Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Человек как предмет философского анализа. Изменение образа человека в истории культуры. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Человек - точка пересечения различных проекций бытия, вбирающая в себя одновременно природные, социальные и культурные характеристики. Человек - некое биосоциальное существо, генетически и функционально обусловленное развитием природы и общества. Модель человека Д Д Т Душа отвечает за процессы жизни и смерти, определяет человеческую судьбу, его волю, характер. Дух обращено к описанию всеобщего в человеке. С духовными качествами соотносятся сущностные родовые особенности человека, в качестве которых в философии чаще всего назывались разум и социальность. Тело осуществляется первичная, жизненно необходимая связь человека и природы, фиксируются его особенности как биологического вида.
Философское исследование человека началось с вопроса о специфике. Платон: «Человек – это двуногое существо без перьев». Человек – единственное животное, способное к функциональной игре во взрослом возрасте (определение современной специфики) Основные стратегии интерпретации человека: Натурализаторская - Человек – это природное живое существо, рассматривается по аналогии с животными и сам является не более чем животным. Сформировался в античной философии (Демокрит), поддерживался позитивизмом, прагматизмом. Для классических версий (Мандевиль, Ламетри, Дидро и др.) свойственно понимание человека как венца природы, ее. В рамках «философии жизни», «философской антропологии», фрейдизма человек – это несостоявшееся животное, «еще не определившееся животное», тупик природного развития. В философии ХХ в. в его рамках появляется идея принципиального несовершенства биологической природы организма. Культура – это совокупность механизмов, компенсирующих биологическую недостаточность человека. экзистенциально-персоналистская (Августин, Н. Бердяев, М. Бубер, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.) человек как особое начало в мире, не сводимое к каким-либо внешним законам и качествам, но объяснимое лишь исходя из его индивидуального опыта и судьбы. Ж.-П.Сартр -у человека нет «природы». Его существование в мире – это всегда уникальный опыт свободы, посредством которой человек творит как внешний мир, так и самого себя. рационалистическая (Платон, Аристотель, Декарт, Кант, Гегель и др.) особенностью человека становится наличие у него разума, сознания. Разум – это то начало, посредством которого наиболее радикально преодолевается естественно-природное в человеке. социологизаторская Аристотель, К. Маркс «сущность человека есть совокупность всех общественных отношений». Человеческая природа формируется обществом и меняется вместе с изменением исторической ситуации. Человек как производная функция от обусловливающих его опыт социальных, политических и семантических факторов. Реальная истина о человеке должна реконструироваться, исходя из необходимой дополнительности этих подходов, поскольку человек – это одновременно природное, социальное и индивидуально-творческое начало. Изменение образа человека в истории: Античность – космоцентризм. Человек – микрокосм, отсюда и гармония человека, мира, разум человека, мышление. Идеалом человека является мудрец, который созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем мире. Классический период (Сократ) проблема человека выдвигается на центральное место. Средневековье -характерным было решение вопросов в соответствии с пониманием Бога, его сущности. Аналогично осуществляется понимание природы и человека, их сущностей => истолкование принципов отношения человека и Бога. Христианство - Человек рассматривается как образ и подобие Бога. Возрождени е - антропоцентричность (философская позиция, отдающая приоритетное положение человеку в познании мира.), в центре проблема человека, как самоценного существа. Западноевропейская философия 17 в- Проблема человека, его познавательной способности и свободы в этот период решалась с помощью рационалистической установки. Взаимодействие биологического и социального. Две позиции: Природа человека всецело социальна. Человек не может существовать вне других людей и человеческих сообществ. Средством общения между людьми выступает язык, он является и фундаментальным стимулятором развития у человека мышления.
Понятие культуры. Основные подходы к анализу культуры Культура- это своего рода призма, сквозь которую преломляется и высвечивается для нас все сущее. Сам человек есть феномен культуры. Культура –это творческий принцип жизни личности и общества в целом. Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет культуру. Различают следующие формы культуры в системе бытия: · Культура и природа · Культура и общество · Культура и человек Многоплановость культуры явилась основанием для становления различных.. Теоретические подходы: - Аксиологического (ценностного - трактующий культуру как сложную систему материальных и духовных ценностей, иерархию идеалов и смыслов, являющихся итогом всего многообразия деятельности человека и значимых для конкретной социальной системы. Аксиологическая интерпретация культур дает возможность от дифференцировать культуру от природы и одновременно не позволяет отождествить ее с обществом, хотя и не снимает проблему их соотношения для человека, данный подход сталкивается с серьезными трудностями в понимании природы ценностей, их происхождения и динамики, критериев обще значимости.
- Деятельностного - культура предстает как специфический способ человеческой жизнедеятельности, система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Культура обеспечивает и регулирует воспроизводство всего многообразия форм социального бытия конкретного типа общества, а также программирует его динамику и формы организации. Акцентируя внимание на процессуальной характеристике культуры, данный подход не позволяет строго разграничить культуру и общество, отвлекаться от субъективно-личностной стороны культуры, которая имеет фундаментальное значение - Семиотического - качестве сущностной характеристики культуры фиксирует вне биологического знакового механизма хранения и передачи социального опыта, обеспечивающий социальное наследование. Культура –это мир символических форм, фиксирующий совокупный исторически развивающийся социальный опыт и передающий его от поколения к поколению в содержании различных семиотических системах. В роли таких систем могут выступать любые фрагменты человеческого мира, приобретающие функцию знаков (предметные действия чяеловека, язык, техника, предметы быта, произведения искусства, научные знания, философские идеи, религиозные представления и т.п.) - Структура-логического - Социологического - Гуманитарного и др. БИЛЕТ 21 ( антропоцентризм / глобальные траблы) Проблема антропосоциогенеза. Проблема антропогенеза выступает как одна из традиционных тем философского и культурного дискурса. Два подхода: Креационизм рассматривает человека как продукт специального божественного творчества, высшее и наиболее совершенное создание Бога на земле, его «образ и подобие». Эволюционизм идея естественного происхождения человека из животного царства. Эволюционизм сегодня выступает наиболее авторитетной версией антропогенеза как в науке, так и в философии. Где? Археология (наиболее древние ископаемые в Африке) Когда? 15-18 лет назад млрд –галактика, 5 млрд лет назад Земля 30-35 млн лет назад жизнь, 3 млн- человек, 50000 лет назад –homosapiens Почему? Трудовая концепция- Льюас Морган, Энгельс. 1) преемственность высокоорганизованных животных и человека 2) в качестве факторов эволюции-изменения условий и среды обитания 3) эти изменения ведут в гоминидной триаде -прямохождение, изменение руки и увеличение объема головного мозга. → начало антросоциогенеза. Труд (целенаправленная деятельность человека по преобразованию природной действительности с использованием орудий труда) становится сущностной характеристикой человека. Недостатки марксистской концепции (Мэмфорд): 1. переоценка роли орудий труда 2. орудия труда могут изготавливаться и животными, животные иногда могут построить такое, что для человека немыслимо. Игровая концепция -. Й. Хейзинга. Игра- форма своеобразной творческой активности. Игра, освобождая от гнета повседневности, одновременно подчиняет человека своей стихии, где обязательными признаками игры являются наличие у нее своего временного ритма, закрепленного в особых правилах, и пространства, в пределах которого эти правила действуют с непреложностью закона. Подобно тому, как в индивидуальном развитии ребенок приобщается к миру взрослых через игру, а не труд, точно также, играя, человечество вступило в свою историю. Психоаналитическая концепции З. Фрейда- возникновение культуры и человека обусловлено появлением культа, краеугольные основания которого составляют тотем и табу. Появление их стало следствием разыгравшейся в первобытной орде «эдиповой» драмы, связанной с восстанием сыновей против отца. Одновременно происходит табуирование сферы сексуальных отношений, явившихся видимой причиной сыновнего бунта. Тем самым религия и мораль, укорененные в разрушительности страха и стыда, начинают определять направленность последующего развития человека и культуры. Животный мир→ биологические инстинкты, рефлексы→ норма, ценности Семиотическая модель- культуру как особая знаково-символическую реальность, сердцевину которой составляет язык. Язык, традиционно рассматриваемый как средство общения и коммуникации, в рамках семиотической модели превращается в подлинного демиурга культуры и человека. Синтетическая модель -рациональные моменты из каждой концепции. Указывает на: 1.эволюционность 2.преемтсвенность 3. формирование социальности Особенности развития человека: 1. прямая походка, освобождение передних конечностей 2. взгляд вперёд -видеть в трёх направлениях 3. большой мозг и развитая нервная система 4. длительная зависимость детей от родителей 5. устойчивость сексуальных влечений формы семьи Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1346; Нарушение авторского права страницы