Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Перестаньте притворяться, что вы ничего особенного собой не представляете



 

Слушайся старших, дитя: все эти НЕ ДОЛЖЕН,

Все эти НЕЛЬЗЯ,

Слушай, за что НЕ СЛЕДУЕТ БРАТЬСЯ,

Что НЕВОЗМОЖНО, чего НЕЛЬЗЯ ДОБИВАТЬСЯ,

На что НЕ НАДО СМОТРЕТЬ

И чего НИКОГДА НЕ БУДЕШЬ ИМЕТЬ…

А теперь я шепну тебе в самое ушко, как говорится: Эту жизнь не так‑ то уж просто прожить,

На пути твоем МНОГОЕ может случиться, И ВСЕ, что захочешь, ты можешь свершить.

 

Шел Силверстайн

 

Вы особенный человек, непохожий на всех остальных. Вы способны сделать что‑ то такое, чего никто никогда прежде не делал, можете увидеть нечто такое, чего никто никогда еще не видел. Почему вы не могли бы быть таким?

Но можем ли мы все быть особенными? Циники говорят, что если каждый человек особенный, тогда все люди одинаковы.

Нет, такое определение не является точной характеристикой того, кем вы являетесь (или кем не являетесь). Дело в том, что термин «особенный» описывает то, что вы делаете, а не то, кто вы есть. Поэтому все мы по‑ своему особенные, это зависит от того, какое занятие мы себе выбираем.

 

И тут включается противодействие

 

Наша древняя охранительная часть мозга, наш быстро возбудимый, истерический внутренний голос, реагирующий мгновенно, отвечает за такие эмоции, как страх, гнев, а отчасти и за сексуальное влечение. И все это предназначено для выживания как отдельного человека, так и людей как вида в особо опасных условиях. Для выполнения этой задачи наша защитная система вполне приспособлена.

Но с течением времени условия нашей жизни настолько изменились, что большинство из нас живут отнюдь не в такой обстановке, где постоянно присутствует опасность. Но миндалевидное тело этого не знает и думает, что мы все еще там, в дебрях, и начинает действовать не только в те редкие моменты, когда мы в этом действительно нуждаемся (например, когда на нас в темной аллее нападает грабитель). К сожалению, оно активизируется также и тогда, когда мы занимаемся творчеством и хотим создать что‑ то стоящее.

Замечательный писатель Стив Прессфилд дал словесное обозначение этому явлению. Он назвал его внутренним противодействием.

Оно проявляется как шум в голове, отражающий замешательство и гнев, и так каждый раз, как только мы подумаем о реализации нашего творческого проекта. Так происходит и «писательская блокировка» – сильное желание отложить все на потом и, что хуже всего, подспудное побуждение сделать не столько, сколько вы могли бы, а хоть чуточку, да меньше. Вы начинаете отклоняться в сторону: что‑ то немножко подправите, что‑ то подчистите, в общем, стараетесь уйти от того особенного, что было задумано, и стать посредственностью.

Голос противодействия звучит из глубины веков. Он понимает, что творчество – занятие опасное, поскольку оно делает вас уязвимыми, может вызвать критику, а еще потому, что ваше творчество не все смогут понять.

В те отдаленные времена критика несла в себе реальную опасность. Все необычное настораживало, его подмечали… и часто это кончалось очень печально.

Сейчас, как мы видим, творчество является лучшим (а иногда и единственным) путем к успеху. Но оно вынуждено проходить через естественную ограничительную эмоцию – противодействие, которое ставит ему препоны.

Если вы пожалуетесь мне, что чувствуете противодействие, это не вызовет у меня никаких негативных эмоций по отношению к вам. Наоборот, я буду в восторге, потому что противодействие – это не что‑ то вроде вывиха лодыжки или еще какая‑ нибудь физическая травма, которой мы стараемся избежать в ходе работы, это тень творчества. Первое не проявится, если нет второго. Если возникает противодействие, это говорит о том, что у вас есть творческий порыв.

В свое время Ив Кляйн поразил мир авангардистского искусства своими лечебными фотографиями, на которых был снят на тихой парижской улочке.

На эту фотографию я смотрел тысячу раз и даже пытался заполучить право поместить ее на обложке данной книги. Обратите внимание на фигуру в прыжке. Нельзя сказать, что Кляйн собирается причинить себе вред. Перед нами человек, который чувствует себя свободно во время полета в пустоту; он хочет понять, что неизведанное может ему там открыться. Ему не заморочила голову пропаганда относительно полета Икара. Пустота – это было как раз то, куда он хотел войти, и если это означает стать лицом к лицу со страхом падения, то Кляйн был готов к этому.

Конечно, вы почувствуете при этом сильное внутреннее противодействие. И это хорошо, это уже признак того, что вы тоже готовы создать что‑ то значимое. Несомненно, вы почувствуете это.

Но тут возникает вопрос: что делать с этим чувством противодействия?

 

«Прыжок в пустоту» Ива Кляйна

 

Это не война за креатив

 

Самая ценная книга, написанная Прессфилдом относительно проблемы внутреннего противодействия, носит название «Война за креатив» («The War of Art»). И это название как раз то, в чем наши с ним мнения не сошлись.

Противодействие нельзя рассматривать как нечто такое, с чем можно сражаться не на жизнь, а на смерть. Или, по крайней мере, этого не следует делать. Войны с противодействием не может быть, потому что вы не сможете в ней одержать победу, а ввязываться в войну, в которой невозможно победить, глупо.

С того самого момента, как я понял, что холодный пот, учащенное сердцебиение, лукавые намеки внутреннего голоса, неуверенность и страх – это просто неизбежные спутники творчества, я научился в процессе работы расслабляться. Именно расслабляться, а не сражаться с внутренним противодействием. Это даже не перемирие в войне, это партнерство.

И когда в моем мозгу начинается противодействие, я знаю, что смогу создать то, что хочу. Я сражаюсь не с ним, а за то, чтобы реализовать свое творчество.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Bizz: Допустим, клиент не проверил карман, а там что-то лежит, что может повредит аппарат. Как быть в такой ситуации?
  2. I - Что относится к внешним проявлениям дружбы с неверными.
  3. I LEARN THAT I AM ON AN ISLAND (я узнаю, что я на острове)
  4. I SEE SOMETHING IN THE SAND (я вижу кое-что в песке)
  5. I. Чтобы они поистине были универсальными для научных занятий.
  6. XVII. ЧТО РАЗРУШАЕТ ПСИХИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ?
  7. А если хочешь узнать что у тебя за команда, достаточно сыграть с сильным противником. Ты сразу удивишь все недостатки и недоработки, узнаешь, кто из игроков что стоит.
  8. А может, сделать так, чтобы и у детей всего мира – у белых, черных, желтых – тоже было знамя одного цвета?
  9. А почему происходит то, что «происходит»?
  10. А прежде чем был построен, украшен и определён новый эон, призван великий Строитель, первый Зодчий, и ангелы, сущие с ним, чтобы построить и украсить новый эон.
  11. А сейчас Я хочу сказать кое-что о программе детей, умирающих в очень раннем возрасте.
  12. А то, что есть, — это единственное подлинное имя Бога. Это не цель где-то еще; это всегда доступно, просто вы не доступны этому.


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь