Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Билет № 20, вопрос № 1. «Жеты – Жаргы». Суды биев.



Заняв ханский трон, Тауке особое внимание уделял внутреннему положению ханства, экономическому и политическому укреплению государства. Для этого при активном участии наиболее влиятельных биев трех жузов: Толе би (Старший жуз), Казыбек би (Средний жуз) и Айтеке би (Младший жуз) был разработан свод законов «Жеты-Жаргы», что буквально означает «Семь установлений». В его основу были положены сформировавши­еся уже при прежних ханах правовые нормы управления государ­ством и народом - «Касым ханнын каска жолы» («Проторенный путь хана Касыма») и «Есим ханнын есю жолы» («Исконный путь хана Есима»). Признанные вожди казахского народа, наиболее влиятельные и мудрые из биев трех казахских жузов - Толе би, Казыбек би и Айтеке би - заново переработали и привели в единую систему названные выше своды законов уже применительно к жизни и быту, обществен­но-социальной среде казахов в новых условиях, собственно, к пяти главам из свода законов хана Касыма дополнительно были прибавле­ны еще две главы. Так появился на свет свод законов «Жеты-Жар­гы». Хан Тауке неоднократно собирал совет биев в местности Куль- тобе для его обсуждения, пока свод не был окончательно утвержден. Этот свод законов в научно-исторической литературе именуется как «Законы хана Тауке». В свод этих законов вошли правила, обычаи и традиции казахского народа, передававшиеся испокон веков из поко- | ления в поколение. Они были понятны и доступны народным массам, отвечали понятиям социальной, правовой справедливости казахского общества XVII века. Поэтому основанный на них свод законов «Жеты-Жаргы» хана Тауке способствовал политическому объединению казахского народа. Принятие «Жеты-Жаргы» значительно ослабило распри между родами и племенами, а также разногласия между жузами. Усиление ханской власти на законодательной основе привело к сохранению единства народа.

Билет № 20, вопрос № 2. Великие просветители казахского народа.

Глубокий след в истории просвещения и становления национальной школы оставил Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин. Он родился в 1841 году в ауле Жанбыршы на территории современной Костанайской области. Рано потеряв отца, он воспитывался у деда - известного бия и старшины Балхожи Жанбурчина. С самого детства проявлял сильную тягу к знаниям и самообразованию. Много читал, часто общался с образованной частью российского общества. В годы учебы в Оренбурге он близко познакомился с ученым-востоковедом В.В. Григорьевым. Неиссякаемая жажда знаний, стремление принести как можно больше пользы своему народу, стали жизненным кредо Ибрая. По своему характеру он был скромным и трудолюбивым человеком. Много читал, стараясь познать, как можно больше из достижений других народов. Приобретенные знания он старался передать своим соплеменникам.

В 1857 году он окончил школу при Оренбургской пограничной комиссии с золотой медалью. Ибрай свободно владел русским, арабским, татарским и персидским языками. Позднее народный просветитель продолжал активно заниматься самообразованием. После окончания школы народный просветитель около трех лет работал писарем у своего деда. За это время он глубоко убедился в насущной необходимости просвещения своего народа. Сам И. Алтынсарин написал для учащихся русско-казахских школ два учебных пособия: «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку».Он мечтал об открытии светских школ для казахских детей. Тургайское Областное правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в г. Тургае. Здесь его назначили учителем русского языка. Для открытия школы он организовал сбор финансовых средств. В 1864 году состоялось торжественное открытие школы с интернатом для казахских детей. В 1879 году И. Алтынсарин получил назначение на должность инспектора школ Тургайской области. По его инициативе и при непосредственном участии была создана сеть учебных заведений. В частности, во всех уездных городах области стали появляться училища. С этой целью он снова разъезжал по аулам Тургайской области. Он собрал среди населения необходимые средства, а затем открыл двухклассные русско-киргизские (казахские) училища в Иргизском, Николаевском, Тургайском и Илецком уездах.С именем И. Алтынсарина связано и начало женского образования в Казахстане. Выдающийся просветитель открыл несколько школ для девушек с интернатами (общежитиями). Школу он считал ключом к подлинному просвещению народа.

И. Алтынсарин среди своих современников был известен как ученый-этнограф, публицист и поэт. Он являлся действительным членом Оренбургского отдела Русского географического общества. Значительна и литературная деятельность просветителя. Наряду с переводом на родной язык басен И.А. Крылова, рассказов Л.Н. Толстого он написал короткие рассказы о выдающихся ученых, государственных деятелях, трудолюбивых людях. И. Алтынсарин включил в свои книги рассказы многих народов мира. В его произведениях широко использованы поучительные сюжеты из казахских сказок. Ибрай Алтынсарин был замечательным поэтом. Его стихотворения «Лицемерному судье», «Друзьям из молодежи», «Мать» носили нравственно-поучительный характер.

Шокан Уалиханов (1835 – 1865 гг.) – выдающийся казахский ученый, просветитель, демократ. Родился в крепости Кусмурун, полное имя Мухаммед Канапия. Детство его прошло в ауле его предков Сырымбете. В 1842 – 1847 гг. – учился в частной казахской школе, где овладел основами арабского, персидского, тюркского языков. Здесь же научился рисовать.

1847 – 1853 гг. – учился в Омске в Сибирском кадетском корпусе, считавшемся лучшим учебным заведением Сибири. Учился отлично, хорошо знал и любил географию, историю казахского народа, увлекся наукой. Решающую роль в увлечении наукой сыграли связи его отца с представителями русской интеллигенции. В 1855 году принял участие в экспедиции генерала Гасфорта, проехал по Центральному Казахстану, Семиречью и Тарбагатаю. Во время поездки собирал материалы, составлял записи. В 1856 году был включен в военно – научную экспедицию, целью которой было ознакомление с жизнью и бытом народа и съемка бассейна Иссык – Куля. По материалам были написаны путевые очерки «Дневник поездки на Иссык –Куль» и записки о кыргызах. Три месяца прожил в китайском городе Кульдже, изучал общественно – политическую обстановку в городе, вел переговоры с китайскими властями о налаживании торговых связей. В 1857 году по рекомендации П.П.Семенова – Тян- Шанского был избран членом Русского географического общества. В 1858 – 1859 гг. побывал в Кашгарии, где собрал уникальный исторический, этнографический материал. Создал труд « О состоянии Алтышара» Этот труд был высоко оценен учеными. До 1861 года Чокан работает в военно – учетном комитете генерального штаба. Затем тяжелая болезнь заставляет его вернуться в родные места. Наиболее изветные труды «Аблай», «Киргизское родословие», «О мусульманстве в степи» и др.

Абай Кунанбаев (1845 – 1904 гг.) – великий поэт – просветитель, родоначальник новой письменной казахской литературы, мыслитель и композитор. Родился в ауле в Чингизских горах Семипалатинской области в семье степного правителя. Настоящее имя Ибрагим, Абаем ласково называла его мать. В 1853 году дав мальчику домашнее образование, отец послал восьмилетнего сына в Семипалатинск в медресе Ахмеда Ризы. Одновременно Абай посещает русскую школу. В 1860 году, недав сыну закончить обучение, отец отозвал его в аул и постепенно приучал к работе к будущей деятельности главы рода. В 1873 году он знакомится с политическими ссыльными, которые оказали большое влияние на его мировоззрение. Он хорошо знал и почитал наследие русских мыслителей и писателей. 1886 год – переломный в жизни Абая. Он полностью занялся художественным творчеством. Впервые решился поставить свое имя под написанным стихотворением. Одновременно он переводит на казахский язык басни Крылова, стихи и поэмы Пушкина, Лермонтова, делая их доступными и понятными для казахского народа. Имя Абая становится популярным. К нему идут за советом, помощью, приезжают акыны, композиторы, певцы из разных районов, его стихи знает молодежь. Дружба Абая и ссыльных революционеров вызывает тревогу у администрации. За ним устанавливается негласный надзор. Перу Абая принадлежит известное произведение «Гаклия» («Слова назидания»). В течение 15 лет Абай перевел более 50 произведений русских писателей.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 796; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь