, формируется человек как производительная сила, т.е. воспроизводятся сама основа общественной жизни, социальные связи и отношения, образ жизни и сами люди как работники.

Структура общественного производства:

1. субъект производства – люди с их знаниями и умениями, способностями к физическому и умственному труду;

2. объект производства – на что направлен труд людей, или предмет труда;

3. средства труда, техника – чем человек воздействует на предмет труда.

 

 

Соотношение категорий хозяйство и экономика:

1. экономика более широкое понятие, чем хозяйство.

Экономика – система хозяйственных связей и отношений, включающих производство, распределение, обмен и потребление предметов и услуг (Леонтьев). К структурным элементам экономики относятся микро-, макро-, мезо- и мировая экономика (мезоэкономика – экономика отдельных подсистем: экономика аграрного сектора, торговли и т.д.).

 

2. экономика и хозяйство – равнозначные понятия.

Хозяйство – система производственно-экономической деятельности, направленной на создание материальных благ и удовлетворение материальных потребностей людей.

Основные черты хозяйства:

1) выделение субъектов хозяйственной деятельности (1. отдельный хозяйствующий субъект; 2. включенный в множество людей, принимающих хозяйственные решения; 3. субъект потребления); субъекты могут быть как основные (производитель и потребитель), так и неосновные (обслуживающие);

2) отношения между субъектами;

3) нормы, которые регулируют эти отношения (антимонопольные законы, административные кодексы и т.д.)

4) экономическая идеология.

Экономическая идеология – система идей, теорий, взглядов, обосновывающих и доказывающих приоритеты, задачи, цели развития экономики в тех или иных социокультурных условиях. Экономическая идеология формируется с XV в.

1) меркантилизм (Колбер): источник богатств лежит в накоплении денег; важной составляющей экономического развития является активная внешняя торговля (а именно, преобладание экспорта над импортом).

2) физиократы (Мирабо, Тюрго): источник богатств в природе (земле).

3) классическая школа (Смит, Рикардо): основной элементы экономики – труд.

4) экономический либерализм (Локк): принцип «разрешено все, что не запрещено», принцип минимального вмешательства государства в экономику.

5) экономический социологизм (Маркс): основа – интересы общества в целом; принципы уравнительного распределения благ, государственного управления экономикой (директивное планирование), общественная собственность на средства производства, которая проявляется в виде государственной собственности и т.д.

6) экономика третьего пути, или экономический национализм: экономика как фактор развития общества далеко не самый важный (существуют также политическая организация общества, культурные факторы и т.д.), необходим учет всего, что воздействует на экономику.

Исторический аспект понимания экономики:

1. натуральное хозяйство;

2. товарное хозяйство;

3.рыночная экономика (обмен становится основной сферой).

Организационный аспект:

1) традиционное аграрное хозяйство;

2) командная экономика (административно-командная экономика): общественная (государственная) собственность на средства производства; директивное планирование; жесткая централизация; отсутствие финансово-хозяйственной самостоятельности.

3) рыночная экономика: частная собственность на средства производства; личная свобода; механизм рынка и цен. Плюсы: эффективность распределения и производства, инициатива и т.д.; минусы: неравномерное распределение доходов; безработица и инфляция; неспособность рыночной экономики обеспечить нормальное функционирование экономики с общественной точки зрения; неучет стратегических направлений науки и техники.

4) переходная, смешанная.

 

3. хозяйство более широкое понятие, чем экономика. Марксистская точка зрения и французская школа. Представители: Бродель, Валентайн. Данная позиция начинает формироваться с Аристотеля; он выделял два типа хозяйств: 1) экономика – тип хозяйства, направленный на удовлетворение потребностей людей, соблюдается баланс между производством и потреблением; 2) хрематистика («хремато» – деньги) – цель такого хозяйства: накопление денег, существует дисбаланс между производством и потреблением.

Валентайн выделял следующие этапы в развитии хозяйства:

1 этап: минисистемы – начальная стадия хозяйственной динамики.

2 этап: миры-империи: время складывания больших цивилизаций – китайская, вавилонская, римская и т.д. миры империи характеризуются: 1) происходит социальная дифференциация; 2) начинает доминировать обмен; 3) этот обмен как правило идет на эквивалентной основе между сельским хозяйством и производством; 4) возникает социальное неравенство, т.к. управленцы присваивают себе часть не произведенного ими продукта.

3 этап: мир-экономика (с XV – XVI вв.): становление буржуазных отношений. Характеристики: 1) ведущая роль промышленности; 2) интерес к научным технологиям; 3) необходимость высокой квалификации и специализации; 4) высокие темпы роста заработной платы и жизненного уровня. Формируются 3 компонента экономики: 1) ядро (США, Япония, Западная Европа); 2) периферия (напр., страны Африки); 3) полупериферия (страны бывшего СССР и Китай). Данному этапы развития хозяйства сопутствуют кризисы: экологические, энергетические и т.д.

4 этап: после 2020 г. – изменение векторов развития.

Билет 8 (Возрождение / Мат. Производство)

Философия эпохи Возрождения

Эпоха Ренессанса (XIV – XVI вв.) Происходит возврат к ценностям Античной философии. Средневековье отрицается.

Предпосылки:

1) возникают первые мануфактуры

2) время геогр. Открытий

3) бурный рост городов

4) необходимость обмена, торговли

5) изменение идеологии

6) растет критика религиозных идей, идет запрос на науку, искусство

 

Периоды:

 

1) Гуманистический (13-14 вв) ( Данте, Петрарка, Монтени.)

Человека гуманисты рассматривали как высшую ценность, критерий развития общества и культуры. Они отстаивали блага земной жизни и необходимость реализации его творческого назначения.

Идеи:

1) гуманизма (человек – высшая ценность)

2) антропоцентризма (человек – центр Вселенной)

3) равенства

4) индивидуализма

 

2) Неоплатонический (Никола Кузанский (1401-1464), Мирандола.)

А) возрождение античной идеи тождества микро- и макрокосмоса;

Б) идея познания (как устроено наше познание) «Об ученом незнании»

Пантеизм – философское учение, признающее существование Бога во всей природе.

3) Натурфилософский (Кеплер, Бруно, Коперника, Леонардо да Винчи)

Устройство Вселенной, как устройство человеческого организма.

Доминирование качественной и органицистская модели природы.

Леонардо да Винчи - наличие в природе естественной необходимости, гениально предвосхитил связь эксперимента с математическим анализом.

Н. Коперник - идея гелиоцентризма, радикально подрывавшая религиозную космологию и учение о творении.

Дж. Бруно концепция бесконечности миров во Вселенной, в каждом из которых есть свое Солнце

И. Кеплер установил математически точную зависимость между временем обращения планет вокруг Солнца и их расстоянием от него. Тем самым единство планетной системы стало ассоциироваться с математической гармонией чисел, а сам космос был представлен как сложнейший часовой механизм, который доступен научному познанию.

Установки:

1) Новая трактовка природы.

- идея бесконечности природы

- множественность миров

- однородность этих миров (единство, связь)

- формирование гелиоцентрической модели мира

2) Внимание к политической философии.

3) Человек - творец своей судьбы.

4) Общество - союз свободных и равных творческих личностей.

Микола Маккиавели (1469-1527)

Ученик, разделявший политику и мораль, проповедующий: В политике все средства хороши.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь