Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ЗОЛОТОЙ ВЕК ИНДИЙСКОЙ МУЗЫКИ.
Им может считаться 16 век. С музыкой стали ассоциироваться такие великие имена, как АКБАР (1556 – 1605) и ТАНСЕН. История не знает точно, был ли Аллауддин Кхилзи сам любителем музыки, возможно, у него не было на это времени. Однако, он позволил своему министру Кхусро развивать музыку. Это само по себе - немалый вклад. В случае с Акбаром все было совсем по-другому. Изменились времена. Дни политических беспорядков и переворотов закончились. Пришли мир и стабильность. В Королевском Дворе царила атмосфера музыки и культуры. Тансен мог петь, и музыка могла развиваться более естественно. Ведь музыка – это культурная роскошь, для которой мир необходим. Акбар был также Императором Музыки. Двор Его Величества был полон музыкантов и любителей музыки. Тансен возглавлял список таких великих певцов, как Байджу Бавра, Рамдас, Танранг Кхан, и т.д. Говорят, их было 36 – это большое число.
Перед тем, как прибыть ко Двору короля Акбара, Тансен жил у короля Рамчандра. Когда Император услышал о славе и известности музыкальной магии Тансена, он с почтением пригласил его ко Двору и сделал Тансена важным певцом. Это было королевским признанием музыкального значения Тансена. Это была честь Музыке, любителям музыки и персонально Тансену. Сам Тансен был не только великий ученый музыкант, но и великий исполнитель. У него был большой успех на сцене, и его Дхрупад Дхамар был очень популярен и распевался всем народом. Он не только создал новые, но и модифицировал старые раги. То, что нам сегодня известно как Раги Мийаки Тоди и Мийа Мальхар – есть ни что иное, как старые Раги, которые так музыкально и мелодично трансформировались после прикосновения Тансена.
Тансен был не только певцом, но и человеком с характером. Он был верным слугой Императора, и почти рабом Музыки. Именно эта двойная и непоколебимая преданность Императору и Музыке сделала его великим и запоминающимся.
Существует множество историй, которые раскрывают многогранность его музыки. Вот первая из них. Однажды, случилось так, что слон Императора потерял терпение и начал метаться туда-сюда. Возлюбленная Тансена, мисс Тани, попала в эту суматоху. Она поддалась общей панике и не знала, что делать. Тансен увидел это. Музыка спасла ситуацию. Тансен начал петь, и слон забыл свою дикость. Зверь был загипнотизирован музыкальными нотами и тихо и мирно уселся. Это доказывает, что хотя Тансен был человеческим существом, его музыка была сверхчеловеческой и Божественной.
Другой случай, который более известен, показывает другую грань его музыки. Хоть и кажется, что музыка выходит из человеческого горла, но на самом деле настоящая музыка исходит от сердца и духа. От музыканта требуется полная отдача на волю Богине Музыки. Тансен был музыкантом такого рода. Когда он увидел, что принцесса, дочь короля Акбара, смертельно больна, и только Рага Дипак может спасти ее, Тансен, позабыв себя, начал петь с полной преданностью и религиозным посвящением. Его даже не беспокоило, что он может потерять свою жизнь. Музыка для Тансена была дыханием и жизнью. Что произойдет с ним, было не важно. Отдача на милость музыке была полной. Это и сделало его бессмертным. И как говорят: “Люди могут забыть Акбара, но не Тансена. Настоящее искусство никогда не умирает”. Несмотря на все это, Тансен чуть не умер от жара, созданного Рагой Дипак. Жар действительно был. Но позднее Тансен был спасен опять же музыкой: другой рагой - Мегх Мальхар. Музыка является Спасителем везде.
Третий пример раскрывает сразу несколько сторон его музыки. Мы уже говорили, что Акбар был не только Императором Индии, но и Императором Музыки. Невозможно, чтобы он не знал имени Свами Харидаса – великого Учителя Тансена. Он знал, что если Тансен поет такого рода музыку, песни и Раги, его Гуру должен быть еще более великим. Любовь Акбара к музыке не давала покоя его уму. Желание услышать Свами Харидаса было столь велико, что он забыл о своем королевском троне, а думал только о музыке Свамиджи. Он инстинктивно знал, что Свамиджи не может быть доставлен ко двору силой. Сила и музыка никогда не ходят вместе. Когда Тансен сказал Акбару, что его Гуру никогда не сможет стать придворным певцом, ситуация стала критической: Акбар не мог жить без музыки Свамиджи, а Свами Харидас не мог петь, когда его дух не побуждал к этому. Критическая ситуация была спасена простым сахаджевским способом. Акбар и Тансен придумали совместный план. Акбар узнал из этой ситуации, что слушатель должен также сдаться музыке. Акбар должен стать простым человеком с улицы. Для Акбара это было ничто, столь велико было желание услышать Небесную Музыку. Акбар как человек был выше, чем Акбар как Император. Он также знал, что Свамиджи не станет петь королю. В музыке нет ни принца, ни нищего. Музыка – нивелир человечества. Если мы слушаем музыку как человек, мы можем наслаждаться ею. Кто-то может делать замечания – не имеет значения. История продолжалась дальше. Акбар и Тансен пошли к месту Гуру. Тансен - как певец, Акбар – как игрок на танпуре. Тансен вызвал своего Учителя на пение. Это был мягкий музыкальный трюк (уловка). Тансен начал петь некую Рагу, сознательно делая ошибки. Гуру, как и ожидалось, рассердился и начал исправлять их, пропевая эту Рагу. Акбар был потрясен, услышав это, и с упоением наслаждался. Он был счастлив и удовлетворен: “Тансен Миа, почему ты не поешь так, как твой Гуру? ” “Кхавинд, вопрос не труден. Я пою, потому что Твое Величество приказывает мне петь. Я пою как слуга. Мой Учитель поет как мастер. Настоящая музыка никогда не может быть служанкой”. Акбар понял это и замолчал.
БХАКТИ, КАВЬЯ и САНГИТ. 16 век увидел расцвет таких певцов как Тансен и его Великий Гуру - Свами Хардас. В то же время, наряду с придворной музыкой, на сцене появились такие великие святые, как Бхакта Сурдас, Сант Госвами Тулсидас, Бхакта Кабирдас и Сант Мирабай. Эти святые были также великими поэтами. В них соединились поэзия и Бхакти. Они начали петь свои поэмы и Бхаджаны. Это особый сплав 3-х великих ценностей человеческой жизни: Бхакти, Кавья и Сангит. Более того. Это Бхакти Сангит не имело ничего общего с королевским двором. Это была не придворная, а истинно народная музыка. Эти певцы и святые были исследователями и интеллектуалами. Сурдас написал “Сур Сагар”, Тулсидас – “Тулси Рамайан” и т.д. Все это ясно показывает, что Сангит и Сахаджа должны были прийти к объединению. Другим качеством, объединяющим их всех – была полная отдача Музыке. Отдача Господу Кришне и музыкальным молитвам святой Мирабай стоили ей семьи и жизни.
В тот же период времени также были популярны книги, которые написал Карнатак (Бхакт) – Пандит Поэт Пундарик Виттхал.
ИМПЕРАТОР ДЖАХАНГИР. После Акбара (в 17 веке) Императором стал Джахангир(1605 – 1627). Так как в политике царил мир, то и при дворе Джахангира было много музыкантов-исполнителей, и музыкальные традиции двора Акбара продолжались.
“САНГИТ ДАРПАН” - ПАНДИТ ДАМОДАР. В тот же период времени была очень популярна книга по музыке, написанная Пандитом Дамодаром – “Сангит Дарпан”. В книге дано подробное описание Раг и Рагинь. Книга имела большую практическую ценность и была известна далеко за пределами Индии. Она даже была переведена на язык Фарси, как говорится в книге англичанина Сэра Вильяма Джонса “Музыкальные обычаи индусов”.
ИМПЕРАТОР ШАХАДЖЕХАН. В период Императора Шахаджехана (1628 – 1658) Индийская музыка получила дальнейшее развитие. Поток музыки понесся дальше с огромной скоростью, потому что сам Император был не только большим любителем красоты и искусства, но и певцом. Великий Тадж Махал – действительно великий мемориал его любви к его королеве. Махал стал предметом поэзии и музыки. Это вечный источник вдохновения, любви и красоты. Император Шахаджехан внес большой вклад в музыку. Его двор был полон певцов и музыкантов. Он был поэтом, и его мелодичные песни на Урду были популярными. Два великих певца: Диранг Кхан и Лал Кхан – почитались особо. Император оценил их на вес серебра, цена которого в то время была приблизительно 4500 рупий. Великие имена в музыке - Рамдас и Джаганнатх Пандит - ассоциируются с Шахаджеханом. Как все знают, последние дни его Величества были трагичными. Он провел их в заточении. Его собственный сын Аурангзеб заточил в тюрьму не только его, но и музыку и красоту. Такой закат своей жизни Император смог перенести только благодаря своей любви к музыке, красоте и искусству. Это редкий пример силы воздействия, власти музыки, красоты и искусства в человеческой жизни. Музыка - не только спаситель, но и опора в жизни. Моголы, в основном, - любители музыки. В их жизни не было места ненависти к ней. В политической битве Шахаджехан действительно проиграл Аурангзебу. Но Шахаджехан был Великим Моголом, выходцем из великой императорской семьи Бабар и Хумайун. История о Бабар и Хумайун – опять столь нетипичный, странный случай в истории Моголов, что о нем стоит упомянуть. Бабар предложил свою собственную жизнь за сына, он умер, а Хумайун остался в живых, несмотря на смертельное заболевание. Зная этот великий пример жизни и смерти, легко понять, как великий любитель музыки и красоты, смог так легко предложить трон своему сыну, ведь трон никогда не является чем-то более ценным, чем жизнь. Если один может пожертвовать жизнью, другой – может легко пожертвовать троном, но это было не совсем так. Ведь жизнь в тюрьме означает не что иное, как жизнь в одиночестве. Но для такого любителя музыки, как Шахаджехан, одиночество не крест (наказание), а благословение. Как сказал поэт: “Каменные стены еще не делают тюрьмы, а железные прутья – клетки”. В тюрьме Шахаджехан жил в благородной компании музыки. Любитель музыки никогда не одинок.
ИМПЕРАТОР АУРАНГЗЕБ. После музыки Шахаджехана, и особенно придворной музыки наступил период большого застоя. Это совпало с политическим распадом и последними днями Могольской Империи. Времена полностью изменились. Нарушилась мирная жизнь, наступили времена беспорядков и политической нестабильности. Император Аурангазеб был вынужден отвечать на постоянные грозные вызовы со всех сторон. У Императора не было ни времени, ни “уха” для музыки. Он был полностью вовлечен в политические баталии. Это была борьба за выживание. Однажды, при вспышке гнева, Император даже приказал закопать все музыкальные инструменты глубоко в землю. Это заставило всех музыкантов покинуть двор. У него были причины, а именно политические, ненавидеть музыку, что он и делал. Объяснить это можно только неспокойными временами. Принято считать, что музыка во времена Аурангазеба была в упадке, но придерживается ли история этого взгляда? Известно, что этот Jahapanha однажды рассердился настолько, что издал указ о том, что музыка запрещена (объявлена вне закона) в его имперской стране. Но, как мы хорошо знаем, музыка неуничтожима. Никто не может разрушить музыку, так как она является качеством жизни не только человеческой, но даже животной. Это непреходящая ценность. Таким образом, широкий поток музыки во времена Аурангазеба всего лишь сузился, но не пересох. Музыка и музыкальные инструменты, которые были похоронены глубоко в земле, превратились в живые семена будущих форм музыки. Музыка покинула Королевский двор, но она ушла к простым людям. Она распространилась. Ведь при дворе она была в каком-то смысле в клетке, пусть и золотой. По иронии судьбы Аурангазеб отвечает за то, что он вынес музыку простым людям, от двора – по всей стране. Это, конечно, не запрет, не отказ, это даже не падение, это своего рода подъем. Это освобождение музыки от цепей двора. Если посмотреть на музыку с точки зрения ума – она никогда больше не вернется в клетку опять. (Широко известна история «Послание попугая»). Птица музыки летает лишь там, где только Небо является единственным ограничением. Птица музыки – не просто птица – это Феникс: птица только кажется мертвой, но снова восстает к жизни из собственного пепла.
С наступлением 17 века была написана еще одна великая книга: “Сангит Париджат” Пандитом Ахобалом.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы